Вновь принимаемые расходные обязательства в
приоритетном порядке должны способствовать решению проблемы повышения
жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных
государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Следует определиться с возможностями и сроками реального повышения оплаты труда
в среднесрочной перспективе. Необходимо начать переход к внедрению отраслевых
систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы. Это позволит
обеспечить соответствие между качеством труда и уровнем заработной платы в
бюджетном секторе.
Необходимо модернизировать механизмы проведения
активной политики занятости и реализации других мер, способствующих повышению
качества человеческого капитала.
Особое внимание следует уделить повышению
результативности бюджетных расходов. Прежде всего это относится к обеспечению
доступности и качества услуг здравоохранения и образования, непосредственно
влияющих на уровень жизни населения. Решение этой задачи потребует в том числе
изменения сложившихся механизмов финансирования. Необходимо восстановить
престиж и общественную значимость профессии врача и учителя, создать условия
для привлечения в здравоохранение и образование квалифицированных кадров,
технического перевооружения и развития этих отраслей.
Следует также оказывать поддержку в рамках
федеральных программ проводимым на региональном уровне мероприятиям по оказанию
государственной социальной помощи малоимущим гражданам и многодетным семьям, по
передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные
семьи, по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Рассматриваю
такие действия как реальный вклад в дело борьбы с бедностью и ликвидации иных
очагов социального неблагополучия.
В 2006 году необходимо обеспечить дальнейшее
улучшение материального положения пенсионеров, увеличение размеров социальных и
трудовых пенсий в объемах, опережающих рост потребительских цен.
Обеспечение стабильности закрепленных за уровнями
публичной власти доходных источников и расходных полномочий должно стать
важнейшим принципом бюджетной политики федеральных органов государственной
власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Одновременно необходимо проанализировать практику
исполнения субъектами Российской Федерации делегированных им федеральных
полномочий с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Стоит
продолжить работу по расширению круга таких полномочий.
Нужно оказать содействие субъектам Российской
Федерации и органам местного самоуправления в работе по оздоровлению их
бюджетов. Следует активнее внедрять принципы лучшей практики планирования и
исполнения бюджетов, не допускать образования бюджетной задолженности, что
означает четкое исполнение органами власти обязательств перед хозяйствующими
субъектами и населением. Именно так должен строиться бюджетный процесс – от
региона до поселения.
Необходимо на долговременной основе определиться с
направлениями использования Федерального фонда регионального развития, изменить
механизм его формирования и распределения с учетом применения единых
методологических принципов отбора регионов для оказания инвестиционной
поддержки и порядка предоставления средств из этого фонда с учетом финансовых
возможностей субъектов Российской Федерации.
В составе Фонда софинансирования социальных
расходов необходимо предусматривать достаточные средства для социальной
поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц,
признанных пострадавшими от политических репрессий, жертв политических репрессий,
граждан, имеющих детей, а также для предоставления малоимущим гражданам
жилищных субсидий.
С 2006 года предстоит перейти к формированию
бюджетов закрытых административно-территориальных образований в порядке,
установленном для формирования бюджетов муниципальных образований. В проекте
федерального бюджета следует предусмотреть средства на выплату бюджетам
закрытых административно-территориальных образований компенсации дополнительных
бюджетных расходов и (или) потерь, связанных с их статусом.
Практическое осуществление в 2006 году реформы
местного самоуправления требует от федеральных органов государственной власти
оказания действенной методологической помощи субъектам Российской Федерации и
муниципалитетам.
Вновь образованные органы
местного самоуправления должны быть готовы к решению отнесенных к их
компетенции вопросов местного значения. При формировании бюджетов субъектов
Российской Федерации на 2006 год нужно уделить особое внимание решению проблемы
сбалансированности местных бюджетов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетная политика России
последних лет, разработанная в соответствии с программами
социально-экономического развития РФ с учетом одобренных Правительством РФ
принципов реструктуризации бюджетного сектора в РФ, направлена на повышение
результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными
средствами на всех уровнях бюджетной системы РФ.
В последние годы в
основном была решена задача обеспечения финансовой и макроэкономической
стабильности. Принятый в 1998 году и вступивший в силу с 2000 года бюджетный
кодекс РФ установил основы бюджетной системы и бюджетного процесса. Были
внедрены элементы среднесрочного финансового планирования с распределением
ресурсов «сверху вниз» в рамках жестких бюджетных ограничений. Завершен переход
к казначейскому обслуживанию исполнения федерального бюджета. Упорядочена
система финансовой поддержки субъектов РФ.
Реализация одобренных
правительством РФ «Принципов реструктуризации бюджетного сектора в РФ в
2003-2004 гг. и на период до 2006 года» направлена на:
- совершенствование управления действующей сети получателей бюджетных
средств;
- внедрение новых механизмов бюджетного финансирования;
- расширение возможностей привлечения организаций различных
организационно – правовых форм к предоставлению государственных услуг за счет
бюджетного финансирования;
- формирование условий для преобразования организаций бюджетного сектора
в иные организационно-правовые формы.
Закон «О федеральном
бюджете на 2005 год» является итогом совместной работы Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства РФ.
Главная задача
федерального бюджета на 2005 год – поддержание общей макроэкономической
стабильности, реализация реформ в секторе государственного управления, создание
благоприятных условий для реального сектора экономики.
При подготовке бюджета
определяющими стали такие направления как: устойчивый экономический рост,
снижение инфляции, преодоление бедности, обеспечение национальной безопасности.
Одна из важных задач
бюджета – повышение устойчивости финансовой системы к воздействию
внешнеэкономической конъюнктуры. Бюджет 2005 года построен на принципах,
предотвращающих кризисы, подобные 1998 года. Создание Стабилизационного фонда в
России должно предотвратить появление подобных рисков.
По оценкам Минфина, в
2005 году Стабилизационный фонд превысит планку 500 млрд. руб. и часть
превышения будет направлена на поддержку пенсионного фонда и выплаты по
внешнему долгу.
Принятые решения
позволяют уже в текущем году планировать погашение внешнего долга и значительно
сократить расходы на его обслуживание. Установлены объемы ассигнований
федерального бюджета на реализацию межгосударственных договоров в рамках СНГ:
они составят 2279,2 млн.руб, из них 1600 млн. руб. долевой взнос в бюджет
Союзного государства.
В то же время, несмотря
на определенные успехи бюджетной политики последних лет, в России в настоящее
время отсутствуют включенные в бюджетный процесс механизмы среднесрочного
планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов, не достаточно
решены проблемы межбюджетных отношений.
В рамках Концепции
реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах и Программы развития
бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года заложены основы новой
системы межбюджетных отношений, создания условий и предпосылок для максимально
эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в
соответствии с приоритетами государственной политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД
РФ и одобрен СФ РФ 17.07.98.
2.
Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»
3. Федеральный закон от 15.08.96
№115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
4. Концепции реформирования
бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах. Постановление Правительства РФ от
22.05.04. № 249.
5.
Бюджетная система России.- Учебн. Для вузов/ Под
ред. Проф. Г.Б.Поляка.-М.:Юнити-ДАНА, 2001. –540с.
6.
Бюджетный процесс РФ. - Учебн/ Под ред. М.В.Романовского,
О.В.Врублевской-2е изд.,испр. и перераб.- М.:Юрайт, 2000.-615 с.
7.
Дементьев Д.В. Бюджетная система России.-
Новосибирск, 2005.- 126с.
8.
Евстигнеев В.Р. Финансовый рынок в переходной
экономике: инвестиционные стратегии, структурная ориентация, перспективы
международной интеграции. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 240С.
9.
Ленин В.И. Полн. собр. соч. — Т. 36 — С. 351
10. Курс экономической теории:
Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.:
Издательство «АСА», 1997.
11. Плотников К.Н. Бюджет
социалистического государства.- М, 1948.
12. Плотников К.Н. Очерки
истории бюджета советского государства.- М, 1954.
13. Региональная экономика. -
Учебник / Под ред. В.Н. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2002.-463с.
14. Ряскова М.В. Бюджетная
политика как инструмент государственного регулирования. - М.: ТЕИС, 2002.
15. Соловьев Г.Г.
Государственные бюджеты.- Ленинград, 1928.
16. Сумароков В.Н.
Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М.,
Финансы и статистика, 1996.
17. Государственный бюджет. -
Учебное пособие./Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 1995.
18. Финансы.
- Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовеного, проф. О.В. Врублевской,
проф. Б.М. Сабанти. - М.: Изд-во "Перспектива", 2000. - 520С.
19. Финансы. -Учебник для
вузов. /Под ред. Л.А. Дробозиной/ М., Юнити,- 2001. – 528 стр.
20. Яндиев
М.И. Теория финансов. Трансформация финансовых органов власти. - Учеб. пособие.
- М.: ТЕИС, 2001. - 240С.
21. Беляев
Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 1997, № 11
22. Кудрин
А.Л. федеральный бюджет – важнейший инструмент реализации государственной
политики // Финансы № 1, 2005 с. 3.
23. Лексин
В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы
экономики, 1998, № 3.
24. Лайкам К. Оптимизация распределения налогов между федеральным и региональным
уровнями бюджетной системы //Вопросы
экономики /Институт экономики РАН.-1998 г.- №10, стр. 139
25. Максимова Н.С. О
реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 1998,
№ 6.
26. О единстве бюджетной
системы. // Финансы, 1997, № 5.
27. Терещенко Г.Н.
Экономическое развитие России в 2001 году /Аналитический вестник Совета
Федерации ФС РФ. - 2001. - № 23 (154) . - стр. 17
28. Христенко В. Реформы
межбюджетных отношений. - Вопросы экономики
/Институт экономики РАН.-2000 г.- №8, стр. 4
29. www.kremlin.ru
30. www.minfin.ru.
31. www.rbp.ru
[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации
[2] Финансы. Денежное обращение.
Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и
др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
[3] Пролетарская революция. — 1925. — №3 — С. 162, 163.
[4] Ленин В.И. Полн. собр. соч. — Т. 36 — С. 351
[5] www.minfin.ru.Отчеты
об исполнении федерального бюджета Министерства финансов РФ
[6] Составлена по
данным табл. 1.3.2.
[7] www.minfin.ru.Департамент управления государственным
внутренним долгом.
[8] www.minfin.ru Интернет-сайт Министерства финансов РФ
[9] www.minfin.ru.
Отчеты об исполнении федерального бюджета Министерства финансов РФ
[10] www.minfin.ru.Отчеты
об исполнении федерального бюджета Министерства финансов РФ
[11] Составлена по
данным таблицы 6.3.2.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|