рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Европейский Союз и Казахстан

Анализ государственных программ в стратегии экономи­ческих реформ, затрагивающих и развитие внешнеторгового сектора Республики, позволяет сделать следующие выводы:

- в первые годы независимости кардинальных преобразо­ваний во внешнеэкономической сфере не наблюдалось, так как по-прежнему преобладала система государственных закупок и заказов;

- с 1994 г. меры по либерализации внешней торговли при­няли целенаправленный характер, происходит постепенная унификация законодательных и нормативных актов, создает­ся система внешней торговли с учетом особенностей национальной экономики;

- прогрессивные тенденции во внешнеторговой сфере обусловили осуществление дальнейших мер по регулирова­нию внешней торговли в соответствии с международными нормами и правилами.

Все меры, проводимые в рамках программ по стратегии экономических реформ, оказали существенное влияние на со­вершенствование внешнеторговой политики и на формирова­ние положительного сальдо торгового баланса Казахстана, а также способствовали притоку финансовых средств в бюджет страны. В свою очередь, проведенные мероприятия оказали положительное воздействие на достижение частичной макро­экономической стабилизации в стране. Ведь известно, что ха­рактер торговых взаимоотношений между странами зависит, прежде всего, от экономической и политической ситуации.

Выступая на расширенном заседании коллегии МИД РК 2 октября 2000 г., Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев особо подчеркнул, что одним из узловых при­оритетных направлений внешней политики Казахстана явля­ется реализация функциональных задач внешнеполитической деятельности Республики. Было подчеркнуто, что общим знаменателем или задачей, красной нитью, проходящей через все приоритеты, несомненно, является экономизация внешней политики. А одной из функциональных задач внешней поли­тики РК определен поиск выгоды  - прежде всего, экономиче­ской, а значит и торговой - для Казахстана. На сегодняшний день реалии таковы, что Казахстану необходимо стать силь­ным, экономически жизнеспособным и политически суверен­ным государством в Центральной Азии. В условиях нарастающей глобализации мирового развития Казахстан должен обеспечить себе устойчивый доступ к трансевропейскому рынку.

В XXI веке торговля и торговые связи между государст­вами играют и будут играть все больше растущую роль в со­временных международных отношениях. В настоящее время сложилась устойчивая ориентация государств к развитию стабильных торговых отношений с другими странами. И Ка­захстан здесь не является исключением. Мировой рынок по­стоянно развивается и имеет достаточно подвижную конст­рукцию, поэтому для эффективного использования внешне­экономического потенциала Казахстана необходимо постоян­ное изучение и прогнозирование изменений и колебаний на мировых рынках для корректировки внешнеторговой дея­тельности страны. Ситуация, складывающаяся в условиях глобализации и интеграции, свидетельствует о том, что тор­говля на сегодняшний день - одна из основных тенденций современного мирового развития.

Европейский Союз и Республика Казахстан разрабатывают стратегию во взаимоотношениях друг с другом. Развитие у торговых связей с Казахстаном определено как одно из основных направлений этой стратегии. Одним из первых со­глашений, затрагивающих торговые интересы между Европейским   Союзом   и   СССР,   являлось   выше   упомянутое н "Соглашение о торговом, коммерческом и политическом co-mi трудничестве", подписанное 18 декабря 1989 г. между ЕЭС и СССР. Благодаря данному соглашению, стороны предостави­ли друг другу режим наибольшего благоприятствования. Это соглашение  открыло  странам  СНГ  (включая  центрально-азиатский регион) как правопреемникам бывшего СССР дос­туп на единый рынок Европейского Союза, формирование ко­торого в начале 90-х гг. находилось в завершающей стадии. Оно также предусматривало постепенное устранение количе­ственных ограничений в торговле со стороны ЕС и экономи­ческое сотрудничество в целом ряде сфер, представлявших взаимный   интерес.   Согласно   соглашению,   планировалось создание объединенного комитета, призванного контролиро­вать выполнение соглашения, а также делать рекомендации касательно любого аспекта экономических отношений между двумя сторонами. Таким образом, уже в 1989 г. был заложен первый кирпичик в либерализацию торговых отношений ме­жду Европейским Союзом и странами Центральной Азии, а затем, соответственно, независимого Казахстана.

Как было отмечено выше, основные аспекты торгового сотрудничества между РК и ЕС отражены в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве от 23 января 1995 г. и во Вре­менном договоре по торговле и связанным с ней вопросам между Республикой Казахстан и Европейским Союзом, под­писанном 5 декабря 1995 г. В СПС торговле товарами посвя­щен раздел III Соглашения (статьи 8-18). А Временный дого­вор полностью затрагивает положения, касающиеся торговли и связанных с ней вопросов. Следовательно, торговые отно­шения между РК и ЕС нашли свое официальное выражение в данных соглашениях, которые в настоящий момент приобре­тают все более динамичный характер.

В целом Европейский Союз является вторым крупнейшим торговым партнером Казахстана после Российской Федера­ции. А Казахстан определен как один из основных торговых партнеров ЕС в Центральной Азии. Большая значимость дву­сторонней   торговли   обусловливается   свободой   рыночной экономики Казахстана. 9 октября 2000 г. Европейский Совет внес дополнение в постановление Евросоюза (№ 384/96) по антидемпингу с целью расширения специального режима ры­ночной экономики для Казахстана, т.е. Евросоюз признал экономику  Республики  рыночной.   Преимущества  данного режима связаны с тем, что дают возможность экспортерам из Казахстана доказывать, что они действуют в условиях рыноч­ной, а не государственной экономики. Теперь антидемпинго­вые расследования основываются на ситуации, существую­щей в Казахстане, и не связаны с ситуацией в других третьих странах с рыночной экономикой. В дополнение к постановле­нию Европейский Совет пересмотрел критерии индивидуаль­ного подхода к казахстанским компаниям по антидемпинго­вому вопросу. В настоящее время казахстанские производи­тели и экспортеры имеют право в каждом отдельном случае доказывать, что их производственные издержки и цены не на­ходятся под влиянием государства. Преимущество теперь за­ключается в том, что стоимость продукции казахстанских производителей и экспортеров исчисляется на основе реаль­ных производственных затрат и цен. В случае отсутствия та­ких доказательств исчисления производятся на основе издер­жек и цен, существующих в сравнимой третьей стране с рыночной экономикой.

Постановление вступило в силу 12 октября 2000 г. и имеет большое значение для укрепления и развития двусторонней торговли между Казахстаном и Евросоюзом. Признание Европейским Союзом экономики Казахстана рыночной является важным шагом, свидетельствующим о развитии качественно нового уровня торговых и экономических взаимоотношений Республики Казахстан и Европейского Союза. Речь идет не только о расширении доступа казахстанских товаров на рын­ки Евросоюза, но и о резюмировании успехов Казахстана в проведении демократических и рыночных преобразований, являющихся важным шагом к вступлению страны во Всемир­ную торговую организацию (ВТО).

Подготовка Республики Казахстан к вступлению в ВТО планомерно ведется с 1996 г. Вступление Казахстана в ВТО является приоритетным направлением внешней политики Республики и отражает ее желание участвовать во всемирной тор­говле на равных правах со странами всего земного шара. Большинство содержащихся в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве положений о торговле основано на соответст­вующих статьях ВТО. В связи с этим СПС между РК и ЕС от­крывает Казахстану путь к вступлению во Всемирную торго­вую организацию. Вступление Казахстана в ВТО позволит усовершенствовать торговое законодательство, ускорить внут­ренние экономические реформы, а также обеспечить большую стабильность и прогнозируемость для бизнесменов ЕС при осуществлении ими экспорта или инвестиций в Казахстан. Ка­захстанские экспортеры также получат привилегии, поскольку они смогут обеспечить свои права, осуществляя бизнес в лю­бой стране. Евросоюз придает огромное значение развитию условий торговли с Казахстаном в контексте экономики сво­бодного рынка. Поэтому он поддерживает Казахстан в его же­лании вступить в ВТО и продолжает предпринимать меры для развития торговли и инвестиций ЕС в Казахстане, в особенно­сти, посредством оказания технического содействия экономи­ческим и законодательным реформам.

В июле 2001 г. казахстанская делегация провела в Женеве переговоры с представителями 15 государств-участников ра­бочей группы ВТО, где были достигнуты договоренности со странами Европейского Союза, Японией, США и Австралией по вопросам доступа товаров на рынки. Как отметил министр экономики и торговли Ж.Кулекеев на прошедшей 24 июля 2001 г. пресс-конференции, участие во Всемирной торговой организации для Казахстана будет чрезвычайно полезным, однако на выполнение всех выдвигаемых организацией усло­вий уйдет еще некоторое время.

Говоря о перспективах внешнеэкономических отношений Казахстана с Европейским Союзом, следует учитывать то об­стоятельство, что объем торговли между странами ЕС на 60% превышает уровень экспорта Евросоюза в остальные страны мира. Эта тенденция сохранится в ближайшем будущем в ре­зультате роста доходов и реформ внутреннего рынка. Она также окажет воздействие на политику ЕС в отношениях с третьими странами. Показатели развивающейся торговли ме­жду Европейским Союзом и Казахстаном положительные. Сегодня ЕС является одним из самых крупных экономиче­ских и торговых партнеров Казахстана, наряду с Российской Федерацией. Если доля ЕС во внешнеторговом обороте Ка­захстана составляла в 1996 г. 16,24%, в 1997 г. - 24,38%, то в 1998 г. этот показатель возрос до 27,94%. В 1999 г. произошел упадок удельного веса ЕС в общем объеме товарооборота до 23,9%. В 2000 г. доля ЕС во внешнеторговом обороте РК со­ставляла 21,77%. На январь 2001 г. его доля уже составляет 24,2%[23].

По итогам 1996 г. внешнеторговый оборот между РК и ЕС составил 1649,2 млн. долл. США, в том числе экспорт Рес­публики Казахстан равнялся 1095,4 млн. долл. США, или 18,5% к итогу, а импорт - 553,8 млн. долл. США, или 13,1% от общего объема.

В 1997 г. этот показатель составлял уже 2632,5 млн., в том числе экспорт РК - 1707,5 млн., импорт - 925,0 млн. (соответ­ственно 26,3% экспорта и 21,5% импорта от общего объема товарооборота).

В 1998 г. произошло увеличение товарооборота ЕС и РК до 2734,8 млн. долл. Экспорт Казахстана равнялся 1690,5 млн. долл. США, а импорт - 1044,3 млн., или 31,1% экспорта и 24,0% импорта.

Но в 1999 г. товарооборот сократился на 18% по сравне­нию с предыдущим годом и составил более 2215,3 млн., в том числе экспорт РК составлял 1283,4 млн. долл., импорт - 931,9 млн., а это 22,9% экспорта и 25,3% импорта от общего объема товарооборота.

В 2000 г. внешнеторговый товарооборот вновь увеличился и составил 3090,1 млн. долл., экспорт РК равнялся 2023,8 млн. долл. США, импорт - 1066,3 млн., то есть 22,7% экспорта и 20,1% импорта. В январе 2001 г. товарооборот между РК и ЕС составил 267,2 млн. долл. США, экспорт РК составил 174,5 млн., импорт - 92,7 млн., то есть 25,6% экспорта и 21,8% им­порта. При этом ежегодно отмечается положительное для Ка­захстана сальдо.

Во внешнеторговом обороте Казахстана по итогам 1996 г. среди стран-членов Европейского Союза наиболее крупными партнерами оставались Германия - 3,74% от общего мирового объема товарооборота, Нидерланды - 3,46%, Великобритания - 3,02%, Италия -2,36%, Финляндия - 1,65%. Далее следуют следующие страны ЕС - Ирландия - 0,42%, Франция - 0,40%, Бельгия - 0,38%, Австрия - 0,33%, Швеция - 0,19% и Испания - 0,05%..

По итогам 1999 г. картина выглядит следующим образом: Германия по-прежнему остается наиболее крупным партне­ром Казахстана во внешнеторговом обороте - 6,68%, Италия увеличила свой внешнеторговый оборот с Казахстаном до 5,61%, далее идет Великобритания - 4,48%, Нидерланды -2,82%, Финляндия и Франция - 0,91%, Бельгия - 0,66%, Ир­ландия - 0,54%, Швеция - 0,48%, Испания - 0,26% и Австрия -0,21%.

Во  внешнеторговом обороте Казахстана по итогам за 2000 г. Италия вырвалась вперед - 7,37%, Германия занимает второе место - 6,34%, Великобритания - 3,41%, затем следуют Нидерланды - 2,14%, Финляндия - 0,89%, Франция - 0,64%, Швеция - 0,46%, Бельгия - 0,28%, Австрия - 0,12%, Испания -0,11%, Ирландия - 0,07%, Дания -0,06%, Люксембург - 0,03%, Греция - 0,01% и Португалия - 0,002%.

Уже за январь 2001 г. доля Италии во внешнеторговом обороте Казахстана составила 10,47%, Германии - 7,40% и Великобритании - 2,92%. Увеличение товарооборота с ЕС, в основном, произошло за счет Италии, удельный вес товаро­оборота с которой возрастает с каждым годом. Один из фак­торов роста экспорта в Италию обусловлен ростом производ­ства промышленности Италии в январе 2001 г. до 1,9% в свя­зи с чем наблюдалась тенденция увеличения экспорта нефти, рафинированной меди, мазута.

Таким образом, в тройку крупнейших казахстанских тор­говых партнеров на период с 1996 г. по 2001 г. входят такие страны, как Германия, Италия и Великобритания.

Рассмотрим картину товарооборота Казахстана со страна­ми Европейского Союза более подробнее.

Италия занимает ведущее место по объему внешней тор­говли с Республикой Казахстан, особенно в 2000 г. и первом полугодии 2001 г. Об этом говорят следующие цифры: това­рооборот между Италией и Казахстаном равнялся в

1996 г. - 239,3 млн. долл. США (экспорт РК - 197,1 млн., импорт - 42,2 млн.);

1997 г. - 442,0 млн. долл. США (экспорт РК- 357,3 млн., импорт - 84,7 млн.);

1998 г. - 581,9 млн. долл. США (экспорт РК- 492,6 млн., импорт - 89,3 млн.);

1999 г. - 526,0 млн. долл. США (экспорт РК - 418,9 млн., импорт- 107,1 млн.);

2000 г.-1046,8 млн. долл. США (экспорт РК - 891,9 млн., импорт -154,9 млн.);

в январе 2001 г. - 115,6 млн. долл. США (экспорт РК -100,7 млн., импорт - 14,9 млн.)

В 1996-2001 гг. германо-казахстанские отношения развивались достаточно позитивно. Это относится и к развитию двусторонних отношений в области внешней торговли. Об этом говорят следующие цифры: согласно официальным данным товарооборот между странами составлял в:

1996 г. - 380,7 млн. долл. США (экспорт РК - 183,0 млн., импорт- 197,7 млн.);

1997 г. - 720,7 млн. долл. США (экспорт РК - 353,0 млн., импорт - 367,7 млн.);

1998 г. - 647,9 млн. долл. США (экспорт РК - 281,5 млн., импорт - 366,4 млн.);

1999 г. - 620,1 млн. долл. США (экспорт РК- 332,5 млн., импорт - 287,6 млн.);        

2000 г. - 900,2 млн. долл. США (экспорт РК - 566,6 млн., импорт - 333,6 млн.);

в январе 2001 г. - 81,7 млн. долл. США (экспорт РК V 53,1 млн., импорт - 28,6 млн. долл. США).

Товарооборот  между  Великобританией  и  Казахстаном равнялся:

1996 г. - 307,3 млн. долл. США (экспорт РК - 230,8 млн., импорт - 76,5 млн.);

1997 г. - 690,1 млн. долл. США (экспорт РК - 548,7 млн., импорт- 141,4 млн.);

1998 г. - 701,9 млн. долл. США (экспорт РК - 483,5 млн., импорт - 218,4 млн.);

1999 г. - 422,0 млн. долл. США (экспорт РК - 189,1 млн., импорт - 232,9 млн.);

2000 г. - 450,3 млн. долл. США (экспорт РК - 231,0 млн., импорт - 219,3 млн.);

в январе 2001 г. - 32,2 млн. долл. США (экспорт РК -8,0 млн., импорт - 24,2 млн.)

В 1998 г. доля Великобритании возросла в торговом товарообороте с Казахстаном в связи с увеличением поставок нефти в эту страну.

При этом необходимо отметить, что Германия на период 1996 -1999 гг. всегда оставалась на первом месте по объему товарооборота с Казахстаном, Италия, начиная с 1999 г., уве­личила свою долю и уже в 2000 г. и в январе 2001 г. заняла первое место, Великобритания оставалась на третьем месте в 1999-2000 гг. и в январе 2001 г[24].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.