Анализ
государственных программ в стратегии экономических реформ, затрагивающих и
развитие внешнеторгового сектора Республики, позволяет сделать следующие
выводы:
-
в первые годы независимости кардинальных преобразований во внешнеэкономической
сфере не наблюдалось, так как по-прежнему преобладала система государственных
закупок и заказов;
-
с 1994 г. меры по либерализации внешней торговли приняли целенаправленный
характер, происходит постепенная унификация законодательных и нормативных
актов, создается система внешней торговли с учетом особенностей национальной
экономики;
-
прогрессивные тенденции во внешнеторговой сфере обусловили осуществление
дальнейших мер по регулированию внешней торговли в соответствии с
международными нормами и правилами.
Все
меры, проводимые в рамках программ по стратегии экономических реформ, оказали
существенное влияние на совершенствование внешнеторговой политики и на
формирование положительного сальдо торгового баланса Казахстана, а также
способствовали притоку финансовых средств в бюджет страны. В свою очередь,
проведенные мероприятия оказали положительное воздействие на достижение
частичной макроэкономической стабилизации в стране. Ведь известно, что характер
торговых взаимоотношений между странами зависит, прежде всего, от экономической
и политической ситуации.
Выступая
на расширенном заседании коллегии МИД РК 2 октября 2000 г., Президент
Республики Казахстан Н.А.Назарбаев особо подчеркнул, что одним из узловых приоритетных
направлений внешней политики Казахстана является реализация функциональных
задач внешнеполитической деятельности Республики. Было подчеркнуто, что общим
знаменателем или задачей, красной нитью, проходящей через все приоритеты,
несомненно, является экономизация внешней политики. А одной из функциональных
задач внешней политики РК определен поиск выгоды - прежде всего, экономической,
а значит и торговой - для Казахстана. На сегодняшний день реалии таковы, что
Казахстану необходимо стать сильным, экономически жизнеспособным и политически
суверенным государством в Центральной Азии. В условиях нарастающей
глобализации мирового развития Казахстан должен обеспечить себе устойчивый
доступ к трансевропейскому рынку.
В XXI веке торговля и торговые связи между
государствами играют и будут играть все больше растущую роль в современных
международных отношениях. В настоящее время сложилась устойчивая ориентация
государств к развитию стабильных торговых отношений с другими странами. И Казахстан
здесь не является исключением. Мировой рынок постоянно развивается и имеет
достаточно подвижную конструкцию, поэтому для эффективного использования
внешнеэкономического потенциала Казахстана необходимо постоянное изучение и
прогнозирование изменений и колебаний на мировых рынках для корректировки
внешнеторговой деятельности страны. Ситуация, складывающаяся в условиях
глобализации и интеграции, свидетельствует о том, что торговля на сегодняшний
день - одна из основных тенденций современного мирового развития.
Европейский
Союз и Республика Казахстан разрабатывают стратегию во взаимоотношениях друг с
другом. Развитие у торговых связей с Казахстаном определено как одно из
основных направлений этой стратегии. Одним из первых соглашений, затрагивающих
торговые интересы между Европейским Союзом и СССР, являлось выше
упомянутое н "Соглашение о торговом, коммерческом и политическом co-mi трудничестве",
подписанное 18 декабря 1989 г. между ЕЭС и СССР. Благодаря данному соглашению,
стороны предоставили друг другу режим наибольшего благоприятствования. Это
соглашение открыло странам СНГ (включая центрально-азиатский регион) как
правопреемникам бывшего СССР доступ на единый рынок Европейского Союза,
формирование которого в начале 90-х гг. находилось в завершающей стадии. Оно
также предусматривало постепенное устранение количественных ограничений в
торговле со стороны ЕС и экономическое сотрудничество в целом ряде сфер,
представлявших взаимный интерес. Согласно соглашению, планировалось
создание объединенного комитета, призванного контролировать выполнение
соглашения, а также делать рекомендации касательно любого аспекта экономических
отношений между двумя сторонами. Таким образом, уже в 1989 г. был заложен
первый кирпичик в либерализацию торговых отношений между Европейским Союзом и
странами Центральной Азии, а затем, соответственно, независимого Казахстана.
Как
было отмечено выше, основные аспекты торгового сотрудничества между РК и ЕС
отражены в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве от 23 января 1995 г. и во
Временном договоре по торговле и связанным с ней вопросам между Республикой
Казахстан и Европейским Союзом, подписанном 5 декабря 1995 г. В СПС торговле
товарами посвящен раздел III
Соглашения (статьи 8-18). А Временный договор полностью затрагивает положения,
касающиеся торговли и связанных с ней вопросов. Следовательно, торговые отношения
между РК и ЕС нашли свое официальное выражение в данных соглашениях, которые в
настоящий момент приобретают все более динамичный характер.
В
целом Европейский Союз является вторым крупнейшим торговым партнером Казахстана
после Российской Федерации. А Казахстан определен как один из основных
торговых партнеров ЕС в Центральной Азии. Большая значимость двусторонней
торговли обусловливается свободой рыночной экономики Казахстана. 9
октября 2000 г. Европейский Совет внес дополнение в постановление Евросоюза (№
384/96) по антидемпингу с целью расширения специального режима рыночной
экономики для Казахстана, т.е. Евросоюз признал экономику Республики
рыночной. Преимущества данного режима связаны с тем, что дают возможность
экспортерам из Казахстана доказывать, что они действуют в условиях рыночной, а
не государственной экономики. Теперь антидемпинговые расследования
основываются на ситуации, существующей в Казахстане, и не связаны с ситуацией
в других третьих странах с рыночной экономикой. В дополнение к постановлению
Европейский Совет пересмотрел критерии индивидуального подхода к казахстанским
компаниям по антидемпинговому вопросу. В настоящее время казахстанские
производители и экспортеры имеют право в каждом отдельном случае доказывать,
что их производственные издержки и цены не находятся под влиянием государства.
Преимущество теперь заключается в том, что стоимость продукции казахстанских
производителей и экспортеров исчисляется на основе реальных производственных
затрат и цен. В случае отсутствия таких доказательств исчисления производятся
на основе издержек и цен, существующих в сравнимой третьей стране с рыночной
экономикой.
Постановление
вступило в силу 12 октября 2000 г. и имеет большое значение для укрепления и
развития двусторонней торговли между Казахстаном и Евросоюзом. Признание
Европейским Союзом экономики Казахстана рыночной является важным шагом,
свидетельствующим о развитии качественно нового уровня торговых и экономических
взаимоотношений Республики Казахстан и Европейского Союза. Речь идет не только
о расширении доступа казахстанских товаров на рынки Евросоюза, но и о
резюмировании успехов Казахстана в проведении демократических и рыночных
преобразований, являющихся важным шагом к вступлению страны во Всемирную
торговую организацию (ВТО).
Подготовка
Республики Казахстан к вступлению в ВТО планомерно ведется с 1996 г. Вступление
Казахстана в ВТО является приоритетным направлением внешней политики Республики
и отражает ее желание участвовать во всемирной торговле на равных правах со
странами всего земного шара. Большинство содержащихся в Соглашении о
партнерстве и сотрудничестве положений о торговле основано на соответствующих
статьях ВТО. В связи с этим СПС между РК и ЕС открывает Казахстану путь к
вступлению во Всемирную торговую организацию. Вступление Казахстана в ВТО
позволит усовершенствовать торговое законодательство, ускорить внутренние
экономические реформы, а также обеспечить большую стабильность и
прогнозируемость для бизнесменов ЕС при осуществлении ими экспорта или
инвестиций в Казахстан. Казахстанские экспортеры также получат привилегии,
поскольку они смогут обеспечить свои права, осуществляя бизнес в любой стране.
Евросоюз придает огромное значение развитию условий торговли с Казахстаном в
контексте экономики свободного рынка. Поэтому он поддерживает Казахстан в его
желании вступить в ВТО и продолжает предпринимать меры для развития торговли и
инвестиций ЕС в Казахстане, в особенности, посредством оказания технического
содействия экономическим и законодательным реформам.
В
июле 2001 г. казахстанская делегация провела в Женеве переговоры с
представителями 15 государств-участников рабочей группы ВТО, где были
достигнуты договоренности со странами Европейского Союза, Японией, США и
Австралией по вопросам доступа товаров на рынки. Как отметил министр экономики
и торговли Ж.Кулекеев на прошедшей 24 июля 2001 г. пресс-конференции, участие
во Всемирной торговой организации для Казахстана будет чрезвычайно полезным,
однако на выполнение всех выдвигаемых организацией условий уйдет еще некоторое
время.
Говоря
о перспективах внешнеэкономических отношений Казахстана с Европейским Союзом,
следует учитывать то обстоятельство, что объем торговли между странами ЕС на
60% превышает уровень экспорта Евросоюза в остальные страны мира. Эта тенденция
сохранится в ближайшем будущем в результате роста доходов и реформ внутреннего
рынка. Она также окажет воздействие на политику ЕС в отношениях с третьими
странами. Показатели развивающейся торговли между Европейским Союзом и
Казахстаном положительные. Сегодня ЕС является одним из самых крупных экономических
и торговых партнеров Казахстана, наряду с Российской Федерацией. Если доля ЕС
во внешнеторговом обороте Казахстана составляла в 1996 г. 16,24%, в 1997 г. -
24,38%, то в 1998 г. этот показатель возрос до 27,94%. В 1999 г. произошел
упадок удельного веса ЕС в общем объеме товарооборота до 23,9%. В 2000 г. доля
ЕС во внешнеторговом обороте РК составляла 21,77%. На январь 2001 г. его доля
уже составляет 24,2%[23].
По
итогам 1996 г. внешнеторговый оборот между РК и ЕС составил 1649,2 млн. долл.
США, в том числе экспорт Республики Казахстан равнялся 1095,4 млн. долл. США,
или 18,5% к итогу, а импорт - 553,8 млн. долл. США, или 13,1% от общего объема.
В 1997 г. этот
показатель составлял уже 2632,5 млн., в том числе экспорт РК - 1707,5 млн.,
импорт - 925,0 млн. (соответственно 26,3% экспорта и 21,5% импорта от общего
объема товарооборота).
В 1998 г.
произошло увеличение товарооборота ЕС и РК до 2734,8 млн. долл. Экспорт
Казахстана равнялся 1690,5 млн. долл. США, а импорт - 1044,3 млн., или 31,1%
экспорта и 24,0% импорта.
Но
в 1999 г. товарооборот сократился на 18% по сравнению с предыдущим годом и
составил более 2215,3 млн., в том числе экспорт РК составлял 1283,4 млн. долл.,
импорт - 931,9 млн., а это 22,9% экспорта и 25,3% импорта от общего объема
товарооборота.
В
2000 г. внешнеторговый товарооборот вновь увеличился и составил 3090,1 млн.
долл., экспорт РК равнялся 2023,8 млн. долл. США, импорт - 1066,3 млн., то есть
22,7% экспорта и 20,1% импорта. В январе 2001 г. товарооборот между РК и ЕС
составил 267,2 млн. долл. США, экспорт РК составил 174,5 млн., импорт - 92,7
млн., то есть 25,6% экспорта и 21,8% импорта. При этом ежегодно отмечается
положительное для Казахстана сальдо.
Во
внешнеторговом обороте Казахстана по итогам 1996 г. среди стран-членов
Европейского Союза наиболее крупными партнерами оставались Германия - 3,74% от
общего мирового объема товарооборота, Нидерланды - 3,46%, Великобритания -
3,02%, Италия -2,36%, Финляндия - 1,65%. Далее следуют следующие страны ЕС -
Ирландия - 0,42%, Франция - 0,40%, Бельгия - 0,38%, Австрия - 0,33%, Швеция -
0,19% и Испания - 0,05%..
По
итогам 1999 г. картина выглядит следующим образом: Германия по-прежнему
остается наиболее крупным партнером Казахстана во внешнеторговом обороте -
6,68%, Италия увеличила свой внешнеторговый оборот с Казахстаном до 5,61%,
далее идет Великобритания - 4,48%, Нидерланды -2,82%, Финляндия и Франция -
0,91%, Бельгия - 0,66%, Ирландия - 0,54%, Швеция - 0,48%, Испания - 0,26% и
Австрия -0,21%.
Во
внешнеторговом обороте Казахстана по итогам за 2000 г. Италия вырвалась вперед
- 7,37%, Германия занимает второе место - 6,34%, Великобритания - 3,41%, затем
следуют Нидерланды - 2,14%, Финляндия - 0,89%, Франция - 0,64%, Швеция - 0,46%,
Бельгия - 0,28%, Австрия - 0,12%, Испания -0,11%, Ирландия - 0,07%, Дания
-0,06%, Люксембург - 0,03%, Греция - 0,01% и Португалия - 0,002%.
Уже
за январь 2001 г. доля Италии во внешнеторговом обороте Казахстана составила
10,47%, Германии - 7,40% и Великобритании - 2,92%. Увеличение товарооборота с
ЕС, в основном, произошло за счет Италии, удельный вес товарооборота с которой
возрастает с каждым годом. Один из факторов роста экспорта в Италию обусловлен
ростом производства промышленности Италии в январе 2001 г. до 1,9% в связи с
чем наблюдалась тенденция увеличения экспорта нефти, рафинированной меди,
мазута.
Таким
образом, в тройку крупнейших казахстанских торговых партнеров на период с 1996
г. по 2001 г. входят такие страны, как Германия, Италия и Великобритания.
Рассмотрим
картину товарооборота Казахстана со странами Европейского Союза более
подробнее.
Италия
занимает ведущее место по объему внешней торговли с Республикой Казахстан,
особенно в 2000 г. и первом полугодии 2001 г. Об этом говорят следующие цифры:
товарооборот между Италией и Казахстаном равнялся в
1996
г. - 239,3 млн. долл. США (экспорт РК - 197,1 млн., импорт - 42,2 млн.);
1997
г. - 442,0 млн. долл. США (экспорт РК- 357,3 млн., импорт - 84,7 млн.);
1998
г. - 581,9 млн. долл. США (экспорт РК- 492,6 млн., импорт - 89,3 млн.);
1999
г. - 526,0 млн. долл. США (экспорт РК - 418,9 млн., импорт- 107,1 млн.);
2000
г.-1046,8 млн. долл. США (экспорт РК - 891,9 млн., импорт -154,9 млн.);
в
январе 2001 г. - 115,6 млн. долл. США (экспорт РК -100,7 млн., импорт - 14,9
млн.)
В
1996-2001 гг. германо-казахстанские отношения развивались достаточно позитивно.
Это относится и к развитию двусторонних отношений в области внешней торговли.
Об этом говорят следующие цифры: согласно официальным данным товарооборот между
странами составлял в:
1996
г. - 380,7 млн. долл. США (экспорт РК - 183,0 млн., импорт- 197,7 млн.);
1997
г. - 720,7 млн. долл. США (экспорт РК - 353,0 млн., импорт - 367,7 млн.);
1998
г. - 647,9 млн. долл. США (экспорт РК - 281,5 млн., импорт - 366,4 млн.);
1999
г. - 620,1 млн. долл. США (экспорт РК- 332,5 млн., импорт - 287,6 млн.);
2000
г. - 900,2 млн. долл. США (экспорт РК - 566,6 млн., импорт - 333,6 млн.);
в
январе 2001 г. - 81,7 млн. долл. США (экспорт РК V 53,1 млн., импорт - 28,6 млн. долл. США).
Товарооборот
между Великобританией и Казахстаном равнялся:
1996
г. - 307,3 млн. долл. США (экспорт РК - 230,8 млн., импорт - 76,5 млн.);
1997
г. - 690,1 млн. долл. США (экспорт РК - 548,7 млн., импорт- 141,4 млн.);
1998
г. - 701,9 млн. долл. США (экспорт РК - 483,5 млн., импорт - 218,4 млн.);
1999
г. - 422,0 млн. долл. США (экспорт РК - 189,1 млн., импорт - 232,9 млн.);
2000
г. - 450,3 млн. долл. США (экспорт РК - 231,0 млн., импорт - 219,3 млн.);
в
январе 2001 г. - 32,2 млн. долл. США (экспорт РК -8,0 млн., импорт - 24,2 млн.)
В
1998 г. доля Великобритании возросла в торговом товарообороте с Казахстаном в
связи с увеличением поставок нефти в эту страну.
При
этом необходимо отметить, что Германия на период 1996 -1999 гг. всегда
оставалась на первом месте по объему товарооборота с Казахстаном, Италия,
начиная с 1999 г., увеличила свою долю и уже в 2000 г. и в январе 2001 г.
заняла первое место, Великобритания оставалась на третьем месте в 1999-2000 гг.
и в январе 2001 г[24].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|