Таким
образом, по итогам 2000 г. и января 2001 г. рейтинг мест по объему внешней
торговли Казахстана со странами-членами Европейского Союза выглядит следующим
образом: Италия - 1-е место, Германия - 2-е место, Великобритания - 3-е,
Нидерланды - 4-е, Финляндия - 5-е, Франция - 6-е, Швеция - 7-е, Бельгия - 8-е,
Австрия - 9-е, Испания -10-е, Ирландия - 11-е, Дания - 12-е, Люксембург -
13-е, Греция 14-е и Португалия - 15-е место.
Привлекательность
для Казахстана рынков стран-членов ЕС состоит в том, что он достаточно отрыт
для казахстанских товаров вследствие низких таможенных пошлин на импорт из Казахстана
и существующей системы преференций. Казахстан за последние два года имеет
положительное сальдо в торговле с Европейским Союзом. Необходимо заметить, что
в целом структура товарооборота не претерпевает значительных изменений.
Топливо, нефть, нефтепродукты, черные металлы, медь, изделия из нее,
минеральные продукты и зерно занимают основное место в экспорте казахстанских
предприятий. Основными потребителями казахстанской продукции являются
Германия, Италия, Великобритания и Нидерланды.
В
структуре импорта преобладают реакторы, котлы, машины и оборудование,
электротехническое оборудование и средства наземного, воздушного и водного
транспорта, их части и принадлежности, изделия из черных металлов, одежда,
обувь и другие товары народного потребления. Основными поставщиками импортной
продукции являются Германия, Великобритания, Италия, Нидерланды и Франция.
ЕС
является крупным потребителем энергетических ресурсов РК (прежде всего, нефти
и газа). В целом эти интересы сводятся к тому, чтобы ЕС принимал участие в
реализации инвестиционных проектов, связанных с добычей энергоносителей,
созданием сети нефте- и газопроводов. Как отметил Майкл Хамфриз, глава
представительства Комиссии ЕС в РК, Европейский Союз в будущем может вытеснить
США с нефтяного рынка Казахстана. Республика, располагающая солидными
запасами нефти и газа, также может найти в Европейском Союзе крупнейшего
партнера для экспорта нефти в страны Европы.
Минеральное
сырье как основная статья импорта ЕС из Казахстана испытывает острую конкуренцию
со стороны юго-восточных производителей и даже стран ЕС, а также России и
Восточной Европы.
Реформы
внутреннего рынка Евросоюза оказывают большой эффект на импорт в страны члены
ЕС из Казахстана, чем на экспорт. Существенный рост экспорта в государства
члены ЕС может быть обеспечен за счет новых товаров, которые будут
производиться с помощью иностранных инвестиций и технологий, хотя торговый
оборот по-прежнему будет отставать от масштабов капиталовложений в течение
ряда лет. Также открываются перспективы экспорта казахстанской
сельскохозяйственной продукции в страны-члены ЕС.
Данные
свидетельствуют о том, что в период с 1995 по 1997 гг. наблюдался спад во
внешнеторговом секторе Республики. При этом, начиная с переломного 1998 г.,
происходит улучшение показателей товарооборота Казахстана с Европейским
Союзом. Таким образом, вырисовывается картина, исходя из которой видно, что
пик активности товарооборота между Казахстаном и Европейским Союзом пришелся на
1998 г. и 2000 г. Рост мировых цен на основные виды экспорта Казахстана в
некоторой степени способствовал улучшению ситуации во внешней торговле.
Снижение удельного веса в экспорте Казахстана стран ЕС в 1999 г. почти на 11%,
полученное на основе таможенной статистики, не совсем адекватно реальным
объемам торговли с этим регионом. В целом практически по всей продукции за
последние два года наблюдается тенденция повышения экспорта. По данным
статистики, за 2000 г. по сравнению с 1999 г. в стоимостном выражении вырос
экспорт черных металлов, цинка, алюминия. При этом в несколько раз увеличился
экспорт черных металлов в Германию, Нидерланды, Финляндию.
Среди
стран ЕС в экспорте существенно снизилась доля Великобритании (на 6,1%) и
Нидерландов (на 3,5%). При этом доля этих стран в импорте резко возрастает.
Данные за 2000 г. показывают, что доля ЕС во внешнеторговом обороте Казахстана
начала достигать прежние позиции по сравнению с 1999 г.
Несмотря
на некоторое замедление темпов роста экономики стран еврозоны, в целом на
сегодняшний день сохраняется благоприятная экономическая ситуация. В связи с
этим в 2001 г., по статистическим данным, Казахстан может сохранить экспорт
черных и цветных металлов, а также других видов продукции на уровне 2000 г.
По-прежнему статьями экспорта в РК из стран-членов ЕС является
машинотехническое оборудование. Например, поставка машин, оборудования из
стран-членов Евросоюза увеличилась в 2,1 раза в январе-феврале 2001 г. по
сравнению с январем-февралем 2000 г., а удельный вес за тот же период вырос с
33,9% до 37,4%.
Как
уже не раз отмечалось, в настоящее время ключевыми торговыми партнерами
Казахстана в Европе являются Федеративная Республика Германия, Италия и
Великобритания, которые по своему экономическому и политическому влиянию, роли
в европейском строительстве являются ведущими странами на континенте.
В
первые годы развития Казахстана, по оценкам немецких экспертов, его
экономические отношения с Германией складывались удачно и имели обнадеживающие
перспективы. Однако на сегодняшний день казахстанско-германские торговые
отношения переживают сложный период. Особенно уменьшилась доля Германии
во внешнеторговом обороте Казахстана в 2000 г. и 2001 г. Вообще существенное
снижение активности в торговых отношениях между РК и ФРГ связано с
ограничениями в получении средств по кредитной линии "Гермес"[25].
На
данный момент существует огромный потенциал для расширения экономического и
торгового сотрудничества между ФРГ и РК. Германия в какой-то степени зависит
от импорта энергоносителей, которые имеются в Казахстане. Кроме того,
Германия важна для Казахстана не только как потенциальный потребитель сырьевых
ресурсов, но и тем, что обладает высоким технологическим уровнем, богатым
опытом управления экономикой и финансово-кредитной сферой. В свою очередь,
Казахстан является важным партнером для Германии по ряду объективных причин.
Во-первых, РК обладает богатыми природными ископаемыми (нефть, газ, уголь,
золото, вольфрам, медь, молибден, свинец, цинк и т.д.) А во-вторых,
стратегическое значение Казахстана для Германии и Европы будет постоянно
возрастать по мере увеличения мировой потребности в них. В Казахстане имеется
растущий рынок сбыта, вторая по численности в СНГ немецкая диаспора, дешевая
рабочая сила, высокий образовательный и культурный уровень населения,
разветвленная сеть научно-исследовательских учреждений, стабильная
внутриполитическая ситуация. Все это свидетельствует о долгосрочном и
перспективном сотрудничестве сторон.
В
основном, экспорт из Казахстана представлен хромовыми рудами и концентратами,
феррохромом, цветными металлами, углем, кожевенным сырьем. Германия
импортирует из РК ячмень, гербициды, пищевкусовое сырье и продукты питания,
оборудование для переработки сельхозпродукции, технологическое оборудование,
автомобили, различный инструмент, мебель.
Успешному
экономическому и торговому развитию мёжду Республикой Казахстан и ФРГ
способствуют заседания Казахстанско-германского координационного совета по
экономическому сотрудничеству и рабочей группы по инвестициям и торговле
казахстанско-германского координационного совета по экономическому
сотрудничеству.
Визиты
Верховного комиссара Европейского Союза Ханс ван ден Брука в Алматы в 1996 г.
свидетельствуют о большой заинтересованности развития долгосрочных отношений,
как на уровне ЕС, так и на уровне Германии. Во время второго приезда в августе
1996 г. X. ван ден Брук акцентировал
свое внимание на том, что 1996 г. стал годом укрепления связей между
Казахстаном и Европейским Союзом, причем сотрудничество развивалось не только в
экономической, но и в политической сфере. Последнее обстоятельство, по мнению Xван ден Брука, особенно важно, ибо
свидетельствует о стабильном характере контактов. Свой оптимизм он перенес на
сотрудничество в области нефти и газа. Эта сфера, по мнению представителя ЕС,
притягивает европейских деловых людей. Именно с того времени европейский бизнес
начал принимать участие в разработке, переработке и транспортировке
казахстанской нефти с Тенгизского, Карачаганакского месторождений и из
Каспийского шельфа. В Казахстане существует специальная рабочая группа по нефти
и трубопроводам, созданная по инициативе ЕС.
В
последний год довольно успешно развиваются торгово-экономические отношения
между Казахстаном и Италией. В 2000 г. Италия вышла на первое место по объему
товарооборота с РК. Данные за январь 2001 г. говорят, что в этом году Италия
также останется главным торговым партнером Казахстана.
Главную
статью казахстанского экспорта в Италию составляют рафинированная медь и ее
сплавы. Италия, в свою очередь, заинтересована в увеличении объема импорта
меди, специальных сплавов цинка.
Успешному
продвижению торгово-экономических отношений между РК и Италией способствует
казахстанско-итальянская Торговая палата, созданная в ноябре 1992 г. В задачи
Торговой палаты входит, прежде всего, оказание содействия в развитии торговли,
проведение ярмарок, выставок, семинаров.
Великобритания
большое внимание уделяет развитию торгово-экономических связей с Казахстаном. В
свою очередь, Казахстан заинтересован в дальнейшем развитии этих отношений.
Это объясняется тем, что Великобритания занимает ведущие позиции в мировой
финансовой иерархии.
На
сегодняшний день Великобритания входит в тройку лидирующих торговых партнеров
Республики. Основными статьями экспорта в Великобританию являются редкие, цветные
и черные металлы, нефтепродукты, хлопок, шерсть, сталь, медь,
удобрения. Казахстан импортирует машины, оборудование, бытовую технику,
электронику, медикаменты, пестициды, продукты питания, обувь, одежду.
Сегодня
можно говорить об активизации в работе Казахстанско-Британского совета по
торгово-экономическому сотрудничеству (КБСТЭС), созданного на основе
Казахстанско-Британского торгово-промышленного совета. Традиционными стали
поездки британских бизнесменов в Казахстан и, в свою очередь, поездки
казахстанских деловых кругов в Великобританию под эгидой КБСТЭС и посольств
обеих сторон для более глубокого расширения и углубления сотрудничества между
РК и Великобританией.
На
сегодняшний день не столь успешно развиваются отношения между Казахстаном и
Францией. В торгово-экономических отношениях между Казахстаном и Францией
имеется большой нераскрытый потенциал. Республике необходимо активизировать эти
отношения, так как Франция является одной из ведущих мировых держав.
Начиная
с 1996 г., Франция оставалась шестым торговым партнером Казахстана среди
стран-членов Европейского Союза. Основной удельный вес в экспорте приходится на
хлопковолокно, шерсть, бериллий, фосфор, казеин, полистирол, кожевенное сырье.
Казахстан закупает во Франции продукцию машиностроения, электроники,
фармацевтической промышленности и агропромышленного семгора. Также заметны
объемы закупок косметической и парфюмерной промышленности.
Большой
вклад в развитие казахстанско-французских торгово-экономических отношений
вносят Межправительственная казахстанско-французская группа и Франко-казахская
Торговая палата, организованная в 1994 г.
Интенсификации
торговых и экономических отношений между РК и Испанией способствует
межправительственная казахстанско-испанская комиссия по торгово-экономическому
сотрудничеству на уровне заместителей глав правительств, первое заседание
которого состоялось в феврале 1997 г.
Несмотря
на достигнутые успехи, имеются некоторые проблемы, связанные с торговлей между
Казахстаном и Европейским Союзом. Для казахстанского ферросилиция закрыт
доступ на европейский рынок, который защищен антидемпинговыми пошлинами,
направленными на импорт из стран СНГ. Эти пошлины были введены в середине 1993
г. под давлением европейских производителей ферросилиция, заинтересованных в
запрете импорта ферросплавов из России и Казахстана. Но в октябре 2000 г.
Совет Европейского Союза
принял решение о внесении поправок в антидемпинговое правило.
В
настоящее время "Аксуский завод ферросплавов" ОАО "КазХром"
является единственным в Казахстане производителем ферросплавов и имеет все
условия для снятия антидемпинговых пошлин на импорт ферросилиция из Казахстана.
В результате либерализации экономики и цен в 1993-1999 гг. на заводе сложились
условия для формирования мировых цен на ферросилиций, не позволяющие таким
образом устанавливать демпинговую цену на ферросилиций[26].
В
марте 2000 г. ОАО "КазХром" были направлены в адрес европейской
стороны соответствующие материалы к официальному вопроснику Комиссии
Европейского Союза. В мае того же года Комитетом по антидемпинговому контролю
МЭИТ было направлено письмо в Комиссию ЕС с просьбой проинформировать о
состоянии вопроса по проведению антидемпингового расследования в отношении
казахстанского ферросилиция. В свою очередь, Еврокомиссия обратилась с
предложением в адрес Совета ЕС о прекращении действия антидемпинговых мер в
отношении казахстанского ферросилиция.
На
прошедшем 14 декабря 2000 г. втором заседании Комитета сотрудничества
Республика Казахстан – Европейский Союз" европейская сторона сообщила об
отмене пошлины на ферросилиций и возможности осуществления Казахстаном импорта
рыбной продукции.
По
оценкам казахстанских экономистов, снятие антидемпинговой пошлины на
ферросилиций из Казахстана позволит восполнить дефицит кремниевых сплавов на европейском
рынке без нанесения материального ущерба национальной промышленности стран
Европейского Союза.
Также
существовали ограничительные меры по доступу казахстанской икры и другой рыбной
продукции на рынок Европейского Союза. 26 марта 1999 г. решением Комиссии ЕС
Казахстан был исключен из списка стран, экспортирующих икру и другую рыбную
продукцию в страны-члены ЕС. Это было вызвано ввиду недостатков, выявленных в
ходе инспекционного визита экспертов Комиссии Европейского Союза в Казахстан в
ноябре-декабре 1998 г., в то время эти меры носили больше технический характер.
Они были связаны с требованиями санитарных и гигиенических стандартов ЕС для
импортируемой пищевой продукции, поскольку существует разница между
казахстанскими и европейским стандартами. Также первоначально решение
мотивировалось отсутствием законодательной базы для производства и реализации
рыбной продукции на предприятиях АО "Балхашбалык", ОАО
"Атыраубалык", ТОО "Амиров и К".
В
апреле 2000 г. состоялась повторная инспекция в Казахстан экспертов Комиссии
ЕС, в ходе которой была проверена работа указанных предприятий, а также ряда
республиканских и ведомственных структур по ветеринарному надзору. Получено
положительное заключение ЕК по принятым казахстанской стороной документам: "Ветеринарно-санитарным
правилам и нормам для предприятий по производству рыбной продукции",
"Правилам учета предприятий и судов РК, изготавливающих рыбную продукцию
для экспорта в страны ЕС, и выдачи ветеринарного сертификата на данный вид
продукции". По предприятиям АО "Балхашбалык", ОАО
"Атыраубалык" были сделаны замечания, которые, по мнению европейской
стороны, в дальнейшем могут быть устранены с минимальными затратами под
гарантию соответствующих казахстанских органов.
Во
время повторной инспекции экспертами Комиссий Европейского Союза была отмечена
необходимость гармонизации законодательства ЕК с директивами и решениями КЕС.
В частности, была отмечена актуальность разработки новой Инструкции по
инспекторской проверке компетентными органами РК рыбоперерабатывающих
предприятий, критерия микробиологической оценки рыбной продукции и воды, анализа
продукции на соли тяжелых металлов, осуществление контроля критических точек
технологического процесса в соответствии с директивами Комиссии ЕС.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|