Второй вопрос, на который следует ответить при
раскрытии метода сбора информации, — когда проводится устный опрос
персонала?
Как правило, эта процедура проводится на
начальной стадии проверки, когда аудитор знакомится с проверяемым предприятием,
оценивает объем и степень сложности работ для того, чтобы составить
соответствующую программу проверки.
Для ведения беседы с персоналом аудитору
следует быть в достаточной степени психологом, так как его цель —
"разговорить" собеседника, выяснить порядок его действий, усердие и
квалификацию, "узкие" места в работе и пр.
Для составления программы проверки аудитор
должен иметь список сотрудников бухгалтерии, а также экономической и плановой
служб. Список должен включать в себя фамилии, имена, отчества сотрудников,
наименование их официальных должностей, а также перечень направлений (разделов,
участков, счетов бухгалтерского учета, журналов-ордеров и пр.), которые ими
курируются.
К сожалению, на многих предприятиях такие
документы, как должностные инструкции сотрудников, графики документооборота, в
настоящее время не составляются, поэтому аудитору либо следует эту работу
проделать самому, либо начинать проверку тогда, когда указанная информация
будет для него подготовлена.
План и соответственно состав вопросов,
задаваемых сотрудникам, не могут быть одинаковы, а зависят прежде всего от
раздела бухгалтерского или оперативного учета, которым занимается опрашиваемый.
Каждому направлению учета присущи совершенно
особенные виды нарушений. Так, например, бессмысленно спрашивать кладовщика о
том, соблюдаются ли сроки, установленные для возврата денежных сумм, выданных в
подотчёт. Или, наоборот, спрашивать бухгалтера, ведущего учет кассовых операций,
возможен ли отпуск материальных ценностей со склада на сторону без оформления
пропуска на вывоз материальных ценностей с территории предприятия.
Подробный план устного опроса персонала по
каждому направлению учета зависит от специализации этого направления, но
примерный план беседы может быть таким:
1. Какие первичные документы вы оформляете?
2. Какие регистры аналитического учета вы
ведете?
3. В каком разрезе ведется аналитический
учет по вашему участку учета ?
4. Для каких регистров синтетического учета
необходима формируемая вами информация?
5. Как и кем производится выверка
полученных вами результатов?
6. Назовите типичные хозяйственные операции,
которые вам приходится оформлять.
7. Каков порядок ваших действии при выполнении
каждой из типичных хозяйственных операций?
8. Знаете ли вы, в формировании какой
строки бухгалтерской отчетности вам приходится участвовать?
9. Каким образом происходит контроль за
вашей работой?.
10. Как вы исправляете ошибки, когда они
имеют место'?
11. Имеются ли какие-либо неудобства в
ведении учета, сверке результатов?
12. Чувствуете ли вы наличие в вашей работе
проблем? Каких?
ПРОВЕРКА ДОКУМЕНТОВ.
Широко практикуется получение информации
посредством проверки документов, подготовленных независимыми сторонами и
клиентом.
Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в
реальности первичного документа. Для этого рекомендуется выбрать определенные
записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до
того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность
выполнения этой операции.
ПРОСЛЕЖИВАНИЕ
Прослеживание (трассирование) осуществляется в противоположном
направлении. Аудитор отбирает первичный документ и проверяет системы учета и
контроля, чтобы найти заключительную бухгалтерскую запись операции. С помощью
прослеживания аудитор может определить, все ли операции учтены, и дополнить
информацию, полученную в ходе аудита. Однако необходимо учитывать возможность
того, что некоторые события не отражены в первичной документации и системе
учета.
С помощью сканирования аудиторы изучают
нетипичные статьи и события, отраженные в документации клиента[5]. Цель сканирования — найти
что-либо нетипичное.
Сканирование полезно применять при
использовании выборки для принятия аудиторских решений, так как всегда
существует вероятность того, что аудиторы не выявят ошибки клиента, выбрав
пример, не отражающий всю совокупность статей. Это может привести к принятию
аудиторами ошибочного решения. Аудиторы уменьшают аудиторский риск, сканируя
статьи, не вошедшие в выборку.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Под аналитическими процедурами подразумеваются
анализ и оценка полученной аудитором информации, исследование важнейших
финансовых и экономических показателей проверяемого экономического субъекта с
целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов
хозяйственной деятельности, а также выяснения причин таких ошибок и искажений.
Об аналитических процедурах уже было упомянуто
при рассмотрении этапа планирования аудиторской проверки. Аналитические
процедуры можно использовать и на этапе получения информации, чтобы собрать
прямые доказательства ошибок, нарушений и ложных утверждений в финансовой
отчетности.
Поскольку определение аналитических процедур
довольно расплывчато, многие аудиторы рассматривают информацию, полученную в
результате выполнения этих процедур, как не слишком убедительную. Поэтому
аудиторы, преподаватели и студенты в основном концентрируют внимание на
процедурах пересчета, осмотра, подтверждения и документирования, в результате
которых, как полагают, возникает убедительная информация.
Необходимо преодолеть это заблуждение, так как
аналитические процедуры в действительности весьма эффективны.
По мнению аудиторов, аналитические процедуры
помогают выявить 27 % ошибок. Следует учитывать тот факт, что они обходятся
дешевле, чем более детализированные процедуры, ориентированные на документы.
Типичными видами аналитических процедур
являются:
Ø
сопоставление остатков по
счетам за различные периоды;
Ø
сопоставление показателей
бухгалтерской отчетности со сметными (плановыми) показателями;
Ø
оценка соотношении между
различными статьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих
периодов;
Ø
сопоставление финансовых
показателей деятельности экономического субъекта со средними показателями
соответствующей отрасли экономики;
Ø
сопоставление финансовой и
нефинансовой информации (сведений о деятельности экономического субъекта, не
отражаемой непосредственно в системе бухгалтерского учета).
Процедуры, представляющие точную информацию,
имеют свои недостатки: аудиторы могут оказаться не настолько компетентными,
чтобы обнаружить необходимые факты; клиенты могут дать аудиторам подставные
адреса или попросить потребителей просто подписать подтверждение и отослать его
обратно.
Таким образом, аудиторская программа состоит
из процедур различных видов, и аналитические процедуры занимают в ней важное
место.
Аудиторы часто сопоставляют данные текущего
года с данными предыдущего периода и изучают полученные соотношения в сравнении
с предполагаемыми. Эти сопоставления обычно называют комплексными тестами.
Такой анализ часто выполняется для амортизационных отчислений. Аудиторам
известна фактическая доля амортизационных отчислений в совокупной стоимости
амортизируемых активов. Используя эту величину, можно получить оценку амортизационных
отчислений за проверяемый период; если она примерно равна сумме на
соответствующем счете, аудиторы могут рассматривать эту статью расходов как
проверенную при помощи аналитической процедуры.
Приведем другой пример использования
аналитической процедуры. Многие финансовые счета парные, т.е. сумма в одном
счете является функцией суммы другого. Некоторые такие суммы прямо соответствуют
одна другой, а некоторые — косвенно. Так, каждая статья расходов на выплату
процентов должна соответствовать определенному обязательству, по которому надо
эти проценты выплачивать. Если выплату процентов нельзя соотнести с
обязательством, это может означать, что существует неучтенное обязательство или
ошибка в другом счете. Если не обнаружены выплаченные или накопленные проценты,
соответствующие условиям займа, это может указывать на недооценку расходов,
возможное невыполнение договорных обязательств, необходимость корректировки или
пояснительного раскрытия.
ПОДГОТОВКА АЛЬТЕРНАТИВНОГО БАЛАНСА
Для получения доказательств о реальности и
полноте отражения в учете готовой продукции (выполненных работ, оказанных
услуг) аудиторская организация может составить баланс из расходованного сырья и
материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции
(выполнения работ, оказания услуг).
Баланс сырья, материалов и выхода продукции
позволяет аудиторской организации выявить отклонения от нормативного расхода
сырья, материалов и выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг) и тем
самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата.
При проведении анализа
финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта согласно формам
бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и
т.д.) аудитор будет применять четыре основные группы индикаторов, характеризующих
оборачиваемость, платежеспособность, рентабельность, рыночную (финансовую)
устойчивость предприятия. К ним относятся:
І. Основные коэффициенты оборачиваемости
(деловой активности):
· Коэффициент общей оборачиваемости
капитала;
· Коэффициент оборачиваемости дебиторской
задолженности;
· Длительность оборота дебиторской
задолженности;
· Коэффициент оборачиваемости кредиторской
задолженности;
· Длительность оборота кредиторской
задолженности;
· Коэффициент оборачиваемости
материально-производственных запасов;
· Длительность оборота
материально-производственных запасов;
· Длительность операционного цикла;
· Оборачиваемость оборотных активов;
· Коэффициент оборачиваемости собственных
средств;
· Коэффициент оборачиваемости готовой
продукции;
· Коэффициент оборачиваемости основных
средств (фондоотдача);
· Коэффициент оборачиваемости денежных
средств;
· Длительность оборота денежных средств;
· Чистый оборотный капитал.
ІІ. Коэффициенты, характеризующие
платежеспособность:
· Общий показатель ликвидности (L1);
· Коэффициент абсолютной ликвидности (L2);
· Коэффициент срочной ликвидности (L3);
· Коэффициент текущей ликвидности (L4);
· Коэффициент маневренности
функционирующего капитала (L5);
· Доля оборотных средств в активах (L6);
· Коэффициент собственных оборотных
средств (L7).
ІІІ. Показатели рентабельности
деятельности:
· Общая рентабельность (R1);
· Экономическая рентабельность (R2);
· Рентабельность продаж (R3);
· Рентабельность собственного капитала
(R4);
· Фондорентабельность (R5);
· Рентабельность основной деятельности
(R6);
· Рентабельность перманентного капитала
(R7);
· Коэффициент устойчивости экономического
роста (R8);
· Период окупаемости собственного капитала
(лет) (R9);
· Рентабельность производственных фондов
(R10);
· Рентабельность товарной продукции (R11);
· Рентабельность всех активов (R12).
ІV. Основные коэффициенты рыночной
(финансовой) устойчивости:
· Коэффициент капитализации (U1);
· Коэффициент обеспеченности собственными
источниками финансирования (U2);
· Коэффициент финансовой независимости
(U3);
· Коэффициент финансирования (U4);
· Коэффициент финансовой устойчивости
(U5);
· Коэффициент финансовой независимости в
части формирования запасов (U6);
· Коэффициент мобильности средств (U7);
· Коэффициент финансовой зависимости (U8);
· Коэффициент обеспеченности материальных
затрат (U9);
· Коэффициент маневренности собственного
капитала (U10);
· Коэффициент соотношения дебиторской и
кредиторской задолженности (U11);
· Коэффициент привлечения средств (U12);
· Коэффициент краткосрочной задолженности
(U13);
· Коэффициент долгосрочного привлечения
заемного капитала (U14);
· Коэффициент маневренности собственного
оборотного капитала (U15);
· Доля внеоборотных активов в собственном
капитале (U16).
Рассмотрим методики расчета
индикаторов оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Цель анализа оборачиваемости - оценить
способность предприятия приносить доход путем совершения оборота «деньги -
товар – деньги»[6].
Оценка оборачиваемости оборотных средств
производится путем сопоставления показателей за несколько периодов по
анализируемому предприятию и включает в себя оценку оборотных средств,
кредиторской и дебиторской задолженности, а также время их оборота.
Коэффициенты оборачиваемости показывают
число оборотов анализируемых средств за отчетный период и равны отношению
выручки от реализации без НДС к средней стоимости оборотных средств.
Время оборота оборотных средств показывает
среднюю продолжительность одного оборота в днях и определяется отношением
средней стоимости соответствующего вида оборотных средств к выручке от
реализации умноженное на число календарных дней в анализируемом периоде.
Оборачиваемость оборотных средств
исчисляется как в целом, так и по отдельным элементам (материальные запасы,
незавершенное производство, готовая продукция). Это позволяет выявить на какой
стадии кругооборота оборотных средств происходит ускорение или замедление общей
оборачиваемости средств.
При вычислении показателей оборачиваемости
положительным является рост значений в динамике (уменьшение длительности
оборота). По большинству коэффициентов оптимальные значения определяются исходя
из специфики производства, снабженческой, сбытовой и финансовой политики.
1. Коэффициент общей оборачиваемости
капитала (Оок):
Оок = N / Вср, (2.1.)
где N - выручка от реализации продукции
(работ, услуг) (ф. 2, стр. 010);
Вср - средний за период итог баланса (ф.
1,стр. 300).
2. Коэффициент оборачиваемости дебиторской
задолженности (Одз):
Одз = N / Сдз (оборотов), (2.2.)
где Сдз - средняя дебиторская
задолженность за год (ф. 1, стр. 230, 240).
Сдз = (ДЗ1 + ДЗ2) / 2, (2.3.)
где ДЗ1 - дебиторская задолженность на
начало года;
ДЗ2 - дебиторская задолженность на конец
года.
3. Длительность оборота дебиторской
задолженности (Ддз):
Ддз = (Сдз х t) / N (в днях), (2.4.)
где t - отчетный период, дней.
При проведении данного вида анализа
целесообразно рассчитать долю дебиторской задолженности в общем объеме текущих
активов и долю сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности.
Эти показатели характеризуют «качество» дебиторской задолженности. Тенденция к
их росту свидетельствует о снижении ликвидности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|