рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты История ислама: от истоков к современной трансформации

История ислама: от истоков к современной трансформации

Оглавление

Введение

Глава I. Проблемы становления ислама как мировой религии.

1. Родина ислама: история зарождения мировой религии

2. Роль личности пророка Мухаммеда в становлении догматов ислама

3. Распространение ислама. Оформление Корана

Глава II. Сущность направлений в исламе. Северо-Кавказский ваххабизм.

1. Основные черты мусульманского вероучения

2. Раскол ислама. Шииты. Сунниты. Ваххабиты

3. Северо-Кавказский ваххабизм – разновидность исламского радикализма

Заключение

Литература

Введение

В каждом регионе страны процесс религиозного ренессанса имел свои особенности, при этом наиболее острые формы он приоб­рел на Северном Кавказе, и, главным образом в части, касающейся ислама. Традиционно основу мусульманских объединений на Северном Кавказе составляют суфийские мюридские братства (тарикаты), представляющие собой мистико-религиозные объединения суннитского ислама. В настоящее время по приблизительным оценкам на Северном Кавказе существует около 300 тарикатистских братств и орденов, возглавляемых старейшинами. Мюридские братства весьма органично вписываются в существующую у коренных народов Северного Кавказа структуру социальной организации народов – роды, тейпы, тукхумы, а официальное мусульманское духовенство находит­ся пол сильным влиянием тарикатов [1, С. 24].

Одним из первых существенных результатов перемен стало разделение некогда единого Духовного управления мусульман Северного  Кавказа (ДУMCK) на «национальные» духовные управления (аварское, даргинское, ингушское, карачаевское, лезгинское и т.д.). В итоге авторитет официального мусульманского духовенства существенно снизился. В условиях отсутствия подготовленных и авторитетных проповедников в руководящие звенья религиозных общин стали все чаще проникать экстремистские элементы – носители национал - сепаратистской идеологии, подчас имеющие весьма смутные представления о религиозной догматике и не отличающееся безупречной репутацией.

Одновременно произошла резкая активизация процесса рас­пространения в регионе фундаменталистского ислама, получившего известность как ваххабизм. Ваххабиты, как и подобает последовате­лям этого учения, заняли жесткую позицию в отношении сторонни­ков тарикатизма, обвиняя представителей духовенства в отходе от канонов ислама и оттесняя их от руководства общинами всеми воз­можными мерами, вплоть до физического уничтожения, как это име­ло место в случае с дагестанским муфтием С.Абубакаровым. При этом нельзя не отметить, что в условиях крушения традиционного уклада жизни кавказских народов идеология ваххабизма, категориче­ски осуждающая такие получившие угрожающее распространение явления, как наркомания, пьянство, прелюбодеяние, была восприня­та частью населения как некая спасительная жизненная философия.

И, наконец, далеко не последнюю роль в формировании ны­нешней, религиозной ситуации на Северном Кавказе сыграли зару­бежные исламские центры и организации, в подавляющем большин­стве стоящие на позициях отторжения Северного Кавказа, равно как и других регионов традиционного распространения ислама, от России. Пристальный интерес со стороны ряда зарубежных государств к действующим на территории России исламским объединениям стал явно проявляться с середины 90-х годов. Активные контакты с лиде­рами общин поддерживались как сотрудниками посольств государств Ближнего и Среднего Востока, так и представителями всевозможных фондов типа «Аль-Ибрагим» и «Аль-Игаса». При этом главное вни­мание уделялось поддержке организаций фундаменталистского тол­ка [27, С. 31].

Непосредственная помощь ваххабитским организациям Север­ного Кавказа оказывается через расположенные в регионе филиалы зарубежных исламских центров, в том числе таких, как «Рабитат уль-алям», «Саар Фаундейшн», «Тайнибат Уль-Хайрия», «Ибрагим Уль-Хайрия» и т.д. Массовый характер приобрело привлечение молодежи из республик региона на учебу в учебные заведения и центры стран Ближнего Востока, где зачастую наряду с богословием юноши обучались методам проведения диверсионных и террористических акций.

Реакцией на указанные вызовы стало принятие  органами власти субъектов Федерации ряда документов, направленных на со­здание правовых ограничений на пути распространения религиозного экстремизма в Северо-Кавказском регионе. Так,  Народным собрани­ем Дагестана был принят Закон «О запрете ваххабитской и иной экс­тремистской деятельности на территории Республики Дагестан», парламентом Кабардино-Балкарии - Закон «О запрете экстремист­ской религиозной деятельности и ответственности за правонаруше­ния, связанные с осуществлением религиозной деятельности». В Ка­рачаево-Черкесии действует Закон «О противодействии политиче­скому и религиозному экстремизму», в Адыгее – «О свободе совести и религиозных объединениях», в Ингушетии - Закон «О регулирова­нии некоторых вопросов религиозной и миссионерской деятельности в Республике Ингушетия», а также ряд постановлений правительства по этому вопросу. Губернатором Ставропольского края издано поста­новление «О мерах по противодействию политическому, националь­ному и религиозному экстремизму на территории Ставропольского края» [3, С. 46].

Этнополитическая ситуация в России имеет весьма характерный аспект: почти во всех происходящих конфликтах одна из сторон относится к исламскому массиву. Последние события в Дагестане и Чечне, Беслане и Нальчике высветили  принципиально новую особенность – Россия столкнулась с исламским миром на уровне борьбы с терроризмом в виде Северокавказского ваххабизма как разновидности исламского радикализма.

О сущности ислама и его течениях (в том числе и радикальных) писали многие ученые, обществоведы, политологи. Начиная с 90-х годов, данные проблемы нашли отражение в трудах Р.Г. Абдулатипова, Л.Ф. Болтенковой, Л.М.  Дробышевой, А.Г. Здравомыслова, К.В. Калининой, Л.Т. Тавадова. Вопросы отношений народов, населяющих Кавказ, рассмотрены в работах Л.Н. Гумилева «Древняя Русь и Великая степь», «Тысячелетие вокруг Каспия», «Древние Тюрки», В.А. Тишкова «О природе этнического конфликта», Е.А. Беляева «Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье», Л.И. Климович «Книги о Коране, его происхождении». Проблемы современных религиозных течений и многие другие насущные вопросы определили актуальность данного исследования.

При выполнении работы использованы историко-сравнительный и структурно-функциональный методы, социологические методы.

Объектом данного исследования является история развития ислама как одной из трех ведущих мировых религий, оказавших и оказывающих влияние на современный мир.


Предметом исследования является процесс трансформации ислама.

Цель исследования – доказать, что именно политизация ислама и ваххабизма, стремление политических элит национального толка применять в политике исламский фактор приводит к радикализму в исламе, превращению религиозного ваххабизма в политический экстремизм.

Задачи исследования:

·                   проследить историю становления ислама;

·                   дать анализ причин распространения ислама и превращения его в мировую религию;

·                   изучить становление направлений в исламе, их особенностей,

·                    дать определение сущности ваххабизма;

·                   рассмотреть процесс радикализации ваххабизма на Северном Кавказе.

Данная работа может быть использована на уроках религоведения, обществознания, для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.


Глава I. Проблемы становления ислама как мировой религии.

1. Родина ислама: история зарождения мировой религии.


Ислам - третья и последняя из развитых монотеисти­ческих религий. Она также возникла на Ближнем Во­стоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм. Эта религиоз­ная система с ее наиболее строгим и завершенным, до­веденным до предела монотеизмом сложилась па базе двух ее предшественников, так что заимствования в плане не только общекультурном, но и чисто теологиче­ском, религиозно-культовом, ощутимы здесь на каждом шагу. Ими наполнена священная книга мусульман Ко­ран. Они сказываются в символе веры, в принципах культа, в мифологии, заповедях морали и т. п. И все же, несмотря на это, исламу как мировой религии нельзя отказать в самобытности. Пусть даже в философских поисках и решениях, в сфере религиозной доктрины воз­никший сравнительно поздно ислам в основном огра­ничился заимствованием уже давно апробированных идей. Много существенней для оценки роли и места этой религии то, что в практике; в повседневном влиянии на жизнь людей, в колоссальном воздействии на культуру и быт ряда народов Азии и Африки ислам не только имеет свой неповторимый облик, но и весьма специфи­чен по характеру. Специфика эта настолько велика и ощутима, что специалисты далеко не случайно говорят о «мире ислама», об исламской (арабо-исламской) ци­вилизации.

Ислам - самая молодая из мировых религий. Она возник­ла в VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Таким образом, ислам моложе христианства более чем на 600 лет и моложе буддизма на целое тысячелетие.

Аравия - это край пустынь, небольших оазисов, невысо­ких гор. Берега огромного полуострова омываются теплыми морями, а узкие прибрежные полосы наиболее благоприятны для жизни людей и для земледелия. Климат здесь очень жар­кий и сухой, а большая часть территории представляет собой бескрайнее море песков. На всем полуострове нет ни одной постоянно текущей реки, а песок раскаляется на солнце до такой степени, что от него можно получить ожог. Несмотря на суровые условия, земля эта была заселена с глубокой древно­сти. Здесь жили семитические племена - предки современ­ных арабов. Отсюда же, по мнению некото­рых ученых, вышли и предки древних евреев [4, С. 161].

Главным занятием местных жителей было ското­водство. Кочевники перегоняли по огромному малонаселенно­му пространству стада верблюдов, лошадей, овец. Через Ара­вию проходили важные торговые пути древности, по которым перевозили золотой песок, слоновую кость, драгоценные кам­ни, масло, благовония, шелк, жемчуг, рабов и бесчис­ленные стада скота. В оазисах, либо вблизи  моря, возника­ли крупные торгово-ремесленные города, одним из которых была славная Мекка - будущий центр ислама. Вдоль ка­раванных путей постоянно появлялись все новые поселения, жители которых охраняли дорогу, снабжали караваны верблю­дами и проводниками, занимались традиционными ремеслами.

Аравия находится довольно близ­ко к Междуречью, древней Палестине, к Египту и Персии, но достаточно изолирована от остального мира. Не случайно сами арабы называли ее «арабским островом». Крупные волны завоеваний древности не особенно влияли на жизнь этого пустын­ного района, а вот близость к культурным и религиозным цен­трам сильно сказывалась на жизни аравийских племен.

В религиозном отношении жители Аравии были очень нео­днородны. На севере полуострова ощущалось сильное влия­ние христианства, распространенного в основном в виде монофизитских учений. Оно появилось там после того, как в Аравию переселились некоторые жители Византии, которые бежали от преследований монофизитской ереси. В более юж­ных районах арабские племена лучше знали иудаизм. Новая религия, которая возникла здесь, была тесно связана с тради­циями иудаизма и христианства, она приняла от них много элементов. Смотрите, как перекликаются имена пророков трех религий: Ибрахим - Авраам, Исхак - Исаак, Муса - Моисей, Йусуф - Иосиф, Иса - Иисус... Теперь становит­ся понятно, почему многие рассказы Библии с некоторыми из­менениями и добавлениями оказываются в Коране или пере­сказываются арабами как собственные народные предания.

Очень важно, что арабы, как и древние евреи, скло­нялись к единобожию. Более того, мусульмане даже обвиня­ли христиан за отклонения от веры в единого Бога, ссыла­ясь на то, что Христос - Сын Божий, а у Бога, по их мнению, не может быть сына, потому что в этом случае он уже не един! По этим же соображениям они критиковали христи­анскую идею Троицы [4, С. 131].

Родство арабов и евреев и единые корни их религий подтверждают­ся преданиями. Вспомните библейский рассказ, как у Авраама и Сарры не рождался сын, и праотец был вынужден взять себе наложницу - еги­петскую рабыню Агарь. Она и родила Аврааму (Ибрахиму) первенца - Измаила (Исмаила). Но, когда ангелы возвестили о грядущем рожде­нии у девяностолетней Сарры Исаака, наложница, по ее настоянию, была изгнана из дома, после чего и попала в Аравию, где едва не умерла вме­сте с младенцем от жажды. Библейский рассказ подтверждается и допол­няется арабскими преданиями и Кораном; маленький Исмаил, лежавший на земле между двух холмов, ударил ножкой, и из этого места ударил священный источник Земзем - ныне одно из священных мест покло­нения мусульман, Исмаил стал легендарным родоначальником арабов.

Арабы считают, что именно Исмаила, а не Исаака дол­жен был принести в жертву Ибрахим (Авраам), а в Коране, где излага­ется этот известный нам и по Библии сюжет, имя сына вообще не назва­но. Позже, как говорят предания, Исмаил и Ибрахим встретились. Отец, пытаясь искупить вину, не раз проделывал долгий путь, чтобы навестить изгнанного сына, а ревнивая Сарра не разрешала ему даже сходить с коня во время этих посещений. Хотя потом все образовалось, и отец с сыном вместе отстраивали главный мусульманский храм. В Коране вообще много рассказывается об Ибрахиме: как он разуверился в поклонении идолам и пришел к поклонению единому Богу - Аллаху, как был приговорен царем-язычником к сожжению и спасся волей Аллаха, как вместе с род­ственником - Лутом  был перенесен Богом в Палестину, и наконец, как Бог покарал нечестивых жителей города, где поселился Лут... Как мно­го совпадений с Ветхим Заветом, и все это, конечно, не случайно!

Место захоронения Ибрахима-Авраама в роще около палестинско­го города Хеврон стало священным и для мусульман, и для иудеев, и для христиан. (Крестоносцы называли этот город «Крепостью святого Ав­раама», а арабы - «другом Бога - Авраама».) Где-то здесь стоял свя­щенный дуб, под сенью которого Авраам принимал трех библейских Ан­гелов. В двадцатые годы нашего века в этих местах велись большие археологические раскопки. Ученые обнаружили плиты от весьма загадоч­ного циклопического сооружения и остатки корней огромного дерева.

Если в тех районах Аравии, которые имели связи с внешним миром, были хорошо известны религии иудаизма и христиан­ства, то в центре и на крайнем юге полуострова, где кочевники жили изолированной жизнью, господствовало язычество. Каж­дое племя имело своих богов, свой культ и свои святыни. Мно­гие арабы с древности поклонялись священным камням-идолам. Небольшие священные камни кочевники возили с собой на вер­блюдах. Но здесь, как и в землях евреев, очень рано стали скла­дываться общие для всех арабов религиозные представления. Единая религия служила для укрепления связей между племе­нами и для предотвращения войн и конфликтов, Она стала скла­дываться вокруг самого сильного племени - курейшитов, в землях которого стояла Мекка. [8, С. 264].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.