90 % мусульман мира - сунниты. Это течение сохраняло целостность в
отличие от шиитских и других течений ислама. Шииты преобладают в Иране, Ираке,
Ливане, Йемене, Бахрейне. В других странах -Пакистане, Афганистане, Индии,
Сирии, Азербайджане, Таджикистане - их меньшинство. Шиитские общины встречаются
во всех мусульманских странах, в том числе и суннитских [8, С. 211].
Некоторые ученые считают, что шииты получили большинство в Иране
потому, что персы не хотели принимать ислам из рук завоевателей-арабов и
выразили таким образом свой протест.
Особую роль в современном мире играет такое движение как
ваххабизм.
Идеи возврата к «золотому веку» раннего ислама вдохновляли
религиозные движения протеста различной социально-политической направленности.
В середине XVIII в. в Аравии возникло
ваххабитское движение, сыгравшее большую роль в жизни мусульманского мира.
Свое название оно получило по имени аравийского богослова Мухаммада ибн Абд
аль-Ваххаба (1703/4-1792 гг.), который разработал религиозное учение, вдохновленное
ханбалитскими идеями [2, С.54].
Оно не содержало новых догматов, и было обращено к истокам
мусульманства, к жизни пророка Мухаммеда и его последователей. Однако
ваххабитская проповедь обладала резкой политической заостренностью.
Религиозному многообразию, царившему в Аравии, основатель ваххабизма
противопоставил доктрину строгого таухида - единобожия, которая
рассматривалась как ось ислама. Руководствуясь принципом «нет никого, кто был
бы достоин возвеличения или поклонения за исключением Аллаха», ваххабиты
считали основателя ислама человеком, который не может быть объектом
обожествления. К числу «неугодных Аллаху» религиозно-догматических новшеств
ваххабиты причисляли культ святых и паломничество к местам их захоронений, идолопоклонничество,
магию, колдовство и другие пережитки языческих верований. Возрождая в исламе
линию крайней непримиримости, выработанную ханбалитами, их идейные наследники
- ваххабиты - призвали вернуться к Корану и «неповрежденной» Сунне, очистить первоначальную
«истинную» религию от последующих наслоений. В европейской литературе
ваххабитов нередко называли «пуританами» или «протестантами» ислама. Подобное
сравнение ваххабизма с европейскими течениями средневековой Реформации
осуществлялось по чисто формальному признаку, и можно говорить лишь о внешнем
сходстве двух явлений, совершенно различных по своему общественно-политическому
содержанию.
Ваххабиты осуждали роскошь, алчность и ростовщичество, воспевали
культ бедности и проповедовали «братство» мусульман и их единение под знаменем
своего учения. Ваххабизм призывал к «священной войне» против неверных, объявляя
отступниками всех, кто не примкнул к ним. Ваххабизм отличал крайний фанатизм в
вопросах веры и экстремистский подход к борьбе со своими противниками.
Ваххабитская проповедь была прежде всего направлена против официального
«отуреченного» ислама, олицетворявшего господство турок-османов в исконно
арабских землях. К числу своих непримиримых противников ваххабиты относили
османских наместников-«узурпаторов» и их султана, незаконно присвоившего себе
титул халифа, а также «отступников» персов-шиитов. Антитурецкая направленность
ваххабизма имела своей конечной целью изгнание турок и объединение всех
арабских территорий под знаменем «чистого» ислама.
Успех ваххабитскому учению обеспечил союз Мухаммеда ибн Абд
аль-Ваххаба с представителями рода Саудидов - правителями недждийского
княжества ад-Даръийя (Центральная Аравия). Учение Мухаммеда ибн Абд
аль-Ваххаба стало идейной платформой борьбы за объединение Аравии под эгидой
Саудидов, а впоследствии официальной доктриной первого Саудидского государства
(1745-1818гг). В наши дни ваххабизм служит основой официальной идеологии
Саудовской Аравии, а его последователи проживают в арабских эмиратах Персидского
залива, а также в ряде азиатских и африканских стран [14, С. 229].
В течение многовековой истории мусульманская религия многократно
делилась и дробилась. Самая ранняя секта в исламе - хариджиты. Она
возникла в VII в. во времена
пророка Али. Это были его сторонники - фанаты, один из которых и убил Али за
его отступничество от твердой линии в борьбе с противниками. Хариджиты были
крайней и аскетичной сектой, их последователей осталось сейчас мало (в государстве
Оман и в Африке). Впоследствии среди них тоже появились более мелкие течения
(арзакиты, ибадиты и др.).
Затем произошел раскол ислама на суннитов и шиитов, и, как уже
говорилось, более склонным к дроблению оказалось шиитское направление. В
основном расхождения были связаны с признанием или непризнанием тех или иных
имамов. Новые секты назывались по их именам - зейдиты, исмаилиты.
Исмаилиты - это сторонники признания седьмым имамом
Мухаммеда - сына имама Исмаила Джафара, жившего в VIII в. (этот тезка пророка
умер раньше отца, и, следовательно, имамом, по сути, не был). Они создали в X в. воинственное
государство в Северной Африке, под властью которого оказалась значительная
часть мусульманского мира. Сами исмаилиты при этом раскололись на множество
более мелких сект. Некоторые из этих сект применяли террористические методы
борьбы за существование, а исполнители террористических актов - смертники -
употребляли в решающий момент наркотик - гашиш, за что их называли хашишийя
(ассасин - на европейский манер). Учение исмаилитов отличалось эклектикой,
т.е. сочетанием идей из разных исламских и неисламских философских и
богословских школ. Они говорили, что в религии есть внешняя сторона (обряды,
доступные всем) и внутренняя (толкование Корана, космогония, доступные только
посвященным).
Одним из заметных явлений в исламе является суфизм (суф. с
ар. шерсть). Считавшие себя избранными суфии, одевавшиеся первоначально
в грубые шерстяные одежды, были, по сути, отшельниками и аскетами, близкими к
христианским монахам. В суфизме появилось много мистических элементов,
не свойственных для других направлений ислама. Это движение возникло в период
утверждения мусульманства и оказало огромное влияние на культуру арабских
стран, в первую очередь на литературу, поэзию и философию. Суфисты создали
своеобразные ордены, каждый из которых имел свои обряды и традиции. Суфизм
сохранился в некоторых странах Азии и Северной Африки до наших дней, хотя
неоднократно подвергался преследованиям со стороны ортодоксальных мусульман.
Рассмотрев основные направления, существующие в исламе, становится
понятно, что все они имеют множество сходных черт, точек соприкосновения. Однако
в процессе трансформации ислама вновь образующиеся течения и направления
выдвигают свои собственные постулаты, по-своему трактуют учение Мухаммеда,
содержание Корана таким образом создавая свою собственную идеологию.
Появление новых ответвлений в исламе в настоящее время связано,
прежде всего, с политическими мотивами и борьбой за власть в мусульманской
общине, что часто сопровождается не только идеологической борьбой, но и
открытыми военными столкновениями.
3. Северо -
Кавказский ваххабизм – разновидность исламского
радикализма.
Одна из современных особенностей ислама состоит в том, что он
переживает ревивалистский и демографический взрыв, часто способствующий
дестабилизации общественной ситуации в исламских государствах и их отношений с
соседями. Число сторонников этого вероисповедания, судя по
некоторым источникам, достигло I млрд. 300 тыс. человек. Кроме того, удельный вес
и роль мусульманских стран в мировой экономике и политике постоянно
возрастает. В арабо-мусульманских цивилизациях заново происходит утверждение
собственных фундаментальных ценностей, специфических культур, в том числе и
религиозной. Этот своего рода «мусульманский ренессанс» в исламе протекает
через отрицание ценностей западной культуры. Если придерживаться достаточно
умозрительной концепции американского исследователя С.Хантингтона, то
следствием исламского возрождения должно стать столкновение мусульманской и
христианской цивилизаций. Однако данный прогноз не безукоризнен. С нашей точки
зрения, столкновение цивилизаций или стран даже со значительно разными
духовно-культурными системами само по себе никогда не происходило и не может
произойти. Оно возможно в том случае, если в этом заинтересованы конкретные
группы людей, преследующие корыстные цели или выполняющие социальный
заказ сильных мира сего [26, С. 54].
Возникновение радикалистских течений в исламе происходило либо по
причине внутримусульманского политического и духовного кризиса, либо как
следствие негативной реакции против экспансии западных материальных и
духовных ценностей в мусульманские страны и особенно как реакция на
американский образ жизни, навязываемый последователям ислама. Нередко многие
радикалистские направления для утверждения собственного понимания в религии
прибегали к крайним средствам, экстремистским действиям вплоть до терроризма.
В строго научном плане существует различие между фундаментализмом
и радикализмом, не говоря уже о различии между фундаментализмом и
экстремизмом. Меткое различие между указанными терминами проведено в ныне
забытых работах блистательного отечественного исследователя
арабо-мусульманской философии Артура Сагадеева. Во многих российских
публикациях эти термины отождествляются, а в термин «исламский фундаментализм»
вкладывается крайне негативное содержание. Их авторы либо не знают
работ А. Сагадеева, либо намеренно проводят линию отождествления данных
терминов, очевидно, с целью представить весь ислам в качестве феномена
антикультуры, фактора угрозы обществу. Подобный общий взгляд на ислам в
условиях России, где более 10 % граждан относят себя к мусульманам, более чем
неосторожен [30, С. 113].
Следуя европейским терминологическим стандартам, можно считать,
что «исламский радикализм» - явление более светское (политическое), нежели
духовное (религиозное), в то время как исламский фундаментализм - явление
сугубо религиозное и ни в коей мере не политическое, и оно не имеет отношения к
экстремизму.
В мыслительной культуре ислама выражения
«исламский фундаментализм», «исламский радикализм» не
только не применяются, но и вообще отсутствуют. Фундаментализм в исламе это
нечто иное, нежели его современные интерпретации. Арабским аналогом фундаментализма
является термин «усул ад-дийн», означающий «корни, основы, фундамент». Поэтому
исламский фундаментализм надо понимать как учение об основах ислама. И не более
того. Исламский фундаменталист - не экстремист, не бомбист, а теолог, занятый
изучением, осмыслением и развитием учения об основах ислама. И он меньше
всего задействован в политических процессах.
В отечественном, да и не только в отечественном, исламоведении
складывается парадоксальная ситуация: чтобы понять то или иное явление в
исламе, используется терминологический аппарат, сложившийся вне мыслительной
культуры ислама, а точнее - в западноевропейской ориенталистике. Рассмотрение
определенной внутренней проблемы с позиций высокомерного «европоцентризма» не
дает адекватного понимания его сути ввиду изначальной идеологической
заданности этого методологического ориентира. Если зарубежный мусульманский
мир и западные страны давно сталкивались с исламским радикализмом,
экстремистскими и террористическими группами, то для мусульман современной
России это явление неожиданное и абсолютно новое, требующее не только
тщательного изучения, по и выработки средств как идеологического, так и
политического противостояния. Но чтобы отделить «зерно от плевел», необходимо
прежде всего разобраться в самих терминах, ибо неверное их употребление,
подведение под них не соответствующих им явлений не только уводит от истины и
мифологизирует общественное сознание, но и может повлечь принятие на
государственном уровне ошибочных решений [38, С. 159].
Вполне закономерен вопрос: какое явление в современном российском
мусульманстве следует отнести к «исламскому радикализму»? Хотя существование
такого явления сегодня ни у кого не вызывает сомнения, однако не совсем ясно,
что такое радикализм в исламе и кого относить к нему? Радикалы в исламе
склонны к крайним действиям, решительному изменению социальных порядков, институтов
и замены их соответствующими религиозными структурами. На Северном Кавказе (в
Дагестане, Чечне, Ингушетии, Карачаево-Черкесии) к радикалам стали относить
мусульман, отрицающих традиционный российский ислам, требующих его замены
"чистым исламом", который прибегает в своей практике к крайним
методам утверждения влияния на общество. Он здесь представлен так называемым
"ваххабизмом". Важно отметить, что сегодня этим термином в российском
исламоведении обозначают не столько собственно ваххабитов, каковыми являются,
например, мусульмане Саудовской Аравии, сколько экстремистов, использующих
ислам в сугубо политических целях.
Ареал распространения ваххабизма в России достаточно широк. Он
существует в Дагестане, Чечне, несколько меньше в Ингушетии,
Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Кроме того, о распространении
ваххабизма в Татарстане, Башкортостане и ряде сибирских городов и о
возрастании его роли среди мусульман утверждает Председатель Центрального
духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ, Верховный
муфтий Талгат Таджуддин. Устойчивый интерес отечественных исследователей к
проблеме «северокавказского ваххабизма» возник еще в первой половине 90-х годов
и был вызван их легализацией на Северном Кавказе, участием в военных действиях
в Чечне. В сопротивлении федеральным войскам в Чечне северокавказский ваххабизм
продемонстрировал свои военные возможности. Воевавших ваххабитов возглавлял
полевой командир араб Хаттаб, считающийся одним из руководителей ваххабизма па
Северном Кавказе. Его появление сначала в Дагестане, а затем в Чечне и
последующее его активное участие в военных действиях - одна из загадочных
страниц исламского радикализма на Северном Кавказе.
С начала 1995 г. в Чечне обозначился конфликт между ваххабитами и
зикристами, возникший на почве религиозных разногласий. В Чечне наибольшую
остроту он приобрел, когда ваххабиты, следуя своему пониманию ислама, стали
выступать за уничтожение главной святыни зикристов, зиярата Хеди (матери Шейха
Кунта-Хаджи Кишиева, зачинателя кадырийского тариката на Северном Кавказе).
Этот конфликт явился началом последующих столкновений традицилналистов и
ваххабитов в Чечне. Важно отметить, что еще до войны в Чечне конфликт между
ваххабитами и последователями тарикатов неоднократно фиксировался в
Дагестане [16, С. 42].
Ревностными сторонниками ваххабизма становились молодые чеченцы,
которые получили образование в мусульманских странах Их деятельность приводила
к конфликтам между ними и их родителями, придерживающимися традиционного
ислама. В 1996-1998 гг. между ваххабитами и традиционалистами в Дагестане и
Чечне регулярно возникают конфликтные ситуации, сопровождавшиеся
кровопролитием верующих. Но если органы власти и духовенство в Дагестане,
Чечне и Ингушетии единодушно признавали ваххабитов религиозными экстремистами,
ввергающими верующих в междоусобную борьбу, то в Кремле имелась совершенно иная
точка зрения. Так, 22 июля 1998 г. в здании администрации Президента РФ
состоялось заседание обновленной комиссии при Президенте РФ по противодействию
политическому экстремизму с участием министра юстиции Крашенинникова, директора
ФСБ Ковалева, министра внутренних дел Степашина, министра национальностей
Сапиро, на котором было принято «соломоново» решение: в нем признавалось, что
«течение ваххабизм не является экстремистским». Комментарии здесь излишни.
Ваххабиты на Северном Кавказе постепенно превращались в фактор политической
дестабилизации и угрозы существования конституционного строя не только в
Чечне, Дагестане, но и на всем Северном Кавказе. Именно их деятельность
спровоцировала очередную войну в Чечне, хотя она, судя по некоторым источникам,
планировалась задолго до похода ваххабитов в горный Дагестан.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|