|
|
Величина себестоимости запланированного объема продаж равна графе №5 итого таблице 7- 4297920тыс.руб Переменные затраты на планируемый период составят: 4297920 – 749395 = 3548525 тыс. руб. Для определения точки безубыточности применяют 3 метода: - метод маржинального дохода или валовой прибыли; - математический метод или метод уравнений; - графический метод. Воспользуемся методом маржинального дохода (таблица 8): 1) определим валовую прибыль (маржинальный доход) (стр. 5) - для этого из выручки-нетто от продаж вычтем переменные затраты (себестоимость); 2) определим долю или коэффициент маржинального дохода в выручке-нетто от продаж (стр. 6) – для этого разделим маржинальный доход на выручку; 3) определяем точку безубыточности продаж (стр.7), которая обеспечит валовую прибыль на уровне постоянных затрат – для этого сумму постоянных затрат разделим на долю маржинального дохода в выручке; 4) определяем запас финансовой прочности (стр. 8) в рублях как разность между объемом продаж и точкой безубыточности; 5) определяем запас финансовой прочности в процентах (стр. 9) путем деления запаса финансовой прочности в рублях на выручку от продаж (´100%). Из таблицы 8 видно, что в отчетном году точка безубыточности составила 2997580 тыс. руб., а на планируемый период она составит 3122479,17тыс. руб. Рост точки безубыточности можно оценить отрицательно, так как с помощью продажи большего количества продукции предприятие может полностью покрыть свои затраты и начать получать прибыль. При этом снизился запас финансовой прочности, то есть количество продукции, приносящей прибыль, о чем свидетельствуют данные строк 8 и 9 таблицы 8 и что можно оценить отрицательно. Однако у данного предприятия запас финансовой прочности в 2 раза ниже нормы: 33,64% или 1519520 тыс. руб. в отчетном году и 33% или 1554620,83 тыс. руб. в плановом году, что означает, что реализовав 66,36% и 67% продукции, предприятие сможет покрыть свои издержки и лишь соответственно 33,64% и 33% реализованной продукции приносят предприятию прибыль, а нормативное значение запаса финансовой прочности составляет 60-70% от объема продаж. Поэтому данному предприятию следует принять меры по снижению точки безубыточности, в частности за счет увеличения спроса и продаж наиболее рентабельных изделий, снижения издержек производства. 3. АНАЛИЗ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «АГАТ»
3.1. Анализ состава и структуры затрат(9) Дадим характеристику анализируемого производственного процесса с точки зрения структуры его затрат и объясним возможные причины изменения в зависимости от трансформации производственной программы. Анализ себестоимости продукции обычно начинается с изучения динамики и структуры общей суммы затрат в целом и по экономическим элементам. На основе формы № 5 заполним таблицу № 9. Данные таблицы 9 показывают, что расходы по обычным видам деятельности за отчетный год увеличились на 375968 тыс. руб. или на 10%, что может быть обусловлено как увеличением выпуска продукции в натуральном выражении, так и изменением структуры продукции, ростом цен на материальные ресурсы, инфляционным приростом амортизации, тарифных ставок и т.п. Рост произошел по всем видам, в том числе по материальным затратам на 15,47%; по заработной плате – на 7,37%, по отчислениям на социальные нужды – на 7,38%; по амортизационным отчислениям на 11,72% и по прочим затратам на 13,23%. Таблица 9 Расходы по обычным видам деятельности по элементном в разрезе затрат | ||||||||||||||||||||
№ п/п |
Наименование элемента затрат по обычным видам деятельности |
За отчетный год |
За прошлый год |
Отклонение |
|||||||||||||||||
тыс. руб. |
Уд.вес, % |
тыс. руб. |
Уд.вес, % |
тыс. руб. |
% |
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||||||||||||
1 |
Материальные затраты |
903420 |
21,84 |
782400 |
20,80 |
121020 |
+1,04 |
||||||||||||||
2 |
Затраты на оплату труда |
2002320 |
48,40 |
1864800 |
49,58 |
137520 |
-1,18 |
||||||||||||||
3 |
Отчисления на социальные нужды |
518430 |
12,53 |
482790 |
12,84 |
35640 |
-0,31 |
||||||||||||||
4 |
Амортизация |
128320 |
3,10 |
114860 |
3,05 |
13460 |
+0,05 |
||||||||||||||
5 |
Прочие затраты |
584912 |
14,13 |
516584 |
13,73 |
68328 |
+0,40 |
||||||||||||||
6 |
Итого |
4137402 |
100 |
3761434 |
100 |
375968 |
Х |
Также несколько изменилась и структура затрат: доля прочих затрат увеличилась совсем незначительно и составила 14,13% вместо прошлогодних 13,73%, доля затрат по оплате труда и отчислений на социальные нужды снизилась хотя совсем незначительно . При этом как в прошлом, так и в отчетном году наибольший удельный вес в структуре затрат имели материальные затраты и затраты на оплату труда.
3.2. Анализ затрат на 1 рубль реализованной продукции (10)
Охарактеризуем динамику себестоимости проданной продукции (затрат на 1 руб.продаж). Выявим влияние на изменение структуры проданной продукции, себестоимости единицы отдельных ее видов и цен на нее на основании данных, приведенных в Приложении 2, и дополнительно произведенных расчетов.
Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на 1 рубль продукции, который характеризует издержкоемкость продукции. Он выгоден тем, что, во-первых, очень универсальный и, во-вторых, показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.
На изменение уровня затрат на 1 рубль продаж могут оказывать влияние изменения структуры реализованной продукции, себестоимости отдельных ее видов и цен на нее. Для анализа затрат на 1 рубль продаж на основе исходных данных Приложения 2 заполняются строки 6 и 7 таблицы 10.
Себестоимость объема продаж отчетного года при себестоимости единицы прошлого года определяется (графы 5,7,9,11 строка 6): количество изделий отчетного года(Q1)×себестоимость единицы прошлого года(P0).
Стоимость продаж отчетного года по ценам прошлого года определяется (графы 5,7,9,11 строка 7): количество изделий отчетного года(Q1)×цена прошлого года (Z 0).
Таблица 10
Вспомогательные расчеты к определению индексов о затратах на 1 руб. продаж
№ п/п
Показатель
Условное обозна-чение
Изделие А
Изделие В
Изделие С
Итого
Прошлый год (0)
Отчетный год (1)
Прошлый год (0)
Отчетный год (1)
Прошлый год (0)
Отчетный год (1)
Прошлый год (0)
Отчетный год (1)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
Количество, шт
Q
8640
9800
4800
4600
6560
7600
20000
22000
2
Цена, тыс. руб.
Z
184,5
186
263,3
262,8
190,5
195,45
Х
Х
3
Стоимость, тыс. руб.
QZ
1594080
1822800
1263840
1208880
1249680
1485420
4107600
4517100
4
Себестоимость единицы , тыс. руб.
P
166,56
165,4
242,6
249,3
176,5
180,2
Х
Х
5
Себестоимость продукции, тыс. руб.
QP
1447200
1620920
1164480
1146780
1157840
1369520
3761360
4137220
6
Себестоимость продаж отчетного года при себестоимости единицы прошлого года, тыс. руб.
Q1P0
Х
1632288
Х
1115960
Х
1341400
Х
4089648
7
Стоимость продаж отчетного года по ценам прошлого года, тыс. руб.
Q1Z0
Х
1808100
Х
1211180
Х
1447800
Х
4467080
Для расчета влияния указанных факторов на уровень затрат на 1 рубль продаж способом цепной подстановки в таблице 11 (графы 6 и 7) формируется система относительных показателей.
Согласно данным таблицы 11 общее отклонение в затратах на 1 руб. продукции (стр.4-стр.1): 91,59–91,57= +0,02 коп., т.е. в отчетном году наблюдается рост затрат на 1 рубль продаж, что является отрицательной характеристикой деятельности предприятия, хотя увеличение затрат как мы видим не значительное 0,02коп.
Таблица 11
Расчет влияния факторов на уровень затрат на 1 руб. продаж
Показатели
Себестоимость продукции, тыс. руб.
Себестоимость продукции в отпускных ценах, тыс. руб.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.