В конце XIX – начале XXвв. Российская наука выходит на
передовые рубежи. В различных ее областях в это время появились ученые, чьи
открытия меняют традиционные представления об окружающем мире. В сфере
естественных наук такую роль сыграли труды физиолога И. П. Павлова. Небывалым
всплеском характеризовались исследования в области биологии, психологии,
физиологии человека. И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности,
об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за
исследования в области физиологии пищеварения.
Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности,
присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным,
гидравлическим и др.)" сделал иные открытия в области физики волн. Он
создал первую в России физическую школу.
Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) были заложены в
конце XIX – начале XX вв. В. И. Вернадским. Обгоняя свое
время, работали ученые, посвятившие себя развитию принципиально новых областей
науки. Н. Е. Жуковский, сыгравший огромную роль в становлении воздухоплавания, заложил
основы современной гидродинамики и аэродинамики. Жуковский с начала 20 в.
уделял этим вопросам свое основное внимание. Вместе с ним работала большая
группа его учеников, из которых впоследствии выросли крупные специалисты в
разных областях авиационной науки и техники. В 1902 под руководством Жуковского
при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из
первых аэродинамических труб в Европе. В 1904 под его же руководством в поселке
Кучино под Москвой был построен первый в Европе аэродинамический институт. В
том же году Жуковский организовал воздухоплавательную секцию при Московском обществе
любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 при
непосредственном участии Жуковского была открыта аэродинамическая лаборатория в
МВТУ.
После Октябрьской революции 1917 Жуковский вместе с руководимыми им
молодыми учеными активно включился в работу по созданию новой советской
авиации. В декабре 1918 правительственным постановлением был учрежден
Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), причем его руководителем был
назначен Жуковский. Созданные Жуковским теоретические курсы для военных
летчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе
которого в 1920 был создан Институт инженеров красного воздушного флота,
преобразованный в 1922 в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора
Н.Е. Жуковского.
Ряд исследований Жуковского был посвящен теории движения тяжелого
твердого тела вокруг неподвижной точки, причем эти исследования были
замечательны примененным в них геометрическим методом. Много внимания Жуковский
уделил проблеме устойчивости движения. Ей была посвящена его докторская
диссертация «О прочности движения» (1879, издана в 1882), послужившая основой
для исследования устойчивости аэропланов в воздухе. Несколько работ было
посвящено теории гироскопов.
Жуковский выполнил ряд исследований по уравнениям в частных производных и
по приближенному интегрированию уравнений. Он первым стал широко применять в
гидро- и аэродинамике методы теории функций комплексной переменной. В статьях
по теоретической астрономии Жуковский затрагивал теорию кометных хвостов, дал простой
способ определения элементов планетных орбит.
Научные заслуги Жуковского нашли высокую оценку в специальном декрете
Совета Народных Комиссаров в декабре 1920.
Учеником и соратником Жуковского был С. А. Чаплыгин - российский ученый,
один из основоположников аэродинамики, академик АН СССР (1929).Создал труды по
теоретической механике, гидродинамике, аэродинамике и газовой динамике.
У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской
гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов,
обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения
этой цели. Он впервые обосновал возможность использования ракет для
межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и
ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и
жидкостного ракетного двигателя. Технические идеи Циолковского находят
применение при создании ракетно-космической техники.
Выдающийся ученый В. И. Вернадский получил мировую известность благодаря
энциклопедическим трудам, послужившим основой для появления новых научных
направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере
заложили основу современной экологии. Новаторство высказанных им идей в полной
мере осознается только теперь, когда мир очутился на грани экологической
катастрофы.
Вернадский внес существенный вклад в минералогию и кристаллографию. В
1888-1897 он разработал концепцию структуры силикатов, выдвинул теорию
каолинового ядра, уточнил классификацию кремнеземистых соединений и изучил
скольжение кристаллического вещества, прежде всего явление сдвига в кристаллах
каменной соли и кальцита. В 1890-1911 разработал генетическую минералогию,
установил связь между формой кристаллизации минерала, его химическим составом,
генезисом и условиями образования. В эти же годы Вернадский сформулировал
основные идеи и проблемы геохимии, в рамках которой им были проведены первые
систематические исследования закономерностей строения и состава атмосферы,
гидросферы, литосферы. С 1907 Вернадский ведет геологические исследования
радиоактивных элементов, положив начало радиогеологии.
В 1916-1940 сформулировал главные принципы и проблемы биогеохимии, создал
учение о биосфере и ее эволюции. Вернадский поставил задачу количественного
изучения элементного состав живого вещества и выполняемых им геохимических
функций, роли отдельных видов в превращении энергии в биосфере, в геохимических
миграциях элементов, в литогенезе и минералогенезе. Им были схематично очерчены
главные тенденции в эволюции биосферы: экспансия жизни на поверхности Земли и
усиление ее преобразующего влияния на абиотическую среду; возрастание масштабов
и интенсивности биогенных миграций атомов, появление качественно новых
геохимических функций живого вещества, завоевание жизнью новых минеральных и
энергетических ресурсов; переход биосферы в ноосферу.
В 1903 выходит в свет монография Вернадского: «Основы кристаллографии», а
в 1908 начинается выход в свет отдельными выпусками «Опыта описательной
минералогии».
В 1907 Вернадский начинает исследования радиоактивных минералов в России,
в 1910 — создает и возглавляет Радиевую комиссию Академии наук. Работа в КЕПС
стимулировала развертывание систематических исследований Вернадского по
проблемам биогеохимии, учении о живом веществе и биосфере. В 1916 он приступает
к разработке основных принципов биогеохимии, изучению химического состава
организмов и их роли в миграции атомов в геологических оболочках Земли.
В 1908 г. Нобелевскую премию получил биолог И. И. Мечников за труды по
иммунологии и инфекционным заболеваниям. Однажды, когда Мечников наблюдал под
микроскопом за подвижными клетками (амебоцитами) личинки морской звезды, ему
пришла в голову мысль, что эти клетки, захватывающие и переваривающие
органические частицы, не только участвуют в пищеварении, но и выполняют в
организме защитную функцию. Это предположение Мечников подтвердил простым и
убедительным экспериментом. Введя в тело прозрачной личинки шип розы, он через
некоторое время увидел, что амебоциты скопились вокруг занозы.
В 1891-92 Мечников разработал тесно примыкающее к проблеме иммунитета
учение о воспалении. Рассматривая этот процесс в сравнительно-эволюционном
аспекте, он оценил сам феномен воспаления как защитную реакцию организма,
направленную на освобождение от инородных веществ или очага инфекции.
Начало XX века - время расцвета российской исторической науки.
Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были В. О.
Ключевский, А. А. Корнилов, Н. П. Павлов-Сильванский, С. Ф. Платонов.
Проблемами всеобщей истории занимались П. Г. Виноградов, Р. Ю. Виппер, Е. В.
Тарле. Мировую известность получила русская школа востоковедения. Революционная
обстановка в России начала XX в.
Сопровождалась подъемом всеобщего интереса к политике, к гуманитарным наукам:
истории, философии, экономике, праву. Эти науки из «кабинетных» превращались в
публицистические, ряд ученых стал заниматься и политической деятельностью.
В конце XIX – начале XX вв. особое значение приобрела
религиозная философия, основы которой были заложены В. С. Соловьевым. С
чрезвычайной силой и убедительностью он выступил против господствовавших в
русской науке материализма и позитивизма, попытавшись обогатить философию
идеями, почерпнутыми из христианства. Вслед за Соловьевым поискам путей, на
которых человечество могло приблизиться к Господу и создать истинно
христианское общество, посвятили себя такие замечательные философы, как Н. А.
Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Л. Франк
и др.
В это время появился целый ряд очень ярких работ, связанных с различными
областями исторического исследования: «Очерки по истории русской культуры» П.
Н. Милюкова, «Крестьянская реформа» А. А. Корнилова, «История молодой России»
М. О. Гершензона и тд.
В начале XX в. также были популярны научно-технические общества. Они
объединяли ученых, практиков, любителей-энтузиастов и существовали на взносы
своих членов, частные пожертвования. Некоторые получали небольшие
правительственные субсидии. Самыми известными были: Вольное экономическое
общество (оно было основано еще в 1765 г.), Общество истории и древностей (1804
г.), Общество любителей российской словесности (1811 г.), Географическое,
Техническое, Физико-химическое, Ботаническое, Металлургическое, несколько
медицинских, сельскохозяйственных и т.д. Эти общества не только являлись
центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали
научно-технические знания среди населения. Характерной чертой научной жизни
того времени были съезды естествоиспытателей, врачей, инженеров, юристов, археологов
и т.д.
Литература
Русская
литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной
жизни страны. В эти годы еще жил и работал Л.Н.Толстой. В 1899 г. был
опубликован его последний роман "Воскресение", в котором протест
против общественного зла и социальной несправедливости звучал остро и гневно.
Толстой не принял и не поддержал модернизм в искусстве.
Значительным
явлением в развитии реалистического направления в русской литературе были
произведения таких писателей, как И.А.Бунин, В.В.Вересаев, А.И.Куприн,
А.Н.Толстой, Н.Г. Гарин-Михайловский, Е.В. Чириков и др.
В
рассматриваемое время лучшие свои произведения создал А.П. Чехов: повести и
рассказы ("Моя жизнь", "Мужики", "Дом с
мезонином", "Дама с собачкой", "Невеста" и др.),
драматические произведения, поставленные на сцене Художественного театра. В его
творчестве отражалась "до ужаса простая" и сложная жизнь России.
Чехов не был сторонником определенной системы общественно-политических
воззрений, но его произведения несли в себе ожидание новой, лучшей жизни.
«Теперешняя культура, - писал он в 1902 г., - это начало работы во имя великого
будущего».
В
90-е годы начался творческий путь А.М.Горького (Пешкова, 1868-1936). Свой
первый рассказ "Макар Чудра" Горький опубликовал в 1892 г. в газете
"Тифлисский вестник". Вышедшие в конце 90-х годов "Очерки и
рассказы" принесли писателю всероссийскую известность. Героическая
романтика молодого Горького была гимном "безумству храбрых", отражала
демократические революционные настроения, распространившиеся в 90-е годы. В
своих произведениях, написанных в это время ("Старуха Изергиль",
"Челкаш", "Девушка и смерть", "Песнь о Соколе",
"Буревестник"), он воспел гордого, свободного человека, любовь как
источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе и был готов отдать жизнь за
свободу.
В эти
годы в русскую литературу пришли молодые писатели. В 1893 г. в журнале
"Русское богатство" появился первый рассказ И.А.Бунина
"Танька". В 1897 г. вышел сборник его рассказов "На край
земли", посвященный горькой участи крестьян-переселенцев. В конце 90-х
годов появляются первые значительные произведения А.И.Куприна
("Олеся", "Молох"). И.А.Бунин (1870-1953) и А.И.Куприн
(1870-1938) - крупнейшие писатели русской реалистической литературы XX в. Бунин
в доэмигрантский период написал такие значительные произведения как
"Деревня" (1910), "Суходол" (1911), в которых говорила
страдающая и думающая деревенская Россия. Писатель не скрывал своей
"великой грусти" по поводу исчезновения старого уклада жизни. Большой
общественный резонанс имела повесть Куприна "Поединок" (1905),
которая воспринималась как картина разложения не только в армии, но и разлада
во всей общественной жизни.
Основные
силы писателей-реалистов группировались вокруг книгоиздательского товарищества
"Знание" (1898-1913). В 1900 г. в этом издательстве начал
сотрудничать Горький, став одним из его руководителей (с 1902 г.). К участию в
сборниках "Знания" он широко привлекал молодых и уже известных
писателей.
Одним
из новых явлений литературы XX столетия была пролетарская поэзия, в которой
зазвучала тема борьбы рабочего класса. Особенностью ее были социальный оптимизм
и романтический пафос. Сами поэты рассматривали свою поэзию лишь как
"предтечу" новой литературы будущего. В 1914 г. вышел в свет первый "Сборник
пролетарских писателей" под редакцией М.Горького.
Тема
пролетария входит в литературу. В 1906 г. А.М.Горький пишет драму
"Враги", роман "Мать", в которых формулирует новые
эстетические принципы воспроизведения жизни. В одном из писем к А.П.Чехову он
писал о необходимости утверждения "героического реализма", который не
только изображал бы жизнь, но и был бы "выше ее, лучше, красивее". В
романе "Мать" впервые жизнь рабочих изображалась достоверно, герои -
Павел и Ниловна - имели своих прототипов (руководитель Сормовской партийной
организации Петр Заломов и его мать Анна Кирилловна). Полностью на русском
языке роман "Мать" вышел в свет в 1907 г. за границей. Одновременно
книга была переведена на ряд иностранных языков.
Символизм
Русский символизм
как литературное направление сложился на рубеже XIX и XX вв.
«СИМВОЛИЗМ» -
направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное
преимущественно на художественном выражении посредством СИМВОЛА «вещей в
себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Стремясь
прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной
идеальной сущности мира, его «нетленной» красоте, символисты выразили тоску по
духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических
сдвигов, доверие к вековым культурным ценностям как единящему началу.
Культура русского
символизма, как и сам стиль мышления поэтов и писателей, формировавших это
направление, возникали и складывались на пересечении и взаимном дополнении,
внешне противостоящих, а на деле прочно связанных и поясняющих одна другую
линий философско-эстетического отношения к действительности. Это было ощущение
небывалой новизны всего того, что принес с собой рубеж веков, сопровождавшееся
чувством неблагополучия и неустойчивости.
Теоретические,
философские и эстетические корни и источники творчества писателей-символистов
были весьма разнообразны. Так В. Брюсов считал символизм чисто художественным
направлением, Мережковский опирался на христианское учение, Вячеслав Иванов
искал теоретической опоры в философии и эстетике античного мира, преломленных
через философию Ницше; А. Белый увлекался Вл. Соловьевым, Шопенгауэром,
Кантом, Ницше.
Поначалу
символическая поэзия формировалась как поэзия романтическая и индивидуалистическая,
отделившая себя от многоголосия «улицы», замкнувшаяся в мире личных переживаний
и впечатлений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|