«Собственно
символизм никогда не был школой искусства, - писал А.Белый, - а был он
тенденцией к новому мироощущению, преломляющему по-своему и искусство... А
новые формы искусства рассматривали мы не как смену одних только форм, а как
отчетливый знак изменения внутреннего восприятия мира».
Художественным и
публицистическим органом символистов был журнал «Весы» (1904 – 1909).«Для нас,
представителей символизма, как стройного миросозерцания, – писал Эллис,
– нет ничего более чуждого, как подчинение идеи жизни, внутреннего пути
индивидуума – внешнему усовершенствованию форм общежития. Для нас не может быть
и речи о примирении пути отдельного героического индивидуума с инстинктивными
движениями масс, всегда подчиненными узкоэгоистическим, материальным
мотивам».
Эти установки и
определили борьбу символистов против демократической литературы и искусства,
что выразилось в систематической клевете на Горького, в стремлении доказать,
что, став в ряды пролетарских писателей, он кончился как художник, в попытках
дискредитировать революционно-демократическую критику и эстетику, ее великих
создателей – Белинского, Добролюбова, Чернышевского.
Символисты всячески
стремились сделать «своими» Пушкина, Гоголя, названного В. Ивановым «испуганным
соглядатаем жизни», Лермонтова.
С этими
установками связано и резкое противопоставление символизма и реализма. «В то
время как поэты-реалисты, – пишет К. Бальмонт, – рассматривают мир наивно, как
простые наблюдатели, подчиняясь вещественной его основе, поэты-символисты,
пересоздавая вещественность сложной своей впечатлительностью, властвуют над
миром и проникают в его мистерии». Символисты стремятся противопоставить разум
и интуицию. «...Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями»,
– утверждает В. Брюсов и называет произведения символистов «мистическими
ключами тайн», которые помогают человеку выйти к свободе.
Сложный и трудный путь идейных исканий прошел В. Я. Брюсов (1873 – 1924).
Революция 1905 г. вызвала восхищение поэта и способствовала началу его отхода
от символизма. Однако к новому пониманию искусства Брюсов пришел не сразу.
Отношение к революции у Брюсова сложно и противоречиво. Он приветствовал
очистительные силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но полагал, что они
несут лишь стихию разрушения:
Я вижу новый бой во имя новой воли!
Ломать – я буду с вами! строить – нет!
(1905)
Для поэзии В. Брюсова этого времени характерны стремление к научному
осмыслению жизни, пробуждение интереса к истории. А. М. Горький высоко ценил
энциклопедическую образованность В. Я. Брюсова, называя его самым культурным
писателем на Руси. Брюсов принял и приветствовал Октябрьскую революцию и
активно участвовал в строительстве советской культуры.
Идейные противоречия эпохи (так или иначе) повлияли на отдельных
писателей-реалистов. В творческой судьбе Л. Н. Андреева (1871 – 1919) они
сказались в известном отходе от реалистического метода. Однако реализм как направление
в художественной культуре сохранил свои позиции. Русских писателей продолжали
интересовать жизнь во всех ее проявлениях, судьба простого человека, важные
проблемы общественной жизни.
Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться в
творчестве крупнейшего русского писателя И. А. Бунина (1870 – 1953). Наиболее
значительные его произведения той поры – повести «Деревня» (1910) и «Суходол»
(1911).
1912 год стал началом нового революционного подъема в
общественно-политической жизни России.
Д. Мережковский,
Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.– это группа «старших»
символистов, которые явились зачинателями направления. В начале 900-х годов
выделилась группа «младших» символистов – А. Белый, С. Соловьев, В. Иванов, А.
Блок и др.
В основе
платформы «младших» символистов лежит идеалистическая философия В. Соловьева с
его идеей Третьего Завета и пришествия Вечной Женственности. В. Соловьев
утверждал, что высшая задача искусства – «...создание вселенского духовного
организма», что художественное произведение это – изображение предмета и
явления «в свете будущего мира», с чем связано понимание роли поэта как теурга,
священнослужителя. В этом заключено, по разъяснению А. Белого, «соединение
вершин символизма как искусства с мистикой».
Признание, что
существуют «миры иные», что искусство должно стремиться их выразить, определяет
художественную практику символизма в целом, три принципа которого провозглашены
в работе Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной
русской литературы». Это – «...мистическое содержание, символы и расширение
художественной впечатлительности».
Исходя из
идеалистической посылки о первичности сознания, символисты утверждают, что
действительность, реальность – это создание художника:
Моя
мечта – и все пространства,
И все
чреды,
Весь
мир – одно мое убранство,
Мои
следы
(Ф.
Сологуб)
«Разбив оковы
мысли, быть скованным – мечтой», – призывает Бальмонт. Призвание поэта –
связать мир реальный с миром запредельным.
Поэтическая декларация символизма
ясно выражена в стихотворении В. Иванова «Средь гор глухих»:
И
думал я: «О гений! Как сей рог,
Петь
песнь земли ты должен, чтоб в сердцах
Будить
иную песнь. Блажен, кто слышит».
.А
из-за гор звучал ответный глас:
«Природа
– символ, как сей рог. Она
Звучит
для отзвука. И отзвук – бог.
Блажен,
кто слышит песнь и слышит отзвук».
Поэзия
символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа.
Символ – это эхо,
намек, указание, он передает сокровенный смысл.
Символисты
стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и
иррациональной. Это «звонко-звучная тишина» у В. Брюсова, «И светлых глаз темна
мятежность» у В. Иванова, «сухие пустыни позора» у А. Белого и у него же: «День
– жемчуг матовый – слеза – течет с восхода до заката». Весьма точно эта техника
раскрыта в стихотворении 3. Гиппиус «Швея».
На
всех явлениях лежит печать.
Одно
с другим как будто слито.
Приняв
одно – стараюсь угадать
За
ним другое, – то, что скрыто.
Очень большое
значение в поэзии символистов приобрела звуковая выразительность стиха,
например, у Ф. Сологуба:
И два
глубокие бокала
Из
тонко-звонкого стекла
Ты к
светлой чаше подставляла
И
пену сладкую лила,
Лила,
лила, лила, качала
Два
темно-алые стекла.
Белей,
лилей, алее дала
Бела
была ты и ала...
Революция 1905 г.
нашла своеобразное преломление в творчестве символистов.
С ужасом встретил
1905 г. Мережковский, воочию убедившийся в пришествии предсказанного им
«грядущего хама». Взволнованно, с острым желанием понять подошел к событиям
Блок. Приветствовал очистительную грозу В. Брюсов.
После
революционных событий 1905 года в рядах символистов еще более усилились
противоречия, которые в конце концов привели это направление к кризису.
К десятым годам
ХХ века символизм нуждался в обновлении. «В недрах самого символизма,– писал В.
Брюсов в статье «Смысл современной поэзии»,– возникали новые течения,
пытавшиеся влить новые силы в одряхлевший организм. Но попытки эти были слишком
частичны, зачинатели их слишком проникнуты теми же самыми традициями школы,
чтобы обновление могло быть сколько-нибудь значительным».
Нельзя, однако,
не отметить, что русские символисты внесли существенный вклад в развитие
отечественной культуры. Наиболее талантливые из них по-своему отразили трагизм
положения человека, не сумевшего найти свое место в мире, сотрясаемом
грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для
художественного осмысления мира. Им принадлежат серьезные открытия в области
поэтики, ритмической реорганизации стиха, усиления в нем музыкального начала.
Последнее предоктябрьское десятилетие было отмечено исканиями в
модернистском искусстве. Происходившая в 1910 г. в среде художественной
интеллигенции полемика вокруг символизма выявила его кризис. Как выразился
в одной из своих статей Н. С. Гумилев, «символизм закончил свой круг
развития и теперь падает».
Акмеизм
На смену символизму пришел акмеизм. В 1912 г. сборником «Гиперборей»
заявило о себе новое литературное направление, присвоившее себе имя акмеизм (с
греческого акмэ, что означает высшую степень чего-либо, пору расцвета).
«Цех поэтов», как называли себя его представители, включал Н. Гумилева, А.
Ахматову, О. Мандельштама, С. Городецкого, Г. Иванова, М. Зенкевича и др. К
этому направлению примыкали также М. Кузьмин, М. Волошин, В. Ходасевич и др.
Основоположниками акмеизма считаются Н. С. Гумилев (1886 – 1921) и С. М.
Городецкий (1884 – 1967.
Акмеисты в отличие от символистской туманности провозгласили культ
реального земного бытия, «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь». Но
вместе с тем они пытались утвердить прежде всего эстетико-гедонистическую
функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем в своей поэзии. В эстетике
акмеизма отчетливо выражались декадентские тенденции, а теоретической основой
его оставался философский идеализм. Однако среди акмеистов были поэты, которые
в своем творчестве смогли выйти из рамок этой «платформы» и обрести новые
идейно-художественные качества (А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, М. А.
Зенкевич).
Акмеисты считали
себя наследниками «достойного отца» – символизма, который, по выражению Н.
Гумилева, «...закончил свой круг развития и теперь падает». Утверждая
звериное, первобытное начало (они еще называли себя адамистами), акмеисты
продолжали «помнить о непознаваемом» и во имя его провозглашали всякий отказ от
борьбы за изменение жизни. «Бунтовать же во имя иных условий бытия здесь, где
есть смерть, – пишет Н. Гумилев в работе «Наследие символизма и акмеизм», –
так же странно, как узнику ломать стену, когда перед ним – открытая дверь».
Это же утверждает
и С. Городецкий: «После всех «неприятий» мир бесповоротно принят акмеизмом, во
всей совокупности красот и безобразий». Современный человек почувствовал себя
зверем, «лишенным и когтей и шерсти» (М. Зенкевич «Дикая порфира»), Адамом,
который «...огляделся тем же ясным, зорким оком, принял все, что увидел, и
пропел жизни и миру аллилуйя».
И в то же время
у акмеистов постоянно звучат ноты обреченности и тоски. Творчество А. А. Ахматовой (А. А. Горенко, 1889 – 1966) занимает особое
место в поэзии акмеизма. Ее первый поэтический сборник «Вечер» вышел в 1912 г.
Критика сразу же отметила отличительные черты ее поэзии: сдержанность
интонаций, подчеркнутую камерность тематики, психологизм. Ранняя поэзия
Ахматовой глубоко лирична, эмоциональна. Своей любовью к человеку, верой в его
духовные силы и возможности она явно отходила от акмеистической идеи
«первозданного Адама». Основная часть творчества А. А. Ахматовой приходится на
советский период.
Первые сборники
А. Ахматовой «Вечер» (1912) и «Четки» (1914) принесли ей громкую известность.
Замкнутый, узкий интимный мир отображается в её творчестве, окрашенном в тона
грусти и печали:
Я не
прошу ни мудрости, ни силы.
О,
только дайте греться у огня!
Мне
холодно... Крылатый иль бескрылый,
Веселый
бог не посетит меня .
Тема любви,
главная и единственная, напрямую связана со страданием (что обусловлено фактами
биографии поэтессы):
Пусть
камнем надгробным ляжет
На
жизни моей любовь .
Характеризуя
раннее творчество А. Ахматовой, А. Сурков говорит, что она предстает «...как
поэт резко очерченной поэтической индивидуальности и сильного лирического
таланта… «женских» интимно-лирических переживаний…».
А. Ахматова
понимает, что «мы живем торжественно и трудно», что «где-то есть простая жизнь
и свет», но отказаться от этой жизни она не хочет:
Да, я
любила их, те сборища ночные –
На
маленьком столе стаканы ледяные,
Над
черным кофеем пахучий, тонкий пар,
Камина
красного тяжелый, зимний жар,
Веселость
едкую литературной шутки
И
друга первый взгляд, беспомощный и жуткий '.
Акмеисты
стремились вернуть образу его живую конкретность, предметность, освободить его
от мистической зашифрованности, о чем очень зло высказался О. Мандельштам,
уверяя, что русские символисты «...запечатали все слова, все образы,
предназначив их исключительно для литургического употребления. Получилось
крайне неудобно – ни пройти, ни встать, ни сесть. На столе нельзя обедать,
потому что это не просто стол. Нельзя зажечь огня, потому что это, может,
значит такое, что сам потом рад не будешь».
И вместе с тем,
акмеисты утверждают, что их образы резко отличны от реалистических, ибо, по
выражению С. Городецкого, они «...рождаются впервые» «как невиданные доселе, но
отныне реальные явления». Этим определяется изысканность и своеобразная
манерность акмеистического образа, в какой бы преднамеренной звериной дикости
он ни предстал. Например, у Волошина:
Люди
– звери, люди гады,
Как
стоглазый злой паук,
Заплетают
в кольца взгляды.
Круг этих образов
сужен, чем достигается чрезвычайная красота , и что позволяет добиваться при
описании его все большей изысканности:
Медлительнее
снежный улей,
Прозрачнее
окна хрусталь,
И
бирюзовая вуаль
Небрежно
брошена на стуле.
Ткань,
опьяненная собой,
Изнеженная
лаской света,
Она
испытывает лето,
Как
бы не тронута зимой.
И,
если в ледяных алмазах
Струится
вечности мороз,
Здесь
– трепетание стрекоз
Быстроживущих,
синеглазых .
(О.
Мандельштам)
Значительно по своей художественной ценности литературное наследие Н. С.
Гумилева. В его творчестве преобладала экзотическая и историческая тематика, он
был певцом «сильной личности». Гумилеву принадлежит большая роль в развитии
формы стиха, отличавшегося чеканностью и точностью.
Напрасно акмеисты
так резко отмежевали себя от символистов. Те же «миры иные» и тоску по ним мы
встречаем и в их поэзии. Так, Н. Гумилев, приветствовавший империалистическую
войну как «святое» дело, утверждавший, что «серафимы, ясны и крылаты, за
плечами воинов видны», через год пишет стихи о конце мира, о гибели
цивилизации:
Чудовищ
слышны ревы мирные,
Вдруг
хлещут бешено дожди,
И все
затягивают жирные
Светло-зеленые
хвощи.
Когда-то гордый и смелый завоеватель
понимает губительность разрушительность вражды, охватившей человечество:
Не
все ль равно? Пусть время катится,
Мы поняли
тебя, земля:
Ты
только хмурая привратница
У
входа в Божии поля.
Этим объясняется
неприятие ими Великой Октябрьской социалистической революции. Но судьба их не
была однородной. Одни из них эмигрировали; Н. Гумилев якобы «принял активное
участие в контрреволюционном заговоре» и был расстрелян. В стихотворении
«Рабочий» он предсказал свой конец от руки пролетария, отлившего пулю, «что
меня с землею разлучит».
И
господь воздаст мне полной мерой
За
недолгий мой и краткий век.
Это
сделал в блузе светло-серой
Невысокий
старый человек.
Такие поэты, как
С. Городецкий, А. Ахматова, В. Нарбут, М. Зенкевич не смогли эмигрировать.
Например, А.
Ахматова, которая не поняла и не приняла революцию, покинуть родину
отказалась:
Мне
голос был. Он звал утешно,
Он
говорил: «Иди сюда,
Оставь
свой край глухой и грешный,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|