рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Налоги и налогообложение в экономическом аспекте

Под методом нал-ия понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта нал-ия. Разработаны 4 метода нал-ия: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.

2.                                   НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

2.1.                      НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Нал. систему можно определить как совокупность: а) налогов и сборов, взимаемых государством; б) принципов, форм и методов их установления; в) форм и методов н. контроля и ответственности за нарушение н. законодательства.

Нал. система, ее разнообразие зависят от типов (субъектов) хозяйственной деятельности и их организации. В большинстве стран выделяют четыре сектора, которые различаются между собой не только способом хозяйственной деятельности, но и особенностями н. регулирования:

–     государственный сектор;

–     коммерческий сектор (частные фирмы, корпорации, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества);

–     финансовый сектор (банки, страховые общества, ф. компании, биржи);

–     население.

Однако, изучая пути становления налоговой системы в различных странах, можно определить основные факторы, влияющие на ее структуру:

1)        уровень экономического развития (развития производительных сил);

2)        общественно-экономическое устройство общества (сочетание рынка и государства);

3)        господствующая в обществе экономическая доктрина (нейтральность налоговой системы или активное вмешательство в экономику страны);

4)        государственное устройство стран (федеративное или унитарное государство).

Поскольку государство воздействует на экономику и формирует свои доходы посредством налогов и сборов, то классификация налогов на небольшие группы позволяет применить научный подход при решении той или иной задачи.

Классификация налогов. Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям, признакам и особым свойствам.

По способу обложения и взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. В зависимости от объекта обложения выделяют следующие виды личных налогов: на доходы физ. лиц, на прибыль организаций.

В Российской Федерации налоговым законодательством применена классификация налогов по принципу административного устройства: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Нал. систему формируют и специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать налоги, не указанные в НК РФ, и освобождать от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К ним относятся система нал-ия для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система нал-ия, система нал-ия в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система нал-ия при выполнении соглашений о разделе продукции.

Классификация по плательщикам включает три группы налогов: с юридических лиц (налог на прибыль организаций и др.), физ. лиц (налог на доходы физ. лиц, на наследование или дарение и др.), с юридических и физ. лиц (транспортный налог и др.).

По объекту нал-ия налоги классифицируются на следующие группы: налоги на доходы (налог на прибыль организаций, на доходы физ. лиц), налоги на имущество (налог на имущество организаций, физ. лиц), налоги на действия (сбор за использование объектов животного мира, уплата стоимости лицензий).

По назначению можно выделить налоги общие, специальные и чрезвычайные. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджеты разных уровней в зависимости от устройства государства. Специальные налоги имеют строго определенную направленность и предназначены для формирования централизованных целевых фондов (например, дорожные фонды). Введение чрезвычайных налогов связано с конкретными событиями или с конкретным этапом развития страны.

Учетно-экономическая целесообразность диктует иную группировку налогов, взимаемых с предприятий, организаций:

–     налоги, относимые на издержки производства и обращения (единый социальный налог, земельный налог, транспортный налог и т.д.);

–     налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг): НДС, акцизы;

–     налоги, относимые в дебет счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» (до нал-ия прибыли, например налог на имущество организаций, на рекламу);

–     налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (лицензия на реализацию подакцизных товаров и т.д.).

2.2.                      НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Нал. политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов.

Главная цель налоговой политики - обеспечение бюджетов разных уровней финансовыми ресурсами в достаточных объемах. Бесперебойное пополнение бюджетных доходов является основой экономического роста, повышения благосостояния населения, решения экологических и других проблем общества.

Реализация налоговой политики осуществляется через н. механизм, который является понятием методологического и методического порядка, поэтому ему свойственно двойное содержание. Рассматривать содержание этого понятия необходимо с широких (общетеоретических) и узких (практических) позиций.

1)        В широком смысле - это область налоговой теории, трактующей понятие «н. механизм» как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование и н. контроль.

2)        В узком смысле н. механизм рассматривается в качестве свода конкретных налоговых действий, так как практика вносит свои коррективы в концептуально определяемые сферы н. планирования, регулирования и контроля.

Н. механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях власти и управления, существенны различия во временном отношении. Н. механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Поэтому так важно при каждом практическом действии придерживаться буквы закона с тем, чтобы не нарушать основного принципиального требования налоговой теории - субъективное и объективное начала процесса нал-ия представляют собой единое целое. Н. механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Конкретный н. режим, применяемый при формировании того или иного налога, зависит как от положений налоговых законов, так и от издаваемых инструктивных указаний к ним. Этот механизм различается в зависимости от организационно-правовой формы деятельности, статуса плательщика - юридическое или физическое лицо. Налоговому производству присущи особенности, которые обусловлены полнотой прав и обязанностей сторон, участвующих в налоговых процессах, отраженных в положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.

Нал. техника не только определяет функциональное содержание н. механизма, но и оказывает прямое воздействие на весь ход общественной жизни. Принятие оптимального н. механизма означает как выбор разумных налогов, так и обеспечение соответствующих норм и правил их исчисления и уплаты в бюджет. Здесь важен состав налоговых льгот и санкций. Они являются основой н. регулирования, равно как и его составной части - н. контроля.

Внутренне содержание н. механизма составляют организационно-экономические и правовые отношения, складывающиеся при формировании доходов бюджета, перераспределении налоговых сумм между бюджетами. Основу этих отношений формирует налоговое право наряду с другими отраслями права. Исходя из сказанного выше можно сделать следующие выводы.

1)        Неправомерно рассматривать н. механизм лишь с позиций оперативного вмешательства государства в ход сбора налогов, а также как принятие мер, способствующих соблюдению н. законодательства. При таком подходе н. механизм теряет свой объективный характер и превращается в рычаг чисто субъективистского перераспределения денежных ресурсов. Два начала в налоговом механизме - объективное и субъективное - составляют органическое целое, нарушать их равновесие нельзя.

2)        С позиции функционального содержания определение н. механизма может быть сформулировано следующим образом. Н. механизм - это комплекс трех взаимодействующих финансово-бюджетных сфер деятельности, регламентированный особыми правовыми нормами всего арсенала законодательных актов государства, определяющих установление, оценку плановых, фактически исполненных и прогнозных налоговых обязательств субъектов налоговых правоотношений (налоговое планирование), принятие научно обоснованных мер текущего вмешательства в ход исполнения бюджетов страны как стимулирующего характера (налоговое регулирование) и санкционных мер воздействия при нарушении норм н. законодательства (н. контроль).

3.                                   ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

3.1.                      НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Налог на прибыль является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Он является прямым налогом, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Плательщиками налога на прибыль организаций являются:

–     российские организации;

–     иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объект нал-ия. Объектом обложения налогом на прибыль служит конечный стоимостный результат деятельности хозяйствующего субъекта. Таким результатом является прибыль организации, которая рассчитывается как полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с положениями действующего законодательства.

Прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Доходы организации, учитываемые при исчислении налога на прибыль, подразделяются на два основных вида:

–     доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее доходы от реализации);

–     внереализационные доходы.

В соответствии с НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары и имущество, выраженных в денежной и натуральной форме, включая суммовые разницы, полученные проценты за предоставленный коммерческий кредит, а также иные аналогичные поступления. Кроме того, устанавливаются особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий нал-иков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами.

К внереализационным доходам относятся:

–     доходы, получаемые от долевого участия в других организациях;

–     доходы от сдачи имущества в аренду;

–     доходы от операций купли-продажи иностранной валюты; доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;

–     в виде положительной курсовой разницы;

–     доходы прошлых лет, выявленные в отчетном (налоговом) периоде;

–     доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям;

–     другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией.

По организациям, получившим безвозмездно от других организаций основные фонды, товары и другое имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих фондов и имущества исходя из рыночных цен, но не ниже остаточной стоимости по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) по иному имуществу.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организаций подразделяются на связанные с производством и реализацией и внереализационные.

Расходы, связанные с производством и реализацией, группируются в соответствии с их экономическим содержанием следующим образом:

1)        материальные расходы;

2)        расходы на оплату труда;

3)        суммы начисленной амортизации;

4)        прочие расходы.

Стоимость товарно-материальных ценностей (ТМЦ), включаемых в материальные расходы, определяется исходя из фактических затрат на их приобретение, а именно: цена их приобретения, включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, расходы на транспортировку, ввозные таможенные пошлины и иные затраты. Неправильное определение стоимости ТМЦ может привести к занижению облагаемой базы. При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров для целей нал-ия, применяется один из следующих методов оценки:

–     по стоимости единицы запасов;

–     по средней стоимости;

–     по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

–     по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.