рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Опыт инновационного менеджмента в международном бизнесе

2.     стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

3.     состояние внешней среды;

4.     ресурсы, которые организация может использовать для достижения своих целей;

5.     отличительные особенности, которыми обладает организация.

После определения главной цели фирмы руководство приступает к диагностическому этапу процесса стратегического планирования. Первым шагом здесь является изучение внешней среды, которая оценивается по трем основным параметрам: определение и учет изменений, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии; выявление факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; оценка действия факторов, предоставляющих большие возможности для достижения общефирменных целей посредством корректировки плана.

Главным богатством современной фирмы являются ее человеческие ресурсы. Истоки большинства проблем в организациях в конечном итоге обнаруживаются в людях. Если фирма располагает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, она способна эффективно использовать различные альтернативные стратегии. В противном случае следует добиваться улучшения работы с кадрами, поскольку недостатки в этой области будут подвергать опасности всю предстоящую деятельность организации.

Для любого кредитора, партнера или инвестора важное значение имеет имидж фирмы, поэтому в стратегической программе необходимо сформулировать представление об имидже фирмы, ответив в частности на следующие вопросы: каким должен быть имидж фирмы; каким может быть представление покупателей товаров и услуг о фирме.

Содержанием стратегического менеджмента являются:

·         определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;

·         анализ внешней среды фирмы;

·         анализ ее внутренней обстановки;

·         выбор и разработка стратегии фирмы;

·         анализ портфеля диверсифицированной фирмы, проектирование ее организационной структуры;

·         выбор степени интеграции и систем управления;

·         управление комплексом «стратегия — структура — контроль»;

·         определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;

·         обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;

Рыночные цели (или внешние программные цели): в области маркетинга и Public Relations, например:

·         объем продаж в натуральном и в стоимостном выражении;

·         число клиентов;

·         доля рынка.

Производственные цели (внутренние программные цели) являются следствием целей, намеченных компанией на рынке. Включают в себя все, что необходимо для достижения рыночных целей (за исключением организационных ресурсов), например:

·         обеспечить определенный объем производства (объем производства = объем продаж существующие запасы + планируемые запасы);

·         построить цех (объем капитального строительства);

·         разработать новую технологию (проведение НИОКР). Организационные цели- все, что касается управления, структуры и персонала организации, например:

·         принять на работу несколько специалистов по маркетингу;

·         довести средний уровень зарплаты сотрудников до уровня зарплаты у лидера на рынке;

·         внедрить систему управления проектами.

Финансовые цели — увязывают между собой все цели в стоимостном выражении:

·         чистый объем продаж (из «рыночных целей»);

·         величина издержек (из «производственных» и «организационных» целей);

·         валовая и чистая прибыль;

·         рентабельность продаж и т.п.

Роль ресурсов в стратегическом менеджменте принципиально важна не только потому, что без них субъект не достигнет стратегической цели. Ресурсы — это потенциал организации.

Для использования специфического инструментария при разработке стратегии, прежде всего, необходимо решить проблему информационного обеспечения и выбора методов обработки информации

Не случайно на долю данных из прейскурантов и анализа ценовой политики конкурентов приходится 56% сведений, полученных путем промышленного шпионажа, на долю сведений о создании новых изделий — 33%, информации о методах производства — 6%, результатов фундаментальных исследований и изучения стратегии компаний — 5%.

При определении стратегических целей, а также выборе вида и типа стратегии применяются разнообразные методы анализа (прогнозирования), подходы и технологии.

Планирование и реализация инновационной стратегии. Одной из функций управления является планирование. Его ключевая роль определяется тем, что планирование предшествует выполнению всех других управленческих функций, формулируя цели и задачи организации, пути и методы их достижения, а также определяя необходимые для этого средства. Планирование является обязательным элементом управления предприятием в рыночных условиях

Очевидно, что к планированию, кроме динамичности, предъявляются также требования обоснованности, оптимальности, точности, оперативности и пр. Указанные принципы и требования были характерны для выполнения функции планирования и в условиях командно-административной экономики. Все, кроме одного — ориентации на достижение целей самостоятельного субъекта хозяйствования, действующего в условиях свободного рынка.

В современных условиях, можно выделить следующие этапы процесса принятия инновационных решений:

·         постановка целей,

·         изучение окружающей среды,

·         идентификация собственных стратегических возможностей,

·         формирование альтернативных стратегий,

·         выбор наиболее оптимальной, с точки зрения достижения, цели при условии максимизации эффективности,

·         реализация и осуществление контроля.

При этом полностью отвергается какая либо корректировка этапа после его прохождения. Примером использования данной теории является ситуация, когда крупнейшая американская корпорация RCA (Radio Corp. Of America) потеряла 500 млн. долл. при внедрении на рынок дискового видеопроигрывателя. Изменения рыночной конъюнктуры были замечены уже на стадии реализации проекта и руководство отказалось от дорогостоящей корректировки целей, что привело к полному провалу инновационного проекта.

Вторая теория — рациональная, исходит из метода ПОС (Постепенное Ограниченное Сравнение). Эта теория предполагает: отсутствие четких целей; постановка целей происходит в процессе принятия решения; используется коллегиальность при принятии решений, но отсутствует полная согласованность между «ключевыми фигурами». Таким образом, есть определенное представление куда должна «идти» организация, а определение конкретных мер происходит в процессе каждодневного управления. Можно выделить следующие этапы принятия решений по данной модели:

·         формирование только простых общих целей (например, повышение эффективности на 15% в текущем году, или увеличение доли на рынке до 72% в течении следующего финансового года, и т.д.),

·         разработка множества альтернатив, возможно не вписывающихся в рамки настоящей стратегии компании,

·         выбор решения, приближающего фирму к желаемому результату (при этом условие максимизации часто отсутствует).

Таким образом, анализируя применение руководителями компаний одной из двух теорий принятия решений, для современных условий постоянного изменения внешней среды, следует признать большую эффективность рациональной теории.

В результатах обследований процесса анализа и использования информации на одном из крупных британских предприятий, где важная информация отбирается, анализируется и представляется в виде стандартного доклада лицам, принимающим решения. Определение эффективности направлений и проектов в концепции инновационного менеджмента.

Управляемая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из конкретных компонентов по созданию новшеств и внедрению инноваций по стадиям их жизненного цикла: стратегический маркетинг; НИОКР; организационно-технологическая подготовка производства новшеств и внедрения инноваций; производство новшеств; сервис инноваций. Последняя, управляющая подсистема, является важнейшей, так как эта подсистема несет ответственность за все происходящее в системе менеджмента. Компонентами подсистемы являются управление персоналом, разработка управленческого решения, координация выполнения инновационных проектов. Эти компоненты определяют качество всех остальных подсистем системы инновационного менеджмента.

Эффективность менеджмента определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем. Без хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время к менеджменту применяются только некоторые научные подходы: системный, поведенческий, административный, маркетинговый и др. Не применяются воспроизводственный, нормативный, функциональный подходы.

Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к инновационному менеджменту 14 научных подходов. Каждый подход отражает или характеризует только один из аспектов менеджмента. Они не являются синонимами, не дублируют друг друга.

Системный подход — методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих:

1.     Внешнее окружение, включающее в себя вход, выход системы, связь с внешней средой, обратную связь;

2.     Внутренняя структура — совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект, переработку входа в выход для достижения целей системы. Внутренняя структура социально-экономической системы состоит из подсистем научного сопровождения, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем.

Структурный подход к проблемам инновационного менеджмента — это определение значимости приоритетов среди факторов, методов, принципов и других инструментов менеджмента в их совокупности с целью установления рационального соотношения (структуры) и повышения обоснованности распределения ресурсов.

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы менеджмента при решении любых задач на потребителя. Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ, прогнозировании механизма действия закона конкуренции. Выполнение перечисленных функций стратегического маркетинга является наисложнейшей проблемой стратегического менеджмента. Маркетинговый подход целесообразно применять при решении любой задачи в любом подразделении фирмы.

Сущность функционального подхода к инновационному менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для удовлетворения потребности.

При применении функционального подхода происходит абстрагирование от существующих объектов, выполняющих подобные функции. Создатели новых объектов, удовлетворяющих требованиям потребителей, ищут совершенно новые технические решения для выполнения существующих или будущих (потенциальных) потребностей. Этот подход должен применяться в совокупности с другими подходами, прежде всего, с системным, воспроизводственным, маркетинговым. Ведущие фирмы мира, применяя функциональный подход, создают совершенно новые оригинальные изделия, максимально удовлетворяющие новые потребности.

Например, компания «Тойота» переходит на массовое производство легковых автомобилей с двойной системой энергоснабжения: бензин и электричество. Конструкция обеспечивает свободный переход на тот или иной вид энергоснабжения: на трассе — на бензин, с подзарядкой аккумуляторов от бензинового двигателя, в городе — на электричество. За подобным решением одной из главных экологических проблем планеты Земля большое будущее.

Широкое внедрение в практику конструирования функционального подхода способствует введению во многих странах национальных стандартов по функционально-стоимостному анализу. Например, стандарт США по ФСА имеет объем около 130 страниц.

При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи.

Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы и личных целей.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Применение ситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной и той же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов и т.д.), учете непредвиденных обстоятельств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.