|
|
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка Из данных таблицы 3.8 видно, что за последние 4 года наблюдается такая ситуация: - по зерну и молоку – увеличение объемов реализации и по сравнению с базисным 2001 годом, и с предыдущими годами; - по сахарной свекле – увеличение объемов реализации с 2002 по 2004 год, хотя в 2001 году он был значительно выше, чем в 2002 году; - по картофелю и овощам – неустойчивость в объемах реализации, так в 2002 и 2004 годах объем реализации был очень низким и составлял по картофелю 387 и 1148 тонн, а по овощам 7494 и 9145 тонн соответственно. Хотя в базисном 2001 году он составил по картофелю 1423 тонны, а по овощам 9333 тонны. В отчетном 2004 году объем реализации по картофелю составил 1148 тонн, что составляет 81 % от базисного 2001 года и 62 % от уровня прошлого года. Что касается овощей, то объем реализации в отчетном году составил 9145 тонн, что соответствует 98 % от уровня базисного и 94 % от уровня прошлого года. Изменение объема реализации продукции складывается под воздействием многочисленных факторов: увеличение объема производства продукции, сокращение внутрихозяйственных расходов, недопущение потерь и т.д. Важнейшими из них являются – изменение объема производства продукции и уровня товарности. Расчет влияния данных факторов можно провести любым из способов детерминированного факторного анализа. Используя способ абсолютных разниц, проведем расчет влияния данных факторов на изменение объема реализации продукции (таблица 3.9). Таблица 3.9 Факторный анализ выполнения плана реализации продукции МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» за 2004 год | ||||||||
Вид продукции |
Объем производства, т |
Уровень товарности, % |
Объем реализации, т |
Изменение объема продаж, т |
|||||
общее |
в т.ч. за счет: |
||||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
объема производства |
уровня товарности |
||
Зерно |
10230 |
14446 |
64,4 |
60,6 |
6584 |
8748 |
+2164 |
+2715 |
-551 |
Сахарная свекла |
8822 |
10105 |
90,1 |
100 |
7945 |
10105 |
+2160 |
+1156 |
+1004 |
Картофель |
4040 |
6819 |
45,7 |
16,8 |
1845 |
1148 |
-697 |
+1270 |
-1967 |
Овощи |
17707 |
14160 |
54,8 |
64,6 |
9708 |
9145 |
-563 |
-1944 |
+1381 |
Итого по растениеводству, млн руб. |
11079 |
17198 |
76,4 |
64,9 |
8466 |
11154 |
+2688 |
+4675 |
-1987 |
Мясо |
468 |
431 |
79,9 |
84,2 |
374 |
363 |
-11 |
-30 |
+19 |
Молоко |
9458 |
10069 |
92,3 |
93,7 |
8727 |
9438 |
+711 |
+564 |
+147 |
Итого по животноводству, млн руб. |
5473 |
5839 |
82,4 |
88,6 |
4512 |
5175 |
+663 |
+302 |
+361 |
Всего, млн руб. |
16552 |
23037 |
78,4 |
70,9 |
12978 |
16329 |
+3351 |
+5084 |
-1733 |
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Из таблицы 3.9 мы видим, что в отчетном 2004 году на увеличение объема реализации зерна на 2164 тонны по сравнению с планом повлияло увеличение объема производства на 2715 тонн и уменьшение уровня товарности на 551 тонну.
Объем реализации по сахарной свекле и молоку в отчетном 2004 году по сравнению с планом увеличился на 2160 и 711 тонн соответственно, на что положительно повышение объема производства и уровня товарности.
По картофелю объем реализации снизился на 697 тонн, в том числе за счет объема производства он увеличился на 1270 тонн, а за счет уровня товарности уменьшился на 1967 тонн. Объем реализации овощей снизился на 563 тонны, на что большое влияние оказало снижение объема производства на 1944 тонны, несмотря на увеличение уровня товарности на 1381 тонну.
По отраслям растениеводства и животноводства объем реализации в стоимостном выражении в отчетном 2004 году увеличился на 2688 и 663 млн руб. соответственно, на что положительно повлияло увеличение объема производства, а отрицательно – снижение уровня товарности.
В целом по организации объем реализации продукции увеличился на 3351 млн руб., в том числе за счет повышения объема производства объем реализации продукции увеличился на 5084 млн руб., а за счет снижения уровня товарности – уменьшился на 1733 млн руб. В процессе последующего анализа эти данные будут рассмотрены при подсчете резервов увеличения объема реализации продукции.
Существующая система экономических отношений главенствующую роль в укреплении экономики хозяйствования отдает ценам на сельскохозяйственную продукцию. Цена, обеспечивающая покрытие затрат на производимую продукцию, стимулирует рост объемов ее производства и получения прибыли.
Перейдем к рассмотрению факторов, влияющих на уровень среднереализационных цен. Средняя цена реализации единицы продукции определяется путем деления выручки от реализации соответствующей продукции на объем продаж данной продукции. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы:
- качество реализуемой продукции;
- рынки сбыта;
- конъюнктура рынка;
- сроки реализации;
- инфляционные процессы.
Качество товарной продукции непосредственно влияет на уровень средней цены реализации. За продукцию более высокого качества устанавливают более высокие цены, доплаты, надбавки. За низкокачественную, не сортовую продукцию производятся скидки с цены, или применяются пониженные уровни цен.
При определении степени влияния качества продукции на изменение среднереализационной цены нужно учитывать существующий порядок установления цен в зависимости от качества продукции.
По тем видам продукции, по которым цены устанавливаются в зависимости от сорта или кондиции, категории, расчет влияния качества продукции на изменение средней цены можно произвести двумя способами.
В основе первого из них лежит использование принципа цепной подстановки: сравнивается сумма выручки за общий объем фактически реализованной продукции i-го вида при ее фактическом и плановом сортовом составе. Если полученную разность разделить на общее количество фактически реализованной продукции, полученная величина отразит изменение средней цены за счет ее качества.
В данной работе будет использован второй способ, в основу которого положен прием абсолютных разниц: отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту (кондиции) умножается на фактическую цену единицы продукции соответствующего сорта (кондиции) и делится на 100.
По данным расчета, произведенного в таблице 3.10, видно, что увеличение доли молока первого сорта и снижение удельного веса молока второго сорта привело к увеличению выручки от реализации на 14 млн руб., а средней цены за 1 т – на 1,6 тыс. руб.
∆Ц = ∑(Уdi1 – Уdi0)*Цi0/100.
∆Ц = (4,3*435) + (-4,3*398)/100 = 1,6 тыс. руб.
Сорт
продукции
Цена за 1 т,
тыс. руб.
Объем реализации, т
Структура сортов, %
план
факт
план
факт
+, -
Первый
435
7294
8295
83,6
87,9
+4,3
Второй
398
1433
1143
16,4
12,1
-4,3
Итого
430,5
8727
9438
100
100
-
Сорт
продукции
Фактический
объем продаж
при плановой сортности, т
Выручка от фактического объема продаж, млн руб.
при фактической
сортности
при плановой
сортности
Первый
7889
3608
3432
Второй
1549
455
617
Итого
9438
4063
4049
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции (таблица 3.11) и сроков реализации (таблица 3.12).
Рассмотрим отклонение среднереализационных цен от плановой их величины под влиянием изменения структуры рынков сбыта на примере зерна (таблица 3.11).
Таблица 3.11. Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней
цены реализации 1 т зерна за 2004 год
Рынок сбыта
продукции
Цена за 1 т, тыс. руб.
Объем реализации, т
Структура
реализации, %
Изменение средней цены, руб.
план
факт
план
факт
+, -
Государству
245
2741
4472
41,6
51,1
+9,5
+23275
Прочим
потребителям
149
3635
3921
55,2
44,8
-10,4
-15496
Работникам организации
42
208
355
3,2
4,1
+0,9
+378
Итого
-
6584
8748
100
100
-
+8157
П р и м е ч а н и е . Источник: собственная разработка
Относительно реализации зерна наблюдается 51,1 – процентная его сдача государству. За счет увеличения удельного веса реализации государству цена увеличилась на 23275 руб. Планом был предусмотрен объем реализации зерна работникам предприятия размере 3,2 % от общей величины, однако по данному направлению реализация произошла на 4,1 % (увеличилась на 0,9 процентных пунктов). Сложившееся изменение в структуре определило рост среднереализационной цены зерна на 378 руб. в расчете на 1 тонну. По реализации зерна прочим потребителям, напротив, наблюдается снижение удельного веса на 10,4 процентных пунктов, в связи, с чем цена уменьшилась на 15496 руб.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.