Комплекс
«1С: Предприятие 7.7» является системой прикладных программ, предназначенной
для автоматизации оперативного и бухгалтерского учета средних и крупных
предприятий различных отраслей и видов деятельности. Как универсальный инструмент
он позволяет проводить комплексную автоматизацию практически всех участков
учета, выполнять весь спектр учетных задач - от ввода первичных документов до
формирования отчетности.
Массовое успешное внедрение программ системы «1С» обусловлено их универсальностью,
масштабируемостью, гибкостью настройки, грамотной маркетинговой стратегией.
Основным достоинством приложений «1С» являются полная независимость от разработчика
и способность работать при любых изменениях законодательства, что особенно важно
для удаленных от крупных центров сельскохозяйственных организаций. [11, с.
62]
Качество готовых прикладных решений во многом определяется не только
возможностями платформы, но и уровнем профессионализма, с которым было
выполнено изменение конфигурации.
По итогам 2004 г. в Республике Беларусь лучшей системой автоматизации
бухгалтерского учета, разработанной на платформе «1С», является конфигурация
«Главный бухгалтер» белорусской фирмы ООО «Хьюмен систем» (рис.1). Она
представляет собой универсальную систему автоматизации бухгалтерского и
оперативного учета организаций Республики Беларусь. [11, с.
63]
Система «Главный бухгалтер» работает более чем в 150 организациях
различных масштабов, отраслей и видов деятельности, она внедрена также в
сельскохозяйственных организациях Республики Беларусь (МРУП «Агрокомбинат
«Ждановичи»). [45, с. 6]
Рисунок 1. Загрузка программы «1С: Предприятие 7.7»
П р и м е ч а н и е. Источник:
собственная разработка
Работа
с системой предусматривает два основных процесса: конфигурирование и работу
пользователя. На этапе конфигурирования выполняется разработка или модификация
настройки программы в режиме «Конфигуратор». В соответствии с особенностями
системы учета конкретного предприятия производится настройка различных
элементов системы, прежде всего состава и структуры бухгалтерских счетов,
состава, свойств и форм ввода констант, перечислений, справочников, документов,
журналов документов, журналов операций и проводок, состава и алгоритмов отчетов
и обработок, форм всех выходных документов.
Работа
пользователя происходит в основном в режиме «1С: Предприятие 7.7». Для
выполнения технологических операций над объектами программы пользователи по
своему усмотрению могут применять различные средства:
-
инструменты окна объектов;
-
команды, содержащиеся в пункте меню «Действие»;
- команды
контекстного меню;
-
комбинации клавиш.
Рисунок 2. Ввод сведений об организации
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
В
системе «Главный бухгалтер» содержится один план счетов для хозрасчетных организаций.
Он представлен в виде справочника иерархической структуры, включающего
перечень счетов и субсчетов (рис. 3).
Аналитический
учет является многоуровневым и многомерным и организуется при помощи субконто,
под которым понимается объект аналитического учета.
Рисунок 3. План счетов
П р и м е ч а н и
е. Источник: собственная разработка
Хозяйственные операции могут вводиться в информационную базу системы
«1С: Предприятие» тремя способами:
- вручную;
- с использованием механизма типовых операций;
- с применением документов. [11, с. 63]
В
системе «Главный бухгалтер» ввод основывается на заполнении электронных форм
первичных документов. Электронные документы в системе «1С» предназначены как
для ввода, печати и хранения первичных документов, так и для расчета и
формирования проводок.
Для
осуществления бухгалтерских записей по счетам на основании первичного документа
достаточно правильно его заполнить, сохранить и подтвердить необходимость создания
корреспонденций.
Всю
итоговую информацию, рассчитанную в системе за определенный период времени,
относят к отчетам. В качестве итоговой информации рассматриваются выходные документы
бухгалтерского учета и экономического анализа: бухгалтерские регистры, финансовые
и статистические отчеты, налоговые расчеты, справки и т.д. Название отчетов системы
«1С» не идентично утвержденным документам, но позволяет охватить все многообразие
их форм. [11, с. 64]
Учет готовой
продукции, ее отгрузка и реализация – наиболее трудоемкая задача. Ее выполняют
несколько подразделений организации, как правило, отдел сбыта и бухгалтерия.
[11, с. 78].
Порядок
оформления операций по реализации готовой продукции и формируемые
корреспонденции счетов определяются методом признания выручки. В конфигурации
«Главный бухгалтер» на этапе внедрения системы задается константа «Метод
определения выручки», которая, являясь периодической, может принимать два
значения: «по отгрузке» и «по оплате». [11, с. 79].
Построение системы счетов по
счету «Реализация» предусматривает использование субсчетов двух уровней и
ведение трехмерного аналитического учета (рис. 3).
Рисунок 4. Ввод счета 90 «Реализация»
П р и м е ч а н и е.
Источник: собственная разработка.
Справочник «Виды
деятельности» имеет иерархическую структуру и предлагает четыре уровня для
описания видов деятельности организации.
В справочнике
«Вид вариантов реализации» организации АПК могут использовать позиции,
кодируемые по порядковой системе: реализация государству, реализация на колхозном
рынке, реализация колхозникам, работникам организации.
Рисунок 5. Выбор справочника
П р и м е ч а н и
е. Источник: собственная разработка
В МРУП «Агрокомбинат
«Ждановичи» реализационная политика построена на факте отгрузки, для отражения
операций по отгрузке и реализации служит один документ – «Накладная» (рис. 6).
В разрезе документов «Накладные» оформляются «Накладная (товары, продукция)»,
«Накладная (материалы)», «Возвратная накладная (товары, продукция)», «Накладная
на отпуск товаров (суммовой учет)».
Рисунок 6. Выбор первичного документа
П р и м е ч а н и е.
Источник: собственная разработка.
При вводе данных пользователь
выбирает в экранных формах накладных на реализацию материальных ценностей тип
накладной, вид отгрузки, цель реализации. Счета учета материальных ценностей,
счета расчетов и реализации, отобранные в справочнике счетов, участвуют в
автоматическом составлении корреспонденций при проведении документов. Введенные
данные позволяют сформировать печатные формы 4 документов: «ТТН-1», «ТН-2»,
«Спецификация», «Протокол согласования отпускных цен». После процедур сохранения
и проведения документы формируют записи по счетам.
В конце отчетного периода можно
сформировать следующие документы:
-
журнал-ордер
по кредиту счета 90;
-
оборотно-сальдовую
ведомость по счету 90;
-
журнал-ордер
по субконто (формируется по счету 90 с развернутыми субконто «Виды
деятельности» и (или) «Виды вариантов реализации»; предоставляет данные для заполнения
ф. № 7-АПК годового отчета) [11, с. 81].
Рисунок
7. Выбор отчета
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная
разработка
Таким образом,
применение на МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» современной компьютерной техники
кардинально решает проблему формирования сведений для всех служб, отделов
управления и должностных лиц, которые имеют отношение к осуществлению процессов
выпуска, хранения, сбыта продукции, их учету, контролю и анализу.
3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
3.1. Анализ
динамики, структуры и выполнения плана по объему
реализации продукции
В отличие от промышленных сельскохозяйственные
предприятия, в том числе и МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи», реализуют не всю
продукцию, произведенную в организации. Валовая продукция, полученная в
результате процесса производства, подразделяется на две части:
-
реализуемую по различным направлениям (товарную
часть);
-
потребляемую на внутрихозяйственные нужды
(нетоварную часть).
От того, насколько рационально используется
продукция собственного производства, зависит:
-
во-первых, расширение отраслей растениеводства и
животноводства;
-
во-вторых, рост товарности производства этих
отраслей и финансовые результаты предприятия.
Необходимо учесть, что повышение уровня
товарности не должно происходить искусственно, за счет неполного удовлетворения
потребностей организации. Хотя, в свою очередь, если в организации имеются
излишние запасы продукции, то это может привести к снижению объема реализации
продукции и созданию условий нерационального их использования. [44, с. 220].
При анализе использования продукции в
организации необходимо рассмотреть поступление ее в отчетном году и расход, как
в целом, так и по отдельным направлениям, сравнивая фактические данные с
плановыми. Все это дает возможность установить, как в организации выполнен план
поступления каждого вида продукции, как выполнен государственный заказ,
обеспечены ли в организации необходимые запасы семян, кормов, продукции для
передачи в переработку, а также выявить причины невыполнения плана и наметить
пути их устранения. [23, с. 161]
В процессе анализа использования каждого вида
сельскохозяйственной продукции применяется специализированная форма годового
отчета № 15-АПК «Баланс продукции» (приложение Ю, Я, 1), в которой указывается:
-
наличие продукции на начало года;
-
поступление продукции (произведено, куплено и
прочие поступления),
-
расход продукции (продано, в том числе за пределы
республики, на семена, фураж, подстилку животным, передача в переработку,
прочие расходы на собственные нужды, естественная убыль при хранении, гибель,
порча, падеж и т.д.);
-
наличие на конец года.
В таблице 3.1 приведены показатели выполнения
плана поступления и использования основных видов продукции растениеводства,
произведенных МРУП «Агрокомбинат «Ждановичи» согласно данных формы № 15-АПК
«Баланс продукции» (зерно, картофель, овощи) за 2004 год (приложение
Ю).
Таблица 3.1.
Анализ использования продукции растениеводства
МРУП «Агрокомбинат
«Ждановичи» за 2004 год
|