Взаимодействие - это взаимная связь предметов,
явлений, их обусловленность друг другом, согласованность действий.
Под взаимодействием основанная на законе совместная
или согласованная по целям, времени и месту деятельность органов и должностных
лиц с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного
судопроизводства.
Взаимодействие
призвано решать следующие задачи:
1.
Расследование и раскрытие преступлений;
2.
Привлечение к установленной законом ответственности лиц, их совершивших, и
возмещение причиненного ими материального ущерба;
3.
Совместная деятельность по розыску преступников, пресечению преступлений, и
принятие мер по их предотвращению.
Взаимодействие следователя и органа дознания
обусловлено объективными предпосылками:
-
общностью стоящих перед ними задач по борьбе с преступностью. Следователь и
работники органа дознания по своему служебному положению обязаны
предотвращать, пресекать и раскрывать преступления, направлять свои силы в
конечном счете, на ликвидацию преступности и порождающих ее причин;
взаимодействие же, как раз и призвано обеспечить наиболее эффективное
осуществление этих задач;
-
различием их полномочий.
Действия следователя направлены на получение судебных доказательств, а органа
дознания - главным образом на установление источников доказательственных
фактов, реализуемых следователем в судебные доказательства посредством следственных
действий. Последние (за исключением осмотра места происшествия) производятся
следователем после возбуждения уголовного дела и до окончания его
расследования; оперативно-розыскные меры могут применяться до возбуждения уголовного
дела, на протяжении всего хода расследования, а иногда и после окончания
производства по делу.[9]
Следователь не вправе осуществлять
оперативно-розыскные мероприятия; оперативный работник, выступая в качестве
лица производящего дознание, в одном случае самостоятельно, а в другом - по поручению
следователя может производить следственные действия;
-
специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступностью. Деятельность
следователя строго регламентирована уголовно-процессуальным законом, что и
определяет характер применяемых им при взаимодействии средств и методов. Работа
органа дознания слагается из административно-правовой, процессуальной (в виде
производства дознания) и оперативно-розыскной деятельности. Последняя характерна
только для него и занимает наибольший удельный вес в общем, объеме средств и
методов, применяемых им при взаимодействии со следователем;
- самостоятельностью
следователя и органа дознания, вытекающей из отсутствия административной
подчиненности их друг другу. В процессе взаимодействия они применяют по своему
усмотрению те или иные присущие им средства и методы. Взаимодействие не может
строиться на соподчинении, в основу его должна быть положена независимость
каждого из сотрудничающих органов;
-повышением
уровня работы по предупреждению и раскрытию преступлений. Правильно
организованное взаимодействие помогает правоохранительным органам повысить
качество и эффективность своей работы, позволяет достичь решения стоящих перед
ними задач с минимальными затратами сил и средств.
Тем не менее, тесная и всесторонняя взаимосвязь служб,
осуществляющих правоохранительную функцию, общность целей и задач не устраняет
значительной дифференциации в правовом регулировании их деятельности, не
исключает некоторых различий в зависимости от особенностей каждого органа,
осуществляющего свои функции, предписанные законом. В процессе следователь и
орган дознания принимают от имени государства властные решения, подтверждающие
наличие у каждого из них определенных прав и обязанностей либо их отсутствие.
Принятые ими решения в отношении физических и юридических лиц обладают
властным характером и подлежат обязательному исполнению. Таким образом,
реализуемым решениям в процессе взаимодействия между органами дознания и
следствия присущ метод властных предписаний.
Взаимодействие является одной из функций
управленческой деятельности, оно обеспечивает разделение труда и согласованность
действий, позволяет экономить силы, средства, время. С помощью взаимодействия
реализуются задачи, которые невозможно решить разрозненными, разобщенными
действиями.
Управление взаимодействием в борьбе с преступностью
предполагает наличие определенного режима данного взаимодействия; поддержание
этого режима в заданном состоянии; постоянное его совершенствование в целях
обеспечения все большей эффективности непосредственной правоохранительной
деятельности.
Все это позволяет сделать вывод, что одним из
важнейших путей активизации и оптимизации взаимодействия в сфере уголовной
политики является как раз система управления борьбой с преступностью.[10]
Одной из задач взаимодействия органов дознания и следователя
является организация как объединение людей. Организация позволяет сформировать
единую управленческую систему, определенное строение, схему, место и роль
каждой стороны, дает возможность отработать приемы и способы взаимодействия.
Организация взаимодействия включает установление прав и обязанностей сторон,
порядок отношений, расстановку сил и средств.
Организация взаимодействия между органами дознания и
следователем не возможна без информационного обеспечения. Взаимодействуя,
стороны собирают, накапливают, хранят, анализируют поступающую информацию,
которая впоследствии реализуется через принятие важных управленческих решений
по конкретным уголовным делам. Взаимодействуя между собой, органы дознания и
следователь постоянно отслеживают обстановку, стараются предвидеть ее изменения,
определяют и прогнозируют динамику роста и спада преступных проявлений.
Взаимодействие между органами дознания и следствия
невозможно без надлежащего руководства. С помощью руководства уточняются цели
и задачи взаимодействия, конкретизируются приемы и методы, отрабатывается
тактика и стратегия, повышается эффективность, достигается конечный результат.
Наряду с этим оказывается влияние на поведение конкретных людей, участвующих в
процессе взаимодействия. Важное значение в процессе взаимодействия органов
дознания и следователя отводится контролю. Контроль позволяет своевременно
выявлять возможные недостатки и упущения в процессе взаимодействия,
конкретизировать ранее принятое решение, оценивать промежуточный и конечный
результат деятельности.[11]
4.2.Правовые основы и формы взаимодействия
Решение всех возникающих вопросов
невозможно без правового регулирования положения взаимодействующих сторон.
Правовой основой взаимодействия служит Конституция РФ, законы РФ и издаваемые
на их основе подзаконные акты, а также двух и многосторонние договоры
(соглашения) о сотрудничестве.
Правовые нормы, регламентирующие процесс
взаимодействия можно разделить на несколько групп:
1.
Конституция РФ;
2.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95г.;
3. Приказы
и указания Генерального прокурора РФ по вопросам организации следственной
работы;
4.
Межведомственные приказы, указания, инструкции, соглашения, которыми
определяются конкретные направления, формы и методы взаимодействия, взаимные
права и обязанности в ходе его осуществления;
5.
Нормативные документы, издаваемые правоохранительными органами по отдельным
проблемам взаимодействие, а также договоры и соглашения, заключенные с
конкретным государственным органом. В них вопросы взаимодействия получают дальнейшую
конкретизацию с учетом местных условий.
Взаимодействие также можно определить как основанную
на законодательных актах совместную, согласованную деятельность следователя с
органами дознания, базирующуюся на свойственных ей принципах и знаниях возможностей
друг друга и осуществляемую в целях успешного раскрытия, расследования и
предотвращения преступлений.
К основным принципам относятся:
1.
Соответствие совместной деятельности требованиям закона;
2.
Организующая роль и ответственность следователя за своевременное и
качественное расследование преступления, его процессуальная самостоятельность
в принятии решений;
3.
Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов
оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательства);
4. Плановость взаимодействия;
5. Непрерывность взаимодействия.[12]
Рассмотрим указанные принципы более подробно:
1.
Соответствие совместной деятельности требованиям закона означает, что по
расследуемым делам вправе давать поручения и указания о производстве розыскных
и следственных действий и требовать от органов дознания содействия при
производстве отдельных следственных действий. Такие указания и поручения
следователя даются в письменной форме и являются для органов дознания
обязательными.
2.
Организующая роль и ответственность следователя за своевременное и
качественное расследование преступления, его процессуальная самостоятельность
в принятии решений, за исключением случаев, когда необходимо получение санкции
прокурора и суда. Этот принцип важен в силу того, что инициатива в совместной
деятельности, как правило, исходит от следователя. Именно он с учетом конкретных
обстоятельств дела определяет, в каких случаях и когда, работников какой
службы надо привлечь для оказания помощи. Соответствующие органы и
подразделения обязаны выполнять поручения следователя.
При этом сотрудникам служб, привлекаемых к
совместной деятельности, нельзя отводить роль только пассивных исполнителей решений
следователя. Если оперативные работники, исходя из обстоятельств дела считают,
что их участие может оказаться полезным, то они могут выступать инициаторами
взаимодействия, предложить следователю свою помощь. Оперативные работники
могут проинформировать следователя об имеющихся по делу оперативно-розыскных
данных, принимая меры , исключающие разглашение источников и способов их
получения. Следователь и опер работник совместно обеспечивают объективную
проверку и реализацию такой информации.
На стадии предварительной (до следственной)
проверки материалов о преступлении инициатива во взаимодействии исходит от оперативного
работника. С учетом особенностей первичных материалов о преступлении он
принимает решение о привлечении работников других заинтересованных служб к
сотрудничеству, о чем информирует соответствующих руководителей, которые
коллегиально определяют степень интенсивности и конкретные направления
предстоящих деловых контактов. Но независимо от того, кто является инициатором
взаимодействия, оперативный работник несет ответственность за предупреждение
преступлений, а за их раскрытие он отвечает совместно со следователем.
3.
Самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов
оперативно-розыскной деятельности (в пределах действующего законодательства)
состоит в том, что оперативный работник самостоятельно осуществляет
оперативно-розыскные мероприятия по обнаружению и задержанию лиц, совершивших
преступления; сам определяет те поисковые мероприятия, для проведения которых
должны быть использованы силы и средства других служб и своевременно
привлекает к сотрудничеству эти службы; несет ответственность за качественное
проведение оперативно-розыскных мероприятий.
4.
Плановость взаимодействия- важнейший принцип взаимодействия. Необходимо
осуществлять согласованное планирование следственных и оперативно-розыскных
мероприятий, строить всю работу на плановой основе. План помогает
взаимодействующим субъектам при выполнении своих функций учитывать различные
ситуации, эффективно использовать свои возможности. В плане нужно предусмотреть
участие всех заинтересованных служб. План расследования определяет сферы и
порядок их взаимодействия. Он может быть как единым для всех исполнителей, так
и раздельным. Раздельный план составляют тогда, когда требуется расшифровать
конкретное содержание оперативно-розыскных мер, отражение которых в общем,
плане не целесообразно. Отдельный план составляют и для производства наиболее
сложных следственных действий.
Сущность принципа взаимодействия состоит в
том, что стороны по взаимному согласию разрабатывают систему прямо
согласованных между собой планов, организуют их выполнение, налаживают учет и
контроль и на этой основе обеспечивают единство всех звеньев в целях решения поставленных
задач.
5.
Непрерывность взаимодействия при расследовании преступлений означает, что оно
начинается с момента возникновения повода к возбуждению уголовного дела либо
оснований к розыску скрывшегося преступника. В дальнейшем продолжительность и интенсивность
взаимодействия предопределяются обстоятельствами и интересами дела;
взаимодействие длится столько, сколько требует сложившаяся по делу следственная
ситуация.
Взаимодействие следователя и органов дознания
происходит в двух основных формах: процессуальной и организационной.[13]
Процессуальные формы взаимодействия между
следователем и органом дознания законодательно закреплены в УПК РСФСР. Они
предусмотрены также и в других законах, в связи с чем отношения между
субъектами взаимодействия носят правовой характер. Процессуальными формами
являются:
1.
Поручение следователя
органу дознания о производстве розыскных и следственных действий
2.
Содействие органа дознания
следователю в производстве отдельных следственных действий
3.
Уведомление следователя о
результатах применения оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему
органом дознания до установления преступника
Организационная форма взаимодействия следователя и
органа дознания является производной от процессуальной, неразрывно связана с
ней. Организационная форма вырабатывается практикой и регламентируется
ведомственными нормативными актами. Организационными формами являются:
1. Создание следственно-оперативных
групп и оценка результатов такого взаимодействия;
2. Взаимный обмен
информацией между следователем и оперативным работником;
3. Согласованное
планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
4.
Ознакомление следователя с данными полученными информативно-розыскным путем.[14]
Рассмотрим их более подробно:
1.
Создание следственно-оперативных групп . Следственно- оперативная группа -
наиболее распространенная форма взаимодействия следственных и
оперативно-розыскных аппаратов. К основным признакам, характеризующим
следственно-оперативную группу можно отнести: общность целей производимых
процессуальных и оперативно-розыскных действий; согласованность планирования
этих мероприятий; самостоятельность деятельности каждой из взаимодействующих
сторон; быстроту использования следователем полученной оперативно-розыскным
путем информации и постановку им новых задач; использование при проведении
оперативно-поисковой работы данных, полученных при расследовании дела.
Следственно-оперативные группы обеспечивают комплексное использование сил и
средств подразделений следствия, опер работников, экспертно-криминалистических
подразделений, дежурной части и других служб под руководством следователя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|