Россияне поняли, что должный уровень сервиса, интересный
отдых могут предложить и в России. В конкурентной среде активно развивается
санаторно-курортное лечение, появляется туристическая инфраструктура,
представители крупного бизнеса активно вкладывают деньги в строительство
гостиниц, аквапарков, индустрии развлечений. Строительный бум сейчас переживает
Адлер, новые отели появляются в Суздале, на Карельском перешейке. За последние
пять-шесть лет усилиями тур-операторов был создан ряд необычных экскурсионных
продуктов, в том числе и на Севере нашей страны, которые стали реальной
альтернативой пляжному отдыху.
К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма
приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли
услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12%
мирового валового национального продукта.
Российская
Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает
незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится
около 1 процента мирового туристического потока.
По
оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем
уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных
туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных
гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек,
что не соответствует ее туристическому потенциалу.
Туристический бизнес является самой динамично развивающейся
отраслью мировой экономики. Современные тенденции в развитии туризма
свидетельствуют о возрастании его влияния как на мировую экономику в целом, так
и на экономику отдельных стран. Мировая практика свидетельствует, что
туристский бизнес по доходности и динамичности развития уступает лишь
добыче и переработки нефти.
Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная
отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого
бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и
перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в
короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей
хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров
народного потребления, связи и т.д.
Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим
причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги,
высокий уровень рентабельности и минимальный срок окупаемости затрат.
В ряде стран разрабатываются государственные программы
стимулирования въездного туризма, предусматривающие льготы в налогообложении,
упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для
инвестиций, увеличение бюджетных ассигнований и развитие инфраструктуры,
рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров и т.д.
Но не везде туризм развит. Многие страны еще пытаются
достичь соответствующего уровня, в частности Россия.
Сегодняшнее состояние российской туристической отрасли
можно определить как «состояние неустойчивого равновесия». Не секрет, что
нынешний тур бизнес существует как «полутеневой», с нечеткими правилами
взаимодействий как между профессиональными участниками туррынка, так и с
государством.
Россия теряет миллиарды рублей, отказывая туризму в
поддержке, кроме того, теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест. Известно,
что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около девяти
человек. Тем не менее, туризм - один из немногих развивающихся видов
отечественного бизнеса. Геополитическое положение России как части
европейского, так и азиатского континента является именно тем фактором, который
позволяет сохранить ее туристскую самобытность и привлекательность для туристов
всего мира. Россия сегодня интересна туристам из любой страны, т.к. она
является местом преломления и взаимопроникновения европейской и азиатской
культур. Правда, несмотря на продолжающийся рост туристической активности в
России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно
адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в
основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса,
недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров
- все это привело к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится
менее1% мирового туристического потока, в то время как доля туризма во многих
развитых странах составляет 5-15%, а в некоторых доходит до 50%.
В России туристский бизнес развивается преимущественно с
ориентацией на выезд. Подавляющее большинство действующих турфирм предпочитают
заниматься направлением соотечественников за рубеж, и лишь не большая их часть
работает на привлечение гостей в Российскую Федерацию. Однако за последние годы
наметилась тенденция переориентации на въездной туризм.
Анализ
современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень
его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам.
Основными
факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время
являются:
-образ
России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными
зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
-действующий
порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в
миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;
-неразвитая
туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ
существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения
туристского класса (2 - 3 звезды) с современным уровнем комфорта;
-отсутствие
практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для
инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;
-отсутствие
до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей
страны за рубежом;
-невысокое
качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого
уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной
экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно -
туристских средств размещения через систему социального страхования;
-несоответствие
цены и качества размещения в гостиницах.[1]
При значительном расслоении
населения по уровню среднедушевых доходов в высокодоходных семьях особенно
быстро растет потребление услуг высокоэластичных по доходам (мобильная связь,
отдельные виды транспортных и бытовых услуг, культуры, туризма и спорта, отдельных
видов платных медицинских и образовательных услуг).
Таблица 1 -Темпы прироста
(снижения) физического объема туристических услуг за 2003-2005 годы
(в % к предыдущему году)
|
2003
|
2004
|
2005
|
Объем
туристических услуг
|
1.7
|
13.7
|
18.8
|
После продолжительного
периода снижения объема услуг туризма в России, в 2003-2005 годах «бум» спроса
характеризует состояние этого рынка. В 2003 году рост составил 1.7%, в 2004
году – 13.7%, в 2005 году – 18.8 процента.
Сохраняется стойкий интерес
российских граждан к выезду на отдых как в страны дальнего, так и ближнего
зарубежья. Только за 9 месяцев 2005 года количество россиян выехавших из
страны увеличилось с 18,9 млн. человек в 2004 году до 22 млн. человек.
Необходимо констатировать тот факт, что потребляют эти услуги высокодоходные
группы населения, и значительный рост цен на них не оказал решающего влияния на
приобретение путевок и туров.
Наличие коллективных средств
размещения (гостиниц и аналогичных средств размещения – мотели, пансионаты,
общежития для приезжих и др.) занимает центральное место в туристской
инфраструктуре и оказывает непосредственное влияние как на развитие как
внутреннего, так и въездного туризма.
В России отмечается рост
числа коллективных средств размещения, в том числе гостиниц, количество
работающих, занятых в сфере гостиничного бизнеса составляет в настоящее время
около 115 тыс. чел., появляются новые туристские маршруты.
Однако относительно невысокий
процент номеров повышенной комфортности, малое число категорийных гостиниц (17%),
острая нехватка гостиниц туристского класса 2-3 звезды, значительный моральный
и физический износ материальной базы и отсутствие благоприятных условий для
инвестиций не создает возможности для коренного изменения ситуации в развитии
туристской инфраструктуры внутри России и не создает предпосылок для роста
объема этих услуг.
Несмотря на сохранение
интереса зарубежных туристов к посещению России, количество въехавших туристов
только за 9 месяцев 2005 года сократилось по сравнению с соответствующим периодом
прошлого года на 392.3 тыс. человек или на 17% против уровня прошлого
года. Не получает должного развития и внутренний туризм, хотя в последние годы
тенденции на этом рынке имеют позитивную динамику. Наблюдается общее увеличение
количества проданных турфирмами путевок на внутренние маршруты, а также их
общей стоимости.
Несмотря на различные
тенденции развития отдельных видов услуг в 2005 году не произошло значительного
изменения их структуры. По-прежнему более 50% от общего объема расходов
населения на услуги, тратится на услуги «обязательного» характера не эластичные
к доходам населения (жилищно-коммунальные услуги и отдельные виды услуг
пассажирского транспорта и бытовых услуг). Услуги «эластичные» к доходам
населения – культуры и связи, медицинские и образования имеют стабильные
темпы развития, но их доля в общем объеме изменяется незначительно, за
исключением услуг связи.
В ходе рыночных преобразований качественное изменение
претерпел состав производителей услуг. Если в начале 90-х годов прошлого века
подавляющую долю платных услуг населению оказывали предприятия государственной
формы собственности, то в настоящее время их доля снизилась до 21%. Вместе с
тем, на рынке отдельных видов услуг, доля предприятий государственной формы
собственности еще значительна. Тогда как, по услугам правового характера,
туристским, бытовым услугам она минимальна и колеблется от 1 до 3-х процентов.
В то же время, существенную роль в оказании услуг стали
играть организации частной формы собственности, и в 2004 году ими было оказано
более 40% объема услуг, а по отдельным видам эта доля значительно выше. Так, на
рынке туристских услуг она составляет более 85 процентов. [2]
Классификация в туризме обозначает выявление
его отдельных
форм и видов в зависимости от основного показателя - критерия.
Как всякая друга классификация, классификация видов туризма
помогает более досконально изучить развитие туризма, его видоизменения и
основные тенденции.
По существующей в мировой практике оценке масштабов
туристского движения, к туристам «относят всех лиц, которые временно и
добровольно переменили место жительства с любой целью, кроме деятельности,
вознаграждаемой в месте временного проживания». Лиц, пребывающих в свободное
время в какой-либо местности менее 24 ч, считают экскурсантами. Путешествия в
пределах своей страны объединяются понятием «внутренний (национальный) туризм»,
а за её пределами - «иностранный туризм». По данным международных официальных
туристских организаций, в 2000-2001 гг. от общего количества 1100-13000 млн.
туристов в мире 75-80% приходится на внутренний туризм.
По форме и содержанию туризм разнообразен: прогулки,
походы, экскурсии, лагеря, слеты и др.
В зависимости от цели путешествий туризм подразделяется на:
· познавательный (экскурсионный) - посещение чем-либо
привлекательных мест, осмотр культурных, исторических, природных
достопримечательностей;
· спортивный туризм - участие в спортивных мероприятиях;
· любительский - охота, рыболовство и прочее;
· пригородный туризм - массовые краткосрочные выезды
больших коллективов, отдельных групп и лиц за город, в том числе в специальные
зоны отдыха;
· с социальными целями - участие в общественных
мероприятиях;
· деловой - посещение объектов, представляющих
профессиональный интерес;
· религиозный - посещение «святых».
В международной статистике туристические поездки на
курорты, в дачные местности к родственникам, знакомым, на ярмарки, конгрессы
также принято считать туристскими. Турист, как правило, преследует несколько
целей (например, поездку на курорт и осмотр достопримечательностей), в которых
доминирующая цель обусловливает туристский маршрут, время года,
продолжительность путешествия, способ передвижения, тип временного жилья
(гостиница, туристская база, палатка), с группой или индивидуально, с семьей, с
собственным туристским снаряжением, на принципах самообслуживания. Цели и
условия путешествия, в свою очередь, определяются материальными возможностями
туриста, состоянием его здоровья, возрастом, профессией, культурным уровнем и
др., а также материально-технической базой туризма и социальной поддержкой
(выплаты и дотации из общественных и частных фондов, различные льготы туристам
и туристским организациям).
Принято различать туризм организованный - путешествие по
программе, намеченной туристским учреждением, с предоставлением комплекса
услуг, и неорганизованный, так называемый самодеятельный,-путешествие по плану,
разработанному самим туристом, с более или менее значительной долей
самообслуживания.
Экскурсия - это коллективное посещение определенных
объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель
расширения кругозора, общего культурного развития человека.
Туристическая экспедиция представляет собой организованное
многодневное путешествие в малоисследованный район, которое осуществляется со
специальными исследовательскими целями.
Самой доступной и массовой формой туризма являются походы.
Туристический поход- это путешествие с активным способом
передвижения в отдаленных от места жительства районах, осуществляемое с
образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью.
В зависимости от целей походы могут быть познавательной,
оздоровительной, спортивной направленности.
Познавательные походы направлены на изучение своего края
(района, области): рельефа, климата, хозяйства. Оздоровительные походы
способствуют закаливанию организма, развитию и совершенствованию двигательных
качеств, повышают работоспособность, служат прекрасной формой активного отдыха,
значение которого огромно. Спортивные походы улучшают физическую
подготовленность, способствуют физическому совершенствованию.
Главной
целью государственной политики в области туризма является создание в Российской
Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического
комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей
российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.
Основной
задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование
современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на
внутреннем и международном рынках в соответствии с Планом мероприятий по
реализации Концепции согласно Приложению . Выполнение указанной задачи требует:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|