разработки
и реализации рекламно - информационных программ по въездному и внутреннему
туризму, в том числе создания циклов теле-и радиопрограмм для России и
зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно - информационных
кампаний в средствах массовой информации;
издания
каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно - информационной печатной
продукции;
организации
и проведения международных туристических выставок, в том числе создания единого
российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в сфере туризма;
обеспечения
деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно -
информационных офисов, в рамках деятельности торговых представительств
Российской Федерации;
поддержки
и обновления официального Интернет - портала федерального органа исполнительной
власти в сфере туризма;
организации
сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах
прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке
федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
проведения
ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных
журналистов;
организации
презентаций туристических возможностей России в основных странах, направляющих
туристов в Россию;
формирования
современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в
рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных
отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны.
Создание
организационно - правовых и экономических условий для стимулирования развития
въездного и внутреннего туризма требует:
определенной
корректировки действующего законодательства в части, касающейся развития
туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативные
правовые акты в смежных областях;
введения
финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности;
эффективного
управления государственной собственностью в туристической индустрии;
создания
необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и
иной туристической инфраструктуры;
создания
благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний,
вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России;
разработки
и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг
средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных
средств размещения; наделение соответствующими полномочиями в этой области
федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
совершенствования
визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной
опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей виз туристам, следующим
из опасных в миграционном отношении государств;
разработки
механизма усиления ответственности туристических организаций за нарушения
правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при
визовой поддержке этих организаций.
Укрепление
и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в целях
повышения эффективности отечественной туристической индустрии должно
осуществляться путем:
создания
межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере
туризма в целях совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации в
этой области;
создания
межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной
собственности в туристической индустрии;
формирования
региональных концепций развития туризма с разработкой экономически обоснованных
планов их реализации, в том числе в рамках региональных целевых программ
социально - экономического развития.
Повышение
качества обслуживания в сфере туризма требует:
разработки
новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;
разработки
и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом
передового зарубежного опыта;
создания
современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров,
включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных
стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к
работникам индустрии туризма;
создания
и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих
практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и
внутрифирменный тренинг (практику), в пределах средств, предусматриваемых в
соответствующих бюджетах на образование;
реализации
специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего
управленческого звена туристско - гостиничного бизнеса, в том числе организации
стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников;
поддержки
перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств,
выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере
туризма.
Для
реализации перечисленных в Концепции задач требуется предусмотреть бюджетные
расходы на государственную поддержку развития туризма.
Задачи
по развитию государственной политики в области туризма, предусмотренные в
Концепции, должны осуществляться в пределах установленной численности
работников центрального аппарата и представительств федерального органа
исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации, а
расходы должны производиться в пределах средств федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий год.
Необходимость
выделения ежегодных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации продиктована прежде всего потребностью в обеспечении
участия государства в формировании и продвижении национального туристического
продукта, в том числе в проведении маркетинговых исследований, рекламно -
информационной деятельности, организации и проведении международных
туристических выставок, конференций, семинаров, организации международного
сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области
развития туристической инфраструктуры и др.
В
условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со стороны
государства будет обеспечено более эффективное использование человеческих,
информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач
социально - экономического развития страны.
Эффективное
развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в
Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с
одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с
другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, -
развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.[3]
Первые места по развитию туризма в
России держат Москва, Санкт-Петербург и Сочи.
По данным Российского союза
туристической индустрии, равным со столицами потенциалом по приему иностранных
туристов сейчас обладают Карелия, Камчатка, район озера Байкал.
Центральный федеральный округ (ЦФО)
является географическим и финансовым центром России.
Рынок гостиничной недвижимости ЦФО
развивается в городах Золотого кольца: Ярославле, Владимире, Суздале, Сергиевом
Посаде, Переславле-Залесском, Ростове, Александрове. Так, в 2004 году в
гостиницах Ярославля останавливалось 165 000 туристов. По оценкам
местной администрации, годовая
емкость туристического рынка Ярославля — $39,6 млн.
Тот факт, что исторический центр
Ярославля недавно был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО,
также должен привлечь в Ярославль иностранных туристов.
Поток туристов по городам Золотого
кольца имеет серьезную тенденцию к увеличению. Такие города Золотого кольца,
как Владимир и Ярославль, являются также центрами делового туризма. Однако,
несмотря на интерес российских и иностранных туристов и огромный туристический
потенциал городов Золотого кольца, основными препятствиями для его развития
остаются дефицит качественных гостиниц, невысокий уровень сервиса и неразвитая
транспортная инфраструктура.
В течение последних двух лет в
крупных городах ЦФО отмечено появление новых либо реконструированных
качественных гостиниц, соответствующих категории 3* и 4*. Так, в начале года в
центре Воронежа собственником — компанией «Стройсервис» была открыта 4*
гостиница «Арт-Отель» на 56
номеров.
В Ярославле в ноябре 2004 года
открылась первая 4* гостиница на Золотом кольце — Ring Premier Hotel на 122
номера. Инвестором проекта выступило ЗАО «Балканская звезда» (Ярославская
табачная фабрика), вложив в объект 14 млн. евро. Среди действующих гостиниц
Ярославля надо отметить «Волгу» на ул. Кирова, «Юбилейную» на Которосльной
набережной, «Которосль» на Большой Октябрьской и мини-отель
«Ярославль-Эксетер». В Ярославской области Правительство Москвы строит три
новые гостиница категории 4* на 100 номеров каждая.
В августе 2005 года открылась
гостиница в Ростове Великом, в сентябре — «Москва» в Угличе, в конце года — в
Переславле-Залесском.
Владимирский отель «Золотое кольцо»
вошел в первую российскую сеть отелей AMAKS Grand hotels, объединяющую 13
гостиниц в крупных городах России. В Рязани в 2005 году после капитального
ремонта открылась крупнейшая в городе гостиница «Ловеч» на 200 номеров.
Инициатором реконструкции
выступила группа компаний «Атрон», в которую входит ЗАО «Рязань-Интурист». В
Твери можно отметить такие гостиницы, как «Оснабрюк» и «Тверь-Парк-Отель»,
относящиеся к категории 3*, а также загородный клуб «Эммаус» и сельский отель
«Дафна» категории 4* в Тверской области.
В 2004 и первой половине 2005 года
было анонсировано рекордное количество проектов в области гостиничной
недвижимости в городах Золотого Кольца. Однако до их реализации пока еще
далеко.
Несмотря на большой туристический
потенциал Пскова, данная сфера в городе развита недостаточно. В городе
действует 9 гостиниц, рассчитанных на 1 200 мест. Большинство туристических
маршрутов предусматривает однодневное посещение Пскова. Это связано
с недостаточной комфортностью
гостиничных номеров и неразвитостью сопутствующего сервиса.
Например, гостиница «Рижская», лучшая
на сегодняшний день в Пскове, предоставляет номера по цене от $33 до $90.
Другие гостиницы предлагают номера стоимость от $6. В последние годы началось
строительство нескольких современных отелей, однако, они небольшие – до 50
мест. Строительство гостиницы на берегу реки Великой, в центре города, которая
по проекту должна стать самой крупной и самой оснащенной, затянулось более чем
на 20 лет. Причина – недостаточное финансирование и несогласованная позиция
собственников. В настоящий момент строительство приостановлено. Среди проектов,
реализация которых уже начата, - строительство компанией «Старые кварталы» гостиниц
в исторической части города, на берегу реки Псковы.
Северо-Западный регион России занимает лидирующие положение в
стране по динамике развития туристской индустрии. Так, средняя стоимость одного
дня пребывания в Санкт-Петербурге для иностранца составляет около 100 долларов
США (исходя из существующих цен на путевки для иностранных туристов) и порядка
100-150 долларов тратит один турист в день на дополнительные расходы (сувениры,
питание в ресторанах города, развлечения и т.п.). Средняя продолжительность
пребывания туристов в Петербурге составляет: 3-5 дней - 58% посетителей города;
1-2 дня - 24% неделя - 12%; две недели - 6%. Если подсчитать доходы, которые
приносит въездной туризм Санкт-Петербургу, то получится, что в Петербург
ежегодно ввозится около 1,5 млрд. долларов без учета туристов из регионов
России. Таким образом, на одного жителя города приходится по 330 долларов
дохода от въездного иностранного туризма ежегодно (около 1-го доллара в день).
Благодаря продуманной политике органов государственной власти
в ряде субъектов региона улучшился инвестиционный климат в сфере туризма,
однако существующий рекреационно-туристский потенциал региона используется в
настоящее время в далеко не полной степени.
Процесс формирования, становления и развития туристской
отрасли, в качестве значимой отрасли территориальной специализации, в настоящее
время не возможен без реальной государственной поддержки, и, прежде всего, в
области рекламно-информационного продвижения и нормативно-правовой базы.
Действительно, инвестиции в туризм идут сравнительно легко в тех местах,
которые пользуются интересом у туристов и рекреантов. Туристы и рекреанты
стараются посещать места, которые хорошо разрекламированы, имеют достаточно
хорошую туристскую инфраструктуру (места размещения, развлечения, досуга,
питания, бытового обслуживания и т.д.), позиционируются на рынке с учетом
реальных доходов туристов.
Осознавая необходимость дальнейшего развития туризма на
Северо-Западе России как одного из главных факторов процветания региона и учитывая
его важность, главной задачей представляется усиление координации органов
законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, общественных
организаций, предприятий, научных и образовательных учреждений сферы туризма по
обеспечению дальнейшего развития туризма в регионе.
Основная цель СЗФО состоит в формировании конкурентоспособной
туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих отраслей
территориальной специализации, обеспечивающей, с одной стороны, спрос
потребителей (как российских так и зарубежных) на удовлетворение своих
потребностей в туристско-рекреационных услугах, а с другой, значительный вклад
в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части
областного и муниципальных бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа
рабочих мест, улучшение здоровья населения, сохранения и рационального
использования культурно-исторического и природного наследия.
Санкт-Петербург занимает 8-е место в
рейтинге городов мира по туристской привлекательности и остается одним из самых
привлекательных туристских центров России для Европы. Уже несколько лет
остаётся стабильной структура въездного туризма Санкт-Петербурга: 55%
иностранцев приезжают в город в рамках делового туризма, 30% - конгрессный
туризм, 15% - деловые поездки, 10% - инсентив-туры, 45% иностранцев приходится
на экскурсионные и прочие туры. Въездной поток туристов стабилизировался в
последние годы на уровне 2,7-2,95 млн. чел. в год. Дальнейший рост въездного
потока ограничивается, в первую очередь, емкостью номерного фонда и общим
слабым развитием туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга. Поток деловых
туристов находится на стабильном уровне около 0,9-1,2 млн. чел. в год.
Нехватка гостиничных мест касается
только высокого сезона. Зимой, отели, в большинстве своем незагружены.
В последние два года в Петербурге наблюдается бум открытия
новых мини-отелей. Их емкость составляет от 4 до 10 номеров, а уровень
комплектации удобствами и цены значительно различаются. Сейчас в городе таких
отелей уже несколько десятков. Среднегодовая загрузка мини-отелей находится на
высоком уровне 75-80%. Комитет по инвестициям ставит задачу до 2010 года
довести число гостиничных мест в Петербурге до европейских стандартов, а именно
до 14-15 номеров на 1000 жителей, путем строительства в Петербурге к 2010 году
150 гостиниц на 15 тысяч номеров.[4]
Южный федеральный округ характеризуется высоким развитием
рынка туризма.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|