рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Отражение ценностных ориентиров в текстах современных СМИ

Если переходить к определению национальных интересов и национальных целей безопасности через сформированные ценностные ориентации, то становится очевидным, что их сущность должна отражать эти "вечные" ценности, преломляясь в конкретное содержание применительно к определенной исторической обстановке: социально-экономическим и политическим условиям жизни страны в конкретный временной период.

Тогда национальные интересы -это осознание и официальное выражение (на уровне закона, государственной доктрины, государственной политики) потребностей страны, соотнесенных с основными ценностными ориентирами российской цивилизации. В свою очередь, национальные цели - это сформулированные в соответствии с национальными интересами и принятые народом установки на достижение будущего состояния общества, государства и личности, при котором единственным и высшим критерием оценки деятельности государства и власти может и должно быть благополучие народа, т.е. социальное положение населения, всех его социальных групп.

Всякий иной критерий оценки становится в этом случае только политической интригой, политическим словоблудием, попыткой закамуфлировать корпоративные, групповые интересы и цели.

Еще раз подчеркнем, что если ценностные ориентиры выступают как категории вечные, определяющие, то национальные интересы и национальные цели - категории подвижные, что обусловлено:

конкретными геополитическими и стратегическими условиями;

внутренней и международной ситуацией;

характером имеющихся и зарождающихся противоречий и порожденными ими угрозами национальной безопасности в конкретно-исторической обстановке.

Тогда становится очевидным, что основной национальный интерес, стоящий перед современной Россией, заключается в воссоздании самобытного, уникального многонационального сообщества, демократического государства на собственной уникальной основе, государственного образования, способного вобрать в себя достижения иных цивилизаций, но не подменить ими свою самобытность. Тогда и все "приглашения", все "втягивания" и "вовлечения" России в иную цивилизацию ничего не могут решить с точки зрения сохранения России как самобытной страны. И если говорить об интеграции, вхождении России в международное сообщество, то рассматривать его необходимо прежде всего как средство обеспечения безопасности национальных интересов. По крайней мере, превращение интеграции в самоцель, да еще по чужому сценарию, как показал короткий исторический период новой России, превращение в явление с отрицательным знаком. При этом, как правило, происходит разрушение России, так как достижение этой цели сопряжено с отказом от основных ценностных ориентации российской цивилизации, с потерей экономической и политической независимости.

Вот почему напрашивается вывод: для того, чтобы препятствовать духовно-нравственной агрессии против России, ее разграблению и уничтожению культурного, образовательного и научно-технического потенциала, необходима ясная, понятная широким народным массам государственная идеология, в основе которой должен лежать народный дух, народное сознание, народное бытие, выраженное, сохраненное и развитое в основных ценностных ориентирах российской цивилизации.

Что дает нам надежду на возрождение? Какие механизмы могут и должны быть задействованы на этом пути?

Прежде всего, надежда на возрождение связана с верой в народ, в его глубокие нравственные пласты, что заложено генетически. И сколько бы ни говорили о "просвещенной" демократии, о политической и национальной элите, последнее слово остается не за ней, а за народом, так как именно он обладает моральным, нравственным потенциалом. Не случайно значительная часть современной политической "элиты" не жалеет черных слов в адрес своего народа, считая его не способным ни на какие решения и действия. Но даже его "безмолвие", его отказ участвовать в избирательных компаниях, которые все больше напоминают политико-криминальный спектакль, его неприятие "демократии" и "прав человека" в том виде, в котором их ему преподносят радикал-реформаторы, свидетельствует о многом и прежде всего о высоком политическом и нравственном чутье, что позволяет ему безошибочно определять истину. Да, наш народ терпелив. Он снисходителен. Но он не беспределен в своем ожидании и вере. Гнев его бывает страшен по своей жестокости. Но эта жестокость - следствие издевательств, правового, духовного и социального насилия. И не надо временщикам успокаивать себя тем, что народ все еще безмолвствует. При продолжении социальной политики, при которой растет разрыв в доходах, когда значительные группы населения обречены на вымирание и нищенское существование, социальный взрыв становится неизбежным, естественным, закономерным событием. Из истории надо делать соответствующие выводы, а не обращаться с ней как с публичной девкой, покупая ее для удовлетворения собственных потребностей или для самоутверждения.

Надежда на возрождение России кроется и в вере возрождения общественного сознания. Да, в истории и нашей, и других стран были периоды, когда порок, преступление, насилие, воровство и казнокрадство становились нормой поведения, а общественный долг, соблюдение закона, нравственных норм и правил подвергались осмеянию. Но сама обстановка социального накала, социальной напряженности уже заставляет и ряд политиков, и средства массовой информации, и отдельных государственных деятелей оборачиваться на общество и учитывать его мнение, корректировать свое поведение.

И наконец, надежды на возрождение связаны с растущим в обществе пониманием и требованием необходимости укрепления государства как гаранта безопасности и развития личности, общества и самого государства. Конечно, наши надежды не могут быть связаны с возрождением государства административно-командного типа, и с корпоративной демократией, являющейся прекрасной декорацией для финансово-олигархического господства, если не сказать диктатуры, при которой опора на силовые структуры становится законом сохранения власти.

Наши надежды связаны с формированием такого демократического государственного образования, в котором общинный дух, соборность, коллективизм, а главное разделение властей - законодательной, исполнительной и судебной - при ответственном контроле и ответственности властных структур перед обществом станут формой реализации такой демократии.

Но все это останется благим пожеланием, если не будет принят новый способ управления процессами жизнедеятельности. Мир исчерпал возможность "реактивного" способа существования, наиболее крайней формой выражения которого является индивидуализм, возведенный в степень эгоцентризма; подмена социальных задач стремлением к прибыли и т.д.

Второй способ существования человека как субъекта жизни (жизнедеятельности) связан с появлением рефлексии, осознанием себя как субъекта, как элемента других социальных образований. В этом случае сознание выступает как резерв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни (разрыв с догмами и стереотипами предшествующего времени) для выработки соответствующего отношения к ней. При рефлексивном способе существования человек поистине становится не объектом, а подлинным субъектом организации и развития своей жизнедеятельности. Только этот способ жизнедеятельности создает необходимые условия для осознанного включения отдельных индивидов в общественные процессы управления, самоопределения и различных видов их самоидентификации. Игнорирование чрезвычайной важности рефлексивных аспектов в обеспечении безопасности и развития российского общества привело нас сегодня к фактической "бессубъектности" всех его составляющих, включая и государство.

Если внимательно присмотреться к основным особенностям рефлексивного способа, то становится очевидным, что ряд ценностных ориентации российской цивилизации воплощаются в этих особенностях, приобретая категорию "вечных" интересов России и ее народов.

При таком целостном подходе, при наличии государственной политики, основанной на "вечных" интересах России, становится возможным разработка не только теории национальной безопасности, но и формирование доктрин национальной безопасности, государственной политики по ее обеспечению как на тактическом, так и стратегическом уровнях, с выделением приоритетных целей, задач и механизмов их решения применительно к конкретному историческому этапу и политическому периоду развития России.

Глава 2. Роль средств массовой информации в современном обществе

СМИ и общество. Средства массовой информации и массы, которые эти средства призваны информировать. Средства массовой информации: газеты, журналы, радио и телевидение, в последнее время к ним стали относить и Интернет. Но только ли эти виды распространения информации можно причислять к СМИ , не стоит ли отнести к ним и рекламу, основной функцией которой является стимулирование продаж посредствам информирования?

Сведена ли деятельность СМИ только к информированию, или они осуществляют более значимые функции, если так, то для каких сил в обществе эти функции столь важны? Насколько велика роль СМИ в обществе, в формировании общественного сознания, являются ли они действительно "четвертой властью", как их в последнее время принято называть?

Таков приблизительный перечень вопросов, на который мы постараемся дать ответы в этом номере. Номере, посвященном интересной и общественно значимой теме как: "Роль и место СМИ в современном обществе". Исследованиями данного вопроса занимаются многие исследователи и аналитики, до сих пор не пришедшие к единому мнению, поэтому мы постараемся привести свой взгляд на проблему, анализируя существующие подходы. Может быть, кому-то наша точка зрения покажется интересной.

Вообще СМИ и общество тема вечная, интерес к ней повышается и утихает в соответствии с выборной "сезонностью". Хотя выборы и проходят по России практически постоянно, благо страна огромная, отметим, что эту тему мы решили затронуть не в связи, а скорее вопреки сложившимся стереотипам.

Мы не ставили перед собой цель дать четкие оценки - "навесить ярлыки", а попытались предоставить читателю возможность выбирать самому, как ему относится к СМИ , к той информации, которою они преподносят. А верить или нет - личное дело каждого человека.

Ведущим информационным комплексом современности принято считать масс-медиа, объединяющим журналистику ( СМИ ), рекламу и механизмы, используемые для осуществления связей с общественностью.

Средства массовой информации, чаще называемые просто СМИ , в результате чего значимость этого явления как бы отходит на второй план, стали неотъемлемой частью нашего существования. Зачастую мы даже не осознаем, что нас так привязало к телеэкрану, введя в практически физическую зависимость от него, или почему, особенно молодежь, и дня не может обойтись без выхода в Internet. Невозможно представить себе жизнь без телевизора, который, например, в российской глубинке, кроме слухов, конечно, является единственным средством связи с остальным миром, радио, а еще газет и журналов… Многие из нас попросту не задумываются, насколько велико значение средств массовой информации, скрываемых за аббревиатурой СМИ .

2.1. История вопроса

Углубимся в историю. Самые первые периодически издаваемые газеты ("газета" - венецианская монета, стоимостной эквивалент протогазеты - листка с информацией) появились в начале XVII века, это время принято считать временем рождения журналистики. В 1609 году в Германии в городах Страсбург и Аугсбург, затем в Англии и Франции, а спустя век и в России (1703 год - газета "Ведомости"), вышли в свет первые средства массовой информации, сразу став мощным орудием в руках того, кто ими владел.

Огромная сила воздействия, которой обладали СМИ , была по достоинству оценена известными историческими фигурами прошлого. Например, великий стратег, полководец, покоривший полмира - Наполеон II Бонапарт, уже в начале XIX века, осознавая силу воздействия СМИ на общество, говорил: "Четыре газеты могут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия".

С появлением радио, которое практически сразу приобрело, благодаря возможности широкого охвата аудитории, большую популярность (как у общества, так и у власти), его возможности стали активно эксплуатироваться заинтересованными кругами. Например, в течение I Мировой войны, первыми оценив возможности радиовещания, японцы использовали его в пропагандистских целях. Не стоит ходить далеко, вспомните, какие чувства вы начинаете испытывать, когда слышите голос Левитана, или похожий на него, произносящий: "От советского информбюро…", и только приходящее несколько секунд спустя осознание, что Советского союза уже не существует, спасает от ощущения приближающейся катастрофы. В качестве подтверждения силы радио приведем случай, произошедший в конце 30-х годов XX века в Америке. В те времена большой популярностью пользовались радиопостановки. Во время трансляции радиоспектакля по мотивам романа "Война миров" Герберта Уэллса в котором, для повышения интереса со стороны публики вымышленные названия местности, на которой происходит действие, заменили на реально существующие американские города и населенные пункты, произошло настоящее событие. Американцы, слушавшие радиопостановку не с самого начала, и бывшие не в курсе того, что это постановка романа, услышав "репортаж о приземлении инопланетян" выбегали из домов в страшной панике, решив, что на Землю действительно напали представители инопланетной цивилизации.

С приходом телевидения в дома произошла информационная революция, влияние которой продолжает распространяться до сих пор (несмотря на то, что прогресс шагнул далеко вперед). Зрители получили возможность быть свидетелями и ощущать себя непосредственными участниками событий, происходящих на экране. Приведем реальные случаи из жизни. В начале 60-х годом XX века никому не известный Д.Кеннеди, имевший в несколько раз меньший рейтинг, чем его конкурент Р.Никсон выиграл выборы из-за того, что чисто внешне понравился большей части избирателей, следившей по телевизору за теледебатами двух претендентов на президентское кресло США. В результате Кеннеди получил титул "первого телевизионного президента". Подобных примеров, когда популярность благодаря телевидению может резко возрастать или так же резко падать множество. Известно и о силе воздействии телевизионной рекламы, не зря имеющей огромную стоимость в связи со своей высокой эффективностью. Действительно, телевидение является лидером по популярности и по возможности воздействовать на массового зрителя, и, вероятно, будет держать пальму первенства еще долгое время.

До сих пор не утихают споры о том, считать ли Internet средством массовой информации. Не обращая внимания на эти споры можно утверждать: в Internet содержаться огромные массивы информации, при этом весьма разнообразной, что позволяет человеку самому формировать свое мнение о различных событиях; а так же в последнее время Internet выполняет те же функции, что и остальные СМИ (существует мнение, что предвыборная кампания В.Путина была настолько эффективной во многом благодаря использованию интерактивных возможностей Internet). При этом для России Internеt остается, и еще на протяжении продолжительного периода будет оставаться экзотикой, доступной в основном жителям крупных городов с приличным достатком. Поэтому, несмотря на то, что во всем мире он, действительно является средством массовой информации, сила воздействия которого может быть сравнима с прессой и телевидением, для России это перспектива будущего.

В последнее время на смену Internet, стремившемуся занять достойное место в ряду средств массовой информации, приходят качественно новые, более современные и удобные в использовании виды информационных носителей. Каждое новое поколение СМИ предоставляло пользователям новые возможности, но при этом зачастую лишало возможности пользоваться преимуществами предыдущих носителей информации, но недавно вышедшее на мировой рынок новое средство - multiple media (в переводе - полимедиа), не отрицает использования всех достоинств своих предшественников. По оценке специалиста в области интегрированных коммуникаций М.А. Кузьменковой это явление сочетает в себе оперативность радио, живую картинку телевидения, интерактивность Internet, полноту информации библиотеки, аналитичность и удобство использования печатных СМИ а также мобильность телефонной трубки вкупе с авторитетом издательского дома.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.