Każdy,
ja, kto, który, mój, nasz, nic, ten, ty, sam,
siebie, swój, wszystek, żaden.
Практическое занятие № 13-14
Глагол
1.
Грамматические категории
глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Возвратные глаголы. Безличные
глаголы.
2.
Инфинитив и его
употребление.
3.
Формообразующие основы
глагола. Типы спряжения глаголов.
4.
История спряжения глаголов
в изъявительном наклонении:
1)
история форм настоящего
времени правильных и неправильных глаголов;
2)
история форм прошедшего
времени:
а) простые формы прошедшего времени глагола (аорист,
имперфект), их история в связи с формированием категории вида;
б) сложные формы прошедшего времени глагола
(перфект, плюсквамперфект), их история;
в) формирование современных форм прошедшего времени
(прошедшее и давнопрошедшее), особенности их образования и функционирования
г) остатки форм прошедших времен в современном
польском языке.
3) история форм будущего времени.
5.
История форм неправильных
глаголов.
6.
Особенности
функционирования форм глагольного лица. Речевой этикет.
Упражнения
1. Распределите глаголы по классам и по спряжениям в зависимости от
характера основы настоящего времени.
Być, mówić, rozstać
się, rozrywać, nosić, nieść, piec,
dożyć, doznać, dowieść, brać, jeść, boleć,
placić, ochlodzić, ochladzać, dać, znać, wiedzieć, witać się,
siedzieć, siąść, zrobić, moc, schnąć.
2. Сопоставьте праславянскую, старославянскую и древнепольскую парадигмы
настоящего времени. Прокомментируйте произошедшие фонетические изменения.
Поясните, как возникли современные типы спряжения в польском языке.
Единственное
число
|
Класс
|
Лицо
|
Праславянский
|
Старославянский
|
Древнепольский
|
1 *neson
|
1
|
-on
|
-*
|
-ą
|
2
|
-e-ši
|
-е-ши
|
-esz
|
3
|
-e-tь
|
-е-ты
|
-e
|
2 *dvignon
|
1
|
-n-on
|
-*
|
-ą
|
2
|
-ne-ši
|
-не-ши
|
- esz
|
3
|
-ne-tь
|
-не-ты
|
-e
|
3 *pisjon
|
1
|
-j-on
|
-ъ*
|
-ą
|
2
|
-je-ši
|
-е-ши
|
- esz
|
3
|
-je-tь
|
-е-ты
|
-e
|
4 *chvaljon
|
1
|
-j-on
|
-ъ*
|
-ą
|
2
|
-i-ši
|
-и-ши
|
- isz
|
3
|
-i-tь
|
-и-ты
|
-i
|
5 *damь
*jesmь
|
1
|
Damь, jesmь
|
Дамь6 ъесмь
|
Dam, jeśm
|
2
|
Dasi, jesi
|
Даси6 ъеси
|
Dasz, jeś
|
3
|
Dastь, jestь
|
Дасты6 ъесты
|
Da, jeść, je, jest
|
Множественное
число
|
1 *neson
|
1
|
-e-mъ
|
-е-мы
|
-em / -emy
|
2
|
-e-te
|
-е-те
|
-
|
3
|
-on-tъ
|
-*-ты
|
-
|
2 *dvignon
|
1
|
-n-emъ
|
-не-мы
|
-em / -emy
|
2
|
-e-te
|
-не-те
|
-
|
3
|
-non-tъ
|
-н*-ты
|
-
|
3 *pisjon
|
1
|
-je-mъ
|
-е-мы
|
-em / emy
|
2
|
- je-te
|
-е-те
|
-
|
3
|
- jon-tъ
|
-*-ты
|
-
|
4 *chvaljon
|
1
|
-i-mъ
|
-и-мы
|
-im / imy
|
2
|
-i-te
|
-и-те
|
-
|
3
|
- en-tъ
|
-я-ты
|
-
|
5 *damь
*jesmь
|
1
|
Damъ, jesmъ
|
Дамы6
ъесмы
|
Dam(y), jesm, jesmy
|
2
|
Daste, jeste
|
Дасте6 ъесте
|
Dacie, jeście
|
3
|
Dadentь, sontь
|
Дад*ты6
с*ты
|
Dadzą, są
|
Двойственное
число
|
1 *neson
|
1
|
-e-vě
|
-е-вэ
|
-e-va
|
2
|
-e-ta
|
-е-та
|
-e-ta
|
3
|
-e-te
|
-е-те
|
-e-ta
|
2 *dvignon
|
1
|
- ne-vě
|
-не-вэ
|
-e-va
|
2
|
-ne-ta
|
-не-та
|
-e-ta
|
3
|
- ne-te
|
-не-те
|
-e-ta
|
3 *pisjon
|
1
|
- je-vě
|
-е-вэ
|
-e-va
|
2
|
- je-ta
|
-е-та
|
-e-ta
|
3
|
- je-te
|
-е-те
|
-e-ta
|
4 *chvaljon
|
1
|
- i-vě
|
-и-вэ
|
-i-va
|
2
|
- i-ta
|
-и-та
|
-i-ta
|
3
|
- i-te
|
-и-те
|
-i-ta
|
5 *damь
*jesmь
|
1
|
Dadvě, jesvě
|
Дадвэ6 ъесвэ
|
jesva
|
2
|
Dasta, jesta
|
Дастаб ъеста
|
jesta
|
3
|
Daste, jeste
|
Дасте6 ъесте
|
jesta
|
3.
Образуйте формы 1-го и 2-го лица единственного
числа настоящего времени следующих глаголов 1 спряжения.
Rwać, dąć, objąć,
tłuc, strzec, płynąć,
łgać, wziąć, ciąć, gnieść, prać.
4.
Прочитайте польские пословицы и поговорки,
подберите к ним русские соответствия. Глаголы в скобках поставьте в форме
настоящего времени.
1.Jak rak
(świsnąć), a ryba (pisnąć). 2. Cudza rana nie
(boleć). 3. Kto rano (wstawać), temu Pan Bóg (dawać). 4.
Kto rano (śmiać się), w wieczór (płakać). 5.
Gdzie drwa (rąbić (oni)), tam drzazgi (lecieć). 6. Co było,
a nie jest, nie (pisać się) w rejestr. 7. Jedna ręka
(głaskać), a druga (policzkować). 8. Gdzie ogon
(rządzić), tam głowa (błądzić).
5.
С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. – СПб,
1997, с.394 - 395. Прочитайте и переведите на русский язык текст. Сделайте
морфологический разбор глаголов, употребленных в настоящем и будущем временах
(начальная форма (инфинитив), класс, тема, характер основы (твердая - мягкая),
спряжение (древнепольское – современное польское), наклонение, время, лицо,
число, род (если есть), характер флексии, причины возникновения новой флексии,
наличие фонетических чередований в основе и причины их возникновения).
6.
От приведенных ниже глаголов образуйте
древнепольские формы аориста и имперфекта. Расскажите о судьбе этих форм в
польском языке.
Widzieć, wiedzieć, wieźć,
być, schnąć, znać, piec, moc, pisać.
7.
От приведенных ниже глаголов образуйте
древнепольские формы перфекта. Расскажите, как они преобразовались в современном
польском языке.
Oddać, biec, zgasnąć,
mieszkać, mówić.
8.
Проанализируйте глагольные формы,
употребленные польскими писателями. Определите их грамматическое значение.
Расскажите о судьбе этих форм в современном польском языке.
1.Słońce już było przeszło nad ogrodami i nad dziewiczym
lasem Panamy…, ale i Atlantyk był jeszcze
pełen błasku
(Sienkiewicz). 2. Dużo pieniedzy stracił
był (Orzeszkowa). 3. Awaczewicz powiesił na powrót
płaszcz Eliżbiety, który już zdjął był z
wieszadła (Nałkowska). 4. Sam wprawdzie poddał był Jance
project odnajęcia jednego pokoju (Kruczkowski).
9.
Составьте рассказ о себе и своей семье,
используя глаголы в изъявительном наклонении.
10.
С.Кароляк, Д.Василевская. Польский язык. –
СПб, 1997, с.396 - 399. Прочитайте и переведите на русский язык текст. Сделайте
морфологический разбор глаголов, употребленных в прошедшем времени (начальная
форма (инфинитив), класс, тема, характер основы (твердая - мягкая), спряжение
(древнепольское – современное польское), наклонение, время, лицо, число, род
(если есть), характер флексии, причины возникновения новой флексии, наличие
фонетических чередований в основе и причины их возникновения).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|