Территориальное размещение иностранных инвестиций в период с 1995 по
2000 г.г. также характеризуется четко выраженной концентрацией в относительно
небольшом числе территорий. Иностранный капитал сосредотачивается в регионах,
имеющих или четко выраженное отраслевое «лицо» (восточные регионы, обладающие
привлекательной базой для развития добывающей промышленности; европейский
центр, располагающий возможностями производства импортозамещающей продукции),
или высокий уровень развития производственной, транспортной и финансовой
инфраструктуры (мегаполисы, в первую очередь Москва и Санкт-Петербург,
центральноевропейские и северозападные области). Около половины общего объема
иностранных инвестиций концентрируется в мегаполисах и прилегающих к ним
областях. В целом на европейскую часть страны приходится % привлеченного в
страну зарубежного капитала, в том числе на Центральный экономический район —
42%, (на Москву и Московскую область — около 40%). Доля зауральских регионов,
располагающих наиболее значительными запасами природных ресурсов и одновременно
остро нуждающихся в капиталовложениях, до сих пор составляют менее 1/5.
По общему объему поступления инвестиций из-за рубежа в 2001 году
сохраняется лидерство Москвы – 39,7% от общего объема иностранных инвестиций.
Объемы поступления иностранных инвестиций в 23 регионах России не
достигли уровня 2000года; в 15 регионов России иностранные инвестиции не
поступили.
В 2001 году по сравнению с 2000 г. в общем объеме поступлений
иностранного капитала возросла доля таких регионов, как Республика Татарстан –
с 1,3 до 4,6%, Свердловская область – с 1,5 до 5,2%, Москва – с 36,8 до 39,7%;
ее снижение имело место в Краснодарском крае – с 9 до 5,6%, Омской области – с
7,2 до 6,5%, Санкт-Петербурге – с 10,6 до 8,2%.
Рост иностранных инвестиций более чем в два раза отмечен в Республике
Башкортостан, Тамбовской и камчатской областях; более чем втрое – в Курской,
Тверской, Пензенской областях и Ханты-Мансийском автономном округе. Более чем в
четыре раза выросли объемы поступления иностранных инвестиций в Республику Татарстан,
в Свердловскую, Липецкую, Кемеровскую области и Чувашскую Республику.
Снижение поступления иностранных инвестиций в три и более раза отмечено
в Нижегородской, Мурманской, Кировской областях и Алтайском крае.
Поступление в 2001 году прямых и портфельных иностранных инвестиций в
различные регионы Российской Федерации отличалось от прошлого года. Так
портфельные инвестиции в 2001 году поступили в 36 регионов РФ. Наиболее
привлекательными для иностранных инвесторов были Москва, Республика Татарстан,
Липецкая и Иркутская области. Объем поступления портфельных иностранных
инвестиций в эти регионы составил 373 млн.долларов США, или 82,8% от их общего
объема.
Что касается регионального распределения иностранных инвестиций в 2002
году, то они направляются в регионы с высокодиверсифицированной структурой
экономики, наличием институтов, обеспечивающих международные экономические
связи. В первую очередь инвесторов интересует наличие развитой банковской
инфраструктуры, крупных страховых фирм и инвестиционных фондов, консалтинговых
и маркетинговых компаний. И все же, несмотря на активную позицию многих
регионов в привлечении иностранных инвестиций, доминирующее положение среди
них в 2002 г. занимал Центральный федеральный округ, на который приходилось
48,1% всех иностранных инвестиций (в том числе на Москву, которая представляет
собой огромный рынок с развитой транспортной системой и центром государственной
власти и торговли, а также сосредоточение крупнейших корпораций — 42,7%).
Доминирующее положение в I квартале 2003 г., как
и на протяжении всего 2002 г., занимал Центральный федеральный округ, в
котором было сосредоточено 68,5% всех иностранных инвестиций (в том числе в
Москве — 64,1 %). Среди других федеральных округов ведущее положение занимали
Уральский (13,2%) и Северо-Западный (5,8%) федеральные округа.
Доля России в общем объеме мировых инвестиций весьма низка и не
соответствует ее потенциальным возможностям. Это объясняется неразвитостью
конкурентных преимуществ страны. По производительности труда, эффективности
использования естественных основных ресурсов страна отстает в 4—6 раз от развитых
государств и в 3—4 раза — от новых индустриальных стран. За последнее десятилетие
произошло снижение этого показателя — падение производительности труда и
сокращение доли готовых изделий в промышленном экспорте (исключение составляют
оборонные отрасли и космическая промышленность, однако в экспорте страны в
целом их удельный вес невелик).
Лидирующее положение по некоторым природным ресурсам,
высокообразованная рабочая сила, сильная академическая наука, ряд пионерных
научно-исследовательских разработок до настоящего времени не нашли отражения в
повышении конкурентоспособности страны и пока что являются скорее
потенциальными, чем реальными преимуществами. Отсутствуют интегрированные
«кластеры» родственных и поддерживающих отраслей, что снижает
конкурентоспособность (даже в космической отрасли компонентная база электроники
— иностранного производства), в ряде ключевых отраслей по-прежнему сохраняется
монополия одного-двух производителей, защищаемых протекционистскими мерами.
Конкурентоспособность отечественных производителей на внутреннем рынке и в
ограниченном объеме на зарубежном базируется на низкой цене продукции, а не
на высоком ее качестве. Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный
климат в России неблагоприятным из-за политической и экономической
нестабильности, неотработанности законодательства, обременительной налоговой
системы, неразвитости инфраструктуры. Так, они отмечают наличие в России
противоречащих друг другу и быстро изменяющихся законодательных актов и
постановлений, касающихся иностранных инвестиций, различное толкование или даже
игнорирование их отдельными организациями и местными властями. На такие
принципиальные вопросы, как право собственности на землю, механизмы реализации
залоговых форм, иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. Налоговая
система не стимулирует инвестиционную активность.
Прежде всего можно выделить в общем виде две существенные проблемы,
связанные с недостатками действующей системы привлечения иностранного капитала
в экономику России:
1) «количественная» проблема, заключающаяся в недостаточном
объеме поступающих в страну инвестиций;
2) «качественная» проблема, обусловленная весомыми
недостатками самой структуры привлекаемых инвестиций:
—
резким преобладанием в общем объеме ввозимого
капитала его ссудной составляющей при значительно меньшей доле портфельных
инвестиций;
—
концентрацией привлеченных инвестиций в сырьевых и
импортозамещающих отраслях;
—
крайне неравномерным распределением зарубежных
капиталов между регионами страны;
—
ориентацией на очень ограниченный круг
стран-инвесторов.
Задача привлечения иностранного капитала
для повышения эффективности экономики России была поставлена в самом начале
процесса перестройки — с 1987 г. стали создаваться совместные предприятия, с 1991
г. разрешено создание компаний со 100-процентным иностранным участием. Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование
в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и
специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения
иностранных инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных:
- достижения
национального согласия между различными властными структурами, социальными
группами, политическими партиями и прочими общественными организациями по
поводу приоритетности решения общенациональной проблемы выхода России из
экономического кризиса;
- ускорение работы
Государственной думы над общехозяйственным (в том числе Гражданским кодексом) и
уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного
некриминального рынка;
- радикализация борьбы с
преступностью;
- торможение инфляции всеми
известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся
зарплаты;
- пересмотр налогового
законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
- мобилизация свободных средств
предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных
ставок по депозитам и вкладам;
- внедрение в строительстве
системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
- запуск предусмотренного
законодательством механизма банкротства;
- предоставление налоговых льгот
банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные
инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного
оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
- формирование общего рынка
республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей
силы.
Результаты принятых решений скромные — более 2/3 привлекаемого
иностранного капитала приходится на ссудные средства, по абсолютным объемам
ПИИ Россия многократно уступает другим развивающимся рынкам, по показателям
ПИИ на душу населения — уступает даже другим республикам бывшего СССР (в 10
раз — Эстонии, в 3,5 раза — Казахстану). За последние 5 лет произошло
полуторократное сокращение иностранных капиталовложений в уставной капитал, т.
е. притока новых инвестиций. С учетом российской специфики контроля над
объектами инвестиций (эффективный контроль при пакете не менее 51%) и
репатриации российского капитала (до половины инвестиций направляются из
офшорных зон) реальный объем ПИИ в экономику России можно оценить в размере не
более 1 млрд долл. ежегодно, что составляет 0,1 —0,3 % мировых прямых инвестиций
в объеме 300—900 млрд долл. ежегодно.
Серьезной проблемой является несоответствующая мировой практике
структура привлечения иностранных инвестиций: 40% приходится на торговлю,
общественное питание и пищевую промышленность, 30% — на транспорт и связь, еще
15% — на добывающие отрасли, в то время как на машиностроение — только 5%.
Сложилась также чрезмерная концентрация иностранных инвестиций в регионах
«двух столиц» — Москвы и Санкт-Петербурга.
В отраслях, привлекших ПИИ, наблюдается активизация детерминант
конкурентоспособности: производимая новая продукция и предоставляемые услуги
международного уровня способствуют развитию и диверсификации потребительского
спроса. Постепенно идет процесс создания «кластеров». Присутствие крупных
международных производителей привлекает в страну их поставщиков. Имеет место
процесс продления «стоимостных цепочек» производства за счет перехода к выпуску
продукции с более высокой добавленной стоимостью, развитие конкуренции
способствует повышению качества и снижению цены выпускаемых этими отраслями
товаров.
Давая оценку роли зарубежных капиталовложений в развитии экономического
потенциала России и эффективной структурной перестройке хозяйственного
комплекса страны, нельзя не отметить тот позитовный вклад, который был ими
внесен в решение этой проблемы. Данные таблицы 4 достаточно четко показывают,
что эффективность производства на предприятиях с иностранными инвестициями
заметно выше, чем в целом по экономике — такой вывод напрашивается при
сопоставлении относительных показателей, которые, с одной стороны,
характеризуют численность этих предприятий, задействованный на них
инвестиционный и трудовой фонд, и с другой — объем произведенной на
предприятиях с иностранным присутствием продукции. Однако масштаб этого вклада
совершенно не соответствует масштабу тех задач, которые стоят перед нашей
экономикой.
Таблица
4
ПОКАЗАТЕЛИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ЭКОНОМИКЕ
РОССИИ
|
Удельный вес
предприятий и организаций с участием иностранного капитала в общем числе
предприятий и организаций, %
|
Удельный вес
инвестиций предприятий и организаций с участием иностранного капитала в общем
объеме инвестиций в основной капитал, %
|
Удельный вес
занятых на предприятиях и организациях с участием иностранного капитала в
общем числе занятых, %
|
Удельный вес
объема произведенной продукции предприятиями и организациями с участием
иностранного капитала в общем объеме производства, %
|
1995г.
|
0,75 (0,2)
|
2,7(1,8)
|
0,6 (0,3)
|
3,0(1,7)
|
1997г.
|
0,6(0,1)
|
4,0 (2,0)
|
0,7 (0,4)
|
4,6(2,1)
|
1998г.
|
0,3(0,1)
|
10,3(5,8)
|
1,5(1,1)
|
7,9 (4,4)
|
1999г.
|
0,3(0,1)
|
9,9(5,1)
|
1,6(1,1)
|
10,6(6,2)
|
2000г.
|
0,3(0,1)
|
11,3(5,5)
|
2,1 (1,5)
|
12,6(8,5)
|
Первая цифра — по экономике в целом, в скобках — по промышленности в
целом.
Оценивая инвестиционный ресурс повышения эффективности российской
экономики за счет привлечения зарубежных капиталовложений, необходимо
оценивать и перспективы его развития. Пока в стране не будут созданы
благоприятные, реальные условия для вложения иностранных инвестиций в приоритетные
перспективные отрасли экономики, прежде всего в промышленность, зарубежный
капитал по-прежнему не будет иметь стимула для расширения своей экспансии и
структурной отраслевой переориентировки. По-прежнему наиболее привлекательными
для него будут отрасли с быстрой окупаемостью инвестиций — торговля, сфера
услуг и отрасли промышленности, в лучшем случае обеспечивающие импортозамещение
(пищевая промышленность), а также добывающая промышленность, продукция которой
экспортируется в силу ее востребованности за рубежом. Кроме того, в дальнейшем
все более привлекательными станут производства, дающие максимальную нагрузку
на окружающую среду (металлургия, химическая промышленность), поскольку
требования охраны этой среды в странах — донорах инвестиционных ресурсов
гораздо жестче, чем в России, что значительно удорожает затраты на национальное
производство такой продукции. Что касается отраслей, производящих продукцию
высокой степени обработки, не говоря уже о высокотехнологических отраслях, то
иностранному капиталу пока нет никакого экономического смысла приходить в
секторы промышленности, продукция которых будет составлять конкуренцию их
«собственным» товарам как на внешнем, так и на внутреннем рынке России.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|