Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в
российскую экономику преследует долговременные стратегические цели
создания в России цивилизованного, социально ориентированного
общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе
которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное
совместное функционирование различных форм собственности, но и
интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Либерализация внешнеэкономических связей, в том числе в отношении ввоза
и вывоза инвестиций, оказавшаяся в итоге непоследовательной и до конца не
просчитанной по своим последствиям, стимулировала масштабный отток ресурсов из
страны не только в товарной форме, но и в форме финансового капитала, в том
числе по нелегальным каналам. Даже по официальным данным, вывоз капитала из
страны во всех его формах в 1992—2001 гг. многократно превышал не только объем
накопленных прямых иностранных инвестиций, поступивших в Россию за этот
период, но и общую сумму накопленных капиталовложений, пришедших в страну
из-за рубежа. Россия вывозит капитал намного интенсивнее, чем страны с
развивающейся и переходной экономикой. Подобная ситуация является ненормальной
для страны, испытывающей острую нехватку в инвестиционных ресурсах.
Как и в случае внешней торговли товарами, участие России в
международном обмене капиталом по сути дела способствует растрачиванию
национальных (потенциальных и реальных) производственных ресурсов, снижает
возможности роста эффективности производства и его структурной перестройки, решая
эти проблемы в пользу зарубежных стран. Тем самым Россия сама укрепляет
конкурентную мощь своих иностранных партнеров в ущерб своим глобальным
экономическим интересам.
Элементы повышения международной конкурентоспособности России
благодаря привлечению ПИИ уже нашли проявление в следующих показателях:
— производительность труда на предприятиях с иностранным
капиталом в 5 раз выше, чем по стране в целом, т. е. практически находится на
мировом уровне; при этом иностранные фирмы, в отличие от большинства
отечественных, проявляют готовность решать проблему избыточной рабочей силы;
— наблюдается тенденция импортозамещения в отраслях,
привлекших наиболее значительный объем ПИИ: из почти 5 млрд долл. сокращения
российского импорта за последние 6 лет 70% пришлось на продовольственные
товары и сельскохозяйственное сырье;
— отрасли с максимальным объемом привлеченных ПИИ
демонстрируют высокий темп роста (например, увеличение производства пива в 1,5
раза за последние 7 лет);
— в отдельных случаях экспортируется продукция
предприятий, созданных на базе ПИИ (например, табачные изделия); пока что
такая продукция поставляется в основном в СНГ, однако со временем, видимо,
будет поставляться и на более требовательные западные рынки.
В то же время следует отметить, что на сегодняшний день Россия
интересует ТНК в основном как крупный рынок сбыта продукции и в определенной
степени — как источник природных ресурсов; сложная стратегия повышения
международной конкурентоспособности ими пока не осуществляется. Более того,
основная масса международных корпораций присутствует в России, но не ведет
производственной деятельности.
Главной причиной неадекватных потенциалу экономики России и
неудовлетворительных по структуре ПИИ является отсутствие в стране стратегии
привлечения таких инвестиций и государственной политики ее реализации. До
настоящего времени политика в этой области была чрезвычайно противоречивой —
от поощрения иностранных инвестиций до их сдерживания.
Элементы стратегии и политики привлечения ПИИ должны включать
следующее.
1. Признание роли ПИИ как потенциального конкурентного преимущества для
развития страны (а не вынужденного источника финансирования), в частности,
предоставление потенциальным иностранным инвесторам государственных гарантий
неизменности условий и компенсации риска потерь при осуществлении ПИИ. Отказ
от излишнего и многоступенчатого их регулирования.
2. Сосредоточение внимания на привлечении с ПИИ современных факторов
производства. Главным приоритетом должны стать новые производственные и
управленческие технологии, передача которых возможна только по каналам ПИИ.
3. Открытие для привлечения ПИИ отраслей экономики, в которых имеются
предпосылки развитых конкурентных преимуществ, например, гражданского
авиастроения, автомобилестроения, энергетического машиностроения, а также
передовых областей научно-технических исследований (например, био- и
компьютерные и технологии).
4. Пересмотр отраслевых приоритетов ПИИ: при всей важности сырьевого
сектора в целом и энергоресурсов в частности для экономики страны привлечение
инвестиций в объеме до 200 млрд долл. в этот сектор нереально — суммарный объем
накопленных инвестиций в сырьевом секторе всех развивающихся рынков сейчас
составляет 55 млрд долл.
5. Отказ от расширительного толкования «экономической безопасности»:
государственная защита (протекционизм) только в отношении отраслей,
определяющих политическую независимость страны, а также демонстрирующих
международную конкурентоспособность или хотя бы стабильный рост внутренней
конкурентоспособности; настоящее понятие экономической безопасности как раз и
предполагает наличие международных конкурентных преимуществ страны, т. к.
«чувствовать себя безопасной» может только сильная в экономическом отношении
страна.
6. Активизация производственной деятельности, учет и задействование
конкурентных стратегий ТНК, пока только присутствующих на российском рынке, но
не открывших свои филиалы. Главной целью должно стать соединение принадлежащих
им технологий, менеджмента и контроля над глобальными рынками с российскими
сырьевыми и интеллектуальными ресурсами, высокообразованной рабочей силой и
пилотными научно-техническими разработками для создания более
конкурентоспособных на мировом рынке производств. При этом, учитывая реализуемую
ТНК конкурентную стратегию, в случае прорыва в этой области одной из компаний
следует ожидать прихода ее конкурентов, как это доказывает пример корпораций «Pepsico» и «Coca-Cola».
7. Отказ от схемы, при которой приоритетом пользуются крупномасштабные
капиталовложения. Мировая практика показывает, что сотрудничество в сложных
технологических областях, которые могут привнести в экономику России развитые
факторы конкурентоспособности, предварительно проходит коммерческую проверку
на относительно небольших проектах.
8. Реальное обеспечение равных условий экономической деятельности, как
для российских, так и для иностранных инвесторов. При этом на первых порах —
льготные условия для инвесторов, вкладывающих средства в приоритетные отрасли
экономики.
9. Твердое выполнение государством взятых на себя обязательств перед
иностранными инвесторами (при более высокой, чем в России, степени «непрозрачности»
национальной экономики Китай, например, смог привлечь несравненно более весомые
инвестиции, во многом именно благодаря выполнению условий инвестиционных
соглашений).
При отсутствии общегосударственной стратегии и политики в области ПИИ
ее элементы реализуются в ряде случаев на региональном уровне. В частности,
удачным примером может служить действующее законодательство и
правоприменительная практика Ленинградской области. Представляется, что
наблюдаемая там «кластеризация» иностранных производств, включая создание
технически передовых машиностроительных предприятий (заводы фирм «Caterpiller» и «Ford» полного цикла) лишний раз указывает на
необходимость общегосударственной стратегии и политики в области ПИИ.
Прямые иностранные инвестиции не могут и не должны заменить внутренние
источники развития экономики России. В то же время многолетний международный
опыт показывает, что встраивание национальной экономики в систему
«международного производства» невозможно без значительного объема привлеченных
ПИИ.
С началом нового тысячелетия правительство страны и Государственная
Дума явно активизировали усилия в сфере государственного урегулирования
иностранных инвестиций. Проект новой налоговой главы, внесенный депутатами,
дает инвестору возможность изменить в свою пользу соглашение о разделе
продукции, если ему удастся убедить государство, что из-за налоговых
нововведений условия его работы в России ухудшились. Такие потери будут ему
компенсированы.
Таким образом, есть основания полагать, что процесс улучшения
российской деловой среды хотя и с трудом, но идет. Хотелось бы надеяться, что в
России, уже через несколько лет если и не будет снято полностью бремя ненужных
затрат предпринимателей, то хотя бы уровень этих затрат можно будет признать
вполне терпимым по мировым меркам. Это позволит бизнесменам в полной мере
сосредоточить свое внимание на рисках непосредственно инвестиционных проектов.
Для России проблема защиты от чрезмерных иностранных инвестиций
является не актуальной.
Следует отметить, что на сегодняшний день Россия интересует ТНК в
основном как крупный рынок сбыта продукции и в определенной степени — как
источник природных ресурсов.
Участие России в международном обмене капиталом по сути дела, в
современных условиях, способствует растрачиванию национальных (потенциальных и
реальных) производственных ресурсов, снижает возможности роста эффективности
производства и его структурной перестройки, решая эти проблемы в пользу
зарубежных стран. Тем самым Россия сама укрепляет конкурентную мощь своих
иностранных партнеров в ущерб своим глобальным экономическим интересам.
Пока в стране не будут созданы
благоприятные, реальные условия для вложения иностранных инвестиций в приоритетные
перспективные отрасли экономики, прежде всего в промышленность, зарубежный
капитал по-прежнему не будет иметь стимула для расширения своей экспансии и
структурной отраслевой переориентировки. По-прежнему наиболее привлекательными
для него будут отрасли с быстрой окупаемостью инвестиций — торговля, сфера
услуг и отрасли промышленности, в лучшем случае обеспечивающие импортозамещение
(пищевая промышленность), а также добывающая промышленность, продукция которой
экспортируется в силу ее востребованности за рубежом. Кроме того, в дальнейшем
все более привлекательными станут производства, дающие максимальную нагрузку
на окружающую среду (металлургия, химическая промышленность), поскольку
требования охраны этой среды в странах — донорах инвестиционных ресурсов
гораздо жестче, чем в России, что значительно удорожает затраты на национальное
производство такой продукции. Что касается отраслей, производящих продукцию
высокой степени обработки, не говоря уже о высокотехнологических отраслях, то
иностранному капиталу пока нет никакого экономического смысла приходить в
секторы промышленности, продукция которых будет составлять конкуренцию их
«собственным» товарам как на внешнем, так и на внутреннем рынке России.
Таким образом для России проблемой является урегулирование и
перераспределение иностранных инвестиций направленных в непроизведственные
отрасли, а так же в добывающие отрасли.
Таким образом, одним из приоритетных направлений государственной
инвестиционной политики по-прежнему остается активное привлечение в Россию
иностранных инвестиций.
В целях более активного привлечения иностранного капитала в российскую
экономику необходимо ускорить формирование благоприятного инвестиционного
климата, завершить формирование нормативно-правовой базы регулирования
инвестиций для обеспечения иностранным инвесторам условий стабильности, гарантий,
включая личную безопасность, защиту вкладываемых средств от некоммерческих
рисков, и не дискриминации.
На развитие стимулирования иностранных инвесторов направлен проект
постановления Правительства Российской Федерации "0 перечне приоритетных
отраслей и производств, в которых предоставляется льготный режим
инвесторам", которое также будет способствовать формированию прогрессивной
структуры экономики России.
Будет также рассмотрен вопрос о возможностях и условиях конкурсного
привлечения иностранных партнеров к финансированию и строительству "под
ключ" конкретных объектов, прежде всего производственной и социальной
инфраструктуры. Для повышения привлекательности осуществления такого рода
проектов возможно предоставление им права последующей эксплуатации объекта на
определенный срок с дальнейшей передачей его в собственность России.
Серьезным стимулом усиления притока зарубежного капитала в Россию будет
совершенствование информационной деятельности и статотчетности в сфере
иностранных инвестиций.
Приток иностранных инвестиций в российскую экономику должен
содействовать решению таких проблем социально-экономического развития страны,
как продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок; содействие в
расширении и диверсификации экспортного потенциала, развитии импортозамещающих
производств; содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы; освоение
современных рыночных отношений в сфере предпринимательства.
Инвестиционное сотрудничество со странами ближнего зарубежья будет на
основе согласованной экономической политики, учитывающей специализацию,
кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам.
Основные формы такого сотрудничества:
совместное государственно-коммерческое финансирование инвестиционных
проектов;
· создание
международных финансово-промышленных групп с участием российских предприятий и
финансовых институтов, а также - предприятий стран СНГ, в особенности тех из
них, которые являются особо важными поставщиками для российской экономики;
· международный
финансовый лизинг;
· создание
договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления
инвестиционной деятельности.
В результате реализации инвестиционной политики и осуществления мер по
улучшению инвестиционного климата и стимулированию инвестиционной активности,
по мнению специалистов, повысится эффективность инвестиционной деятельности и,
возможно, произойдет рост объемов привлечения в инвестиционную сферу средств
частных инвесторов, и, прежде всего, крупного корпоративного национального капитала.
1.
Международные экономические отношения. Под
ред.профессора В.Е. Рыбалкина ЮНИТИ М – 1999.
2.
«Инвестиции в России» №6,2003.
3.
«Инвестиции в России» №10, 2002. Иностранные
инвестиции в России как фактор экономического развития: реалии, проблемы,
перспективы. В. Орешкин.
4.
«Вопросы статистики» №7, 2002. Иностранные
инвестиции в экономику России в 2001 году.
5.
«Инвестиции в России» №5,2003.
6.
«Инвестиции в России» №9, 2003. Б. Сафронов, Б.
Мельников, А. Шкуренко, В. Марковская.
7.
«Инвестиции в России» №11, 2002.
8.
«Инвестиции в России» №7, 2002.
9.
«Инвестиции в России» №8, 2002. Либерализация инвестиционного
режима. В. Москвин.
10.
Таможенная политика в условиях трансформации
российской экономики: реалии, проблемы, противоречия. Межвузовский сборник
научных трудов студентов, слушателей и молодых ученых. 2002.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|