Состояние инвестирования в сельском хозяйстве крайне неудовлетворительное.
В 1997 г. в сельское хозяйство направлялось только 0,9% инвестиций. В 2000 г.
оно получит 11 млрд. тенге и помощь со стороны иностранных инвесторов. Но
инвесторы не заинтересованы вкладывать свои капиталы в растениеводство и
животноводство, поскольку для оборота капитала в них требуется больше времени,
чем в сфере обращения. Частные инвесторы проявляют интерес к строительству
ресторанов, автозаправок, киосков по торговле хлебом, медикаментами и других
непроизводственных объектов. Они хотят инвестировать в высокоприбыльные
объекты, существенные доходы от которых поступают за короткие сроки. При этом
ими полностью игнорируются природоохранные и экологические факторы. Наглядный
пример - бензозаправочные станции, которые строятся в центре города среди
жилых массивов. С учетом вышесказанного задача госрегулирования состоит в
том, чтобы направлять инвестиции в сферы, способствующие оживлению отечественного
производства, не допускать их использования частными лицами в узких или корыстных
интересах.
Особого подхода требуют проблемы развития сельского хозяйства в
республике. В этом году впервые за 10 лет получено 15,9 млн. т зерна, из них
прогнозируется продать на экспорт 3-5 млн. т. Но нынешние цены на мировом
рынке на зерно низкие -около 65 долл. за тонну. Реализация зерна производится
через посредников, которые значительную часть прибыли оставляют себе, а
производителям зерна поступает оставшаяся урезанная часть. Существующий порядок
продажи зерна не способствует повышению экспортного потенциала страны.
В животноводческой отрасли Казахстана в течение только трех лет
(1995-1998 гг.) поголовье скота уменьшилось в 5,8 раза, в том числе крупного
рогатого скота -в 4,8 раза, овец и коз - в 6,4 раза, лошадей - в 3,5 раза,
верблюдов - в 3,2 раза. В конечном итоге республика вынуждена импортировать в
огромных количествах сельскохозяйственные продукты, поскольку отечественное
сельское хозяйство не способно удовлетворить потребности в них. Опасным для
национальной безопасности порогом считается, если импортируется более 15%
пищевых продуктов, потребляемых в стране.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, на наш взгляд, целесообразно
изменить инвестиционную политику в отношении сельского хозяйства. Поскольку и
зарубежные, и отечественные инвесторы не заинтересованы вкладывать свои
капиталы в сельское хозяйство, то предлагается инвестиции в эту отрасль
освободить от всех налогов. Необходимо урегулировать цены монополистов на
промышленные и сельскохозяйственные товары и услуги. Цены на промышленные
товары, завозимые в сельскую местность, неудержимо растут, когда цены на
сельскохозяйственные продукты в зависимости от покупательной способности
населения ограничены. Соотношение роста цен колеблется в диапазоне от 1,5 до
10-15 раз, т. е. сельскохозяйственные товаропроизводители эксплуатируются
промышленными.
Аграрный рынок и отечественный потребитель нуждаются в защите и
протекции. Импорт сельскохозяйственной продукции в республику продолжает
расти. Так, например, импорт мяса и мясопродуктов увеличился в 2,1 раза,
сливочного и растительного масла - в 3,3 раза. В потреблении мясных продуктов
удельный вес импортных возрос с 1,4 до 10%, молока - с 0,2 до 17%, сахара - с
37,7 до 60%, растительного масла - с 25 до 66%. На казахстанский рынок
стали проникать пищевые продукты из зарубежья с просроченным сроком годности,
что опасно для здоровья населения. В целях контроля за качеством импортных
зарубежных пищевых продуктов необходимо усилить режим сертификации на
таможенных границах страны. Кроме того, на продукты (мука, шерсть, хлопок и т.
д.), в достаточном количестве производимые в Казахстане, целесообразно
установить высокие протекционистские таможенные пошлины, не ограничивая
одновременно экспорт их в зарубежные страны по высоким ценам. А на те виды
продукции, которыми недостаточно снабжается население, следует ввести ограничения
на вывоз за пределы республики. Предлагается соблюдать основное правило:
импорт продуктов, которые могут производиться в самой республике, ограничивается
введением высоких пошлин. До сих пор из зарубежных стран ввозится продукция
легкой и пищевой промышленности. Что происходит при такой ситуации? С одной
стороны, значительная часть инвестиций продолжает уходить в зарубежные
страны, с другой - люди трудоспособного возраста становятся безработными.
Только в 1997 г. на покупку иностранных товаров было затрачено 3 млрд. долл.
США, из них на приобретение изделий легкой промышленности - 800 тыс. долл.
В заключение следует отметить, что рациональное использование
инвестиций требует:
1) принятия протекционистских мер для оживления отечественного
производства, что соответственно уменьшит импорт иностранных товаров;
2) разработки механизмов поощрения инвестирования в отечественное
производство свободных средств отечественного бизнеса;
3) пересмотра системы налогообложения с тем, чтобы оно работало на
создание условий для привлечения отечественного капитала в сферу производства,
установив определенные льготы в налогообложении;
4) выработки механизмов сглаживания существующих резких диспропорций в
ценах промышленной и сельскохозяйственной продукции, создания с помощью цен
и других льгот возможности для оживления сельскохозяйственного производства;
5) обеспечения развития внутреннего рынка за счет роста производства
отечественных товаров.[ ]
Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективно и
строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастнной администрацией ,
-это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных инвестиций. Выработка
такой политики должна стать одной из наших основных задач, поскольку трудно
представить себе, как Казахстан сможет добиться быстрого экономического роста и
модернизации без иностранного капитала, технологий и опыта. [ ]
2.2.Инвестиционный климат
Создание инвестиционного климата в стране является важнейшим фактором
привлечения иностранных инвестиций.
Инвестиционным климатом называется совокупность политических,
социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и
географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или
отталкивающих инвесторов.
Инвестиционное решение о выборе определенной географической зоны
определяется ориентировачно четырьмя основными группами показателей:
1.
Прибыль на инвестируемый капитал.
2.
Гарантии инвестиционной деятельности.
3.
Доля в обороте рынка (степень захвата экономической
ниши).
4.
Бюрократия.
Прибыль на инвестиционный капитал в общем случае
зависит от следующих шести основных факторов:
1)
налогооблажения ;
2)
экономических стимулов инвестиций;
3)
затрат, связанных с осуществлением хозяйственной
деятельности, общезаводских накладных расходов;
4)
затрат на социальное обеспечение;
5)
затрат, связанных с сырьем, расходов на транспортировку
и т.д.;
6)
уровня таможенных, акцизных и пр. сборов и налогов.
Гарантии инвестиционной деятельности определяются следующими
пятью факторами:
1)
наличием всеобъемлющей законодательной базы,
регулирующей право собственности, права на землю и прочие активы;
2)
прежними действами или мерами правительства данной
странны в отношении права собственности и активов;
3)
системой гарантий инвестиций, предусмотренной
правительством инвестора в отношении страны, территории или региона,
являющегося объектом инвестирования;
4)
гарантиями инвестирования, предусмотренными
правительством странны, являющейся объектом инвестирования;
5)
политическими условиями и стабильностью/нестабильностью
в стране, являющейся объектом инвестирования.[ ]
3*4 июня 1999 г. в Алматы состоялся третий Международный форум «Алматинский
инвестиционный саммит», организованный Агентством Республики Казахстан по
инвестициям (АРКИ) и газетой «Интернэшнл Геральд Трибюн». В форуме приняло
участие более 300 руководителей и представителей 160 компаний и организаций
из 22 стран мира.
В выступлении Н. Назарбаева были выделены следующие главные
моменты для международного сообщества инвесторов:
Казахстан сегодня является наиболее привлекательной и перспективной
страной для вложения инвестиций как в Центральной Азии, так и в целом по СНГ.
Несмотря на глобальные финансовые потрясения и внутренние
трудности, экономика страны следует путем дальнейшего реформирования и
интеграции в мировую экономическую систему.
Политика Казахстана в отношении инвестиций после президентских
выборов в январе 1999 г. сохраняет свою логическую преемственность на предстоящие
семь лет: «Мы поддерживали и впредь будем поддерживать новые инвестиции».
Совет иностранных инвесторов, несмотря на короткий срок
работы, сумел всколыхнуть сообщество инвесторов в Казахстане, породил ожидания
на радикальное улучшение инвестиционного климата.
Определены ключевые проблемы иностранных инвесторов,
требующие первоочередного решения. В частности, необходимо совершенствование:
законодательного процесса и работы судов; практики соблюдения условий
контрактов, урегулирования инвестиционных споров; практики применения
налоговых соглашений, взимания налога на добавленную стоимость, а также разрешение
вопросов,связанных с ввозом иностранной рабочей силы.
В борьбе за инвестиции предстоит повысить привлекательность
казахстанского рынка,в том числе путем создания современной рыночной
инфраструктуры, снижения транспортной составляющей в структуре затрат всех
отраслей экономики, повышения конкурентоспособности национальных
производителей на внешних рынках, увеличения транзитных потоков через
территорию Казахстана и его соседей.
В соответствии с договором о создании общей торговой зоны
между участниками Таможенного союза с 1 января 2000 г. будут действовать
единые тарифы на транспортные перевозки.
Необходимо снимать все препоны на пути создания малых и
средних предприятий: «Раньше разрешений на открытие такого предприятия было 60,
сейчас стало 10, надо, чтобы
было З».
Другим приоритетом является борьба с коррупцией.
В работе Алматинскбго саммита принял участие президент ЕБРР X.
Келер, который заявил, что «Казахстан является одним из тех мест, где можно
делать инвестиции». В своей речи он отметил, что ЕБРР поддерживает
отечественные и иностранные предприятия в таких разных секторах, как природные
ресурсы, нефтепроводы, энергетика, железные дороги, производство стали,
телекоммуникации, электроника, недвижимость и муниципальные услуги. Успешные
проекты ЕБРР основаны на значительных инвестиционных возможностях,
предлагаемых Казахстаном.
Хорст Келер выделил три основные сферы, с которыми сталкиваются
инвесторы в Казахстане: налоговый режим; бюрократические препятствия; судебная
система, а также коррупция.
Президент ЕБРР отметил, что Казахстан располагает хорошо образованной и
обученной рабочей силой, что является предпосылкой для развития новых предприятий.
Важным путем для этого является поддержка малых и средних предприятий (МСП).
Хороший пример успешной работы - программа ЕБРР по развитию малого бизнеса в
Казахстане, которая финансируется с участием частного сектора (компании
«Шеврон»). ЕБРР предлагает для МСП не просто доступ к финансам, но также
дополнительные инвестиции в местную инфраструктуру и промышленность для усиления
тех звеньев, которые позволят расти малому бизнесу.
Вопросам инвестиционной политики Казахстана было посвящено выступление
Вице-премьера Республики Казахстан, министра иностранных дел К. Токаева,
который обратил внимание всех участников форума на то, что «правительство
страны по-прежнему считает одним из основных приоритетов своей деятельности
формирование благоприятного инвестиционного климата». В этой связи на недавно
состоявшемся заседании правительства одобрена программа привлечения прямых
инвестиций в Республику Казахстан на 1999-2000 гг., которая разработана по
поручению главы государства. Для дальнейшей активизации привлечения
зарубежных инвестиций необходимо изучение мирового рынка капиталов, в том
числе предстоит наблюдать за развитием ситуации как в странах - основных
конкурентах Казахстана, так и в странах с высокими инвестиционными
способностями.
Правительство занято разработкой нового закона «Об инвестициях» на основе
двух действующих законов: «Об иностранных инвестициях» и «О государственной
поддержке прямых инвестиций».
Председатель Народного сберегательного банка К. Масимов в
своем выступлении сообщил участникам форума о результатах состоявшегося
недавно первого съезда финансистов Казахстана, о программе внутренних
сбережений и Ассоциации финансистов Казахстана.
Рассказывая об инвестиционной деятельности компании «Шеврон Оверсиз
Петролеум», первой пришедшей в Казахстан, президент этой компании Р.
Мацке в выступлении на форуме отметил, что проект «Тенгизшевройл» достиг
уровня нефтяного проекта мирового класса и своим успехом продемонстрировал, что
инвестирование в Казахстан является правильным выбором. В 199е «Шеврон»
начал программу поддержки малого и среднего бизнеса в Атырау.
Казахстан является крупным клиентом Всемирного банка, который утвердил 19
проектов на общую сумму 1,65 млрд. долл. Финансовая помощь оказывается в
осуществлении структурных реформ государственного сектора системы социальной
защиты, включая пенсионную реформу. Другая область поддержки связана с
развитием инфраструктуры, включая транспорт, водоснабжение. Некоторые действия
направлены на развитие частного сектора, включая реструктуризацию финансового
сектора, поддержку реформы предприятий и приватизации. В будущем
предоставление займов будет сфокусировано на отдельные секторы, включая
сельское хозяйство, инфраструктуру и социальную сферу.
Всемирный банк намерен использовать новые инновационные инструменты,
развивая услуги гарантиям для финансирования частного сектора, и готов помочь
правительству в преодолении главных препятствий для развития частного сектора
путем улучшения управления в частном и государственном секторах, включая
борьбу с коррупцией.
Главным требованием является продолжение правительственных реформ и
сохранение макроэкономической стабильности. Всемирный банк готов помочь Казахстану
в выполнении этих задач.
Что касается планируемых инвестиций в Казахстане, то, как показывают
данные опроса МЦНИ, зарубежные инвесторы сохраняют сдержанный оптимизм, связанный
со стабильностью в политической жизни и либерализацией экономики. Некоторые
инвесторы планируют увеличить инвестиции от 100 до свыше 500 млн. долл. Это
свидетельствует о том, что крупные инвесторы находят основания для продолжения
инвестирования в будущем. Почти 40% опрошенных инвесторов положительно
оценили условия для капиталовложений в Казахстане. В качестве главного
препятствия на пути коммерческой и инвестиционной деятельности рассматривается
бюрократизм, а также налоговый режим.[ ]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|