рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в Казахстане

  Состояние инвестирования в сельском хозяйстве крайне не­удовлетворительное. В 1997 г. в сельское хозяйство направлялось только 0,9% инвестиций. В 2000 г. оно получит 11 млрд. тенге и по­мощь со стороны иностранных инвесторов. Но инвесторы не за­интересованы вкладывать свои капиталы в растениеводство и животноводство, поскольку для оборота капитала в них требует­ся больше времени, чем в сфере обращения. Частные инвесторы проявляют интерес к строитель­ству ресторанов, автозаправок, киосков по торговле хлебом, ме­дикаментами и других непроиз­водственных объектов. Они хотят инвестировать в высокоприбыль­ные объекты, существенные до­ходы от которых поступают за короткие сроки. При этом ими полностью игнорируются приро­доохранные и экологические фак­торы. Наглядный пример - бен­зозаправочные станции, которые строятся в центре города среди жилых массивов. С учетом выше­сказанного задача госрегулиро­вания состоит в том, чтобы на­правлять инвестиции в сферы, способствующие оживлению оте­чественного производства, не допускать их использования час­тными лицами в узких или коры­стных интересах.

Особого подхода требуют про­блемы развития сельского хозяй­ства в республике. В этом году впервые за 10 лет получено 15,9 млн. т зерна, из них прогнози­руется продать на экспорт 3-5 млн. т. Но нынешние цены на ми­ровом рынке на зерно низкие -около 65 долл. за тонну. Реали­зация зерна производится через посредников, которые значитель­ную часть прибыли оставляют себе, а производителям зерна поступает оставшаяся урезанная часть. Существующий порядок продажи зерна не способствует повышению экспортного потен­циала страны.

В животноводческой отрасли Казахстана в течение только трех лет (1995-1998 гг.) поголовье ско­та уменьшилось в 5,8 раза, в том числе крупного рогатого скота -в 4,8 раза, овец и коз - в 6,4 раза, лошадей - в 3,5 раза, верблюдов - в 3,2 раза. В конечном итоге республика вынуждена импорти­ровать в огромных количествах сельскохозяйственные продукты, поскольку отечественное сель­ское хозяйство не способно удов­летворить потребности в них. Опасным для национальной безо­пасности порогом считается, если импортируется более 15% пищевых продуктов, потребляе­мых в стране.

С учетом вышеуказанных об­стоятельств, на наш взгляд, це­лесообразно изменить инвести­ционную политику в отношении сельского хозяйства. Поскольку и зарубежные, и отечественные ин­весторы не заинтересованы вкла­дывать свои капиталы в сельское хозяйство, то предлагается инве­стиции в эту отрасль освободить от всех налогов. Необходимо уре­гулировать цены монополистов на промышленные и сельскохозяй­ственные товары и услуги. Цены на промышленные товары, заво­зимые в сельскую местность, не­удержимо растут, когда цены на сельскохозяйственные продукты в зависимости от покупательной способности населения ограни­чены. Соотношение роста цен колеблется в диапазоне от 1,5 до 10-15 раз, т. е. сельскохозяй­ственные товаропроизводители эксплуатируются промышленны­ми.

Аграрный рынок и отечествен­ный потребитель нуждаются в за­щите и протекции. Импорт сель­скохозяйственной продукции в республику продолжает расти. Так, например, импорт мяса и мя­сопродуктов увеличился в 2,1 раза, сливочного и растительно­го масла - в 3,3 раза. В потреб­лении мясных продуктов удель­ный вес импортных возрос с 1,4 до 10%, молока - с 0,2 до 17%, сахара - с 37,7 до 60%, расти­тельного масла - с 25 до 66%. На казахстанский рынок стали про­никать пищевые продукты из за­рубежья с просроченным сроком годности, что опасно для здоро­вья населения. В целях контроля за качеством импортных зарубеж­ных пищевых продуктов необхо­димо усилить режим сертифика­ции на таможенных границах страны. Кроме того, на продукты (мука, шерсть, хлопок и т. д.), в достаточном количестве произво­димые в Казахстане, целесооб­разно установить высокие про­текционистские таможенные по­шлины, не ограничивая одновре­менно экспорт их в зарубежные страны по высоким ценам. А на те виды продукции, которыми недостаточно снабжается насе­ление, следует ввести ограниче­ния на вывоз за пределы респуб­лики. Предлагается соблюдать основное правило: импорт про­дуктов, которые могут произво­диться в самой республике, ог­раничивается введением высоких пошлин. До сих пор из зарубеж­ных стран ввозится продукция легкой и пищевой промышленно­сти. Что происходит при такой ситуации? С одной стороны, зна­чительная часть инвестиций про­должает уходить в зарубежные страны, с другой - люди трудо­способного возраста становятся безработными. Только в 1997 г. на покупку иностранных товаров было затрачено 3 млрд. долл. США, из них на приобретение изделий легкой промышленности - 800 тыс. долл.

В заключение следует отме­тить, что рациональное использо­вание инвестиций требует:

1) принятия протекционист­ских мер для оживления отече­ственного производства, что со­ответственно уменьшит импорт иностранных товаров;

2) разработки механизмов поощрения инвестирования в оте­чественное производство сво­бодных средств отечественного бизнеса;

3) пересмотра системы нало­гообложения с тем, чтобы оно работало на создание условий для привлечения отечественно­го капитала в сферу производ­ства, установив определенные льготы в налогообложении;

4) выработки механизмов сглаживания существующих рез­ких диспропорций в ценах про­мышленной и сельскохозяйствен­ной продукции, создания с помо­щью цен и других льгот возмож­ности для оживления сельскохо­зяйственного производства;

5) обеспечения развития внутреннего рынка за счет роста производства отечественных това­ров.[        ]

Открытая и либеральная инвестиционная политика с ясными, эффективно и строго соблюдаемыми законами, исполняемыми беспристрастнной администрацией , -это наиболее мощный стимул к привлечению иностранных инвестиций. Выработка такой политики должна стать одной из наших основных задач, поскольку трудно представить себе, как Казахстан сможет добиться быстрого экономического роста и модернизации без иностранного капитала, технологий и опыта. [    ]


2.2.Инвестиционный климат


Создание инвестиционного климата в стране является важнейшим фактором привлечения иностранных инвестиций.

Инвестиционным климатом называется совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или отталкивающих инвесторов.

Инвестиционное решение о выборе определенной географической зоны определяется ориентировачно четырьмя основными группами показателей: 

1.     Прибыль на инвестируемый капитал.

2.     Гарантии инвестиционной деятельности.

3.     Доля в обороте рынка (степень захвата экономической ниши).

4.     Бюрократия.

Прибыль на инвестиционный капитал в общем случае зависит от следующих шести основных факторов:

1)     налогооблажения ;

2)     экономических стимулов инвестиций;

3)     затрат, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, общезаводских накладных расходов;

4)     затрат на социальное обеспечение;

5)     затрат, связанных с сырьем, расходов на транспортировку и т.д.;

6)     уровня таможенных, акцизных и пр. сборов и налогов.

   Гарантии инвестиционной деятельности определяются следующими пятью факторами:

1)     наличием всеобъемлющей законодательной базы, регулирующей право собственности, права на землю и прочие активы;

2)     прежними действами или мерами правительства данной странны в отношении права собственности и активов;

3)     системой гарантий инвестиций, предусмотренной правительством инвестора в отношении страны, территории или региона, являющегося объектом инвестирования;

4)     гарантиями инвестирования, предусмотренными правительством странны, являющейся объектом инвестирования;

5)     политическими условиями и стабильностью/нестабильностью в стране, являющейся объектом инвестирования.[        ]

3*4 июня 1999 г. в Алматы состоялся третий Международный форум «Алматинский инвестиционный саммит», организованный Агентством Республики Казахстан по инвестициям (АРКИ) и газетой «Интернэшнл Геральд Трибюн». В форуме приня­ло участие более 300 руководи­телей и представителей 160 ком­паний и организаций из 22 стран мира.

В выступлении Н. На­зарбаева были выделены следу­ющие главные моменты для меж­дународного сообщества инвесто­ров:   

 Казахстан сегодня является наиболее привлекательной и пер­спективной страной для вложения инвестиций как в Центральной Азии, так и в целом по СНГ.

Несмотря на глобальные фи­нансовые потрясения и внутрен­ние трудности, экономика страны следует путем дальнейшего ре­формирования и интеграции в мировую экономическую систему.

 Политика Казахстана в от­ношении инвестиций после пре­зидентских выборов в январе 1999 г. сохраняет свою логичес­кую преемственность на пред­стоящие семь лет: «Мы поддер­живали и впредь будем поддер­живать новые инвестиции».

Совет иностранных инвесто­ров, несмотря на короткий срок работы, сумел всколыхнуть сооб­щество инвесторов в Казахстане, породил ожидания на радикаль­ное улучшение инвестиционного климата.

Определены ключевые про­блемы иностранных инвесторов, требующие первоочередного ре­шения. В частности, необходимо совершенствование: законода­тельного процесса и работы су­дов; практики соблюдения усло­вий контрактов, урегулирования инвестиционных споров; практи­ки применения налоговых согла­шений, взимания налога на добав­ленную стоимость, а также разре­шение вопросов,связанных с вво­зом иностранной рабочей силы.

 В борьбе за инвестиции предстоит повысить привлека­тельность казахстанского рынка,в том числе путем создания совре­менной рыночной инфраструкту­ры, снижения транспортной со­ставляющей в структуре затрат всех отраслей экономики, повы­шения конкурентоспособности на­циональных производителей на внешних рынках, увеличения тран­зитных потоков через территорию Казахстана и его соседей.

В соответствии с договором о создании общей торговой зоны между участниками Таможенно­го союза с 1 января 2000 г. будут действовать единые тарифы на транспортные перевозки. 

 Необходимо снимать все препоны на пути создания малых и средних предприятий: «Раньше разрешений на открытие такого предприятия было 60, сейчас ста­ло 10, надо, чтобы

было З».

 Другим приоритетом явля­ется борьба с коррупцией.

В работе Алматинскбго сам­мита принял участие президент ЕБРР X. Келер, который заявил, что «Казахстан является одним из тех мест, где можно делать инвестиции». В своей речи он от­метил, что ЕБРР поддерживает отечественные и иностранные предприятия в таких разных сек­торах, как природные ресурсы, нефтепроводы, энергетика, же­лезные дороги, производство стали, телекоммуникации, элек­троника, недвижимость и муни­ципальные услуги. Успешные проекты ЕБРР основаны на зна­чительных инвестиционных воз­можностях, предлагаемых Казах­станом.

Хорст Келер выделил три ос­новные сферы, с которыми стал­киваются инвесторы в Казахста­не: налоговый режим; бюрокра­тические препятствия; судебная система, а также коррупция.

Президент ЕБРР отметил, что Казахстан располагает хорошо образованной и обученной рабо­чей силой, что является предпо­сылкой для развития новых пред­приятий. Важным путем для это­го является поддержка малых и средних предприятий (МСП). Хо­роший пример успешной работы - программа ЕБРР по развитию малого бизнеса в Казахстане, ко­торая финансируется с участием частного сектора (компании «Шеврон»). ЕБРР предлагает для МСП не просто доступ к финан­сам, но также дополнительные ин­вестиции в местную инфраструк­туру и промышленность для уси­ления тех звеньев, которые позво­лят расти малому бизнесу.

Вопросам инвестиционной по­литики Казахстана было посвяще­но выступление Вице-премьера Республики Казахстан, мини­стра иностранных дел К. Токаева, который обратил внимание всех участников форума на то, что «правительство страны по-пре­жнему считает одним из основ­ных приоритетов своей деятель­ности формирование благоприят­ного инвестиционного климата». В этой связи на недавно состояв­шемся заседании правительства одобрена программа привлече­ния прямых инвестиций в Респуб­лику Казахстан на 1999-2000 гг., которая разработана по поруче­нию главы государства. Для даль­нейшей активизации привлечения зарубежных инвестиций необхо­димо изучение мирового рынка капиталов, в том числе предсто­ит наблюдать за развитием ситу­ации как в странах - основных конкурентах Казахстана, так и в странах с высокими инвестици­онными способностями.

Правительство занято разра­боткой нового закона «Об инвес­тициях» на основе двух действу­ющих законов: «Об иностранных инвестициях» и «О государствен­ной поддержке прямых инвести­ций».

Председатель Народного сберегательного банка К. Масимов в своем выступлении со­общил участникам форума о ре­зультатах состоявшегося недавно первого съезда финансистов Ка­захстана, о программе внутренних сбережений и Ассоциации финан­систов Казахстана.

Рассказывая об инвестицион­ной деятельности компании «Шеврон Оверсиз Петроле­ум», первой пришедшей в Ка­захстан, президент этой компании Р. Мацке в выступлении на форуме отметил, что проект «Тенгизшевройл» достиг уровня нефтяного проекта мирового класса и своим успехом продемонстрировал, что инвестирование в Казахстан является  правильным выбором. В 199е «Шеврон» начал программу поддержки малого и среднего бизнеса в Атырау.

Казахстан является крупным клиентом Всемирного банка, который утвердил 19 проектов на общую сумму 1,65 млрд. долл. Финансовая помощь оказывается в осуществлении структурных реформ государственного сектора системы социальной защиты, включая пенсионную реформу. Другая область поддержки связана с развитием инфраструктуры, включая транспорт, водоснабжение. Некоторые действия направлены на развитие частного сектора, включая реструктуризацию финансового сектора, поддержку реформы предприятий и приватизации. В будущем  предоставление займов будет сфокусировано на отдельные секторы, включая сельское хозяйство, инфраструктуру и социальную сферу.

Всемирный банк намерен использовать новые инновационные инструменты, развивая услуги гарантиям для финансирования частного сектора, и готов помочь правительству в преодолении главных препятствий для разви­тия частного сектора путем улуч­шения управления в частном и го­сударственном секторах, включая борьбу с коррупцией.

Главным требованием являет­ся продолжение правительствен­ных реформ и сохранение мак­роэкономической стабильности. Всемирный банк готов помочь Ка­захстану в выполнении этих за­дач.

Что касается планируемых ин­вестиций в Казахстане, то, как по­казывают данные опроса МЦНИ, зарубежные инвесторы сохраня­ют сдержанный оптимизм, связан­ный со стабильностью в полити­ческой жизни и либерализацией экономики. Некоторые инвесторы планируют увеличить инвестиции от 100 до свыше 500 млн. долл. Это свидетельствует о том, что крупные инвесторы находят осно­вания для продолжения инвести­рования в будущем. Почти 40% опрошенных инвесторов положи­тельно оценили условия для ка­питаловложений в Казахстане. В качестве главного препятствия на пути коммерческой и инвестици­онной деятельности рассматри­вается бюрократизм, а также на­логовый режим.[     ]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.