В области регулирования внешнеторговой деятельности республика прошла
путь от жесткого контроля со стороны государства до либеральной системы внешней
торговли.
Республика имеет огромный экспортный потенциал, который оценивается в
15-18 млрд. дол., но фактически составляет только 5 млрд. долл. Основной
задачей внешнеторговой политики Казахстан на 1996-1998 годы является оптимизация
платежного баланса и увеличения экспортного потенциала республики. Эти задачи
будут решаться посредством дальнейшей либерализации внешней торговли в
сочетании с умеренным протекционизмом отечественных товаропроизводителей,
изменением законодательной базы в соответствии с принципами ВТО.
Либерализация внешнеторговой деятельности включает и создание Таможенного
союза стран СНГ.
В 1992-1993 годах был установлен порядок нетарифного регулирования
внешнеторговой деятельности, включающей квотирование и лицензирование экспорта
и импорта.
В период 1994-1995 гг. и в начале 1996 года была существенно
либерализована внешняя торговля:
- отменено квотирование экспорта товаров;
- сокращен перечень лицензируемой продукции;
- отменены экспортные пошлины на все товары;
- упразднен институт спецэкспортеров, то есть сегодня все хозяйствующие
субъекты, независимо от форм собственности, имеют право экспорта любых товаров;
- образован ряд свободных экономических зон;
- разработана схема преференций для слаборазвитых и развивающихся стран,
которая предоставляет частичное или полное освобождение от уплаты импортных
таможенных пошлин продукции, завозимой из этих стран;
- для предотвращения ввоза некачественных товаров в республику
совершенствуется система технического, санитарного, фотосанитарного и иного
контроля;
- введена система независимой предотгрузочной экспертизы экспортных и
импортных контрактов.
Целесообразность вступления Республики Казахстан в Таможенный союз с
Российской Федерацией была обусловлена следующими факторами.
Во-первых, основные экономические показатели стран "четверки"
весьма сходны. Во-вторых, экономики стран "четверки" взаимосвязаны
между собой.
В-третьих, неразвитость многих элементов экономики каждой из стран не
позволяет обособиться друг от друга.
Создание Таможенного союза предусматривает отмену ограничений во взаимной
торговле и принятие единой системы тарифного и нетарифного регулирования
внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в торговле с третьими странами.
Кроме законодательной защиты, дополнительные гарантии иностранным
инвесторам обеспечиваются двусторонними межправительственными соглашениями о
поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций. За период суверенитета
Казахстанским Правительством подписаны такие соглашения с 18 странами. Это:
США, Англия, Франция, Швейцария, Турция, Египет и др. В настоящее время в
процессе обсуждения находятся проекты соглашений с 20-ю странами.
Таким образом, в республике на сегодня в определенной мере созданы основы
государственного регулирования привлечения и использования иностранного
капитала и инвестиций. Однако действенность такого механизма остается
невысокой, что пагубно отражается на инвестиционном климате страны.[ ]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Национальная программа стимулирования отечественных и иностранных
инвестиций в экономику республики - это звено в цепи законодательных,
нормативных и программных документов, направленных на обеспечение повышения
инвестиционной активности в стране. Важность же иностранного капитала и
инвестиций требует того, чтобы такая программа работала бы в унисон с
Программой мер Правительства по углублению реформы.
Программа должна исходить из главной предпосылки: для противодействия
сползанию экономики в длительную депрессию необходимо срочно повысить
инвестиционную активность, а для этого должна быть создана политика привлечения
и использования иностранного капитала и инвестиций. При этом акцент должен быть
сделан на разработку конкретных механизмов и процедур, регламентирующих
инвестиционный процесс на основе внешней помощи.
Общая направленность Программы должна сводиться к следующему:
1. Улучшение инвестиционного климата в Казахстане. Необходимым условием
для этого, выступает дальнейшее снижение инфляции, а вслед за ней и ставки
рефинансирования Национального Банка РК. Важнейшими вопросами являются
искоренение коррупции в государственном аппарате, создание устойчивого
законодательного и организационного механизма работы с иностранными
инвесторами.
2. Выработка и реализация мер, направленных на резкое увеличение объема
инвестиций, в том числе: предпочетание и активное привлечение прямых
иностранных инвестиций; создание предпосылок для включения в инвестиционный
процесс сбережений населения и др.
3. Создание принципиально нового механизма капитальных вложений в
социальную сферу, в том числе механизма подъема индивидуального строительства.
Как неоднократно отмечал Президент республики, малое строительство должно стать
тем локомотивом, который вытянет экономику республики.
4. Повышение эффективности отечественных и иностранных вложений капитала.
Главными предпосылками для этого могут быть, соблюдение принципов конкурсности,
открытости в использовании привлеченнных на кредитной основе средств.
Очевидно, что на сегодня в условиях практически полной приватизации
экономики исключительная роль в проведении инвестиционной политики принадлежит
регионам и местным органам власти. Сегодня инвестиционная активность в разных
регионах страны различна. Эти различия зависят от наличия или отсутствия
запасов природных ископаемых, географического положения регионов, степени
развитости инфраструктуры, самих органов власти и т.д.
С другой стороны, регионы не должны идти по модному сегодня пути создания
всевозможных местных фондов, как грибы растущих под самыми различными
наименованиями ("поддержки предпринимательства", "поддержки
инвестиций" и т.д.). Как показывают наблюдения и анализ, чаще всего они
решают узкогрупповые задачи, сами фонды невелики и, следовательно, их
распределение сопровождается коррупцией и, таким образом, они превращаются в
элементарную кормушку для чиновников. Кроме того, власть никогда не должна
выполнять распределительной финансовой функции, ибо это противоречит ее
назначению, ведет к срастанию власти и бизнеса.
Почему же местные органы власти определяют сегодня инвестиционную политику?
Это связано с тем, что регионам, на наш взгляд, сегодня необходимо
работать в двух направлениях:
1) активизации среднего и малого бизнеса и 2) активизации использования
денежных средств населения в инвестиционных процессах. Но,
как известно, именно эти направления определяют в нормальной экономике
инвестиционную ситуацию: во всем мире практически вся экономика и занятость (на
80-90%) строятся на малом и среднем бизнесе, а денежные накопления населения
являются первейшим источником инвестиций. Таким образом, не Правительство, а
именно области должны играть все большую роль в придании экономике
инвестиционного импульса.
Что же следует предпринимать сегодня в этих направлениях регионам?
Конечно, малый и средний секторы экономики в традиционной рыночной
экономике должны меньше всего быть связанными с государственным контролем или
регулированием, - они должны функционировать в режиме высокой конкуренции и
мобильности.
Однако сегодняшнее их состояние столь плачевное, что без поддержки
государства и региональных органов власти не обойтись. Но поддержки такой до
сего дня нет и в помине, -посмотрите на так называемые центры малого бизнеса в
областях, - кроме одного старого "Жигуленка" и допотопного компьютера
большинство из них ничего не имеют.
Основная проблема в развитии среднего и малого бизнеса - нехватка в
достаточной мере средств. Но рассчитывать им при этом на новые денежные
источники будет неверным. Есть масса различных способов содействия
инвестиционным процессам в этой области, которые должны дать лишь толчок их
развитию. Не останавливаясь на них подробно, мы бы хотели отметить такую роль
регионов, как выступление их совместно с государством гарантами в
инвестиционных внешних займах для малого и среднего бизнеса.
Что касается включения денежных накоплений в инвестиционные
процессы, необходимо отметить, что сейчас уже много проектов в этой области, но
все они "грешат" одним недостатком - в них не учитывается то, что
этот процесс должен происходить на региональном, местном уровне. И если по
разным оценкам размеры накоплений населения сегодня оцениваются в 2-3 млрд.
долл. можно представить ответственность, которая лежит на местных органах
власти за неиспользование этого инвестиционного потенциала. Сегодня та
программа строительства жилья, о которой говорил Президент Н. А. Назарбаев, как
о локомотиве экономики, должна решаться через использование именно этого
источника.
Для развития заложенных в конкурс идей государственно-коммерческого
финансирования проекта необходимо воспользоваться российским опытом по использованию
механизмов сертификации проектов и государственных гарантий инвесторам.
Опыт России подтвердил, что проведение сертификации резко повышает их
доверие к проектам. Она позволит создать конкуренцию капиталов на
инвестиционном рынке и будет способствовать снижению ставки процента
коммерческого кредита, что в конечном счете обеспечит повышение эффективности
инвестиций.
В реализации Программы важное место занимают создание и совершенствование
законодательной и нормативной базы в инвестиционной сфере, проведение
необходимых организационных мероприятий.
Это прежде всего:
- стабильность финансового, валютного и налогового законодательства
тарифного и нетарифного регулирования инвестиций;
- заблаговременное информирование предпринимателей о намечаемых изменениях
правовых норм;
- отработка процедур и механизмов, защищающих инвесторов от неправомерных
действий органов управления.
что следует ужесточить порядок вывоза капитала за рубеж, контроль за
ценовыми манипуляциями в виде занижения экспортных и завышения импортных .
В ближайшие годы следует сформировать в стране оптимальный уровень
налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися
на рынках инвестиционных капиталов.
Следует внести дополнения и изменения в законодательные и нормативные
акты, регулирующие отношения налогоплательщика с налоговыми органами,
установить порядок рассмотрения апелляций для защиты налогоплательщика,
усовершенствовать механизм, регламентирующий процессуальные отношения при
налоговых проверках, поскольку современная практика регулирования приводит к
спорам об обоснованности и предметах санкций со стороны налоговых органов. Для
этого следует, наконец, решить окончательно вопрос о придании независимости
налоговой службе.
Сохраняет актуальность проблема страховой защиты имущественных интересов
отечественных и иностранных инвесторов в Казахстане. Следует определить общие
принципы страхования инвестиций: перечень страховых случаев невозврата целевых
средств в зависимости от причин, повлекших за собой невозможность их возврата,
при наступлении которых возникает обязанность страховщика по возмещению
инвестору нанесенного его интересам ущерба; размеры страхового взноса; порядок
заключения страховых договоров.
В ближайшее время следует особое внимание обратить на развитие рынка
ценных бумаг, без которого дальнейшее развитие инвестиционного процесса
невозможно. Как показывает анализ, инвестиции в большинстве хозяйствующих
субъектов могли бы значительно оживиться, если бы они (не акционеры) активно
работали на фондовом рынке.
Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная
часть отечественных предприятий приватизирована, неизбежно будет идти
преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций акционерных обществ,
владеющих предприятиями. Поэтому создание вторичного рынка ценных бумаг -
актуальнейшая проблема.
Необходимо предусмотреть дальнейшую дифференциацию импортного тарифа, и,
в частности, ставок пошлин на машины и оборудование. Необходимо значительно
облегчить импорт тех машин, которые не производятся в Казахстане, но которые
способствуют быстрому научно-техническому росту экономики. Одновременно следует
проводить умеренно протекционистскую политику в отношении тех отраслей
отечественного машиностроения, которые могут обновить производственный
потенциал казахстанской промышленности.
Необходимо принятие мер по снижению трансакционных издержек инвесторов,
то есть не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов.
В этих целях следует:
- развивать информационную инфраструктуру инвестиционного рынка
(консалтинг, институт проектного финансирования и т.д.);
- обеспечить безопасность инвесторов от криминальной среды, установить
порядок определения размеров причиняемого ущерба, в том числе за счет
недобросовестной конкуренции.
Использованная литература
1.
Оспанов
М.Т., Мухамбетов Т.И. Инвестиционный капитал и инвестиции: вопросы теории,
практики привлечения и использования. – Алматы, 1997
2. Золотогоров В.Г.
Инвестиционное проектирование. – Минск, 1998
3. Уильям Ф. Шарп, Гордон Дж.
Александер, Джефри В. Бейли. Инвестиции. –Москва, 1997
4. Инвестиционно –финансовый
портфель. –Москва, 1993
5. Мамыров Н.К., Ихданов Ж.
Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана. –Алматы, 1998
6. Жапбасова А. Государственная
поддержка прямых инвестиций в Республике Казахстан. \\ Вестник КазГУ. Серия
экономическая. –1998, №11
7. Достияров М. Иностранные
инвестиции в Республике Казахстан: анализ форм и необходимость привлечения на
современном этапе. \\ Вестник КазГУ. Серия экономическая. –1998, №10
8. Инвестиционный климат
Казахстана: состояние и перспективы развития. \\ Аль-Пари- 1999, № 4-5
9. Атамкулов Б., Исенов М. Свет
и тени инвестиционной политики. \\ Аль-Пари- 1998, № 1
10. Смешанное общество: мировой опыт и
Казахстан. – Алматы, 1998
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|