1) определение программы
работ, т. е. количества автомобилей, планируемых к постановке на диагностирование
и ТО, и номенклатуры и объемов ремонтных работ;
2) распределение
автомобилей по производственным постам в зависимости от специализации,
оснащенности и занятости;
3) распределение наличных
запасных частей и материалов по автомобилям, агрегатам, постам и пополнение их
запасов;
4) распределение заданий
между ремонтными рабочими, постами и участками.
Как показали исследования
и опыт работы передовых АТП, наибольшая эффективность в решении вопросов
организации производства может быть достигнута благодаря системе централизованного
управления производством (ЦУП). Внедрение этой системы является первым этапом
создания АСУ инженерно-технической службы АТП.
Централизованное
управление производством (ЦУП) технического обслуживания и
текущего ремонта автомобилей
Управление производством
АРМ строится на следующих принципах:
1. Четкое распределение
административных и оперативных функций между руководящим персоналом и
сосредоточение функций оперативного управления в едином центре или отделе
управления производством (ЦУП или ОУП). Основными задачами ПУП являются сбор и
автоматизированная обработка информации о состоянии производственных ресурсов
и объемах работ, подлежащих выполнению, а также планирование и контроль
деятельности производственных подразделений на основе анализа информации.
Центр управления
производством состоит, как правило, из двух подразделений: отдела (группы)
оперативного управления (ООУ) и отдела обработки и анализа информации (ООАИ).
2. Выполнение каждого
вида технического воздействия специализированной бригадой или участком
(бригады ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР и пр.) — технологический принцип формирования
производственных подразделений, в наибольшей степени отвечающий требованиям
централизованной системы управления.
3. Объединение производственных подразделений (бригад, участков),
выполняющих технологически однородные работы, в производственные комплексы в
целях удобства управления ими.
Рисунок 1. Структура централизованного управления технической
службы АТП: 1 – административное, 2 – оперативное подчинение, 3 – деловая связь
4. Централизованная подготовка производства
(комплектование оборотного фонда запасных частей и материалов, хранение и
регулирование запасов, доставка агрегатов, узлов и деталей на рабочие посты,
мойка и комплектование ремонтного фонда, обеспечение рабочих инструментом, а
также перегон автомобилей в зонах ТО, ремонта и ожидания) специальным
комплексом.
Централизация
подготовки производства значительно сокращает непосредственные затраты времени
ремонтных рабочих, управленческого персонала и в
конечном счете простои
автомобилей в ТО и ремонте.
5. Использование средств
связи, автоматики, телемеханики и вычислительной техники (активно система может
работать лишь при наличии средств диспетчерской связи и оргтехники).
На рис. 8.1 приведена
схема структуры управления технической службой крупного автотранспортного
предприятия. В зависимости от мощности предприятия и условий внешней кооперации
структура технической службы может изменяться при сохранении принципиальных
положений.
6. ЦУП возглавляет
начальник, а основную оперативную работ по управлению выполняет диспетчер
производства и его помощник — техник-оператор. Численность персонала ЦУП
определяется общим объемом выполняемых работ (количеством автомобилей на АТП,
количеством смен работы, наличием технических средств управления и др.).
Организация работы отдела
управления производством
Оперативное руководство
всеми работами по ТО и ремонту автомобилей осуществляет ООУ ЦУП. Персонал ООУ
выполняет следующие основные работы:
- принимает смену, т. е.
фиксирует состояние производства, выполненную программу, размеры незавершенного
производства, количество автомобилей в очереди на ремонт, имеющиеся помехи,
отклонения;
- осуществляет
оперативный контроль проведения диагностирования, ТО-1, ТО-2;
- осуществляет оперативное планирование, регулирование, учет
и контроль выполнения ремонта подвижного состава, т. е. принимает требования на
ремонт;
- устанавливает
очередность выполнения работ, определяет плановое время, необходимое для
выполнения намеченных работ;
- обеспечивает
своевременную постановку автомобилей на посты ремонта;
- выдает задания
непосредственным исполнителям, персоналу комплекса подготовки производства по
доставке на рабочие места необходимых запчастей и материалов;
- периодически
контролирует ход выполнения работ;
- передает смену.
Отдел обработки и анализа
информации (ООАИ)
В принципе управление
процессом начинается со сбора информации о состоянии управляемого объекта
(АТП, цех, участок и т. п.), затем полученная информация анализируется и
используется для принятия решений и, наконец, эти решения доводят до
исполнителей. Таким образом, основой управления является информация о
состоянии управляемого объекта. Это информация может быть получена:
- из действующей на
предприятии системы учета;
- из
нормативно-справочной документации;
- в результате
специально организованных выборочных наблюдений и опросов персонала;
- при обобщении и анализе
имеющегося опыта. Производственный учет отражает деятельность предприятия путем
фиксации технических, экономических и других показателей, например, конкретные
значения расхода топлива, плановых и фактических периодичностей ТО, наработок
на отказ и пр.).
Сведения о выполненных производственно-хозяйственных
операциях фиксируются на первичных бумажных или электронных носителях
информации в виде натуральных, стоимостных или иных показателей
Для упрощения и
возможности компьютерной обработки данных объекты воздействия и технологические
операции могут кодироваться.
Все подразделения АТП (и работающий в них персонал) можно
разделить на две части — выполняющие свои функции на территории и за пределами
территории предприятия. Деятельность подразделений и персонала фиксируется в
различных документах (табели заботы служащих, наряды выходов на линию, путевые
и ремонтные листы, требования на получение запасных частей и пр.). Результаты
деятельности предприятия оформляются в виде различных отчетов и сводок. Таким
образом, источниками информации являются подразделения АТП, в которых персонал
выполняет определенные виды работ (рисунок 2).
Подразделения
Персонал работ Документ
Рисунок 2. Источники и носители информации о проведении ТО.
На ООАИ возлагается
выполнение всех работ, связанных с организацией информационного обеспечения
системы управления с использованием технических и программных средств
персональных компьютеров (ПК). Основной задачей ООАИ является систематизация,
обработка, анализ и хранение информации о деятельности всех подразделений
технической службы, а также ведение учета пробегов автомобилей, движения
основных агрегатов и планирование технических воздействий.
ООАИ выполняет следующие
основные работы:
- принимает первичные
документы для обработки, осуществляет контроль
правильности и полноты их
заполнения и подготавливает информацию к дальнейшей обработке на электронных
носителях;
- обрабатывает
информацию, в том числе и с помощью ПК, т. е. выполняет работы по формированию,
сортировке и систематизации информации, накоплению ее по соответствующим
группам — в зависимости от используемого на предприятии программного
обеспечения ПК (выходные формы);
- производит анализ по результатам обработки информации и
передает материалы руководству для принятия конкретных мер и разработки
мероприятий по совершенствованию работы ИТС АТП; в лицевых карточках
автомобиля ведет учет цепочки пробега, отмечает случаи замен основных агрегатов
(двигателя, коробки передач, мостов и др.) при ремонте и отдельно учитывает их
пробеги, на основании фактических пробегов планирует постановку автомобилей на
ТО и диагностирование.
Техническая документация
системы обслуживания. Документация, используемая в системе обслуживания подвижного
состава АТП, классифицируется по способу получения, стабильности, характеру
содержания и назначению информации.
По способу получения
документация может быть исходной и производной. В качестве исходной информации
служат такие документы, как путевой, технический и ремонтный листы, накладные,
требования на материально-технические средства, наряды на работы, выписки из
планов и др.
Производная документация
является результатом переработки и систематизации документов первой группы и
может содержать данные о выполнении плана технического обслуживания, качества
обслуживания по показателям надежности работы автомобилей, эффективности
работы системы обслуживания по трудовым и экономическим показателям, данные о
расходе запасных частей и материалов и др.
По стабильности документация
может быть постоянной и пере_икам.
К числу постоянной
документации относятся: нормативы, ГОСТы, расценки, справочные данные и
другие; к переменной — учетно-отчетная документация, характеризующая работу и
состояние системы обслуживания, планы-графики, лицевые карточки на автомобили,
материалы, запасные части, ведомости и т. д.
По назначению и
содержанию документация группируется по функциональным подразделениям и
подсистемам АТП: техническая — по работе системы обслуживания,
эксплуатационная — по транспортной работе и пр.
Лицевая карточка предназначается для планирования технических
обслуживании, учета и анализа выполнения ТО и ремонта подвижного состава,
корректирования плана ТО последнего в течение месяца с учетом фактического
пробега и простоев в ремонте. Исходными данными для составления лицевой
карточки являются периодичность проведения ТО, уточненный пробег автомобиля и
режим работы АТП. Лицевая карточка составляется и ведется группой (отделом)
обработки и анализа информации отдела управления производством.
План-отчет ТО подвижного состава составляется на основании
лицевой карточки. Он содержит информацию о назначении и выполнении ТО-1 и ТО-2
подвижного состава непосредственно в зоне их проведения. Бланки плана-отчета
выписываются группой обработки и анализа информации и ежедневно выдаются
бригадирам специализированных бригад, которые после заполнения по результатам
выполнения ТО (в конце смен) передают их обратно в группу.
Листок учета ТО и ремонта
подвижного состава служит для регистрации сведений относящихся к проведению
ТО-2, регламентных работ и ТР. Информация, содержащаяся в листке учета, отражает
все технические воздействия, выполненные на автомобиле за период от момента его
поступления в ТО и ремонта до окончания работ с указанием причины
неисправности. В листке учета указываются также трудовые затраты, расход
запасных частей и материалов.
После соответствующего
заполнения листок учета передается в группу обработки и анализа информации.
Организация подготовки
производства
Обеспечение комплексов ТО
и диагностирования и ТР запасными частями и материалами выполняется по
указанию центра управления производством (ЦУП) комплексом подготовки
производства (ПП). Оперативное руководство комплексом подготовки производства
осуществляется диспетчером ЦУП через техника-оператора комплекса подготовки
производства (на небольших АТП — непосредственно) с помощью средств связи
(телефон, селектор).
Процесс доставки и выдачи
деталей, узлов и агрегатов осуществляется участком комплектации в следующей
последовательности:
1) на основании
информации, содержащейся в ремонтном листке, ЦУП определяет потребности в
деталях, узлах, агрегатах, необходимых для выполнения ремонтных работ;
2) диспетчер ЦУП отдает
распоряжение технику-оператору комплекса ПП обеспечить доставку на пост нужной
запчасти;
3) техник-оператор
комплекса ПП проверяет наличие необходимой запасной части на промежуточном и
основном складах и дает указание одному из слесарей-комплектовщиков доставить
необходимую запасную часть на пост производственного комплекса.
Техник-оператор комплекса
ПП связывается с диспетчером ЦУП только в том случае, если не может
своевременно выполнить полученное задание.
На основании информации о наличии запасов на промежуточном и
основном складах об ожидаемом пополнении запасов и об имеющемся ремонтном фонде
начальник ЦУП совместно с начальниками комплексов ПП и ремонтных участков
планирует задание на ремонт (изготовление) агрегатов, узлов и деталей различным
участникам комплекса РУ.
В соответствии с этим
планом участок комплектации комплекса ПП доставляет ремонтный фонд на участки
комплекса РУ, а отремонтированные
агрегаты, узлы и детали — на основной или промежуточный
склады.
На предприятии, кроме
центрального склада, находящегося в ведении отдела материально-технического
снабжения, организуется промежуточный склад, входящий в состав комплекса ПП.
Основную часть номенклатуры промежуточного склада составляют агрегаты, узлы и
детали, отремонтированные и изготовленные собственными силами на ремонтных
участках, а также полученные с авторемонтных заводов (АРЗ).
Номенклатуру запасных
частей промежуточного склада, максимальный и минимальный размер запаса
определяют методами, описанными в гл. 2.
Нормы запаса
разрабатываются техническим отделом АТП применительно к конкретным местным
условиям и утверждаются приказом.
Контроль и регулирование
состояния складских запасов рекомендуется организовать на принципах применения
компьютерной техники и автоматизированных систем управления.
Организационная структура
производственно-технической службы АТП
Структура
производственно-технической службы зависит от типа и мощности предприятия и
принятой в отрасли системы производства ТО и ТР подвижного состава, в основе
которой лежат агрегатно-узловой метод ремонта и планово-предупредительная
система ТО. На каждом предприятии организационная структура системы управления
производством должна соответствовать конкретным условиям производства.
Техническая служба АТП
включает в себя следующие подразделения:
-комплексный участок (комплекс ТО) и диагностики (профилакторий)
— КТОД;
-комплексные участки (комплексы ТР) и подготовки производства
(ремонтные мастерские) — КТР и КПП;
-отдел централизованного управления производством ТО и ТР
подвижного состава — ЦУП;
-технический отдел;
-отдел главного механика —
ОГМ;
-отдел материально-технического
снабжения — ОМТС;
-отдел технического контроля — ОТК.
КТОД включает в себя производственные участки, выполняющие
работы по ЕО,
ТО-1, ТО-2, сопутствующие ТР, и работы по диагностированию
автомобилей.
КТР включают в себя
подразделения, производящие работы по замене неисправных агрегатов, узлов и
деталей автомобилей, а также крепежно-регулировочные и другие работы по ТР
непосредственно на автомобилях.
КПП объединяют подразделения,
которые занимаются подготовкой производства ТО и ТР.
ОЦУП ТО и ТР осуществляет
общее оперативное руководство технологическими процессами всех видов
технических воздействий в АТП, организует учет и анализ работы производственных
подразделений и вспомогательных служб.
Технический отдел
анализирует результаты деятельности комплексных участков;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|