Качества –
производительность, мощность, степень качества, уровень соответствия или
несоответствия требованиям и т.д.;
Количества –
тонны, метры, объемы, условные единицы, перечень предоставляемых услуг и т.д.;
Затрат – затраты
ресурсов, затраты на управление, бюджет процесса, себестоимость, цена;
Времени – скорость
ответа на запрос, длительность цикла, время и точность поставки в срок и т.д.
Далее определяют четыре типа показателей
измерения качества и эффективности (по перечисленным выше показателям), которые
могут выражаться в относительных единицах, баллах или процентах. Например, для
процесса «Закупки»:
Результативность
Эффективность
Производительность
Ценность, добавленная ценность
Таким образом, получается структура оценочных
показателей любого процесса, которая образует матрицу из 16 элементов (4´4).
В заключении хотелось бы отметить ряд
обстоятельств.
Во-первых, тонкостей в формировании процессов
довольно много, и не все они отражены в данной работе.
Во-вторых, не на все имеющиеся вопросы сегодня
найдены удовлетворяющие предприятие ОАО «СТАР» ответы. Поэтому ведется постоянная
работа, в том числе исследовательская, по развитию методики совершенствования
СМК ОАО «СТАР».
Суммируя наши впечатления от первого опыта
применения данного подхода при создании систем менеджмента качества на основе ГОСТ
Р ИСО 9001:2001, можно сделать следующие выводы:
1. Процессный подход, как инструмент создания
и совершенствования систем менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО 9001:2001
обладает высоким организационно-методическим потенциалом. Полноценное внедрение
процессного подхода обеспечивает предприятию ряд возможностей и преимуществ.
Оно позволяет:
• развертывать цели по всем процессам вплоть
до рабочих мест и управлять процессами по степени достижения поставленных
целей;
• взаимно увязывать и согласовывать все процессы;
• строго обосновывать и выделять необходимые
ресурсы;
• четко обосновывать структуры процессов,
обеспечивая их адекватность целям предприятия;
• реализовывать новое качество управления
предприятием, основанное на прозрачности механизма функционирования и
управления процессами, и получать на этой основе дополнительные возможности
постоянного совершенствования;
• получить сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО
9001:2001.
2. Процессный подход универсален. Чтобы
убедиться в этом, достаточно заменить в изложенной схеме «менеджмент качества»
на «менеджмент окружающей среды», «менеджмент охраны труда», «менеджмент
финансов», «менеджмент производительности». То есть с помощью данного подхода
можно отлаживать менеджмент не только качества, но и бизнеса в целом.
Замечание. В связи с этим обстоятельством
нельзя не отметить определенную эволюцию в части побудительных мотивов к
сертификации. Если раньше основным мотивом внедрения ИСО 9000 было получение
международного сертификата, то с принятием ГОСТ Р ИСО 9001:2001, ОАО «СТАР» имеет
уже целую плеяду партнеров, которых, наряду с получением сертификата ГОСТ Р ИСО
9000:2001, не менее, а в ряде случаев и более, интересует отладка в рамках
подготовки к сертификации их бизнес-процессов. Как правило, это связано со
стремлением владельцев и руководителей предприятий к повышению прозрачности
бизнеса для самих себя и внешнего инвестора, улучшению управляемости и снижению
издержек.
3. Применимость процессного подхода для
различных областей менеджмента предприятия может быть эффективно использована
для построения интегрированных систем менеджмента применительно к близким по
идеологии областям и направлениям деятельности. К таким областям, в частности,
можно отнести «менеджмент качества», «менеджмент окружающей среды» и «менеджмент
охраны труда». Подобные интегрированные системы в настоящее время успешно
осваиваются зарубежными предприятиями. Внедряя стандарты ГОСТ Р ИСО 9001:2001,
отечественным предприятиям с самого начала работ по созданию Систем менеджмента
качества следует не только присматриваться к данному опыту, но и
предусматривать в своей стратегии шаги по созданию процессно-интегрированных
систем менеджмента качества, экологии и охраны труда.
4. Сами процессы менеджмента (применительно не
только к качеству, но и к любой другой области) могут являться объектом
применения процессного подхода.
5. Хотя процессный подход подлежит применению
всеми предприятиями, внедряющими ГОСТ Р ИСО 9001:2001, принять его во внимание
и внедрять рекомендуется, в первую очередь, тем предприятиям, которые работают
на внешний рынок, где законы конкурентной борьбы требуют наивысшей
эффективности процессов предприятия и безукоризненного менеджмента качества.
6. Чтобы разобраться со своими процессами
предприятию, даже небольшому, требуется немало времени, и чем крупнее
предприятие, чем сложнее его структура, тем этот процесс будет длительное.
Поэтому, чем раньше начать эту работу и чем рациональнее выстроить стратегию ее
проведения, тем больше шансов, что к моменту сертификации она даст ощутимые
результаты.
7. Применительно к производственным процессам
разработка в рамках системы менеджмента качества их организационной
составляющей во многих случаях должна быть поддержана также и
совершенствованием технической (технологической) составляющей процессов. Такая
увязка необходима потому, что обеспечить приемлемый уровень качества
производимой продукции и эффективности производства. Многим предприятиям это удается
только с колоссальными издержками, связанными с внутрипроизводственным браком,
а удержаться в данной ситуации в рамках окупаемости – только за счет низкой
стоимости рабочей силы.
8. Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001:2001 предоставляет
предприятиям значительную свободу в выделении процессов системы менеджмента
качества, а также в разработке их спецификаций, позволяющих, фактически,
задавать качество процессов. Это обстоятельство порождает значительное разнообразие
возможных моделей построения систем менеджмента качества, различающихся
масштабами и глубиной охвата различных сторон деятельности предприятия, а также
влиянием на эффективность бизнеса. Из этого следует, что внедрение стандарта ГОСТ
Р ИСО 9001:2001 предоставляет предприятиям, которые не удовлетворены своим
местом в бизнесе, уникальную возможность в рамках работ по созданию либо
модификации имеющейся систем менеджмента качества одновременно экономичным
образом ставить и решать задачи совершенствования управления и бизнеса.
Последний вопрос, в какой форме отразить
результаты проделанной работы? Я рекомендую делать это в форме стандарта
предприятия. Другими словами стандартами на процессы. Вместе с тем, в виду
трудности, а зачастую и невозможности поддержания целостности бумажной
спецификации в условиях постоянных изменений полагаю целесообразным уделить
самое пристальное внимание электронным средствам моделирования бизнес-процессов:
ARIS ToolSet, BpWin, Design IDEF, IDEF0/EMTool, Workflow
Modeller, и т. п. Электронные средства моделирования процессов
дают возможность создания целостной спецификации системы менеджмента качества,
позволяющей согласованно поддерживать все изменения организационной структуры и
самих процессов.
Приложение
А
Матрица
ответственности высшего руководства в системе качества
|