рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Психологические аспекты расследования преступлений

Для большинства юридических профессий характерной чертой явля­ется организационная сторона деятельности, имеющая два основных аспекта: 0) организация собственной работы в течение рабочего дня, недели, организация работы по уголовному делу в условиях ненор­мированного рабочего дня; 0) организация совместной работы с други­ми должностными лицами, правоохранительными органами и т. д.[4].

В уголовном судопроизводстве поиск истины - процесс творческий, поэтому следователю, прокурору, судье, адвокату необходимы чуткость, внимание, человечность, умение проникнуть во внутренний мир чело­века и т. д.

Психологический анализ профессиональной юридической деятель­ности позволяет выделить ряд этапов, через которые происходило дви­жение к конечной цели - установлению истины. В этой деятельности отмечаются следующие стороны: познавательная, коммуникативная, конструктивная, организационная, удостоверительная, воспитательная.

При осуществлении следствия или правосудия каждая сторона юри­дической деятельности может выступать самостоятельно, в тесной взаи­мосвязи с другими видами, наконец, в качестве вспомогательного, обес­печивающего другой вид деятельности.

При рассмотрении системы видов деятельности мы должны выделить две груп­пы их: основные и вспомогательные. Основные виды деятельности прямо направлены на достижение целей следствия и правосудия. К ним относятся: познавательная, конструктивная, воспитательная. Вспомога­тельные виды (коммуникативная, организаторская, удостоверительная) призваны обеспечивать оптимальное осуществление целей основных[5].

Далее в своей работе мы кратко дадим описание юридической профессии следователя под углом зрения задач, которые возложены нами во введении к работе.


0.0.      Профессиограмма юридической деятельности


Понятие – профессиограмма – достаточно новое понятие в русском языке, в интерпритации Большого энциклопедического словаря – это гигиеническая характеристика отдельных производственных групп.

В законодательстве РФ критерии, процедуры и методы психологической деятельности юриста практически не регламентированы. Так, согласно Закону от 00 января 0000 г. № 0000-0 «О прокуратуре Российской Федерации» на должности следователя, прокурора могут быть назначены «граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности». Более детально же психологические аспекты профессиональной деятельности юриста в каждом ведомстве регламентируется подзаконными актами.

На взгляд автора работы, важно иметь систематический психологический анализ профессиональной деятельности в сфере, где необходим психологический отбор (деятельность следователя, прокурора, судьи и др.). Результат такого анализа - построение профессиограммы - систематического описания профессиональной деятельности. Ее составной частью является психограмма - комплекс требований профессии к психическим процессам, состояниям и свойствам личности работника.

Психологическое изучение профессий является необходимым услови­ем научной организации труда. Юридическая психология, изучая зако­номерности психической деятельности в следственной, судебной и иной юридической деятельности, призвана раскрыть психологическое свое­образие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональных качеств, необходимых для следователя, судьи, опе­ративного работника и других работников юридического труда, указать пути их приобретения и совершенствования.

Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивиду­альных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии.

Одним из главных результатов психологического анализа юридичес­кой деятельности следователя, в настоящей работе, должно явиться создание юридической профессиограммы, представляющей собой комплексное отражение основных сто­рон этой деятельности, а также качеств, которые в ней реализуются[6].

Деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны: социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.

 0.      Социальная деятельность. Она охватывает политический аспект в деятельности следователя, прокурора, оперативного работника, вос­питателя ИТУ и т. д. как организаторов борьбы с преступностью на Порученном им участке. Деятельность эта включает профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступ­ника для возвращения его к социальной норме поведения.

0.      Поисковая деятельность заключается в собирании исходной инфор­мации, необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности наиболее высок в профессиограммах следователя, оперативного работника, судьи.

0.      Реконструктивная деятельность. Это текущий и завершающий ана­лиз всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Пла­нирование работы есть также результат реконструктивной деятельности.

0.      Коммуникативная деятельность заключается в получении необходи­мой информации в процессе общения[7]. Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности ад­вокатов. оперативных работников, воспитателей ИТУ.

0.      Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллектив­ном решении профессиональной задачи.

0.      Удостоверительная деятельность - приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т. д.).

В различных юридических профессиях с разной интенсивностью про­являются те или иные стороны деятельности. У каждой конкретной личности, занятой юридическим трудом, та или иная сторона может доминировать на базе развития личностных качеств.

Автор настоящей работы согласен с В.Л. Васильевым и А.Р. Ратиновым, что анализ профессиограммы работника юридического труда следует начать с про­фессии следователя, поскольку деятельность следователя дает возмож­ность выявить психические закономерности, в той или иной мере харак­терные для юридической деятельности вообще[8].





0.0.      Профессионально-психологические особенности личности следова­теля


Цель следственной деятельности, как уже отмечалось, - это правовая охрана основных социальных ценностей личности, общества и государства, установление истины при расследовании правонарушений, предание виновных в на­рушении закона суду.

Профессионально-психологические особенности личности следова­теля обусловлены социально-политическими, нравственными и психо­логическими особенностями следственной деятельности.

Наличие властных полномочий является одним из самых существен­ных психологических факторов межличностного взаимодействия следо­вателя с другими участниками уголовного процесса. Эти полномочия иногда могут создавать иллюзию обвинительной направленности де­ятельности следователя, а в отдельных случаях вызвать соответствую­щую профессиональную деформацию. Следует отметить, однако, что функция следователя не обвинение и не защита, а поиск истины в про­цессе расследования посредством полного, объективного и всесторон­него исследования обстоятельств дела.

Раскрытие и расследование преступлений осуществляются путем отыскания, собирания, закрепления, проверки, оценки, доказательств и обоснования ими выводов и решений по делу. Как считает В.Л. Васильев, в основе профессиограммы следователя лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию пре­ступления и заключается в собирании исходной информации для реше­ния профессиональных задач. Поисковая сторона деятельности следова­теля имеет особое значение на первом этапе расследования и заключает­ся в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации (следов, оставленных преступлением, орудий преступле­ния и т. п.), которая дает следователю возможность с достоверностью представить событие преступления с такой степенью точности, как этого требует закон. В решении этих задач, безусловно, велика роль личност­ных факторов следователя, его профессиональный и жизненный опыт.

Язык и речь, т. е. коммуникативная сторона деятельности - главные инструменты в следственной работе, которая представляет собой сис­тему сложных взаимоотношений и взаимодействий следователя с участ­вующими в деле лицами, чтобы получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними. На до­просах нередко решается судьба допрашиваемого, а также судьбы других людей. Победить в этой борьбе следователю помогают специальные научные знания в области психологии и тактики допроса, его професси­ональное мастерство.

Формула «чтобы уметь - надо знать» точно передает соотношение знаний и умений следователя. Умения - это знания в их практическом применении. Под умением понимается приобретенная человеком спо­собность целеустремленно и творчески пользоваться своими специаль­ными знаниями в процессе практической деятельности. Доведенное до известной степени совершенства умение становится свойством челове­ка - умелостью.

Следователю постоянно приходится испытывать на себе массу посто­ронних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомер­ным, воздействиям, преодолевать противодействие заинтересованных лиц, действовать иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения нервных и физических сил. Поэтому следователь должен уметь организовать свое психическое состояние. Он должен стремиться обладать навыками управления своей волевой и эмоциональной сферой. Настойчивость - стержневое качество во­ли - выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все силы для ее достижения.

Полученная следователем в результате поисковой и коммуникатив­ной деятельности информация в процессе удостоверительной деятель­ности преобразуется в специальные предусмотренные законом формы: постановления, протоколы и т. д. Для этого следователь должен хорошо владеть письменной речью.

Следователь выступает и как организатор расследования: принимая ответственные решения, он добивается их реализации и при этом вы­ступает в качестве организатора деятельности многих людей. Практи­ческая работа постоянно требует от него собранности, точности и ор­ганизованности.

Реконструктивная сторона деятельности следователя проявляется в переработке информации и принятии решений. Следователь в настоящее время должен очень много знать: уголовное право, уголовный процесс, криминалистику и психологию, бухгалтерский учет, судебную баллистику и т. д. От следователя требуется разносторонняя образован­ность, но прежде всего ему необходима общая культура.

В структуре профессиограммы следователя имеется еще социальная сторона, в которой он предстает как организатор борьбы с преступлени­ями на своем участке или в своем районе. В борьбе с преступностью его действия направляются на выяснение причин и условий и принятия мер к их ликвидации.

Работа следователя требует разностороннего развития его внимания. Он должен воспитывать в себе целенаправленное, произвольное внима­ние. Это связано с интересом к своей работе. При отсутствии же такого интереса все усилия, направленные на развитие внимания, могут ока­заться безрезультатными.

Криминалистическая наблюдательность - при осмотре места проис­шествия - это планомерное, целенаправленное, продуманное воспри­ятие обстановки. Такое восприятие в психологии называется наблюде­нием. Оно предполагает активную работу всех органов чувств. Чтобы наблюдение было максимально эффективным, до начала осмотра важно получить общее представление о случившемся. Первоначальная инфор­мация нередко весьма противоречива и впоследствии может не подтвер­диться, однако она тем не менее дает возможность следователю наме­тить план осмотра, приступить к построению мысленной модели слу­чившегося.

Поисковая деятельность в значительной степени зависит от ряда личностных качеств и навыков следователя, обеспечивающих выделе­ние именно тех объектов, которые являются носителями криминалистически значимой информации: выделение картины прошлого (преступ­ного события) по следам, оставленным в настоящем. Поисковая дея­тельность реализует стремление следователя к раскрытию преступления.

Для следователя должно быть характерно умение организовать по­ступление нужной информации, правильно систематизировать и анали­зировать нее, отбрасывая ненужное.

Наблюдательность необходима при любом следственном действии. С помощью нее отыскивается дополнительная информация, она помо­гает в исследовании проблемной ситуации, будь то осмотр места про­исшествия или допрос свидетеля. Как отмечает К.К. Платонов, наблю­дательность является свойством личности, как способность замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные для определенной цели детали как «фигуры» на малозначимом фоне[9]. Наблюдательность проявляется не только при изучении внешности людей, но и при взаимо­действии следователя с изучаемым человеком. Для следователя важны, прежде всего, такие компоненты изучаемого человека, которые говорят о его облике, поведении, внутреннем мире и наиболее значимы для следствия по делу. Кроме того, наблюдательность выражается в умении подмечать и внешние проявления внутреннего мира людей, в особеннос­ти проникать в их чувства, переживания, побуждения, мотивы и цели, распознавать психические свойства личности, угадывать психологичес­кие мотивы действий и поступков. Психологическая наблюдательность в сочетании с практическим опытом следователя и его знаниями являет­ся тем ключом, который открывает «душу» подозреваемого, свидетеля.

Предопределяет успех наблюдения, в конечном счете интеллект, кото­рый организует этот процесс по определенному плану, устанавливает нужную очередность отдельных этапов наблюдения и использует его результаты. Наблюдение как психический процесс и форма деятельнос­ти вырабатывает интеллектуальное качество - профессиональную на­блюдательность, которая становится чертой личности следователя[10].

Для раскрытия преступления и установления истины недостаточно простой регистрации фактов. Чтобы использовать факты в качестве доказательств, нужно найти им правильное объяснение, установить их причину, выявить все связи с расследуемым событием. Правильное доказательство есть не что иное, как правильное установление связей между явлениями; неправильное доказательство измышляет мнимые связи, а неспособность к доказательству обычно есть результат незнания этих связей и неумения их распознать[11].

Таким образом, наблюдательность следователя имеет по преимущест­ву объяснительный характер. Именно это обеспечивает проникновение в сущность наблюдаемого явления, познание его всех юридически зна­чимых свойств. Такую наблюдательность можно назвать проницатель­ностью - качеством, которое очень важно для следователя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.