рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Реформирование железнодорожного транспортам России

Процесс реформирования проходил в условиях распада еди­ного комплекса морского транспорта СССР, в результате кото­рого Россия лишилась почти 60 % мощностей портов, многих объектов береговой инфраструктуры, значительной части флота. Все это привело к существенному, почти в 10 раз, сниже­нию доли российского морского транспорта в перевозках внеш­неторговых грузов.

В ходе быстро проведенной приватизации была искусствен­но занижена стоимость основных производственных фондов от­расли, которая составила,' не более 15 % реальной рыночной цены. Отрасль была лишёна полноценного внутреннего источ­ника для поддержания и развития основных фондов, аккумули­рованного в форме амортизационных отчислений. Судоходные компании, как независимые предпринимательские структуры, перестали получать субсидии из госбюджета, а существующая законодательная база не обеспечивала привлечение иностран­ных кредитов для строительства новых судов.

В ходе реформирования тарифной системы в морских пор­тах сложилась двойная система тарифов. Одна система тарифов обеспечивала высокую рентабельность работ и услуг, предо­ставляемых иностранным грузо-, судовладельцам. Другая сис­тема тарифов предопределяла убыточность работ и услуг, ока­зываемых российским грузо-, судовладельцам. Наличие двух­уровневой системы тарифов привело к снижению качества и нарушению сроков обслуживания российских клиентов и недо­вольству иностранных клиентов дискриминационной тарифной политикой, и в результате, к недополучению морскими порта­ми причитающихся им валютных платежей и снижению налого­облагаемой базы.

Анализ систем реформирования российских естественных монополий, в том числе в отдельных отраслях транспорта, поз­воляет учесть основные уроки этих реформ при формировании регуляторной модели железнодорожного транспорта.


16. Выбор оптимальной регуляторной модели для железнодорожного транспорта в России.

 


1 За исключением выделяемых на первом этапе

2 Могут быть выделены как дочерние общества на первом этапе реформ

3 Транзитные, интермодальные, рефрижераторные компании

4 На третьем этапе оценивается целесообразность выделения грузовой компании в дочернее

  акционерное общество со 100%-ной собственностью ОАО «РЖД»

5 Включая учреждения и объекты социальной сферы, остающиеся в ОАО «РЖД»

6. На последующих этапах оценивается целесообразность выделения в отдельную компанию



1-й этап - подготовительный

2-й этап

3-й этап

Естественно-монопольный сектор

Инфраструктура и услуги инфраструктуры (путь и сооружения, электрификация и связь, СЦБ, управление движением, сортировочные станции, станции погрузки/разгрузки/перевалки)

Локомотивы, локомотивные депо и услуги локомотивной тяги


Вокзалы

Сектор временной монополии

Грузовые перевозки*

Локомотивы, локомотивные депо и услуги локомотивной тяги

Дальние пассажирские перевозки (кроме СВ всех поездов, купе фирменных поездов)

Пригородные пассажирские перевозки

Работы и услуги ремонтных заводов, строительные работы и продукция заводов, входящих в структуру федерального железнодорожного транспорта

Продажа билетов


Конкурентный сектор

Пассажирский сервис


Продажа билетов

Дальние пассажирские перевозки в вагонах категории СВ всех поездов, купе фирменных поездов**

Грузовые перевозки

Работы и услуги ремонтных заводов, строительные работы и продукция заводов, не входящих в структуру федерального железнодорожного транспорта

Дальние пассажирские перевозки

Пригородные пассажирские перевозки

Услуги ремонтных заводов, строительные работы и продукция заводов, ранее входивших в структуру федерального транспорта


Транзитные и интермодальные перевозки

Классификация видов деятельности по степени монополизации на каждом этапе реформы

Вариант

Разделение по видам деятельности

Перевозки

- Все перевозки

- Пассажирские


- Грузовые          •



• Инфраструктура


Грузовые перевозки отделены/не отделены от пассажирских

Пригородные перевозки отделены/не отделены от дальних пассажирских

Транзитные, интермодальные, рефрижераторные, грузовые перевозки отделены/не отделены от других грузовых перевозок

Инфраструктура отделена от перевозок

Инфраструктура объединена с перевозками

- Инфраструктура объединена только с грузовыми перевозками

- Часть инфраструктуры принадлежит основным потребителям (например, пассажирским компаниям)

Распределение

производственных     ресурсов

• Вагоны                

Вагонный парк находится у владельца инфраструктуры

Часть вагонов не находится у владельца инфраструктуры

Весь вагонный парк не находится у владельца инфраструктуры

• Локомотивы


Все локомотивы находятся у владельца инфраструктуры

Часть локомотивов не находится у владельца инфраструктуры

- Часть локомотивов находится у операторов

- Часть локомотивов находится у других собственников

Выделение            вертикально           интегрированных     компаний

• В европейской части России

Создание нескольких вертикально-интегрированных компаний, конкурирующих между собой на пересекающихся (альтернативных) сетях

Сохранение единства собственности на инфраструктуру с конкуренцией между операторами «на рельсах» и возможно «за рельсы»

• В азиатской части   России

Сохранение единства собственности на инфраструктуру с конкуренцией между операторами "на рельсах" и возможно "за

рельсы

Варианты структурирования и организации основных видов деятельности

Этап 1 (2001-2002): подготовительный

(к организационному разделению»)

Этап 2 (2003-2005); организационно-правовое разделение видов бизнеса

Этап 3 (2006-2010): открытие основных видов бизнеса для  конкуренции

• Разделение хозяйственной и регулирующей функций.

• Создание ОАО "РЖД" со 100%-ной государственной собственностью

• Отделение некоторых неосновных видов деятельности в виде 1 00%-ных дочерних компаний ОАО "РЖД" (параллельно с формированием материнской компании)

• Оптимизация управления с поэтапный переходом с функциональной на бизнес- организацию (внутренняя реорганизация без нарушения организационной целостности) с выделением, в частности, следующих подразделений:

- Грузовые перевозки и инфраструктура

• Инфраструктура

• Локомотивы

• Вагоны

- Международные транзитные перевозки*

 - Интермодальные перевозки*

- Перевозки скоропортящихся грузов

- Пассажирские перевозки в дальнем следовании

• Подвижной состав

• Вокзалы

- Пассажирские перевозки в пригородном сообщении

• Подвижной состав

• Вокзалы

- Ремонт подвижного состава

- Ремонт и строительство инфраструктуры

- Другие неосновные виды деятельности

• Финансовое разделение хозяйственных видов деятельности (раздельный бухгалтерский учет)

• Создание операторских компаний

• Формирование механизма поддержки пассажирских перевозок

• Сохранение организационного единства грузовых перевозок и необходимой для них инфраструктуры, формирующих основу ОАО «РЖД», в состав компании также входит локомотивный парк.

• Завершение оптимизации структуры управления.

• Организационно-правовое разделение хозяйственной деятельности (выделение из ОАО «РЖД» дочерних обществ) с постепенным открытием выделенных видов деятельности для частных миноритарных акционеров:

- Выделение пригородных пассажирских перевозок

- Выделение пассажирских перевозок в дальнем следовании

- Выделение ремонтных и строительных предприятий

- Выделение транзитной, интермодальной экспортно-импортной и рефрижераторной компаний*

- Выделение других видов деятельности

• Постепенное открытие ремонтного бизнеса для конкуренции, продажа его части

• Создание операторских компаний

• Постепенное повышение конкуренции в грузовых перевозках

- В частности, появление частной собственности на локомотивы

• Формирование нескольких конкурирующих компаний по пассажирским перевозкам в дальнем следовании с возможностью частного участия в их капитале

• Возможно, продажа лицензий на право пригородных перевозок, ограниченных периодом времени

• Рассмотрение вопроса о выделении из ОАО "РЖД" конкурирующих вертикально интегрированных железнодорожных компаний

• Другие меры, целесообразность которых будет определена на первом и втором этапах реформы

Пути развития бизнес-системы

17. Первый этап реформ (2001—2002 гг.)


Первый этап, продолжительность которого составляет 1,5 _ 2 года, является подготовительным. Основными целями" этого периода реформирования являются: построение эффективного механизма государственного регулирования, стимулирующего развитие конкуренции в грузовых и пассажирских перевозках и неосновных видах деятельности, разделение функций государ­ственного регулирования и управления хозяйственной деятель­ностью на федеральном железнодорожном транспорте, а также подготовка к разделению хозяйственных видов деятельности. Последняя состоит из управленческого и финансового структу­рирования хозяйственной деятельности по видам бизнеса и ор­ганизационного отделения некоторых предприятий неосновной деятельности, имеющих сформировавшийся рыночный потен­циал.

На первом (подготовительном) этапе реформ решается ряд задач. Прежде всего, должны быть переданы функции хозяйст­венного управления специально создаваемому хозяйствующему субъекту на федеральном железнодорожном транспорте. Далее следуют приватизация и вывод из структуры федерального же­лезнодорожного транспорта отдельных предприятий, не свя­занных с организацией движения, обеспечением аварийно-вос­становительных и мобилизационных работ и входящих в по­тенциально конкурентный сектор. Создаются условия для скорейшего организационно-правового разделения видов дея­тельности, в том числе оптимизируется система управления на федеральном железнодорожном транспорте.

Кроме того, задачей первого этапа является создание меха­низмов внутреннего и внешнего контроля и управления ходом реформы, а также правовое обеспечение структурной реформы на железнодорожном транспорте.

В целях правового обеспечения реформы должны быть раз­работаны основные принципы и механизмы государственного регулирования в естественно монопольном, временно моно­польном и конкурентном секторах; определен порядок функ­ционирования независимых перевозчиков на железнодорожном транспорте и обеспечен равноправный доступ к продукции (ра­ботам, услугам) монопольного сектора'. Также следует опреде­лить виды деятельности и имущества, относящиеся к монополь­ным и конкурентным секторам, ограничить хозяйственный оборот отдельных видов имущества естественно монопольного сектора.

Хозяйствующий субъект на подготовительном (первом) этапе реформ осуществляет следующие виды деятельности.

Во-первых, он предоставляет услуги по использованию ин­фраструктуры железнодорожного транспорта (в том числе собственникам подвижного состава) и содержит инфраструкту­ру. Во-вторых, эксплуатирует локомотивный парк и предостав­ляет услуги локомотивной тяги. В-третьих, эксплуатирует соб­ственный грузовой вагонный парк и предоставляет услуги гру­зовых перевозок собственным вагонным парком. В-четвертых, осуществляет грузовые перевозки для государственных нужд, воинские и специальные перевозки.

Для выполнения перечисленных видов деятельности хозяй­ствующий субъект наделяется имуществом федерального желез­нодорожного транспорта по следующим основным группам: инфраструктура железнодорожного транспорта; локомотивный парк МПС России, локомотивные депо, пункты технического обслуживания локомотивов; грузовой вагонный парк МПС России, вагонные депо, пункты технического обслуживания грузовых вагонов; парк пассажирских вагонов локомотивной тяги, пассажирские депо обслуживания и ремонта вагонов ло­комотивной тяги, пункты технического обслуживания вагонов; моторвагонный парк пригородного сообщения, моторвагонные пассажирские депо, пункты технического обслуживания мотор-вагонного подвижного состава; имущество предприятий, входя­щих в структуру федерального железнодорожного транспорта и обеспечивающих производство, строительство и ремонт инфра­структуры, подвижного состава и технических средств железно­дорожного транспорта1; имущество предприятий, входящих в структуру федерального железнодорожного транспорта и вы­полняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области повышения безопасности движения, обновления производственно-технической базы, разработки и внедрения ресурсосберегающих и информационных систем и технологий, мобилизационной работы; объекты социальной сферы; недвижимое имущество и прочее имущество, необходи­мое для осуществления административно-управленческих функций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.