МВФ кредитует только страны,
испытывающие трудности с осуществлением платежей, то есть страны, которые не
имеют достаточных поступлений в иностранной валюте для оплаты закупок у других
стран. Поступления страны складываются из доходов от экспорта, от оказания
услуг (таких как банковские и страховые услуги) и от туризма. Денежные
средства также поступают в форме доходов от капиталовложений за границей и, в
случае более бедных стран, в форме помощи, оказываемой более благополучными
странами. Однако страны, как и люди, могут тратить больше, чем они получают,
покрывая разницу путем заимствования, пока не будет исчерпан предоставленный
им кредит, что в конечном итоге и случается. Когда это происходит, страна
сталкивается с рядом трудностей, из которых далеко не самыми сложными являются
общее падение покупательной способности национальной валюты и вынужденное
сокращение импорта из других стран. В этой ситуации страна может обратиться за
помощью к МВФ, который на время предоставит ей достаточные инвалютные средства,
с тем чтобы она могла выправить положение в экономике, преследуя задачи
стабилизации валюты и укрепления торговли.
Столкнувшись с проблемой в
области платежей, страна может немедленно получить в МВФ 25 процентов квоты,
оплаченные золотом или в конвертируемой валюте. Если эти 25 процентов квоты
недостаточны, государство-член, испытывающее более серьезные трудности, может
просить МВФ предоставить большие средства и в течение нескольких лет получить в
общей сложности кредиты, в три раза превышающие взнос по квоте.
Предоставляя
государству-члену кредиты на сумму, превышающую первоначальные 25 процентов
квоты, МВФ руководствуется двумя принципами. Во-первых, общий валютный резерв,
находящийся в распоряжении МВФ, должен использоваться на благо всего
сообщества. Поэтому ожидается, что каждая страна, заимствующая валюту другой
страны из общего резерва, возвратит средства, как только будут преодолены
проблемы осуществления платежей. Таким способом эти средства могут обращаться
среди государств-членов и предоставляются, когда в них возникает потребность.
Во-вторых, прежде чем МВФ выдаст средства из общего резерва, страна должна
показать, каким образом она намерена решать проблему платежей, с тем чтобы она
была в состоянии оплатить задолженность перед МВФ в течение обычного срока
возврата кредитов, составляющего три-пять лет (в отдельных случаях этот срок
может быть продлен до десяти лет). Логика этих требований проста. Страна,
испытывающая проблему платежей, тратит больше средств, чем она получает.
Ситуация будет сохраняться, пока не будет проведена экономическая реформа.
Поскольку МВФ несет
обязательство перед всеми членами проводить финансово обоснованные операции, он
предоставляет кредиты только на условии их эффективного использования
странами-членами. Поэтому страна-заемщик
обязуется начать проведение серии реформ для устранения причины затруднений с
осуществлением платежей и для создания условий экономического роста. Направляя
просьбу о выделении кредита, потенциальный заемщик представляет МВФ план
реформы, обычно обязуясь при этом снизить стоимость своей валюты по отношению к
другим валютам (если она завышена), стимулировать экспорт и сократить
государственные расходы. Конкретные положения программы определяются самой
страной, и поэтому программа реформ исходит от государства-члена, а не от МВФ.
Организация следит только за тем, чтобы изменения в политике были достаточны
для преодоления проблемы платежей государства-члена и не наносили излишнего
ущерба другим членам. В зависимости от сложности проблемы платежей и
испрашиваемой суммы кредита, исполнительные директора, представляющие все
сообщество, решают, являются ли реформы действительно достаточными и имеются ли
у МВФ разумные основания полагать, что средства будут возвращены.
Если исполнительные директора считают, что реформы решат проблему,
осуществляется поэтапная выдача кредита (обычно в течение одного-трех лет), в зависимости от прогресса в
осуществлении реформ. Если не возникнет новых проблем, кредит будет возвращен в
срок и государство-член, проведя необходимые реформы, выйдет из сложившейся
ситуации экономически окрепшим.
МВФ кредитует страны-члены,
испытывающие проблемы платежей, в рамках различных механизмов, в зависимости от
характера конкретных проблем. Например, в последние двадцать пять лет МВФ
выделял крупные кредиты странам-членам в рамках механизма, созданного для
преодоления временных сокращений экспортных поступлений по причинам, не
поддающимся непосредственному контролю. Скажем, мороз уничтожил большую часть
кофейных бобов, предназначенных для экспорта, за который страна получает
иностранную валюту (к примеру, доллары США), используемую для оплаты текущих
финансовых обязательств перед другими странами. Страна может просить МВФ
выделить кредит в связи с сокращением экспортных поступлений. Кредит обеспечит
необходимые долларовые средства для покрытия текущих обязательств до экспорта
следующего урожая и восстановления нормального оборота долларовых средств.
Наиболее широко используется
механизм соглашений о кредитах стэнд-бай, позволяющих странам, испытывающим
трудности в выполнении финансовых обязательств, получить кредитную линию на
срок до трех лет для реорганизации своих финансов. В течение этого срока страна
может брать частями средства у МВФ вплоть до максимальной величины кредита на
цели осуществления внешних платежей, при условии что она продолжает проводить
программу реорганизации. Другой механизм - кредиты расширенного структурного
регулирования - позволяет бедным странам получать кредиты под низкие проценты
на период коренной экономической перестройки в целях преодоления факторов, в
течение длительного времени подрывающих эффективность хозяйства. Особенностью
этого вида кредитования является то, что он требует тесной координации со
Всемирным Банком, родственной организацией МВФ, которая занимается
исключительно экономическим развитием беднейших стран мира, проводя реформы,
призванные устранить причины, вызывающие проблемы с платежами, и заложить
основу экономического роста. Этот механизм финансируется за счет добровольных
взносов государств-членов, которые, руководствуясь духом сотрудничества,
отказываются от рыночных процентных ставок, под которые они могли бы инвестировать
эти средства. Страны-члены МВФ, находящиеся в более благополучном положении,
выделили на цели этого механизма около 22 млрд долл. США.
Предоставление Фондом
кредитов странам-членам связано с выполнением ими определенных
политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обусловленности»
(conditionality). МВФ обосновывает эту практику
необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщики будут в состоянии
погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов МВФ.
Поэтому Фонд требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации
или сокращении. С расширением кредитных операций с 80-х годов Фонд взял курс на
ужесточение их обусловленности. Такая практика придает МВФ роль стража мирового экономического порядка, по оценке
западных специалистов.
Принцип обусловленности
кредитов находит свое выражение в согласовании со страной-заемщицей
определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется
Фондом. До недавнего времени такую программу называли программой
приспособления, то есть перестройки, хозяйственного механизма. Теперь
используется термин «программа экономической реформы» (economic reform program). Это набор макроэкономических мер, которые, по мнению МВФ, должны
обеспечить восстановление равновесия ее платежного баланса и гарантировать
своевременное погашение долга Фонду.
При выработке своих
рекомендаций МВФ традиционно руководствуется монетаристской
концепцией при анализе платежного баланса. Такой подход устанавливает
взаимозависимость между величиной денежной массы в стране, различными
финансовыми агрегатами, объемом совокупного спроса, с одной стороны, и состоянием
платежного баланса — с другой. Соответственно основную причину
неуравновешенности баланса международных расчетов Фонд видит в наличии избыточного
совокупного платежеспособного спроса в стране, вызываемого в первую очередь
дефицитом государственного бюджета и чрезмерным расширением денежной массы[17].
Стабилизационные программы
разрабатывает либо МВФ, либо правительство страны-заемщика с учетом его
рекомендаций и с участием миссии Фонда, которая изучает на месте обширную
экономическую информацию. Стабилизационные программы Фонда, основанные, как
правило, на монетаристской концепции, на
использовании преимущественно рыночного регулирования экономики, носят
дефляционный характер. Обычно они включают: сокращение государственных
расходов, в том числе на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение
и другие социальные цели; увеличение налогов на личные доходы; отмену или
уменьшение государственных субсидий на продовольствие и товары широкого
потребления, что ведет к повышению цен на эти товары; сдерживание роста, или
«замораживание», заработной платы; повышение учетных ставок, ограничение объема
кредита, в том числе потребительскую либерализацию внешнеэкономических связей;
девальвацию национальной валюты, введение единого валютного курса, урегулирование
внешней задолженности и т.п. В зависимости от конкретной ситуации,
существующей в разных странах, эти меры используются в разных сочетаниях.
Дефляционные меры далеко не
всегда достигают желаемой цели, особенно если нарушение равновесия платежного
баланса носит устойчивый, структурный характер и происходит спад производства.
Подобные меры зачастую вызывают свертывание инвестиций, торможение темпов
экономического роста, а также усиливают социальные проблемы. Это связано с
уменьшением реальной заработной платы, снижением жизненного уровня, ростом
безработицы, перераспределением доходов в пользу предпринимателей за счет
менее обеспеченных групп населения, ростом имущественной дифференциации. Таким
образом, проблема обусловленности кредитов МВФ — это проблема социальной цены
за осуществление при его содействии и опеке стабилизационных макроэкономических
программ.
Учитывая негативные
последствия шаблонного использования монетаристской дефляционной модели, МВФ с
середины 80-х годов стал уделять больше внимания долгосрочным, структурным и
институциональным проблемам экономической политики.[18] Усилия подобного рода
созвучны концепции «экономики предложения», нацелены на укрепление
производственной базы, совершенствование отраслевой структуры национальных
экономик. Наконец, Фонд стал уделять внимание социальным аспектам проводимых
при его поддержке реформ. Реализуя принцип обусловленности кредитов, МВФ
оказывает воздействие на выбор пути общественного развития, расстановку
социально-политических сил в странах-заемщиках. Рекомендации МВФ усиливают
противоборство между различными общественными силами.
МВФ осуществляет наблюдение
и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует
основные структурные принципы мировой валютной системы.
Во-первых, МВФ наделен
полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных
валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов
стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников
системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том,
что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения
необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее
предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных
резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение
установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна
обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы
ее лимита в СДР, то есть пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению
к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.
После пересмотра в 70-е годы
Устава МВФ расширены возможности стран использовать СДР для более широкого
круга операций со всеми признанными Фондом владельцами этих резервных активов
без его активного посредничества, как это было прежде. Операции в СДР дают
возможность странам в известной мере покрывать дефицит их платежного баланса.
В пересмотренном в
результате Ямайского соглашения Уставе МВФ
зафиксирована обязанность стран-членов «сотрудничать с Фондом и другими
странами-членами, имея в виду, что их политика относительно резервных активов
будет согласовываться с целями содействия установлению лучшего международного
надзора за международной ликвидностью и превращения СДР
в главный резервный актив международной валютной системы». Предполагалось, что
СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту, так и доллару, а также
другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного
средства. Намечалось также использовать единицу СДР в качестве универсального
стоимостного эталона для установления паритетов денежных единиц стран-членов.
Иными словами, ставилась цель трансформировать
СДР в основу международного валютного механизма. Пока нет оснований говорить о
реальном прогрессе на пути перестройки
структуры международной валютной ликвидности путем унификации резервных
активов на базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США,
поскольку они не намерены отказаться от роли доллара как международного
платежно-резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации
международной ликвидности и централизованного управлению ею.
Во-вторых, МВФ выступает в
качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на
демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе.
Первым шагом на пути
устранения золота из послевоенного международного валютного механизма стало
прекращение Соединенными Штатами в августе 1971 г. продаж золота за доллары,
принадлежащие официальным органам других стран. В соответствии с вступившим в
силу в 1978 г. новым Уставом МВФ страны-члены не могут использовать золото в
качестве средства выражения стоимости их валют (Статья IV, раздел 2,в), равно
как и их валютных паритетов, если они будут восстановлены Фондом (приложение С,
параграф 1); одновременно были упразднены золотое содержание единицы СДР и официальная цена золота в долларах. В
соответствии со Статьей V, раздел 2,а, МВФ должен руководствоваться в своих
действиях «целью не допускать регулирования цены или установления
фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как
обычного рыночного товара.
По действующему Уставу взнос
стран-членов по подписке в золоте в размере 25°/о квоты заменен взносом в СДР
и конвертируемых валютах. 1/6 часть золотого запаса МВФ (около 25 млн.
тройских унций, или 777,5 т) в 1977—1980 гг. была возвращена странам-членам в
обмен на их национальные валюты по цене 35 СДР за 1 тройскую унцию
пропорционально их квотам. Другая (1/6) часть была продана в 1976—1980 гг. на
открытых аукционах по рыночным ценам. Измененный Устав МВФ предоставил Фонду
право реализовать оставшиеся 2/3 золотого запаса по прежней официальной цене
либо на базе рыночных цен. Золото практически исключено из расчетов между МВФ и
его членами. Однако, несмотря на внесение в Устав МВФ ряда положений,
направленных на окончательное вытеснение золота из мировой валютной системы,
официальные золотые запасы остаются резервным фондом мировых средств платежа.
В периоды обесценения национальных валют и падения доверия к ним авторитет
этих запасов, а также рыночная оценка золота соответственно возрастают[19].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|