| Роль Международного валютного фонда в мировой валютной системе |
Иногда из-за отсутствия
кадров, обученных технически сложным вопросам государственных финансов и
деятельности центрального банка, многие страны обращаются к МВФ за помощью в
решении проблем в этих областях или просят предоставить эксперта для работы с
государственными финансовыми ведомствами, пока не появятся достаточно
квалифицированные отечественные кадры. Такие просьбы об оказании помощи
особенно часто поступали в 60-е и 70-е годы, когда многие вновь независимые
страны неожиданно столкнулись с проблемами
создания центральных банков, выпуска новой
валюты, создания налоговой системы и введения других финансовых и денежных
систем современного суверенного государства. МВФ направлял экспертов из числа
своего персонала или опытных консультантов для передачи необходимых знаний и
подготовки кадров. В 90-е годы решение стран Восточной Европы и бывшего
Советского Союза перейти от централизованного планирования к рыночной экономике
и войти в международную валютную систему поставило перед МВФ необычайно сложные
задачи по оказанию им технической помощи. В настоящее время поступают просьбы
об оказании специальной помощи в области бухгалтерского учета, подготовки
бюджета, разработки денежно-кредитных инструментов, систем социального
обеспечения и социальной защиты, формирования денежных рынков, банковского
регулирования и надзора, статистики, исследовательской работы,
законодательства, налоговой политики и управления.
Доступ к данным о положении
в налогово-бюджетной и денежно-кредитной сферах и размере внешнего долга
каждого государства-члена позволил МВФ стать уникальным источником такой
информации для всего сообщества. МВФ рассматривает обмен статистическими
данными как неотъемлемый элемент сотрудничества в рамках организации.
Практически со времени своего основания МВФ издает ежемесячные и ежегодные
статистические публикации, такие как "International Financial Statistics" («Международная финансовая статистика»),
которые не только информируют страны о финансовом положении других членов, но
являются и самым надежным источником статистической информации для банков, исследовательских
институтов, университетов и средств информации.
В дополнение к
статистическим публикациям и выходящему два раза в год справочнику "World
Economic Outlook" («Перспективы мировой экономики»), МВФ издает серию брошюр, разъясняющих его
политику и программы, непериодические серии документов по долгосрочным вопросам
финансов и торговли, экономические обзоры по странам, «Обзор МВФ» (выходящее
раз в две недели издание, в котором помещаются статьи об экономическом
положении в странах и международных финансах), ежеквартальный академический
журнал ("Staff Papers"), рассказывающий о результатах экономических исследований персонала МВФ,
а также ряд книг по правовым, институциональным и экономическим аспектам
международной валютной системы.
Внешняя задолженность
Мексики и других латиноамериканских стран обусловила в начале 80-х годов самый
глубокий со времен "великой депрессии" экономический спад в регионе,
носивший структурный характер.
Стратегия предыдущих лет,
ориентированная на "развитие в кредит" в расчете на высокие доходы
от экспорта нефти, обанкротилась, как только был преодолен мировой кризис и
цены на этот вид топлива существенно снизились. Резкое сокращение валютных
поступлений Мексики потребовало новых займов, чтобы поддерживать прежний
довольно высокий прирост производства 8% и сохранить уровень занятости
населения. В то же время увеличение процентных ставок как по государственным,
так и особенно по частным кредитам, взвинтило расходы по внешней
задолженности. В результате за один только 1982 г. выплаты Мексики в счет
процентов возросли на 4 млрд долл., а в целом расходы по обслуживанию внешнего
долга достигли 12% ВВП, а по отношению к стоимости экспорта — 75%.
Страна оказалась не в
состоянии выполнять внешнедолговые обязательства и вынуждена была в августе
1982 г. прекратить на три месяца выплаты как процентов, так и основной суммы
долга. За Мексикой последовали и другие государства Латинской Америки.
|
Год
|
ВВП
|
Внешний
долг
|
Обслуживание
внешнего долга
|
Погашение
основной суммы долга
|
Проценты
по внешнему долгу
|
Экспорт
товаров и услуг
|
Импорт
товаров и услуг
|
1970
|
35,4
|
6,1
|
1,0
|
0,7
|
0,3
|
2,7
|
3,4
|
1975
|
66,8
|
15,4
|
2,3
|
1,2
|
1,1
|
6,0
|
8,5
|
1980
|
198,8
|
48,6
|
9,0
|
2,7
|
6,3
|
23,5
|
25,7
|
1981
|
154,8
|
74,9
|
13,0
|
4,6
|
8,4
|
28,9
|
33,5
|
1982
|
214,6
|
87,6
|
19,7
|
7,0
|
12,4
|
26,2
|
19,9
|
1983
|
182,1
|
93,8
|
10.2
|
4,0
|
10,3
|
27,1
|
12,7
|
1984
|
172,8
|
96,7
|
14,3
|
2,4
|
11,9
|
30,0
|
16,2
|
1985
|
219,9
|
97,8
|
13.5
|
3,6
|
9,9
|
27,4
|
18,4
|
1986
|
186,3
|
100,5
|
11,7
|
3,4
|
8,3
|
21,9
|
16,3
|
1987
|
189,6
|
102,4
|
13,7
|
5,6
|
8,1
|
27,6
|
17,2
|
1988
|
219,1
|
100,9
|
16,5
|
7,9
|
8,6
|
36,8
|
34,3
|
1989
|
228,4
|
95,1
|
17,2
|
7,9
|
9,3
|
42,4
|
42,6
|
1990
|
240,4
|
106,7
|
21,3
|
12,0
|
9,3
|
48,8
|
51.9
|
1991
|
250,6
|
117,8
|
20,1
|
10,8
|
9,3
|
51,5
|
60,9
|
1992
|
260,0
|
116,5
|
—
|
—
|
9,7
|
55,5
|
74,1
|
1993
|
264,8
|
130,5
|
—
|
—
|
11,2
|
61,4
|
77,4
|
1994
|
277,1
|
139,8
|
—
|
-
|
11,9
|
71,2
|
92,3
|
1995
|
258,9
|
165,8
|
—
|
—
|
13,8
|
89,2
|
81,4
|
1996
|
272,3
|
160,0
|
—
|
—
|
13,7
|
106,8
|
99,7
|
Табл.1. ОБЪЕМ ВНЕШНЕГО
ДОЛГА МЕКСИКИ И ВЫПЛАТЫ ПО ЕГО ОБСЛУЖИВАНИЮ (в млрд долл.)[25]
В результате переговоров
Мексике удалось продлить на 20 лет выплату 44 млрд долл. основного долга, срок
погашения которых приходился на период 1982—1990 гг. Что касается новых
займов, то с октября 1986 г. по декабрь 1987 г. кредиторы обещали предоставить
Мексике 12 млрд долл. (6 млрд долл. — частные банки, остальные б — МВФ, МБРР,
МАБР, а также страны — члены Парижского клуба).[26]
Новым и весьма важным
моментом соглашения Мексики с кредиторами явилась выдвинутая ею взаимосвязь
между внешним финансированием и конъюнктурой мировых цен на нефть, а также
состоянием экономики страны. В случае падения цен на нефть ниже 9 долл. за
баррель предусматривалось дополнительное кредитование. Для этой цели МВФ
ассигновал 720 млн. долл. В свою очередь Мексика взяла на себя обязательство
автоматически переводить в иностранные банки в счет амортизации внешнего
долга всю разницу валютных поступлений в случае увеличения экспортных цен на
нефть свыше 14 долл. за баррель.
Падение цен на нефть (с их
последующей компенсацией за счет новых кредитов) оборачивалось в конечном
счете наращиванием долговых обязательств Мексики со всеми вытекающими отсюда
последствиями. В случае же повышения нефтяных котировок дополнительные
поступления шли на погашение внешнего долга, сдерживая тем самым темпы
экономического роста.
Если учесть, что объем
обещанных кредитов приближался к сумме обслуживания долга, то можно заключить,
что они практически служили лишь гарантией для ежегодных выплат по кредитам.
При этом новые займы, увеличивая внешнюю задолженность, а следовательно, и
ежегодные обязательства по ее погашению, далеко не обеспечивали потребности
страны в ускорении темпов хозяйственного развития.
Итоги десятилетия 80-х годов
свидетельствуют о том, что реструктуризация внешнего долга, стоившая больших
усилий мексиканскому правительству, лишь ослабила на какое-то время остроту
проблемы, но отнюдь не решила ее. За 80-е годы только по процентам была выплачена
сумма, равная объему долга на 1989 г., а с учетом амортизационных отчислений
она превысила его на 44 млрд долл. (см. таблицу).
Имея в виду, что с 1982 по
1989 г. среднегодовой прирост ВВП составлял всего 0,4%, можно сделать вывод,
что экономика Мексики работала практически на обслуживание внешнего долга в
течение этого периода, вошедшего в историю как "потерянное
десятилетие". Однако общий долг при этом не сократился, а увеличился. Его
отношение к ВВП выросло с 24% в 1980 г. до 42% в 1989 г.
Таким образом, претворение в
жизнь тезиса "расти, чтобы платить" увязывалось по результатам
реструктуризации не столько с сокращением ежегодных выплат по долгам, сколько с
получением новых кредитов, что усиливало зависимость дальнейшего экономического
развития страны от внешнего финансирования.
Очередным важным этапом в
деле реструктуризации внешнего долга явилось принятие в 1989 г. новой американской
инициативы, известной как "план Брейди". Для Мексики он означал
частичное сокращение (примерно на 1/3) задолженности 500 частным
банкам-кредиторам, которая составляла 54 млрд долл., или половину всего внешнего
долга страны; снижение учетных ставок по оставшейся его части до 6,25%;
предоставление новых кредитов на сумму около 3 млрд долл. в год в течение
последующих четырех лет. Кроме того, предполагалась конверсия краткосрочных
долгов в облигации долгосрочного займа (сроком на 30 лет из расчета 6,25%
годовых) под гарантию США, МВФ и МБРР.
Привилегированное положение
Мексики объяснялось также ее лидерством (в рамках региона) в проведении в 80-е
годы неолиберальных реформ в экономике. По замыслам США и МВФ, Мексика была
призвана продемонстрировать другим странам Латинской Америки все преимущества
этих преобразований. Следует отметить, что в ответ на привилегии Мексика сменила
в конце 80-х годов свою прежнюю роль "буфера" между США и латиноамериканскими
странами на функции проводника и рупора стратегических планов северного
соседа, активно пропагандируя модель открытой экономики и идею
общеконтинентального свободного рынка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|