Принцип
поэтического параллелизма был особенно продуктивным на самых ранних стадиях
развития народной лирической песни. В дальнейшем поэтический параллелизм
разрушается. Принцип устойчивой символико-реальной ассоциации в народном
творчестве постепенно заменяется принципом свободной поэтической ассоциации,
который, на наш взгляд, нашёл своё наглядное выражение в приёме «цепочной связи
картин». Сущность его заключается в том, что отдельные картины песен
связываются между собой как бы цепочно, посредством образа, который входит в
обе рядом стоящие картины. В таком случае с последнего образа второй картины начинается
третья картина и так далее [Кравцов 1983: 225].
В
основе сюжета лирической песни лежит какой-нибудь небольшой эпизод, в изложении
которого почти невозможно определить завязку, кульминацию и развязку.
Применительно к лирическим песням в большинстве случаев, пожалуй, точнее, было
бы говорить не о сюжете, а о всевозможных сюжетных ситуациях [Кравцов 1983:
221-228].
Таким
образом, песня как искусство особого рода необъятнее по своему содержанию,
нежели слово. Это объясняется символизмом и невозможностью исчерпывающего
объяснения феномена музыки. Песню выделяют повторы, которые прочно вошли в
традицию словотворчества ещё в эпоху античности. Современная песня по своему
бытованию является проявлением фольклорного жанра. Истоки творческого метода
группы «Калинов Мост» следует искать, прежде всего, в лирической протяжной
песне. Здесь наблюдается схожее включение образов, мотивов, сюжетов,
персонажей, к тому же сам характер исполнения свидетельствует о давней
фольклорной традиции.
Понятию
«символ» не так легко найти точное определение. Неверно будет рассматривать эту
категорию односторонне, не учитывая факт его живой органичности как самого по
себе, так и в отношении с различными областями знаний. Символ наделён широким
спектром характеристик, совмещающим в себе свойства таких категорий, как
аллегория, олицетворение, художественной образ, метафора, сравнение и даже миф.
При этом символ един и неделим. Его можно пояснить только с помощью других слов-символов.
Однако следует помнить, что символ как таковой не имеет предела семантического
объяснения, иначе он перестаёт быть символом.
Информация
о славянской символике дошла до нас через культурную традицию, воплотившуюся в
национальном искусстве в заговорах, песнях, вышивке, орнаменте. Именно так люди
наглядно выражали своё миропонимание. Языческие представления древних людей
тесно связывали человека с природой. Здесь же нашла своё отражение идея о
дуальности всех вещей и явлений. К тому же многие языческие символы нашли свое
отражение в христианстве.
Песня
представляет собой сложный и не всегда однозначный синтез слова и музыки. Изначально
песня являлась продуктом массового сознания, но впоследствии она приобретает
определённого автора. Современную песню часто считают формой реализации
фольклорного жанра: при исполнении здесь реализуется двусторонняя связь
воспринимающего и исполнителя. Исходя из того, что песенные тексты группы
«Калинов Мост» используют стилистические приёмы, символы, образы, мотивы,
сходные именно с лирической песней, истоки их творчества следует искать именно
в этом жанре.
§1.
Классификация славянских символов, использованных в песенных текстах группы
«Калинов Мост»
Количественная
представленность символов составляет 62 единицы. Методом сплошной выборки при
анализе 136 текстов песен было зафиксировано 1150 случаев употребления в них
символов. Количественная представленность каждого из них будет указана в
скобках у перечисленных символов, данных ниже при описании их значений, взятых
из словарей.
Нами
были выделены следующие группы символов.
1.
Группа «Мир Человека» включает в себя антропические символы:
а)
жизнь, деятельность, внешность человека (например, песня, сон, волосы, слёзы,
глаза и др.);
б)
предметно-вещный мир (дом, зеркало, руны, крест, рубаха, оружие и др.)
2.
Группа «Мир Природы» (физические символы) разделена на 4 составляющих:
а)
мир животных (ворон, волк, конь, собака, берлога, когти и др.);
б)
мир растений (берёза, трава);
в)
четыре стихии: огонь, вода, земля, воздух (пепел, огонь, река, снег, дождь,
солнце, ветер, вьюга, овраг, берег и др.);
г)
время и пространство (дорога, ночь, день, рассвет и др.).
3.
Отдельно следует выделить группу символов, обозначающих мифонимы, поскольку в
неё включены понятия, относимые к духовной деятельности. Руководствуясь мыслью
о двоеверии в традиции славянского общества, следует выделить символы:
а)
христианства, расположенного ближе к социальному взгляду на мир (сюда входит
символика бога и чёрта, например);
б)
язычества, наиболее полно раскрывающие представления человека как части природы
(языческие божества).
Следует
также отметить, что антропические символы часто сплетаются с символами,
относящимися к природе. Такой синтез создаёт особую атмосферу текста как
такового. Так на уровне текста выражается славянский взгляд на окружающую
действительность, где природа и человек состоят в неразрывной связи друг с
другом.
Представляется
необходимым проследить традицию трактовки того или иного символа, данную в
словарях и справочниках. Эти данные окажутся полезными при выявлении степени
традиционности реализации символа в исследуемых песенных текстах.
Количественное
соотношение групп символов можно представить следующей схемой:
а)
жизнь и деятельность человека
Веко
(3) – в словарях также нет информации об этом символе. В
текстах песен группы «Калинов Мост» веко приобретает защитную семантику. «Веки
обручаются рубцами» [Калинов Мост 2001: 195].
Волосы
(20) – прежде всего символ жизненной силы. С этим символическим
значением волос неразрывно связано представление о том, что остриженные волосы
нельзя выбрасывать, так как их может подобрать колдун или ведьма и по ним
насести порчу; иными словами, волосы выступают как заместитель (двойник)
человека. У многих народов считается, что с волосами и бородой можно отнять у
человека силу и здоровье. Кроме того, волосы выступают как символ множественности,
а следовательно, как символ богатства, изобилия, счастья. Внешний вид волос, то
есть причёска, с древнейших времён отражала социальный статус человека. У
древних германцев стрижке подвергали в наказание, остриженный носил на себе
«знак позора». Волосы – символ и вместилище жизненной силы. Обряд пострига –
символическое отдание своей жизненной силы в обмен на силу другого рода: в
монашеском постриге это сила Божественного промысла, во время ухода в армию –
сила оружия. Сбривание волос – волевой акт отдания себя в чьё-то –
божественное, учительское или командное – полное распоряжение [Шейнина 2006:
182]. Символика волос связана с образом головы как средоточения духовных сил
человека. В то же время, по причине их множественности и способности роста, волосы
также соотносятся с плодородием и плодовитостью. В том и другом случае волосы в
самом общем плане воплощают энергию, жизненную силу [Рогалевич 2004: 51].
Глаз
(42) – один из органов познания, через него проходит 80
процентов информации. Наиболее ценный и наиболее уязвимый инструмент
человеческого сознания. Это символ зеркала души. Смотреть прямо в глаза –
допытываться, стараться увидеть истину [Шейнина 2006: 180-181]. Является также
символом бдительности, ясновидения, всеведения. С ним связываются свет и
мудрость, а также энергия, сила, способная выступать в качестве созидательной и
разрушительной. Уподобляясь солнцу, источнику света, который является символом
разума и духа, глаз наделяется функцией духовного видения, понимания. Это также
образ провидения. В различных традициях солнце часто описывается как «глаз
неба». Поскольку зрение традиционно воспринимается как атрибут всех живых
существ, слепота может рассматриваться как знак иного, загробного существования
– слепой человек как бы погружается в вечный мрак небытия [Рогалевич 2004:
65-66].
Коса
(волосы) (12) – обычно атрибут девичьей красоты, хотя в
некоторых традициях коса – украшение не только женщины, но и мужчины. Символ
девичьей чести, скромности, красоты. У многих народов перед свадьбой существовал
обряд прощания с девичеством – расплетание кос [Шейнина 2006: 182]. Девичья
коса в Древней Руси считалась не меньшим символом чести, чем борода у мужчин, и
отношение к ней было почтительным [Семёнова 2000: 93].
Кроха
(7) – ласковое название человека, или название мелкой частицы
чего-либо. В словарях символов не встречается, однако мы отнесли его к
символам, поскольку при исследовании оно встречается в различных контекстах,
которые семантически обогащают данный символ. Более того, на него делается
особый смысловой акцент в одной из песен, названием которой он является. «Из
конца в конец, без края – / Крохи собираем» [Калинов Мост 2001: 323].
Ладонь
(20) – по ладони читают судьбу, в ней видят отражение всего
тела, а значит, всего мира [Рошаль 2005: 276].
Песня
(21) – сакральное откровение, связана с понятиями космического
порядка и гармонии [Королёв 2006: 87].
Плечо
(28) – в словарях символов не зафиксировано. Однако в контекстах
исследуемых песен символ приобретают особую смысловую значимость, апеллируя к
ряду ключевых понятий. Плечо представляется показателем силы, духовного
мужества, способности противостоять обстоятельствам. «Стоять плечо в плечо до
самого конца» [Калинов Мост 2001: 319].
Рука
(35) – власть (мирская и духовная), действие, сила, господство,
защита – вот основная символика, которая отражает важную роль руки в жизни
человека и веру в то, что она способна передавать духовную и физическую
энергию. Рука издавна считалась могущественным символом, она присутствовала как
мотив еще в наскальной живописи. В иконографии рука выступает в роли
самостоятельного образа: например глаз на ладони – символ ясновидения или (в
буддизме) сострадательной мудрости. Рука – это служащая орудием защищающая или
карающая сила; символ верховной власти, действующих законов и порядков в
египетском, индуистском и буддийском религиозном искусстве. В христианской
живописи рука – денница Божья, появляющаяся из облаков. Это символ Бога в
христианской Троице. С древних времён существовала вера, что руки королей,
религиозных лидеров и чудотворцев имеют целебную силу; отсюда наложение рук в
религиозном благословении, при конфирмации и посвящении в сан. Что касается
символики правой и левой руки, то за исключением Китая и Японии, где левая рука
символизирует честь, повсеместно предпочтение отдаётся правой руке. В
соответствии с западной традицией, правая рука символизирует искренность,
логику; левая – двойственность. Правой рукой благословляют, левой – проклинают
[Рошаль 2005: 275-276].
Слеза
(40) – в народной традиции не только естественное выражение
горя, печали, боли, обиды, но и форма ритуального поведения. Обязательным
считалось оплакивание умершего: неоплаканный покойник мог, по поверьям,
превратиться в вампира. Слезы уподобляются дождю. По старым русским
представлениям, дождь – это слёзы святых, плачущих о бедах и грехах
человеческих. В фольклоре часто плачет сирота, мать, потерявшая ребёнка,
старики, разлучённые влюблённые; в сказках и легендах плачут животные, небесные
светила, реки и моря, горы и тучи; плачет Христос-дитя, предвидя свою судьбу,
плачет Богородица над гробом своего сына, плачет весь мир в час смерти Христа.
Плач невесты – необходимый элемент свадебного обряда у восточных славян
(особенно у русских). Со слезами невеста прощалась с родителями, родным домом,
со своими подругами, с девичьей волей [Толстая 2001: 435-436].
Сон
(44) – состояние человека, воспринимаемое как близкое к смерти.
Символизирует отделение души от тела, переход в другую реальность [Королёв
2006: 218].
Странник,
пилигрим, бродяга (5) – образ человека, стремящегося к
сакральному. Одновременно с этим образ пилигрима связан с непривязанностью к
материальным интересам. Аналогичное понимание человека в качестве странника на
этой земле свойственно и другим традициям; во многом оно обусловлено мифом о
небесном происхождении человека, о его последующем падении и стремлении вновь
обрести небесное царство. Паломничество может быть рассмотрено как один из
вариантов обрядов инициации, в определённом роде сходный с ритуальным обходом
лабиринта. Неслучайно в эпоху средневековья прохождение через мозаичный
лабиринт, выполненный на полу или на земле, символически отождествлялось с
путешествием в Святую землю. Паломничество к святым местам – это путь обретения
центра; он сопряжён с трудностями и опасностями [Рогалевич 2004: 318-319].
1.1.
Мир Человека
б)
предметно-вещный мир
Дом,
изба (15) – символ счастья, достатка, единства семьи и
рода; шире – символ освоенного, человеческого пространства в противопоставлении
стихийному, неосвоенному, нечеловеческому. Кроме того, дом противопоставляется
миру за его пределами, как замкнутое – открытому, безопасное – опасному,
внутреннее – внешнему. Дом также представляет собой модель мироздания – его
четыре стены ориентированы по четырём сторонам света, а фундамент, сруб и крыша
соответствуют трём уровням вселенной (преисподняя – земля – небо) [Королёв
2006: 139]. Будучи жилищем человека, в своей пространственной организации дом
уподобляется человеческому организму: различные его части отождествляются с
членами и органами тела (крыша – голова, окна – глаза, очаг – сердце дома). В
некоторых традициях жилище разделяется между полами, что отражает представления
о дуальной структуре мироздания. В целом связывается с женским началом,
материнским лоном. В духовном плане дом может рассматриваться как хранилище
родовой мудрости человечества, традиции [Рогалевич 2004: 97]. Главная
символическая функция дома – защита. Зримое выражение этой функции – стены и
крыша; отсюда бытующие в языке выражения наподобие «иметь крышу над головой»,
т.е. быть защищённым от стихии, или «вернуться под отчий кров», т.е. обрести
укрытие от житейских неурядиц. Последнее выражение вдобавок связано с
представлением о доме как о символе единства рода, образном воплощении
неразрывной связи между предками и потомками. Вследствие этого в языке за
словом «дом» закрепилось второе значение: род, династия, – например, «дом
Романовых», «дом Габсбургов». Помимо дома как целого своей символикой обладают
и различные его части. У славян наиболее почитаемым местом дома считался красный
угол, где висели иконы, и стоял стол; этот угол был обращён на юг или на
восток, место за столом в красном углу предназначалось для хозяина и почётных
гостей; головой к красному углу клали покойников. По диагонали от красного угла
ставилась печь – другой сакральный «узел» дома, одновременно его центр и
граница; как вместилище огня и пищи, она символизирует достаток и благополучие,
но благодаря выходящему вовне дымоходу печь связана с внешним миром, в том
числе и с «тем светом», что роднит её с дверью и окнами. Порог и сама дверь –
граница между безопасным пространством и опасным, место перехода. С домом как
символом тесно связано представление о домашних духах. В славянской традиции
таким духом выступает домовой – крохотный старичок с лицом, покрытым белой
шерстью, или двойник хозяина дома [Королёв 2006: 139-140].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|