рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Сметное планирование (бюджетирование)

2. Доля управленческих расходов (также на базе анализа прошлых периодов) может быть установлена в виде фиксированного процента от объема продаж (чистой нетто-выручки от реализации) с тем, чтобы позволить руководителям оперативно маневрировать имеющимися в их распоряжении ресурсами, дать стимул к увеличению объемов продаж или к сокращению аппарата управления и сопутствующих затрат при ухудшении хозяйственной конъюнктуры. Этот метод наиболее характерен для трудо- и капиталоемких отраслей.

3. Определяется доля управленческих расходов в объеме условно-чистой продукции (сумма фонда оплаты труда и балансовой прибыли) отдельного бизнеса за прошлые периоды. В соответствии с ней устанавливаются лимиты на предстоящий период.

Коммерческие расходы определяются, как правило, в зависимости от стратегии маркетинга, при этом обычно используются следующие методы [18, с 70]:

• в процентах от товарооборота;

• в расчете на единицу реализуемого товара;

• на основе исследований рынка (стоимость рекламной кампании);

• общие расходы на основе тенденций прошлых периодов.

Применительно к накладным расходам может существовать проблема распределения так называемых общеорганизационных расходов, которые нельзя непосредственно определить по данному виду бизнеса. Доля общеорганизационных управленческих или коммерческих расходов отдельного бизнеса может быть установлена на основе доли бизнеса в:

• общем объеме продаж компании (наихудший вариант — в стоимостном выражении, может быть, поэтому чаще всего применяемый в России; немного лучше — в натуральных единицах измерения);

• общей численности занятых (несколько лучше и поэтому менее распространенный в России);

• совокупном фонде оплаты труда (еще лучше);

• общих активах компании (в современной теории финансового менеджмента считается, что такой подход хороший, но в России он практически не используется, поскольку составлять расчетные балансы — а без них никуда — для отдельных видов бизнеса в нашей стране не принято).

Одинаковые затраты для компаний одной и той же отрасли или даже для однопрофильных структурных подразделений одной и той же компании могут быть в одном случае отнесены к категории переменных, а в другом — к постоянным издержкам. Единственный универсальный критерий здесь может быть один — изменяются ли данные издержки пропорционально (прямо пропорционально) изменению объемов продаж или нет. И все. Необходимо сразу же заметить, что ничего похожего в практике бухгалтерского учета России нет. Такое разделение производится только в документах международного образца.


1.3.3.Разработка сметы затрат. Порядок составление и применения бюджетов на предприятии. Бюджетный контроль


Смета затрат представляет собой сводный план всех расходов предприятия на предстоящий период производственно-финансовой деятельности. Она определяет общую сумму издержек производства по видам используемых ресурсов, стадиям производственной деятельности, уровням управления предприятием и другим направлениям расходов. В смету включаются затраты основного и вспомогательного производства, связанные с изготовлением и продажен продукции, а также на содержание административно-управленческого персонала, выполнение   различных работ и услуг, в том числе и не входящих в основную производственную деятельность предприятия.

Планирование видов затрат осуществляется в денежном выражении на предусмотренные в годовых проектах производственные программы,  цели и задачи, выбранные экономические ресурсы и технологические средства их выполнения. Все плановые задания и показатели конкретизируются в соответствующих сметах, включающих стоимостную оценку затрат и результатов. Например, смета расходoв составляется как план ожидаемых затрат по различным видам выполняемых работ и применяемых ресурсов. Смета затрат па производство продукции показывает планируемые уровни материальных запасов, объемы выпускаемой продукции, стоимость различных видов ресурсов и т Смета перспективных доходов устанавливает планируемые денежные поступления и расходы на предстоящий период.  Сводная смета увязывает все затраты и результат по основным разделам годового плана развития предприятия.-. В процессе разработки сметы затрат на производство и.-отечественной экономической науке и практике широко; применяют три основных метода:

1)  сметный — на основе расчета затрат в масштаб всего предприятия по данным всех других разделов плана .

2)  сводный — путем суммирования смет произведет отдельных цехов, за исключением внутренних оборотов между ними;

3) калькуляционный — на основе плановых расчетов по всей номенклатуре продукции, работ и услуг с разложением комплексных статей на простые элементы затрат.

Сметный метод на отечественных предприятиях наиболее распространен. Его применение обеспечивает тесную взаимоувязку и приведение в единую систему расчетов комплексного плана. При этом методе все затраты на производство по отдельным элементам сметы находят по данным соответствующих разделов годового плана. Порядок определения сметных затрат обычно следующий.

1. Затраты на основные материалы, полуфабрикаты И комплектующие устанавливают на основе плана годовой Потребности материальных ресурсов. В смету включают лишь те затраты, которые в течение планового периода будут израсходованы и подлежат списанию на производство продукции. Потребность в материалах принимают без учета вменения остатков складских запасов. В стоимость материалов включают суммарные затраты не только на изготовление основной продукции, но и на выполнение других работ и услуг в соответствии с планом их реализации на рынке, а также на реконструкцию и расширение различных подразделений предприятия и выпуска готовой продукции, но с вычетом стоимости возвратных материальных отходов.

2.  Затраты на вспомогательные материалы также принимают на основании годовых планов их потребности. В состав этих затрат принято включать также стоимость рас-ходуемых в плановом периоде покупных инструментов и малоценного хозяйственного инвентаря.

 3. Стоимость топлива в смете затрат планируют безотносительно к его использованию в технологических процессах или в хозяйственно-бытовых службах. Общие затраты-устанавливаются без учета остатков энергетических ресурсов.

4. Стоимость энергии включают в смету затрат отдельным элементом только в том случае, если предприятие покупает её у внешних поставщиков. В состав этих затрат входят все виды расходуемой энергии: электрическая (силовая, осветительная), сжатый воздух, вода, пар, газ и др Если какой-то вид энергии вырабатывается на самом пред приятии, то данные затраты относят на соответствуют,!! элементы сметы затрат (материалы, заработная плата и т.д.).

5. Основную и дополнительную заработную плату всех категорий персонала определяют по действующим тарифным ставкам и окладам с учетом сложности и трудоемкости выполняемых работ, численности и квалификации работников. Сюда же включают и фонд заработной платы вне штатного состава работающих. Кроме того, на общий фон;; заработной платы промышленно-производственного персонала планируют отчисления на социальные нужды по действующим в плановый период ставкам.

6.Амортизационные отчисления предназначены для возмещения износа технологического оборудования, промышленных зданий, производственных сооружений и других основных фондов за счет себестоимости выпускаемо;' продукции. Общий размер амортизационных отчислений -зависит от существующих норм амортизации, срока службы оборудования и стоимости основных производствен!!!.:' фондов.

7. Прочие денежные расходы включают затраты, не предусмотренные в предыдущих статьях сметы производств По каждой из статей прочих расходов необходимо обосновать величину соответствующих затрат по существующий нормам или опытным данным.

Разработанная смета затрат на производство должна также соответствовать запланированному объему реализации товаров и услуг. При необходимости допускается корректировка планируемых расходов с учетом изменения норматива складских запасов готовой продукции, незавершенного производства, материальных запасов, затрат будущий периодов и т.п.

Сводный метод составления сметы затрат на производство предусматривает предварительную разработку и свод в единую систему общих затрат по цехам основного и

обслуживающего производства. В цеховую смету затрат включаются две группы расходов:

1) прямые издержки данного цеха на материальные ресурсы и комплектующие детали, основная и дополнительная заработная плата, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления и прочие денежные расходы;

 2) комплексные расходы на услуги других цехов, а также цеховые расходы и др.

Разработку цеховых смет затрат на производство продукции рекомендуется начинать с заготовительных подразделений предприятия, затем вспомогательных цехов, а после них следует переходить к основным цехам. Сводную смету затрат по предприятию составляют путем суммирования цеховых смет затрат с последующим исключением из общей суммы внутреннего оборота и корректировкой имеющихся производственных запасов.

 Смета расходов по эксплуатации производственных машин и оборудования традиционно включает следующие статьи затрат:

3) содержание машин,  оборудования и транспортных средств;

4) затраты на ремонт основных средств;

5) эксплуатация машин и оборудования;

6) внутрихозяйственное перемещение грузов;

7) арендная плата за машины и оборудование;

8) износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

9) прочие затраты;

10) всего по смете.

Общая сумма расходов по эксплуатации производственных машин и оборудования и цеховых расходов составляет смету общепроизводственных расходов. В   смету цеховых расходов входят статьи затрат на содержание аппарата управления цехом, амортизацию зданий и сооружений цехового назначения, аренду производственных помещений, содержание и ремонт зданий, охрану труда, научные исследования и изобретательство, износ малоценных предметов и прочие цеховые издержки. I

Смета общехозяйственных или общезаводских расходов на отечественных предприятиях разрабатывается, как правило, по следующим статьям затрат: I

11) расходы на содержание аппарата управления; 1

12) служебные командировки и перемещения;

13) содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны;

14) амортизация нематериальных активов;

15) амортизация основных средств общехозяйственного   ; назначения; I

16) содержание зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения; 1

17) производство испытаний, проведение исследований и содержание общехозяйственных лабораторий;

18) охрана труда; 1

19) подготовка кадров; I

20) арендная плата за помещения общехозяйственного  назначения;

21) налоги, сборы и прочие обязательные отчисления.

22) потери от простоев по внешним причинам;

23) информационные, аудиторские и консультационные услуги;

24) недостачи и потери материальных ценностей на складах предприятия;

25) прочие расходы;

26) всего по смете.

 Калькуляционный метод разработки сметы затрат на производство продукции основан на использовании выполненных расчетов или калькуляций себестоимости всех без исключения видов продукции, работ или услуг, запланированных в годовой производственной программе предприятия, а также остатков незавершенного производства и расходов будущих периодов. На основе имеющихся расчетов се бестоимости отдельных изделий с учетом годовых объёмов производства разрабатывается шахматная ведомость, содержащая все экономические элементы и калькуляционные статьи расходов . В строках 1—12 даны статьи „исходов основного производства, а в графах 2 — 9 раскрыты элементы затрат на основную программу с учетом изменения остатков незавершенного производства и других планируемых расходов. Затраты вспомогательных цехов (производств) приведены в строке 13 и графе 10.

После составления шахматной таблицы затрат разрабатывается уточненная общая (сводная)  смета  расходов планируемых  предприятием   на   предстоящий   период . Для получения полной себестоимости готовой продукции из общей сметы исключаются расходы  на работы  услуги, не связанные с производством валовой продукт а также добавляются коммерческие расходы и учитывается изменение расходов будущих периодов. ;

Себестоимость валовой продукции при однопродуктовом производстве может служить основой для уточнения издержек на изготовление одного изделия по формуле:

                               Зобщ.

                      Сп= _____

                                П

где Сп—себестоимость единицы продукции, руб.;

З общ.-совокупные затраты на производство продукции, руб.;

П        -годовой объём производства продукции, шт.

Правильное планирование издержек производства на единицу продукции служит не только основой анализа затрат и управления стоимостью продукции,  но и создаёт планово- экономическую  базу для формирования рыночных цен на все товары и услуги.

Операционный и финансовый бюджет образуют генеральный бюджет предприятия . Существуют и другие взаимосвязи в частности, бюджет потребностей в материалах влияет на бюджет движения денежных средств, но эта зависимость на схеме не показана.

Поскольку основой для разработки финансовых планов являются бюджеты текущей деятельности, рассмотрим далее порядок составления текущих бюджетов.

Операционные бюджеты [15, с. 309].

К операционным бюджетам относятся:

* Бюджет продаж

* Бюджет запасов

* Бюджет производства

* Бюджет потребностей в материалах

* Бюджет прямых затрат на оплату труда

* Бюджет общепроизводственных расходов

* Бюджет цеховой себестоимости

* Бюджет коммерческих расходов

* Бюджет общехозяйственных расходов

* Бюджет капитальных вложений

Бюджет продаж.

В бюджете продаж указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном выражении. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и является основой для всех остальных бюджетов: в конечном итоге расходы зависят от объема выпуска, а объем выпуска устанавливается на основе объема реализации.

На базе проведенного рыночного анализа отделом маркетинга, договорам намерений, договорам купли продажи, заключенными отделом продаж и поступивших заявок на покупку продукции формируется бюджет продаж продукции предприятия

Бюджет продаж составляется на сроки:

5 - 15 лет  перспективный план продаж;

1 - 12 месяцев тактический план продаж;

10 дней оперативный план продаж.

На основании данного бюджета составляется план возникновения и погашения обязательств по ГП и план движения денежных средств (план поступления денежных средств от продажи ГП).

Таким образом, входными данными для данного бюджета являются:

·         Существующие договора;

·         Поступившие заявки на приобретение продукции;

·         Рыночный анализ;

·         Бюджет остатков готовой продукции.

И на основании этих данных формируется следующие выходные данные бюджета продаж:

·         Бюджет продаж (план продаж по менеджерам);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.