рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Теория личности

Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе – в виде ролевого смешения. Задача, с которой сталкивается юный человек, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени сведения о себе (сын, спортсмен, друг, брат, студент и т.д.) и интегрировать эти многочисленные образы (роли) в единое неконфликтное целое. Все роли он должен осмыслить, связать с прошлым и спроецировать в будущее. Если подросток справится, у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

В определении идентичности, данном Эриксоном, можно выделить три элемента. Первое: молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе». Второе: значимые люди тоже должны видеть его «тождественность и целостность». Третье: молодые люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренне и внешнее согласуется между собой. Тогда сформируется социальное  доверие  к  миру,  самостоятельность, инициативность,  целостность личности.

Согласно Эриксону, основа для благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве. Однако, стоит помнить, что развитие идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми подросток идентифицирует себя, а также социальных, политических изменений, происходящих в обществе.

Влияние родителей на формирование личности ребенка на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.

Обратное справедливо для подростка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. При трудностях самоидентификации проявляются симптомы путаницы ролей. Это часто бывает у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей.

В этом возрасте ярко выражена обособленность круга общения и отвержение «чужаков». Создаются опознавательные знаки «своих» – одежда, макияж, жесты, сленг. Эта интолерантность (нетерпимость) – защита против «помрачения» сознания идентичности. Подростки стереотипизируют себя, свои идеалы, своих врагов. Часто подростки отождествляют свое «Я» с образом, противоположным тому, что ожидают родители. Но иногда лучше ассоциировать себя с «хиппи», чем вообще не обрести своего «Я».

Подростки испытывают способность друг друга хранить верность. В значительной степени юношеская любовь – это попытка добиться четкого определения собственной идентичности, проецируя расплывчатый образ своего эго на другого и наблюдая его уже отраженным и постепенно проясняющимся. Вот почему в юношеской любви так много разговоров.

Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к тому, что Эриксон назвал кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от этого конфликта, испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности – противоположной той, которую настойчиво предлагают родители или сверстники. Однако неудачи в достижении личной идентичности не обязательно обрекают подростка на нескончаемые поражения в жизни. Эриксон подчеркивал, что жизнь – это постоянные изменения.

Интервал  между  юностью и  взрослым состоянием, когда молодой  человек стремится  (путем проб и  ошибок) найти свое  место  в  обществе, Эриксон назвал «психическим  мораторием». Острота  этого  кризиса  зависит  как от степени   разрешенности  более  ранних  кризисов   (доверия,  независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис  ведет  к состоянию острой диффузии идентичности,  составляет  основу социальной патологии юношеского  возраста.

 Синдром патологии идентичности по Э. Эриксону:  регрессия к  инфантильному уровню и  желание как  можно дольше отсрочить обретение взрослого  статуса;  смутное,  но  устойчивое  состояние тревоги;   чувство  изоляции  и  опустошенности;  постоянное   пребывание  в состоянии  чего-то  такого,  что  сможет  изменить  жизнь; страх перед личным общением  и неспособность эмоционально воздействовать  на лиц  другого пола; враждебность и презрение  ко всем  признанным общественным ролям, вплоть  до мужских  и  женских  («унисекс»);   презрение   ко  всему   национальному  и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу «хорошо там, где нас  нет»).  В  крайних случаях имеет  место поиск  негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения.

При успешном выходе из кризиса приобретается положительное качество – верность. Верность – это, по Эриксону, «способность быть верным своим обязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в системе ценностей человека» и «способность юных принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества».


VI стадия. Ранняя зрелость (Ранняя взрослость)

Становление  эго-идентичности  позволяет молодому  человеку  перейти на шестую стадию психосоциального развития.  Эта стадия обозначает формальное начало взрослой жизни; продолжается от поздней юности до начала среднего возраста. Здесь и далее Эриксон не называет четкого возраста. К началу этой стадии человек уже познал свое «Я» и включился в трудовую деятельность. В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни.

Возникает желание тесного сотрудничества с другими, стремление  к  близким  дружеским связям с членами своей социальной группы.  Молодой человек  не  боится теперь утраты своего «Я» и обезличивания. Достижения предыдущей  стадии позволяют ему, как пишет Эриксон, «с готовностью и  желанием смешивать  свою идентичность с другими»; приобретается чувство интимности (близости).  Эриксон, так же как и Фрейд, утверждает, что только теперь человек по-настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком как в социальном, так и в сексуальном плане. Молодой  человек  готов  к доверительному сотрудничеству  с  другими.

Опасность этой стадии – это избегание контактов, требующих полной близости. Избегание опыта близости из-за страха утратить Эго приводит к чувству изоляции и последующему самопоглощению. Если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, ему сулит одиночество. Не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Такое  нарушение, по  мнению Эриксона,  может вести  к острым  «проблемам  характера»,  к психопатологии. Если психический мораторий  продолжается  и  на  этой  стадии,  то  вместо  чувства  близости возникает стремление сохранить дистанцию, не пускать на свою «территорию», в свой  внутренний  мир.  Существует   опасность,  что  эти  стремления  могут превратиться в  личностные  качества – в чувство изоляции и  одиночества.

Преодолеть эти негативные стороны идентичности  помогает любовь. Эриксон напоминает, что любовь не должна пониматься только как сексуальное влечение.

VII стадия. Средняя зрелость (Взрослость) (эту и последующую стадии Фрейд не рассматривает)

Седьмая  стадия рассматривается  как  центральная  на  взрослом  этапе жизненного пути  человека; приходится на средние годы жизни (примерно до 64 лет). Ко времени наступления этой стадии человек уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками. Развитие личности продолжается благодаря влиянию со стороны детей, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим.

Основная задача этой стадии – выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность, как главная положительная характеристика личности на этой стадии, выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае – чувство самореализации у человека, связанное с достижениями детей. «Зрелый человек, - пишет Э. Эриксон, - нуждается в том, чтобы быть нужным, и зрелость нуждается в руководстве и поощрении со стороны своих отпрысков, о которых необходимо заботиться». При этом речь необязательно идет только о собственных детях. Для этого этапа развития характерна общечеловечность – способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Кроме того, продуктивность выражается в эффективной трудовой деятельности и творчестве. Во все, что делает человек, он вкладывает частицу своего «Я», и это приводит к личностному обогащению.

Напротив, в том случае, если складывается неблагоприятная ситуация развития, появляется чрезмерная сосредоточенность на себе, самопоглощенность. Главной заботой становится удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт. Такие люди часто рассматривают себя как свое собственное и единственное дитя, и не заботятся ни о ком и ни о чем. Это приводит к застою, инертности, к личностному опустошению. Если условия благоприятствуют, то наступает физическая и психологическая инвалидизация  личности. Она подготовлена всеми предшествующими стадиями, если соотношения сил в их течении складывалось в пользу неуспешного выбора. Стремление заботиться о другом, творческий потенциал, желание творить вещи, в которые вложена частица неповторимой индивидуальности, помогает преодолеть возможное формирование самопоглощенности и личностного обеднения.


VIII стадия. Поздняя зрелость (Зрелость)

Последняя восьмая  стадия  завершает жизнь человека; этот период знаменует начало старости. Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Только в том, кто заботится о делах и людях, адаптировался к победам и поражениям, вызревает плод целостности (эго-интеграции), он включает такие понятия, как честность, цельность, полнота.

Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и чувство «мудрости прожитых лет». «Мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти». Нет страха, есть удовлетворение.

Кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, кто осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть, того охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Отчаяние выражает сознание того, что времени жить осталось мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и попытаться достичь  личностной целостности иным путем. Отсутствие личностной  интеграции ведет к страху смерти. Это состояние можно передать словами поэта В. С. Высоцкого: «Вам вечным холодом  и льдом сковало кровь от страха жить  и от предчувствия кончины».

Сравнив эту стадию с самой первой, видим, как замыкается круг ценностей: целостность (integrity) взрослого и младенческое доверие, уверенность в честности (integrity) Эриксон обозначает одним и тем же словом. Он утверждает, что здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.

Завершить изложение  концепции Э.  Эриксона можно  словами его любимого философа Кьеркегора: «Жизнь может быть понята в обратном порядке, но прожить ее надо с начала».

 
СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

Автономия – внутреннее чувство зависимости только от себя самого, способность в определенной степени управлять событиями, влияющими на собственную жизнь.

Верность – психосоциальное качество, вытекающее из эго-идентичности, благодаря которому юноши и девушки имеют возможность мыслить и действовать согласно идеологии, несмотря на присущие ей противоречия и ограничения.

Взаимозависимость. Термин, использовавшийся Эриксоном для выражения представления, согласно которому потребности и способности разных поколений находятся во взаимной зависимости.

Вина – чувство собственной никчемности и неуверенности в себе у детей, чьи родители не склонны давать им возможность действовать самостоятельно.

Диффузия идентичности. Статус эго-идентичности, при котором молодой человек или девушка могут переживать или не переживать кризис идентичности, связанный с выбором карьеры или идеологических убеждений, но, тем не менее, он (она) не делает определенного выбора или еще очень далек от того, чтобы сделать выбор.

Достижение идентичности. Статус эго-идентичности, характеризующийся переживанием кризиса, связанного с выбором карьеры и идеологических убеждений, в результате чего человек делает твердый выбор того и другого.

Жизненный цикл – последовательность психосоциальных стадий, следующих друг за другом о рождения до смерти.

Забота – психосоциальное качество, дающее человеку возможность чувствовать, что кто-то или что-то имеет для него значение.

Изоляция – чувство социальной опустошенности и болезненности, возникающее в результате неспособности достичь интимности.

Инертность – состояние поглощенности самим собой, при котором индивидуум заботится только об удовлетворении своих потребностей.

Инициатива. Связана с возрастом игры и отражает активный интерес к работе других, исследование всего нового, а также внутреннее чувство собственной способности предпринимать  активные действия.

Интимность. Сопровождает раннюю зрелость, включает в себя сексуальность, тесные отношения с другими и способность доверяться другому человеку.

Компетентность – психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением.

Кризис идентичности – период времени, в течение которого молодой человек или девушка напряженно решает такие вопросы, как «что я собой представляю?», «куда я иду?». Молодым людям, мучительно переживающим кризис идентичности, часто недостает ясного представления о собственной социальной роли, и они строят предположения о том, какая роль наиболее подходит им в данной ситуации.

Любовь – психосоциальное качество, вытекающее из чувства интимности, благодаря которому молодой человек или девушка вверяет себя другому человеку, хранит верность, даже если для этого может потребоваться самоотречение и компромисс.

Мораторий – статус эго-идентичности, при котором девушка или молодой человек переживает кризис идентичности, связанный с выбором профессии и идеологических убеждений, но их выбор и решения еще слишком неопределенные и общие.

Мудрость – психосоциальное качество, связанное с чувством целостности «Я» (эго-интеграция), благодаря которому человек признает относительность знаний, приобретенных на протяжении жизни.

Надежда – психосоциальное качество, сопряженное с чувством базисного доверия, служащее фундаментом для осознания смысла своего существования.

Недоверие – чувство страха, подозрительность и мрачные предчувствия у маленького ребенка по отношению к людям и миру в целом, сформировавшееся благодаря несамостоятельному или отвергающему стилю материнского воспитания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.