рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Теория личности

            К этому периоду Эго одержало верх над Ид:

  • ребенок подавил эдипальные желания;
  • сознательно и более последовательно воспринимает родительские требования и ожидания;
  • ярче стыд и вина;
  • Эго посвящает себя вхождению в социум.

В этом периоде на поведение ребенка влияют две базовые латентные фантазии.

1) Бессознательная фантазия семейного романа:

·                  мои родители не настоящие;

·                  просто я живу с ними;

·                  своих родителей еще надо разыскать

Например, мальчик, чтобы найти настоящих родителей, должен «убить дракона» (в сказках описан этот момент), дети убегают из дома бессознательно искать других родителей.

Роль этой фантазии заключается в защите от эдипальных инцестуозных желаний, от одновременного проявления любви и агрессии.

2) Фантазия близнецов (более поздняя).

·                  у меня есть двойник – моя противоположность;

·                  ему можно всё – мне нельзя;

·                  он природен - я социален;

·                  он счастлив – я нет.

Например, Том Сойер и Гек Фин, Малыш и Карлсон. Отличники выбирают в качестве друга хулигана.

Роль этой фантазии в проекции плохой части во внешний мир, в становлении социально приемлемым.

Задачи латентного периода социализация, обретение навыков, получение удовольствия от завершения. Проявление скуки и лени заключается в бессознательном страхе ответственности, неумении получать удовольствие от завершения. В этом периоде родители как референтная группа отходят на второй план, значимыми становятся латентные группы сверстников, где можно обмениваться навыками, учиться распределять ответственность, укреплять собственную идентичность через идентификацию через идентификацию с ними. Однополые группы укрепляют половую идентичность.

Таким образом, главная цель – заменить родительское Супер-эго на своё.


5.  Генитальная (12 – 22 года). Результатом физиологических изменений в организме является усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Вступление в генитальную стадию отмечено возможность наиболее полного удовлетворения сексуального инстинкта. Предыдущие, так или иначе неудовлетворенные, сексуальные стремления (оральные, анальные, фаллические) могут начать формировать черты характера, сублимируются в увлечения и хобби, вытесняются. Половое влечение становится альтруистическим. Подросток заботится как о своём удовлетворении, так и об удовлетворении объекта.

Выделяют два периода генитальной фазы: предподростковый и подростковый.

Предподростковый начинается с появления вторичных половых признаков. Задача заключается в том, чтобы психологически справиться с физиологическими изменениями тела. В связи с увеличением импульсов из Ид, найти нарушенное равновесие между Эго и Ид. Для этого периода возможно появления дисморфофобии (непринятие внешнего вида).

Подростковый период девушками и юношами воспринимается по-разному. Появление менструация для девушек не является чем-то совсем неизвестным (в литературе, на телевидении, в рекламах уделено достаточно внимания этому явлению), для юношей же спонтанные первые эякуляции являются менее изученными, это явление не поддается контролю, в связи с этим пугает. Поэтому для юношей характерно снижение мужественности и вербализации.

Таким образом, конфликт этого периода характеризуется как:

·      нарушение равновесия между Эго, Ид и Супер-эго в силу нового, мощного проявления сексуального, агрессивного драйва;

·      возрождение вытесненных конфликтов предыдущих стадий, адекватно не разрешенных.

Все желания переживаются подростками как угрожающие. Возросшие желания, требующие удовлетворения стереотипно, по инерции подавляются из-за необходимости социализации. Как следствие возрастает различного рода тревожность. Подросток начинает «бросаться» из крайности в крайность (от природности к социализации). Однако, в силу лабильности аффекта в этом возрасте, подросток способен справляться с тревогой.

Для родителей, в связи с этим, предоставляется последняя возможность помочь, дать детям то, что недостаточно дали в предыдущие периоды.

 
СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ:

            Агрессия – тенденция или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель которых состоит в том, чтобы повредить другому человеку, уничтожить, унизить. Агрессия может проявляться не только в прямом действии разрушения или насилия. Любое поведение, как негативное, ( например, отказ от помощи), так и позитивное ( например, ирония) может выполнять функцию агрессии. Фрейд обнаружил в основе агрессивности единый субстрат всех влечений - влечение к смерти.   

Анальная стадия. Вторая стадия психосексуального развития,  которая характеризуется ведущим положением анальной зоны. Объектное значение на этом этапе насыщено значениями, связанными с функцией дефекации (удержание-выталкивание) и символической ценностью фекалий. Овладение мышечными действиями ставится в связь с утверждением садомазохизма.

Бессознательное – понятие, обозначающее в психоанализе совокупность содержаний, не присутствующих в актуальном поле сознания  Аспект психики, содержащий социально неприемлемые конфликты и желания.

Вторичный процесс. В теории психоанализа – когнитивно-перцептивные навыки, дающие возможность индивидууму удовлетворять инстинктивные потребности, не подвергая опасности себя и других.

Генитальная стадия. Четвертая стадия психосексуального развития, в ходе которой формируются зрелые гетеросексуальные отношения.

Защитные механизмы. Неосознанные реакции, защищающие индивидуум от таких неприятных эмоций, как тревога и чувство вины.

Идентификация. Процесс, посредством которого ребенок присваивает характеристики другого лица, обычно родителя, чтобы освободиться от собственной тревоги и ослабить внутренние конфликты.

Инстинкт. Врожденное, локализующееся на уровне тканей организма, состояние возбуждения, стремящееся выразиться вовне и привести к снятию напряжения.

Инстинкт  жизни. Идея Фрейда о том, что люди стремятся к самосохранению.

Инстинкт смерти. Идея Фрейда о том, что люди движимы побуждениями саморазрушения и смерти.

Комплекс Электры. Женская версия эдипова комплекса в теории Фрейда.

Латентный период. Период, на протяжении которого энергия либидо «дремлет».

Оральная стадия. Первая стадия психосексуального развития, на которой основным источником интереса и удовольствия является рот.

Первичный процесс. Психологический феномен, благодаря которому у индивида уменьшается напряжение при формировании в фантазии образа объекта желания.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА

 
БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Альфред Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества.

Адлер описывал свое детство, как трудное и несчастливое время. Он наслаждался материнской любовью в течение первых дух лет жизни, но пора нежности закончилась с рождением младшего брата. Потом он приобрел особое расположение отца, чьим любимцем оставался в течение всего детства. В ранние годы его постоянно окружали смерть и болезни – когда ему было три года, его младший брат умер в постели, стоявшей рядом с его постелью. Вдобавок к этому он дважды с трудом избежал перспективы быть убитым в уличных происшествиях. В пять лет он заболел тяжелой формой пневмонии и был очень близок к смерти. Позднее он приписывал свое желание стать врачом этому почти фатальному заболеванию.

В первых классах школы Адлер учился весьма без интереса. Он не успевал по математике и вынужден был остаться на второй год. Учитель посоветовал его отцу забрать сына из школы и отдать в ученики к сапожнику, так как он, видимо, не способен ни на что другое. Однако отец побудил сына продолжать учебу, и благодаря упорству и напряженной работе Адлер стал лучшим учеником по математике в классе.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет, бывший в то время одним из ведущих европейских медицинских центров. Вокруг бурлила жизнь театра, музыки и политической философии социалистов, в связи с чем город прославился как «красная» Вена. В студенческие годы Адлер самозабвенно окунулся в политику. Он увлекся социализмом и участвовал во многих политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену, Раису Эпштейн, студентку из России, которая тоже училась в Венском университете. В 1897 году они поженились.

Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Некоторое время после этого он специализировался в офтальмологии, работая в захудалой части города. Затем, после прохождения практики по общей медицине, он стал психиатром. С 1902 по 1911 годы он был активным членом кружка, образовавшегося вокруг Зигмунда Фрейда. Но Адлер скоро начал развивать идеи, отличавшиеся от идей Фрейда и сторонников его теории. Его взгляды становились все более несовместимыми с позицией Фрейда. В 1911 году Адлер сложил с себя обязанности президента Венского психоаналитического общества и вышел из него. Одновременно Общество покинули 9 из 23 членов, с которыми он и основал Общество свободного психоанализа — большей частью из желания досадить Фрейду и некоторым из его преданных единомышленников. В следующем, 1912 году название адлеровского общества было изменено, и оно стало Обществом индивидуальной психологии.

С середины 20-х годов Адлер все больше времени посвящает поездкам по Европе и Соединенным Штатам. Когда с приходом к власти Гитлера по Европе прокатилась волна тоталитаризма, он предугадал катастрофу и понял, что если психология где-нибудь и выживет, то только в Америке. В 1935 году Адлер с женой обосновались в Нью-Йорке. Вскоре после этого он получил должность практикующего профессора медицинской психологии в медицинском колледже в Лонг-Айленде.

Адлер был неутомимым лектором. Он читал свои лекции непринужденно и пользовался большой популярностью. 28 мая 1937 года во время лекционного турне Адлер внезапно скончался в шотландском городе Абердине.

Идеи Адлера оказывают мощное влияние на современные исследования в клинической и индивидуальной психологии. Акцент, сделанный в его теории на социальном интересе как существенном критерии психического здоровья, способствовал появлению концепции ценностных ориентаций в психотерапии. Кроме того, его внимание к осознанным, рациональным процессам стимулировало появление эго-психологии. Его концепция о существенной роли социальных сил в развитии личности узнаваема в более поздних работах Эриха Фромма, Карен Хорни и Гарри Стэка Салливана – всех, кто отмечал в теории Фрейда отсутствие социологической ориентации. Соответственно, особое подчеркивание волевых и творческих аспектов личности оказало прямое или косвенное влияние на таких выдающихся психологов, как Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Ролло Мей, Виктор Франкл и Альберт Эллис.

 
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Адлера часто представляют как ученика Фрейда, взбунтовавшегося в конце концов против своего учителя и начавшего создавать свои собственные концепции. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его как «неофрейдиста». В его ранних работах, где угадываются ростки будущих теорий, он весьма критично характеризует период сотрудничества с Фрейдом. Ниже представлены основные тезисы индивидуальной психологии Адлера.

1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое

Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру само согласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое.

2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству

Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед – они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.

3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое

Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум – нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, - свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.

Именно эта убежденность в творческой природе и свободе человека более, чем что либо другое, побуждает многих психологов считать Адлера предвестником современной гуманистической психологии.

 4. Социальная принадлежность индивидуума

Адлеровское целостное видение природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную составную часть больших систем – семьи, сообщества: “Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него”. Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес — врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Таким образом, индивидуальная психология полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестественным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.