С.А. Авакьян [27] отмечал некоторые бесспорные
существенные признаки местного самоуправления, свойственные и отличающие его от
центральной правительственной власти. К примеру, различие в характере власти.
Центральная государственная власть есть власть суверенная, верховная, могущая
сама по себе реформировать, органы же местного самоуправления - власть
подзаконная, действующая в порядке и в пределах указанных ей верховной властью.
· Разграничение сфер компетенции властей центральных и местных, т.е.
отграниченность круга дел, предоставленных местному самоуправлению.
· Самостоятельные источники средств.
· Территориально - ограниченный выборный принцип.
Заметим, что
Б.Н. Чичериным [28]
выделялись основные “ выгоды и преимущества” местного самоуправления:
Во первых,
местные нужды лучше всего знакомы и ближе всего местным жителям, участвующим в избрании
органов местного самоуправления и непосредственно заинтересованным в успешной
деятельности последних.
Во вторых,
местное самоуправление развивает в гражданах самодеятельность, энергию,
предприимчивость и ведет к высокому развитию общественных сил. Люди перестают
ожидать всех благ от правительства, привыкая полагаться на самих себя.
В третьих,
общественная жизнь при наличии местного самоуправления, равномернее
распределяется по всему государству, не стягивается искусственно к центру,
оставляя провинцию и периферии бессильными.
В четвертых,
местное самоуправление связывает администрацию с народом... Наряду с частными
интересами у гражданина появляются общественные. Принимая участие в управлении,
гражданин готов содействовать ему всеми силами, как своему собственному делу.
В пятых, местное
самоуправление дает гражданам ближайшее практическое знакомство с общественными
делами.
Наконец, в
шестых, местное самоуправление является подготовительной школой для
государственных деятелей высшей категории.
В связи с
вышеизложенным можно выделить несколько критериев местного самоуправления:
1 Правовая
оформленность. Система местного самоуправления, компетенция, границы
осуществления определяются законом. Но самоуправление в отличие от
государственной власти- власть подзаконная и действующая в пределах и на
основании законов, принимаемых органами государственной власти.
2 Осуществление
управления в интересах населения, для населения. Фактически речь идет о
совпадении источника власти и носителя власти.
3 Разрешение местных
дел, удовлетворение потребностей, которые преимущественно необходимы в
повседневной жизни. Причем самоуправление возможно лишь тогда, строго
определена часть общественных дел, которыми оно занимается, или его предметы
ведения.
4 Баланс
государственных и местных интересов на уровне местного самоуправления
обеспечивается законом. Наиболее действенные рычаги обеспечения этого
равновесия представляются в виде закрепления нормативной и ненормативной
компетенции местного самоуправления, разумном сочетании форм непосредственной и
представительной демократии, а также особого порядка назначения и смещения
главы исполнительной власти.
5 Под собственные
предметы ведения самоуправления должно иметь собственные ресурсы в виде
самостоятельного местного бюджета и муниципальной собственности.
6 Реальные
возможности принимать решающее участие в управлении делами общества.
7 Одна из целей
местного самоуправления- развитие у граждан чувства принадлежности к одному
сообществу. Поэтому следующий критерий- учет своей национальной, региональной,
исторической и прочей специфики и особенностей. Речь идет о самостоятельности
определения, например, организационно - правовых форм местного самоуправления.
8 Сознательное
участие граждан в управлении. Имеется ввиду такой аспект термина “
сознательность”, как готовность лично действовать в соответствии с интересами
местного сообщества, подчинять при необходимости свои интересы с групповым
интересом. Эта власть требует обязательного наличия представительства
населения. Другими словами, она выборна по своей природе.
9 Необходимый
уровень правосознания граждан. Наличие системы негосударственных институтов,
принимающих участие в управлении делами общества.
10 Наличие
способности к активной корректирующей деятельности. Каждый отдельный гражданин
и все местное сообщество в целом должны не только понимать что такое
ответственность, но и быть готовыми и способными взять ее на себя в случае
неадекватного использования власти теми, кому оно доверено.
11 Преобладание
методов убеждения над методами принуждения.
12 Совпадение
объекта и субъекта управления. [29]Для
государственного же управления характерно несовпадения, а иногда и
противопоставление субъекта и объекта управления. Кроме того, субъектом
управления являются не государственные органы или должностные лица, назначаемые
сверху, а выборные представители местных сообществ.[30]
13 Превращение
местного сообщества из участников управления в его первичных субъектов.[31] Как известно, под управлением
понимается всякое целенаправленное воздействие управляющей системы на
управляемую. Но если речь идет о самоуправлении, следовательно, налицо
воздействие управляющей системы самой на себя. Таким образом, есть не две
системы - управляющая и управляемая, а одна- самоуправляемая. [32]
14 Местное
самоуправление, несмотря на значительные отличия от других институтов
самоуправления ( самоуправление народа, постоянных и временных объединений
граждан, принципа самоуправления в деятельности всех властных органов) тем не
менее имеет с ними целый ряд общих черт. Поэтому можно говорить о местном
самоуправлении как части демократической организации цивилизованного общества и
как части единой структуры организации власти и управления в стране.
2.1.
Формирование органов местного самоуправления
Местное
самоуправление -форма народовластия, обеспечивающая
организацию деятельности населения для самостоятельного и под свою
ответственность решения вопросов местного значения. Местное
самоуправление организуется в городах, районах, поселках
и других территориях.
Правовую основу организации местного
самоуправления составляют: Конституция РФ; федеральное законодательство,
регулирующее
вопросы местного самоуправления; областное
законодательство; уставы (положения)
о местном самоуправлении.
Экономическую основу
местного самоуправления составляют: природные ресурсы (земля,
ее
недра, воды, леса,
растительный
и животный мир); движимое и недвижимое
имущество, входящее в состав муниципальной
собственности;
средства
местного бюджета; государственная собственность,
переданная
местному
самоуправлению для осуществления отдельных государственных функций;
иная
собственность, служащая источником
получения
доходов местного самоуправления и удовлетворению потребностей населения
соответствующей территории.
Финансовую основу местного самоуправления
составляют средства местного бюджета, внебюджетных
и валютного фондов; средства на компенсацию
дополнительных расходов, возникающих
в результате решений, принятых органами
государственной власти; получаемые кредитные
ресурсы, дотации и субвенции от органов
государственной власти , а также средства органов территориального
общественного
самоуправления.
Основными принципами
организации местного самоуправления являются:
-
принадлежность права на самоуправление населению
в границах населенных пунктов, территорий
и их ассоциаций;
-
наличие достаточных собственных
материально-финансовых ресурсов;
-
организационная обособленность органов местного
самоуправления от органов государственной власти;
-
законность в организации и деятельности местного
самоуправления;
-
многообразие форм организации местного
самоуправления и самостоятельное определение населением структуры органов
местного самоуправления;
-
выборность органов местного самоуправления;
ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед
населением и государством за надлежащее исполнение своих функций;
Гарантии местного самоуправления
заключаются в следующем:
-
полномочия местного самоуправления не могут быть
изъяты или ограничены в одностороннем порядке органами государственной власти;
органы местного
-
самоуправления имеют право на судебную защиту
законных прав и интересов местного самоуправления;
-
никто не вправе вмешиваться в осуществление
деятельности местного самоуправления, в том числе принимать акты,
ограничивающие его компетенцию;
-
правовые акты ОМС1,
принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми
расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями,
организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и
гражданами.
Для
реализации представительных ,исполнительных и распорядительных функций население
образует выборные и другие органы местного самоуправления и наделяет их в
соответствии с законодательством соответствующими полномочиями для решения
вопросов местного значения.
Выборными
органами МС1 в городах, районах и других поселениях
могут быть городские, районные, сельские (поселковые) Собрания (Советы).
Другими
органами МС могут быть администрации соответствующих территорий, образуемые в
соответствии с уставами муниципальных образований.
Сущность
отношений органов МС с предприятиями, учреждениями и организациями,
находящимися в муниципальной собственности состоит в следующем:
-
Органы МС определяют цели, условия и порядок
деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной
собственности;
-
осуществляют регулирование цен и тарифов на их
продукцию (услуги);
-
утверждают их уставы, назначают и увольняют
руководителей данных предприятий,
-
заслушивают отчеты о их деятельности.
-
Органы МС содействуют развитию
предпринимательской деятельности на подведомственной территории.
-
Органы МС не вправе устанавливать ограничения на
ввоз и вывоз продукции и товаров за пределы соответствующей территории либо
иные ограничения хозяйственной деятельности за исключением случаев,
предусмотренных законодательством.
-
По вопросам, не входящим в компетенцию органов
МС, их отношения с предприятиями,
-
не находящимися в муниципальной собственности, а
также с физическими лицами строятся на основе договоров.
Органы
местного самоуправления вправе:
-
Передавать находящееся в муниципальной
собственности
-
объекты во владение и использование (постоянное
или временное), сдавать их в аренду, продавать, отчуждать в порядке и на
условиях, предусмотренных законодательством и правовыми актами
представительного органа.
-
Распоряжаться средствами местного бюджета,
внебюджетными и валютными фондами.
-
Самостоятельно устанавливать внешнеэкономические
связи.
-
Создавать совместные предприятия по выпуску
товаров народного потребления и оказанию услуг населению, организовывать
приграничную торговлю.
-
Пользоваться на договорных началах кредитами на
производственные и социальные цели.
-
Выпускать местные займы для развития социальной
и производственной инфраструктуры1.
Постоянно
действующим исполнительным органом МС является администрация муниципального
образования .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|