Поляризации
режимов валютного курса, по всей видимости, отражает проблему «несовместимости
троицы», когда страна может одновременно достичь только двух целей из трех:
стабильности валютного курса, свободной мобильности международного капитала и
независимости денежно-кредитной политики. Растущая интеграция международных
финансовых рынков заставлдяет денежные власти сделать выбор между стабильным
валютным курсом и денежно-кредитной независимостью. Промежуточный режим
остается предпочтительным лишь для тех стран, которые еще не открыли
иностранным инвесторам свои рынки капиталов.
5. Методы и теории регулирования валютного курса
Существует
рыночное и государственное регулирование величины валютного курса. Рыночное
регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а
также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное
регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного
регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического
роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в
стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики – комплекса мероприятий
в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими
и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется
валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами.
К мерам
государственного воздействия на величину валютного курса относятся:
Ø
валютные
интервенции;
Ø
дисконтная
политика;
Ø
протекционистские
меры.
Важнейшим
инструментом валютной политики государств являются валютные интервенции
– операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной
денежной единицы против ведущих иностранных валют.
Цель
валютных интервенций – изменение уровня соответствующего валютного курса,
баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного
рынка. Действие механизма валютных интервенций аналогично проведению товарных
интервенций. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк
должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается
спрос на иностранную валюту, а следовательно, увеличивается курс национальной
валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк
продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса
иностранной валюты и снижению курса национальной валюты. Для интервенций, как
правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может
служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс
формирования валютных курсов.
Официальные интервенции
могут проводиться разными методами – на биржах (публично) или на межбанковском
рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с
банками, на срок или с немедленным исполнением.
Кроме того,
официальные валютные интервенции подразделяются на:
Ø
«стерилизованные»
Ø
«нестерилизованные».
«Стерилизованными»
называют интервенции, в ходе которых изменение официальных иностранных
нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов,
т.е. практически отсутствует воздействие на величину официальной «денежной
базы». Если же изменение официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет
к изменению денежной базы, то интервенция является «нестерилизованной».
Для того чтобы
валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального
валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:
Ø
Наличие
необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных
интервенций;
Ø
Доверие
участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка;
Ø
Изменение
фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста,
темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы и др.
Дисконтная
политика –
это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью
регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита
на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. В последние
десятилетия ее значение для регулирования валютного курса постепенно
уменьшается. Протекционистские меры – это меры, направленные на защиту
собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся, в первую
очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения –законодательное или
административное запрещение или регламентация операций резидентов и
нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Видами валютных
ограничений являются следующие:
Ø
валютная
блокада - запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты;
Ø
регулирование
международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения
золота и ценных бумаг;
Ø
концентрация
в руках государства иностранной валюты и других валютных
ценностей.
Государство
достаточно часто манипулирует величиной валютного курса с целью изменения
условий внешней торговли страны, используя такие методы валютного
регулирования, как двойной валютный рынок, девальвация и ревальвация.
Теории валютного курса выполняют две функции:
Ø
первая
(идеологическая) направлена на обоснование жизнеспособности рыночной экономики;
Ø
вторая
(практическая) состоит в разработке методов регулирования валютного курса как
составной части валютной политики.
Для большинства западных теорий валютного курса характерен ряд
общих черт:
Ø
отрицание
теории трудовой стоимости, стоимостной основы валютного курса денег;
Ø
меновая
концепция - преувеличение роли сферы обращения при недооценке производственных
факторов. Предметом анализа являются меновые пропорции, изменяющиеся под
влиянием спроса и предложения валюты. Глубинные причины таких изменений, лежащие
в сфере воспроизводства, обычно остаются за рамками этих теорий. Меновая
концепция проявляется в эластичном, абсорбционном, монетарном подходе западных
экономистов к анализу валютного курса;
Ø
соединение
количественной и номиналистической теорий денег с концепциями международного
равновесия.
Основное положение номиналистической теории денег
(деньги творение государства) распространяется экономистами на валютный курс.
По их мнению, валютный курс не имеет стоимостной основы, а валютный
паритет устанавливается государством в зависимости от его политики. Нить их
рассуждений такова: покупательная способность валют определяется ценами, цены
зависят от количества денег в обращении, количество денег регламентируется
центральным банком - органом правительства. Основоположник государственной
теории денег немецкий экономист Г. Кнапп рассматривал валютный курс как
творение государства, объясняя его изменения волей правительства, отрицал
стоимостную основу курсовых соотношений. Подобная подмена экономических категорий
юридическими вытекает из смешения денег со счетной денежной единицей и
масштабом цен.
Теория паритета покупательной
способности.
Оценка
валютного курса с помощью паритета покупательной способности Авторство концепции паритета
покупательной способности принадлежит известному шведскому экономисту начала XX
века Густаву Касселю, одному из отцов-основателей Стокгольмской школы
экономической науки. Кассель, будучи высококлассным математиком, по его
собственному выражению, имел дело « с величинами и их соотношениями, а также с
условиями равновесия между силами, которым следует дать количественное выражение».
Исходя из этих соображений, он выискивал количественные закономерности на
международном рынке. После Первой мировой войны на международном рынке возник
диспаритет между валютным курсом и реальной покупательной способностью денег в
результате отказа от золотого стандарта. Кассель обратился к идее Давида
Рикардо, который предположил, что между валютным курсом и внутренней
покупательной способностью денег должна быть четкая взаимосвязь. Установление
валютного курса на базе паритета покупательной способности, по мысли Касселя,
должно было вернуть международный рынок в состояние равновесия. Со своими
теоретическими разработками шведский экономист впервые выступил в 1916 г., а
после войны начал их активную пропаганду. Само выражение «паритет покупательной
способности» вошло в терминологический оборот после публикации Касселем
статьи в «Economic Journal» в декабре 1918 г. Экономист предлагал в начале
1920-х гг. Лиге Наций, прообразу современной ООН, использовать паритет покупательной
способности в качестве якоря международной валютной политики.
Теория
покупательной способности исходила из преобладавшей в начале XX века идеи, что
валютный курс каким-то образом взаимосвязан с внутреннем уровнем цен в стране.
Причем было неясно, что выступает независимой, а что зависимой переменной —
то ли цены влияют на валютный курс, то ли, наоборот, колебания обменного курса
сказываются на ценах. Исходная идея, от которой отталкивался Кассель, была
достаточно простой. Если при данном уроне цен покупателю дешевле приобретать
товары в Соединенных Штатах, чем в Великобритании, то спрос на американские
товары увеличится. Возникнет давление на валютный рынок, и обменный курс
GBP/USD стабилизируется на таком уровне, что будет совершенно безразлично, где
покупать товары. Если же речь идет о фиксированных курсах, то арбитраж на
товарном рынке приведет к изменению уровня цен. Их колебание будет длиться до
тех пор, пока выгоды от товарного арбитража полностью не исчезнут.
На основе
подобных рассуждений был сформулирован Закон единой цены который гласит,
что в условиях совершенной конкуренции один и тот же товар в различных странах
имеет одинаковую цену, если она выражена в одной и той же валюте.
Эта теория базируется на номиналистической
и количественной теориях денег. Ее истоки берут начало от воззрений
английских экономистов Д. Юма и Д. Рикардо. Рикардо утверждал, что низкая
стоимость фунта стерлингов привела к дефициту торгового баланса, «...вывоз
монеты вызывается ее дешевизной и является не следствием, а причиной
неблагоприятного баланса». С его точки зрения, обесценение денег «следствие их
избытка», а соотношение покупательной способности валют определяется количеством
денег в обращении соответствующих стран. На этом постулате базируются все
варианты, в том числе современные, теории паритета покупательной способности.
Основные положения этой теории состоят в утверждении, что валютный курс
определяется относительной стоимостью денег двух стран, которая зависит от
уровня цен, а последний - от количества денег в обращении. Данная теория
направлена на поиск «курса равновесия», который поддержал бы
уравновешенность платежного баланса. Этим определяется ее связь с концепцией
автоматического саморегулирования платежного баланса.
Наиболее полно теория паритета покупательной
способности впервые была обоснована шведским экономистом Г. Касселем в 1918 г.
и периодически активизируется, вызывая дискуссии (в 40-х, 60-х, в середине 70-х
гг.). По мнению Касселя, «в условиях нормальной торговли устанавливается такой
валютный курс, который отражает соотношения между покупательной силой
соответствующих валют». Это убедительное объяснение формирования валютного курса,
который действительно связан с покупательной способностью денежных единиц. Но
эта теория отрицает объективную стоимостную основу валютного курса и объясняет
его исходя из количественной теории денег. Ее авторы считают, что выравнивание
валютного курса по покупательной способности валют осуществляется
беспрепятственно под воздействием автоматически вступающих в действие факторов,
поскольку изменение курсовых соотношений влияет на денежное обращение, кредит,
цены, структуру внешней торговли и движение капиталов таким образом, что
восстанавливается равновесие.
Развитие государственного регулирования обнаружило
несостоятельность идеи стихийного рыночного хозяйства с его тезисом автоматического
восстановления равновесия. В 1932 г. Кассель признал, что упустил из виду
препятствия, создаваемые государством в международной торговле. По его мнению,
утверждение, будто паритеты определяются исключительно уровнем экспортных и
импортных цен, является грубой ошибкой, а паритеты следует рассматривать как
грубый приблизительный расчет.
Развитие теории паритета покупательной способности шло
по линии присоединения дополнительных факторов, влияющих на валютный курс и
приведение его в соответствие с покупательной способностью денег. В их числе
вводимые государством торговые и валютные ограничения, динамика кредита и
процентных ставок. Дж. М. Кейнс ввел дополнительные факторы: психологические и
движение капиталов. А. Маршалл добавил понятия лага и эластичности спроса по
отношению к цене.
Однако основная идея о том, что валютный курс
определяется соотношениями между уровнями цен двух стран, осталась без
изменения в современной западной экономической науке. Например, П. Самуэльсон
утверждает: изменение соотношений валютного курса «при прочих равных условиях
пропорционально изменению соотношения между нашими ценами и ценами за
границей».
Теория паритета покупательной способности, признавая
реальную базу курса валют- покупательную способность, отрицает его стоимостную
основу, преувеличивает роль стихийных рыночных факторов и недооценивает
государственные методы регулирования курсовых соотношений и платежного
баланса. Отсутствие целостности этой теории способствует периодическому ее
возрождению. Она стала составным элементом монетаризма, сторонники которого
преувеличивают роль изменений денежной массы в развитии экономики и инфляции, а
также роль рыночного регулирования и отрицают государственное регулирование.
Теория регулируемой валюты
Кейнсианская теория регулируемой валюты возникла под
влиянием мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., когда обнаружилась
несостоятельность идей неоклассической школы, выступавшей за свободную
конкуренцию и невмешательство государства в экономику. В 50-60-е гг.
кейнсианство заняло господствующее положение в западной экономической науке. В
противовес теории валютного курса, допускавшей возможность автоматического его
выравнивания, на базе кейнсианства была разработана теория регулируемой
валюты, которая представлена двумя направлениями.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|