Одной из причин
основных причин роста сиротства является алкоголизм родителей и как, следствие
– жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и
интересами. Среди неблагополучных факторов социального сиротства значительное
место занимает увеличение числа неполных семей.
Материальные
трудности, ссуженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно
сказывается на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них
чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы.
Дополнительный
фактор риска для развития ребенка становится безработица родителей.
Продолжается
увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.
2. Дети-сироты и дети, лишенные
родительского попечения с отклонениями в физическом и психическом развитии.
По данным
статистики уровень здоровья детей, поступающих в дома ребенка, резко ухудшается.
Так, если в 2004 г. Удельный вес детей с нервно-психическими и наследственными
заболеваниями в общей численности детей домов ребенка составлял 40%, то в 2005
– 81%. Причины многочисленных физических и психических заболеваний у
детей-сирот многообразны. Основная часть детей имеет негативную
наследственность, «отказные» дети чаще имеют физические и психические
отклонения в развитии.
3. Дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей с нарушениями в поведении, приводящие к незащищенности
от криминогенной среды или самих себя.
Дети, лишенные родительского попечения, наиболее склонны к
бродяжничеству, подвержены опасности стать жертвами насилия и преступлений или
быть вовлеченными в преступную деятельность, они рано приобщаются к алкоголю и
наркотикам.
I.2. Альтернативные формы социализации детей-сирот
Последствия материнской депривации очень тяжелы для ребенка, поэтому во
многих странах наблюдаются такие тенденции как: отказ от воспитания детей в
учреждениях интернатного типа, и укрепление «вертикальных» связей – прародители
– родители – дети. В ситуации современной России детям-сиротам могут помочь
альтернативные формы воспитания приемная семья, патронатная семья, семейный
детский дом. И роль, которую играет семья в жизни ребенка, я рассматриваю
дальше.
I.2.1 Семья как важный фактор для
полноценного развития ребенка.
Содержание
жизнедеятельности семьи может быть понято через описание основных функций, на
реализацию которых семья ориентирована. В ряде функций, присущих семье на
определенном этапе ее исторического развития, обнаруживает себя ее
специфическое целевое назначение как малой группы и социального института.
Выполнение этих функций обеспечивается ролевым сотрудничеством всех членов
семьи, и прежде всего супругов[8].
Активность
семейной системы, приводящей к достижению соответствующего полезного
результата, является многоаспектной и разнонаправленной. Брак нельзя свести к
сексу. Он предопределяет весь образ жизни: труд, житейские радости, печали.
Совместимость или несовместимость партнеров может быть должным образом оценена
лишь в рамках семьи как единой поведенческой системы с доминирующими
ценностями и определенным организационным паттерном. Помимо
сексуально-эротической, имеют значение другие функции семьи, связанные с
безопасностью, воспитанием детей, социальным обучением, а также развитием
каждого из партнеров в отдельности и супружеской пары в целом. Супружескую
адаптацию следует рассматривать в более общей системе взаимоотношений, отражающих
индивидуальные связи каждого из партнеров с родительской семьей и социальным
окружением в целом.
В науке о семье
пристальное внимание уделяется анализу функций семьи.
Чаще семье
приписывают следующие функции:
·
Порождение
и воспитание детей.
·
Сохранение,
развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества,
аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.
·
Удовлетворение
потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке,
чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «Я»,
эмоциональном тепле и любви.
·
Создание
условий для развития личности всех членов семьи.
·
Удовлетворение
сексуально-эротических потребностей.
·
Удовлетворение
потребностей в совместном проведении досуга.
·
Организация
совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье,
взаимопомощь.
·
Удовлетворение
потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций
с ними.
·
Удовлетворение
индивидуальных потребностей в отцовстве или материнстве, контактов с детьми их
воспитании, самореализации в детях.
·
Социальный
контроль за поведением отдельных членов семьи.
·
Организация
деятельности по финансовому обеспечению семьи.
·
Реактивная
функция-охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей
стрессовых состояний.[9]
Семья как
социальный институт.
В науке сложилась
традиция изучения семьи как социального института, и как малой группы.
Согласно
общепринятой трактовке, понятие «социальный институт» означает устойчивых
комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок,
посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в
наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных
стандартов поведения определённых лиц в конкретных ситуациях. Стандарты
поведения организуются в систему ролей и статусов.
Деятельность
социальных институтов направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно
важных социальных потребностей, к которым относятся: коммуникации в обществе,
производство товаров и услуг и их распределение, воспроизводство членов
общества и их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов
общества и, социальная стабильность. Обычно выделяют пять основных социальных
институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика,
политика, образование и религия. Каждый из них социализируется на решении
принципиально важной для выживания и нормального функционирования общества проблемы.
Социальные
институты образуют ядро нормативно-ценностной структуры общества. Они
ограничивают или подавляют такие действия людей, которые не согласуются с
соответствующими стандартами поведения.
Выступая
существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство
его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не
обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению
детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих
поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать
состоявшейся тогда, когда муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя
ответственность за жизнь своего ребёнка, его экономическое состояние и
воспитание.
Семья образует
первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребёнка
представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них.
Семья в значительной мере приобщает ребёнка к основным общечеловеческим
ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей
усваивается ребёнком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые
семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению,
приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и
чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребёнка, а
затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребёнка в
качестве существа с уникальными характеристиками в большей мере влияет на его
представление о самом себе[10].
Семья обладает
серьёзными преимуществами в социализации личности благодаря особой
психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и
поддержки. Огромное значение имеют частота и непосредственность физических,
эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей.
Индивидуальный подход к развитию личности ребёнка именно в семье становится
реальностью. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребёнку позволяет
своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности.
Семья
удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их
поведение в ответ на требования социума. Институт семьи - важнейший посредник
во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять
как тоталитаризму, так и индивидуализму. Поэтому общество, и личность обоюдно
заинтересованы в укреплении семьи.
Одновременно
семья стремится к поддержанию своей автономии, борется за своё существование в
социуме. Для этого она должна обладать средствами сопротивления внешним
угрозам, например, усилению контроля над семьёй со стороны государства.
Чрезмерное вмешательство внешних сил в семейную систему нарушает баланс
отношений семьи и общества. Институт семьи может оказаться в подчинённом
положении по сравнению с другими социальными институтами. Поэтому возникает
потребность в просемейной политике.
Институциональный
характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть
понята только в связи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать
будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч
других семей.
Противоречивые процессы в области брачно-семейных отношений – рост числа
разводов, неполных семей и повторных браков, снижение рождаемости и
воспитательного потенциала семьи и т.д. – вынуждают специалистов рассуждать об
институциональном кризисе семьи. Это проявляется в том, что изначально
сплочённое единство семьи как социального института, объединявшего в себе
родительство, супружество, родство, начинает распадаться на отдельные,
независимые от семьи части (например, родители могут не быть супругами, а отец
не связан с детьми кровным родством и т.п.). Однако на протяжении многих веков
институт семьи демонстрировал свою устойчивость и даже ригидность. По всей
видимости, точнее будет говорить о смене типов семьи как малой группы внутри
социального института семьи, о возникновении новых стилей семейных отношений, о
существующей социализации детей-сирот.[11]
I.2.2.Роли ребенка
в семье
Характерологические
особенности и поведение детей-сирот, воспитывающихся в детских домах и
школах-интернатах, представляют собой яркую иллюстрацию «ребенка с
депривацией». Многочисленными исследованиями установлено, что существование
детей в условиях массированной материнской депривации (когда дети растут в
полной разлуке с матерью) приводит к возникновению психопатий, депрессиям и
фобиям. Дети, лишенные родительской опеки, обнаруживают заметное отставание от
социально-возрастных нормативов на протяжении всей жизни. Для них характерно
следующее:
·
эмоциональная
поверхностность;
·
низкая
способность к фантазированию;
·
«прилипчивость»;
·
высокая
агрессивность;
·
жестокость;
·
инфантильная
безответственность и др.
Д. Боулди выделил
сензитивный период (от 6 до 12 месяцев) в жизни ребенка, во время которого он
наиболее тяжело переживает разлуку с матерью. Исследователь указывает также на
наличие динамики эмоциональных реакций ребенка, разлученного с матерью: вначале
он плачет, кричит (фаза протеста), затем наступает фаза отчаяния, которая
завершается фазой отчуждения, во время которой ребенок перестает интересоваться
матерью, ничего не хочет о ней слышать.
I.2.3. Опека, попечительство и
патронатная семья.
Под опекой
понимают правовую форму, с помощью которой осуществляются длительные,
постоянные контакты с ребенком, нуждающимся в надзоре и воспитании. Опека
устанавливается над детьми, либо не имеющими родителей, либо имеющими
родителей, которые по тем или иным причинам не могут воспитывать детей,
заботиться о них (болезнь, длительное отсутствие и т.п.).Опекуном и попечителем
может быть любое совершеннолетнее лицо, выразившее на это согласие. Опекуны,
подобно родителям и усыновителям, обязаны заботиться о воспитании детей. На
опекунов и попечителей не возлагается обязанность предоставлять средства на
содержание своих подопечных. Однако опекуны и попечители организуют обеспечение
подопечных. Пенсии, пособия, алименты и другие суммы, причитающие подопечным,
поступают в распоряжение опекуна или попечителя и расходуются на содержание
подопечного.
Прекращение опеки и попечительства связано с достижением подопечным
определенного возраста. Опека прекращается по достижении подопечным 14 лет, а
попечительство - 18 лет. Кроме того, опекун (попечитель) может быть освобожден
от своих обязанностей в случае возвращения детей на воспитание родителям, при
передаче их на усыновление или при помещении детей в соответствующие детские
воспитательные учреждения. Опекун (попечитель) может быть освобожден от
обязанностей и по личной просьбе, если она вызвана уважительными причинами
(боязнь, отсутствие необходимого контакта с подопечным и т.д.). Попечительство
прекращается также в случае вступления несовершеннолетнего в брак.[12]
Опекун
(попечитель) может быть отстранен от выполнения функций опеки, если не
выполняет возложенных на него обязанностей, ненадлежаще воспитывает
подопечного. Если опекун использует опеку в корыстных целях либо оставляет
подопечного без надзора, необходимой помощи, орган опеки и попечительства
обязан передать прокурору необходимые материалы для решения вопроса о
привлечении виновных к ответственности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|