-
обеспечение
правовых гарантий выпускников государственных интернатных учреждений на
трудоустройство, жильё и иные закреплённые законодательством льготы;
-
координация
действий всех государственных и не правительственных организаций и служб,
оказывающих поддержку нуждающимся в защите своих прав детям, в том числе и на
региональном уровне;
-
создание
научно-методической базы социальной защиты детства, в том числе подготовка и
переподготовка кадров для работы в государственных интернатных учреждениях и в
альтернативных;
-
создание
системы учреждений для поддержки детей и родителей, оказавшихся в экстремальной
ситуации;
-
совершенствование
материально-технической базы, существующих воспитательных учреждений для
детей-сирот, и детей лишённых родительской опеки.
Таким образом,
социальное сиротство как широкое социальное явление – отражение и порождение
общих социально-экономических процессов в России. Мощным источниками
социального сиротства является увеличение семей «социальной группы риска», числа
детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, беспризорных и
безнадзорных детей. Растет количество детей-сирот нуждающихся в полноценном
воспитании. И семейные формы воспитания самый наилучший вариант решения
социализации детей-сирот. В этом поможет приемная семья или патронатная семья.
Для воспитания в таких детях чувства ответственности, любви, понимания и
сопереживания, нужен личный пример каждого взрослого, с которым будет
общаться ребенок.
Также рассмотрена
мной программа «Дети-сироты», где приняты специальные меры по улучшению условий
жизни детей, лишившихся родительской опеки, и возникновение этой программы обусловлено,
прежде всего, обострением проблемы социального сиротства вследствие падения
престижа семьи.
В этой главе я
рассмотрела основные характеристики детей-сирот, преимущества воспитания их в
приемных и патронатных семьях. Функции семьи, роли ребенка в семье, возможности
усыновления и патронирования детей-сирот. Процедура оформления документов,
перечисления лиц которые могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, патронатными
воспитателями. Что нам дает возможность более детально продумать PR- кампанию в этом
направлении. Эти выводы помогут мне воспользоваться более эффективными методами
PR-технологий влияющими на
сознание населения Ярославской области.
Глава II. Исследования
форм презентации и содержание информации о детях-сиротах в СМИ
II.1 Анализ региональных СМИ освещающих
проблему альтернативных способов социализации детей-сирот
При
исследованиях публикации, посвященных детям-сиротам в региональных СМИ;
«Городские новости», «Российская газета», «Северный край», «Юность», журнал
«Народное образование» было выделено 5 основных тенденций:
1-я тенденция
может быть охарактеризована как призыв к гражданскому немедленному включению в
решение проблемы социального сиротства в виде различных форм помощи детским
домам (с обозначением расчетных счетов детских учреждений);
2-я тенденция
представляет собой своеобразное запугивание населения подробным описанием
асоциальных поступков, которые совершили дети, оставшиеся без попечения
родителей (проституция, убийства, кражи), с приписыванием им таких
характеристик как грубость, жестокость, глупость, отягощенная
наследственность;
3-я тенденция
представлена в СМИ как использование феномена сиротства для усиления позиции
того или иного политика в политической борьбе;
4-я тенденция
представляет собой ярко выраженное отношение к детям-сиротам, как жертвам
взрослой агрессии и взрослого безответственного поведения;
5-я
тенденция предусматривает собой призыв к милосердию, актуализируя при том в
сознании людей христианские традиции, издревле существующие в России.
Полученные предварительные данные позволили развернуть базовое
исследование. Среди всего объема информации о детях-сиротах, которая
представлена сегодня в печати, можно отметить, что наиболее часто упоминаются и
освещаются следующие проблемы (большинство авторов считают эти проблемы
ключевыми):
·
детская
беспризорность
·
растущее
количество детских домов
·
альтернативные
формы воспитания детей-сирот.
·
II.2. Отношение СМИ к
беспризорным детям
По мнению
большинства авторов, детская беспризорность- это бич нашего времени. В
современной России она произрастает на фоне глубокого экономического кризиса
постоянно ухудшающего материальное положение всех слоев населения. В результате
детские проблемы как бы отступают на задний план, ни о каком реальном
приоритете охраны прав ребенка говорить не приходится.
В наиболее
острых (пафосных) социально направленных статьях высказывается следующая
позиция: издержки развития, и гнетущая социальная напряженность неожиданно
породили феномен, с которым, казалось, в индустриально развитых странах было
покончено еще в19 в. – современных беспризорников. Подчеркивается, что
количество беспризорных детей в нашем государстве определяется цифрой от 1 до 4
миллионов. Но дело не только и не столько в цифрах, а в том, что речь идет о
социальной болезни, глубоко затрагивающей суть отношений в обществе.
В ряде статей
делается акцент на то, что среди безнадзорных и беспризорных детей значительная
часть – воспитанники интернатных учреждений. Из-за жестокого обращения
постоянно растет число самовольных уходов детей из этих учреждений. Большинство
бездомных детей городские жители (80%), в основном это дети из неблагополучных
семей. Причины их отчуждения от семьи – жестокое обращение, нежелание учиться в
школе и конфликт с родителями на этой почве. У детей возникает ощущение своей
ненужности, отсутствие заботы родственников.
Образ жизни беспризорных
подростков наносит мощный удар по их здоровью, психике, деформирует их
ценностные ориентации. Как правило, у них искажено представление о мире, знания
крайне ограничены и не соответствуют возрасту, многие даже читать начинают
учиться только в социально-реабилитационных. Для беспризорных детей характерна
грубость, неуравновешенность, агрессивность, неумение сочувствовать и
сопереживать. У большинства беспризорников наблюдаются психические
расстройства, запущенные хронические заболевания. Психическое перенапряжение
приводит к нервным срывам, попыткам самоубийства.
Безнадзорность,
бродяжничество – одна из самых очевидных причин роста правонарушений,
наркомании среди детей. Характерна тенденция автономизации детской
преступности, усиления её организованности, укрепления связей с другими
возрастными группами преступного мира.
Анализ текстов
публикаций по теме беспризорности позволяет выделить две формы подачи
информации:
A. Данная форма подачи
информации о детях группы риска скорее пугает (они все - наркоманы, преступники,
генетически неполноценны), заставляет сторониться этих детей, чем способствует
оказанию реальной помощи. В роли негативной установки, внедряющейся в сознание
аудитории, выступает идеи о генетической, психической и интеллектуальной неполноценности
сегодняшних сирот и беспризорников. К огромному сожалению, ряд СМИ создают и
поддерживают этот образ существа, потерявшего человеческий образ. На самом
деле, в интернат или на улицу может попасть ребёнок любого социального слоя. К
сожалению, в значительном количестве публикаций СМИ насаждается мысль о том,
что большинство социально проблемных детей не способно вернуться к нормальной
жизни.
B. Данная форма подачи
информации направлена на то, чтобы вызвать у читателей желание сопереживать,
сочувствовать обездоленным детям. В ней нет предложений по решению проблемы
беспризорности. Однако чувствительного к чужому горю, способного сопереживать
читателя эта публикация может побудить к реальной помощи.
II.3. Отражение в СМИ проблем
роста количества детских домов
Дети
оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью
(на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или приемную семью), а
при отсутствии такой возможности – в учреждения для детей сирот, оставшихся
без попечения родителей. Это воспитательные, лечебные учреждения, учреждения
социальной защиты населения и др. (ст. 123 Семейного кодекса РФ). Таким
образом, Семейный кодекс РФ устанавливает приоритет семейного устройства детей,
оставшихся без попечения родителей.
Так,
например, журнал «Народное образование» 2001 №7 в статье «Как устроить судьбу
детей, оставшихся без попечения родителей» публикует следующие данные:
«последнее десятилетие в Российской федерации держится довольно стойкая
тенденция: из 100 000 детей, оставшихся без попечения родителей, 70% передается
на воспитание в семьи, 30% устраивается на воспитание в детские интернатные
учреждения». Казалось бы, соотношение в пользу семейного устройства детей, но
это означает, что «свыше 30 000 детей ежегодно передается на воспитание
в учреждения». Ив настоящее время в России «насчитывается свыше 1000 различных
интернатных учреждений, в которых воспитывается более 150 000 детей,
большая часть которых могла бы быть потенциально устроена на воспитание в
семью». Автор сетует на тяжелую социально-экономическую ситуацию, которая «не
позволяет перераспределить уже имеющиеся финансовые средства, отсутствие
продуманной политики в этом вопросе». Все это «не позволяет эффективно
реформировать существующую систему устройства детей, обрекая многих из них
на воспитание в условиях учреждения, а не семьи».
II.4. Мнение прессы об альтернативных
формах воспитания детей-сирот в детских учреждениях
В последнее
время в центральной прессе начинают появляться статьи, в которых обосновывается
следующая точка зрения – воспитание детей сирот в приемных или опекунских
семьях дает лучшие результаты, нежели в государственных сиротских учреждениях.
Отечественная и мировая практика доказывают: гарантии благополучного
будущего ребенка-сироты в семье значительно выше, чем устроенного в учреждении.
Тот же опыт свидетельствует, что воспитание и содержание ребенка-сироты в семье
обходится государству и обществу значительно дешевле, чем в учреждении.
Как правило,
эту позитивную идею защищают авторы специальных статей, опубликованных в
журналах для профессионалов, а не для массового читателя, побуждая их
задуматься об эффективности воспитания сирот в государственных учреждениях.
СМИ Ярославского
региона не достаточно четко доносят до населения информацию о том, что
сохранение семьи, как основного института позитивной социализации детей может
рассматриваться, как национальная идея, объединяющее наше сегодняшнее общество.
В роли негативной
установки, внедряющейся в сознание аудитории, выступает идея о генетической,
психической и интеллектуальной неполноценности сегодняшних сирот и
беспризорников. К огромному сожалению, ряд СМИ создают и поддерживают этот
образ существа, потерявшего человеческий облик. На самом деле, в интернат или
на улицу может попасть ребенок любого социального слоя. К сожалению, в
значительном количестве публикаций СМИ насаждается мысль о том, что большинство
социально проблемных детей не способно вернуться к нормальной жизни.
В результате
проведения данного исследования можно выделить следующие формы подачи
информации о детях группы риска в СМИ:
·
обвинение-
государство и власть обвиняются в росте количества сирот и беспризорных;
·
сочувствие
- авторы публикаций стремятся выразить сочувствие и жалость к данной категории
детей;
·
отталкивающая
форма подачи информации – текст больше пугает читателей, чем способствует
оказанию реальной помощи детям, попавшим в беду. Эти сведения создают
определенный общественный настрой по отношению ко всем детям из детских домов
и интернатов, создавая им репутацию людей, которые в будущем станут обузой или
угрозой окружающим;
·
побуждение
к действию – предлагаются возможные пути решения существующих проблем, призывы
к активному участию в судьбах детей группы риска. Лишь специальные издания (по
педагогике, психологии) рассматривают проблему сиротства детально, со всех
сторон опираясь в своих суждениях на различные исследования в этой сфере. Может
послужить примером отношение к детям- сиротам журнал «Защити меня!»: «Не
клеймить, не взывать, не выжимать слезу, а деятельно и во время вмешиваться и
влиять на ситуацию». В подобных изданиях четко просматривается тенденция к
действию – решению уже существующих проблем (4 млн. беспризорников, сироты при
живых родителях, проблема социализации сирот, проблема их обучения,
трудоустройства и мн. др.) и предотвращение появления новых проблем.
Многие наши
сограждане считают, что эта проблема не касается их лично, что это дело
государства или специалистов. Работу с общественным мнением надо начинать с
изменения таких убеждений, и в этом нужно объединять усилия и специалистов, и
СМИ.
II.5. Исследование социально-психологических
установок по отношению к детям-сиротам и альтернативных формам их социализации
Социальная
установка – это общая ориентация человека на тот или иной социальный объект,
предшествующая действию и выражающаяся определённым образом относительно
данного объекта[20].
Понятие установки
первоначально было введено в экспериментальной психологии немецкими учёными для
обозначения, обусловленного прошлым опытом фактора готовности действовать тем
или иным образом, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую
ситуацию и некоторые иллюзии восприятия. Позднее понятие социальной установки –
аттитюда – вводится в социальную психологию и социологию для обозначения
субъектных ориентаций индивидов как членов группы (общества) на те или иные
ценности, предписывающие индивидам определённые социально принятые способы
поведения.
В отечественной
психологии термин «установка» имеет своё значение, свою традицию исследования.
Одним из первых в отечественной психологии проблемной установки занимался Д.Н.
Узнадзе. Он определял её как целостное динамическое состояние субъекта, которое
обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей
объективной ситуацией. Характеристиками установки являются: скорость и лёгкость
формирования, а также амбивалентность (при одном когнитивном компоненте
эмоциональный компонент может быть разным) и ригидность (установки с трудом
поддаются переделке).
Формирование и
изменение социальных установок происходит в процессе социализации. Социальные
установки являются продуктом различных влияний, оказываемых на нас с раннего
детства семьёй, друзьями во дворе, коллегами по работе и разнообразными другими
социальными группами. Все наши суждения, оценки и убеждения формируются под влиянием
личного опыта взаимодействия с другими людьми.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|