Идея о формах движения
материи и их взаимосвязи выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм
движения материи он положил следующие принципы: 1) формы движения соотносимы с
определенным материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню
такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2) между формами
движения существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает на базе
низших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к
низшим формам. Исходя из этих принципов, Энгельс предложил следующую классификацию:
механическое; физическое; химическое; биологическое; социальное движения
материи.
Пространство и время -
это формы бытия материи. В истории философии существовали различные концепции
пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: концепции
субстанциальные и реляционные.
Субстанциальная
концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые
существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена,
на которой находятся объекты и в которой развертываются процессы. Пространство
и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов.
Подобную точку зрения отстаивали И.Ньютон, Демокрит, Эпикур.
Представителем
реляционной концепции пространства и времени был Г. В. Лейбниц, который
настаивал на том, что пространство и время - это особые отношения между
объектами и процессами и вне их не существуют. Диалектический материализм
считает их объективными, независящими от человека и человечества формами бытия
материи, но при этом подчеркивает их неразрывную связь с самой материей и ее
движением.
Отражение - способность
материальных систем воспроизводить в сами х себе свойства взаимодействующих с
ними других систем. Отражение бывает: физическим, химическим, механическим,
биологическим. Биологическое отражение включает в себе степени:
раздражительности, чувствительности, психического отражения. Высшим
уровнем отражение явл сознание
29.
Сознание как высшая форма отражения. Структура
сознания. Индивидуальное и общественное сознание
Сознание имеет
биологические и социальные факторы. Оно является общественным продуктом и
отражает окружающую действительность активно.
Сознание - это высшая,
свойственная только человеку и связанная с речью и деятельностью функция мозга,
состоящая в обобщенном отражении, а также в конструктивно - творческом
преобразовании действительности и в разумном саморегулировании и
самоконтролировании.
Функции сознания :
1 Мировоззренческая 2
Познавательная 3 Творческая 4 Регулятивно - управленческая 5 Оценочная 6
Координирующая.
Структура сознания.
1 Знание 2 Память 3
Эмоции 4 Воля 5 Самосознание.
Сознание представляет
собой ядро человеческой психики.
Формирование и развитие
сознания в процессе эволюции происходило через человеческий труд и язык, а
сознание, например, ребенка может формироваться и развиваться под воздействием
общества, в процессе учебы , социализации и т.д.
Сознание и язык.
Понятие не существует
без слова, а мышление в понятиях без языка.
Мышление и язык едины,
но не тождественны. Они едины в том плане, что мысль лишена образности и ее
всегда бывает необходимо облечь в языковую словесную форму, даже при мыслях
«про себя». Иначе говоря, речедвигательный аппарат действует и во время
мышления. Язык - это непосредственное действительность мысли. Иначе говоря, в языке
мысль получает реальное существование. Язык - это форма материализации мысли.
Язык - это система знаний, служащая средством познания, хранения и передачи
продуктов духовной деятельности.
Наряду с естественными
языками, человек использует и искусственные языки.
Искусственный язык -
это специфические формы систем знаков, которые применяются в различных науках.
Причина появления таких
языков — в необходимости обмена точными данными в науке. В них преодолена
многозначность терминов.
Материалистическое объяснение
природы сознания. Теория отражения
В современной
российской философии (как и в прежней советской философии) широко
распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как
теория отражения.
Суть данной теории в
том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.
Ключевыми понятиями
теории отражения являются:
• отражение;
• раздражимость;
• чувствительность;
• психическое
отражение;
• сознательная форма
отражения.
Материи вообще присуще
свойство отражения.
Отражение по своей
природе — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других
материальных объектов при взаимодействии с ними.
Можно привести
множество примеров отражения: царапина на теле (отражение другого материального
объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на грунте (отражение
человека грунтом), следы грунта на обуви человека (отражение грунта человеком),
изменение формы предмета при столкновении с другим предметом (автомобильная
авария, попадание снаряда в стену и т. д.), отражение костей древних животных
на камне, отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение солнечного света Луной,
отражение Луны, деревьев, гор в водоеме...
Таким образом, в
большей или меньшей степени отражение присуще всем материальным объектам при
взаимодействии с другими ("Каждая вещь - эхо и зеркало Вселенной").
Элементарными формами
отражения являются:
• механическое;
• физическое;
• химическое.
Особой формой отражения
является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только
живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны
отражать как живую, так и неживую природу. 2. Формами биологического отражения
(присущего живым организмам) являются:
• раздражимость;
• чувствительность;
• психическое отражение.
Раздражимость —
простейшая форма биологического отражения - реакция живых организмов (даже
растений) на предметы и явления окружающего мира (живого и неживого). Пример
-высыхание, сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в
прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха "за Солнцем".
Чувствительность —
следующая, более высокая форма биологического отражения - способность живых
организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.
Психическое отражение -
систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных,
особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей
среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные
ситуации, находить из них правильный выход.
Сознание - высшая форма
биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным.
Сознание — наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление,
способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря
мысли — то есть обращенности сознания на само себя — мышлению), способность к
предметно-практической деятельности.
30.
Мышление и язык. Роль языка в познание
Язык - система
словесного выражения мыслей. Но возникает вопрос, может ли человек мыслить не
прибегая к помощи языка?
Большинство
исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и
фактически отождествляют язык и мышление.
Еще древние греки
использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, разговорного языка и
одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мысли они
стали значительно позднее.
Вильгельм Гумбольдт,
великий немецкий лингвист, основоположник общего языкознания как науки, считал
язык формирующим органом мысли. Развивая этот тезис, он говорил, что язык
народа - его дух, дух народа - это его язык.
Другой немецкий
лингвист Август Шлейхер считал, что мышление и язык столь же тождественны, как
содержание и форма.
Филолог Макс Мюллер
высказывал эту мысль в крайней форме: «Как мы знаем, что небо существует и что
оно голубое? Знали бы мы небо, если бы не было для него названия?… Язык и
мышление два названия одной и той же вещи».
Фердинанд де Соссюр
(1957-1913), великий швейцарский лингвист, в поддержку тесного единства языка и
мышления приводил образное сравнение: «язык - лист бумаги, мысль - его лицевая
сторона, а звук оборотная. Нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав
оборотную. Так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли.
Этого можно достичь лишь путем абстракции».
И, наконец, американский
лингвист Леонард Блумфилд утверждал, что мышление - это говорение с самим
собой.
Однако многие ученые
придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая, что мышление,
особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения. Норберт
Винер, Альберт Эйнштейн, Фрэнсис Гальтон и другие ученые признаются, что
используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а
расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают
результат в слова.
С другой стороны многим
удается скрывать скудость своих мыслей за обилием слов.
«Бессодержательную речь
всегда легко в слова облечь». (Гёте)
Творить без помощи
словесного языка могут многие творческие люди - композиторы, художники, актеры.
Например, композитор Ю.А. Шапорин утратил способность говорить и понимать, но
мог сочинять музыку, то есть, продолжал мыслить. У него сохранился
конструктивный, образный тип мышления.
Русско-американский
лингвист Роман Осипович Якобсон объясняет эти факты тем, что знаки -
необходимая поддержка для мысли, но внутренняя мысль, особенно когда это мысль
творческая, охотно использует другие системы знаков (неречевые), более гибкие,
среди которых встречаются условные общепринятые и индивидуальные (как
постоянные, так и эпизодические).
Некоторые исследователи
(Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам) считают, что у нас есть очень отчетливое
предвосхищение того, что мы собираемся сказать, у нас есть план предложения, и
когда мы формулируем его, мы имеем относительно ясное представление о том, что
мы собираемся сказать. Это значит, что план предложения осуществляется не на
базе слов. Фрагментарность и свернутость редуцированной речи - следствие
преобладания в этот момент в мышлении несловесных форм.
Таким образом, обе
противоположные точки зрения имеют под собой достаточные основания. Истина,
скорее всего, лежит посередине, т.е. в основном, мышление и словесный язык
тесно связаны. Но в ряде случаев и в некоторых сферах мышление не нуждается в
словах.
31.
Общественное сознание: понятие, структура, закономерности
развития
Формы общественного
сознания
Обычно называют шесть
форм общественного сознания[6]:
Искусство
(Художественное сознание)[7]
Наука(в т.ч. философия)
Мораль
Правосознание (Право)
Религия (буддизм,
христианство, иудаизм и ислам) — на ранних этапах развития человечества
всеобщая форма общественного сознания, зародившаяся ок. 40-50 тыс. лет назад
Идеология (Политическое
сознание) — наивысшая форма общественного сознания
Формы общественного
сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации
процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определенного типа
общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными,
эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.
Субъект общественного
сознания
Большую теоретическую
проблему представляет вопрос о том, кто же является носителем, субъектом
общественного сознания. Является ли общество или какая-либо его часть таким
субъектом, который способен принимать решения, иметь определенную эмоциональную
жизнь, воспроизводить подобных себе носителей сознания? В определенном смысле
можно говорить о субъективных свойствах не только каждого отдельного человека,
но и более общих групп людей (класс, национальность, государство,
человечество). Но при этом следует помнить, что идеальное как мыслительный
процесс не может быть присуще ни обществу в целом, ни какой-то отдельной
общественной группе. Сознание как таковое является исключительным свойством
личного бытия. В то же время многочисленные примеры детей-Маугли, воспитанных
животными, доказывают[нейтральность?] , что сознание не возникает у человека
само по себе. Оно является общественным продуктом. Общество, через родителей и
ближайшее окружение ребенка, создает и далее развивает его сознание, в котором,
таким образом, собственное бытие всегда связано с бытием некоторой более общей
группы. В каждой культуре создается символика, так или иначе заставляющая
личность жить интересами общности, испытывать радости и переживания по поводу
ее успехов и неудач. Вне такого объединения сознательная жизнь человека не
только теряет высший смысл, но попросту невозможна. Хотя сама личность силой
мышления способна модифицировать собственное сознание, но известные в истории
философских идей попытки построить свое бытие как совершенно независимое от
общества всегда демонстрировали свою несостоятельность.
Социально-исторические
общности людей могут выглядеть как субъекты, способные принимать решения.
Например, государства принимают решения о начале или окончании войны, классы
ведут борьбу, выбирают эффективные формы ее осуществления. Хотя решения, в
конечном итоге, принимаются ограниченным кругом лиц или даже отдельными людьми,
но в развитой общественной структуре они связаны достаточно жесткими
регламентирующими их действия правилами — конституцией государства, законами,
положениями и нормами, а также моралью. В то же время, на данном этапе развития
общества, на общественное сознание оказывают большое влияние средства массовой
информации, посредством которых можно существенно модифицировать общественное
сознание. Большим вопросом, касающимся специфики общественного сознания в
целом, является вопрос о том, как соотносятся субъективные свойства личности и
общности, какие из своих субъективных свойств и каким образом (добровольно или
вынужденно) личность передает органам, представляющим общность, имеющим право
говорить от ее имени.
32.
Познание как взаимодействие двух систем – субъекта и
объекта основные гносеологические операции. Социокультурная природа познания
Познание – это процесс
получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.
Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека
в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения.
Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий
продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и
понятиями.Совершенствование средств познания – неотъемлемая часть истории
человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие
философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый
план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание
выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, то есть существует как
обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере
развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в
постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и
материального производства становится наука. Выявляются принципы научного
познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления.
При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в
целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру),
принципы специального научного мышления и принципы специальных научных
теорий.Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное
образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить
субъект и объект познания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28
|