Дело в том, что, создавая "техносферу",
человечество теснит природу, антропогенное (связанное с деятельностью человека)
воздействие на биосферу Земли становится губительным, прерываются естественные
циклы возобновления природных ресурсов. Плата за удобства, комфорт, высокие
урожаи и дома с горячим водоснабжением оказывается непомерно высока. Видимо,
не по всем параметрам и не во всех отношениях научно-технический прогресс есть
благо. Многое в нем пугающе быстро оборачивается злом. Перед человечеством
возникли глобальные проблемы выживания рода людей. Но об этом разговор пойдет в
следующей лекции.
25. Наука
как сфера духовно-теоретического освоения действительности по производству достоверного
(истинного) знания.
26. Научное
знание как система, его особенности и структура. Идеалы и нормы научного знания.
Научное
познание, его специфика и строение.
Наука как своеобразная форма познания начала
развиваться относительно самостоятельно в эпоху становления капиталистического
способа производства (XVI-XVII вв.). Однако самостоятельность не тождественная
самоизолированности. Наука всегда была связана с практикой, получала от нее все
новые и новые импульсы для своего развития и, в свою очередь, воздействовала
на ход практической деятельности, опредмечивалась, материализовалась в ней.
НАУКА - это форма духовной деятельности людей, которая
производит знания о природе, обществе и о самом познании. Ее непосредственной
целью является постижение истины и открытие объективных законов развития мира.
Поэтому наука в целом образует единую, взаимосвязанную, РАЗВИВАЮЩУЮСЯ СИСТЕМУ
ЗНАНИЙ О ТАКИХ ЗАКОНАХ.
Вместе с тем, в зависимости от изучения той или иной
формы материи, стороны действительности, наука разделяется на множество
отраслей знания (чайных наук). Это главный критерий классификации. Используются
и другие критерии. В частности, ПО ПРЕДМЕТУ И МЕТОДУ ПОЗНАНИЯ можно выделить
науки о природе - естествознание и обществе - обществознание (гуманитарные, социальные
науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Очень своеобразной
наукой является современная математика. Отдельную группу составляют технические
науки.
В свою очередь каждая группа
наук подвергается более детальному членению. Так, в состав естественных наук
входят механика, физика, химия, биология и др., каждая из которых подразделяется
на ряд научных дисциплин - физическая химия, биофизика и т.п. Наукой о
наиболее общих законах действительности является философия, которую, как мы
выяснили в первой лекции, нельзя полностью относить только к науке.
Возьмем еще один критерий: ПО СВОЕЙ УДАЛЕННОСТИ ОТ
ПРАКТИКИ науки можно разделить на два крупных типа: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ. где нет
прямой ориентации на практику, и ПРИКЛАДНЫЕ - непосредственное применение
результатов научного познания для решения производственных и
социально-практических проблем. Наука как форма познания и социальный институт
сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин, в который входят история и
логика науки, психология научного творчества, социология научного знания и
науки, науковедение и др. В настоящее время бурно развивается философия науки
(об этом - в следующей лекции).
При всем этом мы всегда должны помнить, что независимо
от критериев и глубины классификации границу между отдельными науками и
научными дисциплинами условны и подвижны.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО
ПОЗНАНИЯ: 1. Первая и основная задача научного познания, как мы уже выяснили, -
обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных
(общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация
исследования главным образом на существенные свойства предмета и их выражение в
системе абстракций. Без этого не может быть науки, ибо само понятие научности
предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.
2. Непосредственная цель и высшая ценность научного
познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными
средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания.
Активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Но
приоритет в нем отдается объективности. ОБЪЕКТИВНОСТЬ - характерная черта
научного познания.
3. Наука в большей мере, чем другие формы познания,
ориентирована на практическую воплощенность. Жизненный смысл научного
изыскания может быть выражен формулой: "Знать, чтобы предвидеть,
предвидеть, чтобы практически действовать" - не только в настоящем, но и
в будущем.
4. Научное познание в гносеологическом плане - это
сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, которые образуют
целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других
идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или, что более характерно,
- искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.). Процесс
непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала - важный
показатель научности.
5. В процессе научного познания применяются такие
специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое т.н.
"научное оборудование", зачастую очень сложное и дорогостоящее
(синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.). Кроме
того, для науки в большей мере, чем других форм познания, характерно
использование в исследованиях своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных)
средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика,
системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы (об этом - ниже).
6. Научному познанию присущи строгая доказательность,
обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в
нем немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Вот почему
важнейшее значение здесь имеет логико-методологическая подготовка
исследователей, их философская культура, умение правильно использовать законы
и принципы мышления.
В современной методологии выделяют различные критерии
научности. К ним относят, кроме выше названных, такие, как внутренняя
системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость,
воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость
и др. В других формах познания указанные критерии проявляются в разной мере,
но не являются определяющими.
СПЕЦИФИКА ПОЗНАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ. Долгое время
анализ науки и научного познания моделировался по естественно-математическим
методам познания. Его характеристики приписывались науке в целом как таковой,
о чем наглядно свидетельствовал позитивизм. В последние годы резко возрос
интерес к социальному (гуманитарному) познанию. Когда речь заходит о социальном
познании как одном из своеобразных видов научного познания, то следует иметь
ввиду два его аспекта:
1) любое познание в каждой из своих форм всегда
социально, потому что представляет собой общественный продукт и детерминировано
культурно-историческими причинами;
2) один из видов научного познания, который имеет
своим предметом социальные (общественные) явления и процессы - общество в
целом или его отдельные стороны: экономику, политику, духовную сферу и др.
При исследовании недопустимо как сведение социальных
явлений к природным (попытки объяснить общественные процессы только законами
естествознания), так и противопоставление природного и социального, вплоть до
полного их разрыва. В первом случае социально-гуманитарное знание
отождествляется с естественно-научным и механически, некритически сводится
(редукция) к нему. Это натурализм, выступающий в формах механицизма,
физикализма, биологизма и др. Во втором случае налицо противопоставление
естествознания и наук о культуре, сопровождаемое нередко дискредитацией
"точных" наук ("гуманитаристика").
Оба типа наук - ветви науки как целого, характеризующиеся
единством и различием. Каждая из них, при тесной взаимосвязи, имеет свои
особенности. Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в
следующем:
1. Его предмет - "мир человека", а не просто
вещь как таковая. А это значит, что данный предмет имеет субъективное измерение,
в него включен человек как "автор и исполнитель своей собственной
драмы", он же и ее исследователь. Гуманитарное познание имеет дело не с
реальными вещами и их свойствами, а с отношениями людей. Тут тесно переплетается
материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное
и т.п. Здесь сталкиваются интересы и страсти, ставятся и реализуются определенные
цели и т.д.
Поскольку общество - деятельность людей, постольку
социальное познание исследует ее многообразные формы, а не природу.
Обнаружение законов этой деятельности есть вместе с тем открытие законов
общества и, на этой основе, законов и принципов самого познания, мышления.
2. Социальное познание неразрывно и постоянно связано
с предметными (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и
несправедливого и т.п.) и "субъективными" (установки, взгляды,
нормы, цели и т.п.) ценностями. Они определяют человечески весомое и
культурное значение определенных явлений действительности. Таковы, в
частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека,
его привязанности, принципы и мотивы поведения и т.д. Все указанные и им
подобные моменты входят в процесс социального исследования и неизбежно
сказываются на содержании получаемых при этом знаний.
3. Характерной чертой социального познания является
его преимущественная ориентация на "качественную окраску событий".
Здесь явления исследуются главным образом со стороны качества, а не количества.
Поэтому удельный вес количественных методов в гуманитарных науках намного
меньше, чем в науках естественно-математического цикла, хотя их применение
становится все более широким. При этом главное внимание уделяется анализу
единичного, индивидуального, но на обнове общего, закономерного.
4. В социальном познании нельзя пользоваться ни
микроскопом, ни химическими реактивами, ни тем более сложнейшим техническим
оборудованием. Все это должна заменить сила абстракции. Поэтому здесь
исключительно велика роль мышления, его форм, принципов и методов. Если в
естествознании формой постижения объекта является монолог (ибо природа
"молчит"), то в гуманитарном познании - это диалог (личностей, текстов,
культур и т.п.). Диалогическая природа социального познания наиболее полно выражается
в процедурах понимания. Оно как раз и является погружением в "мир
смыслов" другого человека, постижением и истолкованием (интерпретацией)
его чувств, мыслей и стремлений, Понимание как приобщение к смыслам
человеческой деятельности и как смыслообразование тесно связано с
самопониманием и происходит в условиях общения людей.
5. В силу указанных выше обстоятельств в социальном
познании исключительно важную роль играет "хорошая" философия и верный
метод. Их глубокое знание и умелое применение позволяют адекватно постигать
сложный, противоречивый, сугубо диалектический характер социальных явлений и
процессов, природу мышления, его форм и принципов, их пронизанность
ценностно-мировоззренческими компонентами и их влияние на результаты познания,
смысло-жизненные ориентации людей, особенности диалога (немыслимого без
постановки и разрешения противоречий-проблем) и т.д. Это тем более важно еще и
потому, что для социального познания характерны отсутствие общепризнанных
парадигм (ведущее зачастую к "теоретическому анархизму"), подвижность
и расплывчатость его эмпирического базиса, сложная природа теоретических обобщений
(связанная прежде всего с включенностью в них ценностных компонентов и
"личных модальностей").
Это вкратце все о предмете и
специфике научного познания. Теперь остановимся на ЕГО СТРОЕНИИ.
Научное познание есть процесс, т.е. развивающаяся
система знания. Она включает в себя ДВА ОСНОВНЫХ УРОВНЯ - эмпирический и
теоретический. Они хоть и связаны, но отличаются друг от друга, каждый из них
имеет свою специфику. В чем она заключается?
На ЭМПИРИЧЕСКОМ УРОВНЕ преобладает живое созерцание
(чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и
др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому объект
исследуется преимущественно со стороны своих внешних связей и отношений,
доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание
наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная
фактофиксирующая деятельность - характерные признаки эмпирического познания.
Эмпирическое исследование направлено непосредственно
(без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких
приемов и средств, как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ,
индукция (об этих приемах - ниже). Однако не следует забывать, что опыт
никогда, тем более в современной науке, не бывает слепым: он планируется, конструируется
теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэтому ИСХОДНЫЙ
ПУНКТ, НАЧАЛО НАУКИ - это, строго говоря, не сами по себе предметы, не голые
факты (даже в их совокупности), а теоретические схемы, "концептуальные
каркасы действительности". Они состоят из абстрактных объектов
("идеальных конструктов") разного рода - постулаты, принципы, определения,
концептуальные модели и т.п.
Мы, оказывается, сами "делаем" наш опыт.
Именно теоретик указывает путь экспериментатору. Причем, теория господствует
над экспериментальной работой от ее первоначального плана и до последних
штрихов в лаборатории. Соответственно, не может быть и "чистого языка
наблюдений", так как все языки "пронизаны теориями", а голые
факты, взятые вне и помимо концептуальных рамок, не являются основой теории.
Специфику ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ научного познания
определяет преобладание рационального момента - понятий, теорий, за-конов и
других форм и "мыслительных операций". Живое созерцание здесь не
устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом
познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы
со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с
помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка
включает в себя систему абстракций "высшего порядка", таких, как
понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.
На основе эмпирических данных исследуемые объекты
мысленно объединяются, постигается их сущность, "внутреннее
движение", законы их существования, составляющие основное содержание теорий
- "квинтэссенции" знания на данном уровне.
Важнейшая задача теоретического познания - достижение
объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом
особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как
абстрагирование - отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация
- процесс создания чисто мысленных предметов ("точка",
"идеальный газ" и др.), синтез - объединение полученных в результате
анализа элементов в систему, дедукция - движение познания от общего к частному,
восхождение от абстрактного к конкретному и др. Присутствие в познании
идеализаций служит показателем развитости теоретического знания как набора
определенных идеальных моделей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61
|