Бергсон делает вывод:
изменчивость субстанция вещей, это поток сознания, но именно он является
первоосновой действительности. Две способности сознания соответствующие двум
возможным отношения к внешнему миру (созерцательному - пассивному, активному -
действенному). Интуитивное т.о. он связывает с созерцательной стороной, а
интеллект с действенной стороной. Две способности сознания обеспечивают две
стороны изменчивости:
1). Материальную - где существует
механическое передвижение твердых тел, они образуют материю, где господствует
механический детерминизм и где невозможно быть новому.
2). Духовная - это духовная
жизнь, где идет непрерывный процесс возникновения нового в сознании.
Т.о. материальное есть предмет
позиции интеллекта, понятия - тени тел, знаки, символы, но не образцы.
Логика - это совокупность правил,
которым нужно следовать при работе с символами, изменчивость неподвластна
интеллекту, жизнь постигается интуицией, но если у Декарта интуиция была
основой всего рационального, то у Бергсона интуиция некая таинственная
рациональность и одновременно способность проникновения в иррациональную
сущность жизни - это есть врожденное знание жизни, поднявшееся до созерцания.
Не нуждающийся в понятиях
интуитивного знания и есть по Бергсону - знание философское или метафизическое,
при этом интуиция должна быть незаинтересованной, во вторых не напряжена по
отношению к воле и противиться по интеллектуальному отношению к миру. В итоге
Бергсон определяет интуицию как сущность воли созерцающей саму себя и ставил
неким комическим усилиям движущим началом жизни, это жизненное начало. Есть
сознание или сверх сознание, которое и есть бог. Это непрерывающаяся жизнь и
действие свободы. Через единый жизненный порыв, через возникновение в нем 2-х
ветвей эволюции, приспособление организмов к окружающему миру, и инстинкт у
животных и интеллект у человека. Для интеллигенции философии Бергсона стала
откровением. Творческая интеллигенция представила в форме потока сознания не
только духовную жизнь, но и свое творчество как таковое. И это поток сознания
выражается хаотической сменой переживаний.
65. Философия и наука Нового
времени: эмпиризм, рационализм, методология знания.
Новое время охватывает 17 век. Параллельно с разложением буржуазного
общества и началом буржуазных революций капиталистические отношения
утверждаются в протестантских странах. В эпоху Возрождения буржуазные общества
характеризовались переходом от ремесленничества к мануфактуре, что
обусловливало:
1.
Рационализацию
производства и повышение интереса к экспериментально-математическому
естествознанию.
2.
Определению методики
научного познания как опытного и эмпирического знания, приносящего пользу
производству.
Поэтому 18 век характеризуется противостоянием рационализма и эмпиризма
в науке, которое и определило философию Нового времени.
С другой стороны сама философия обращается к науке как социальному
феномену, выдвигая проблемы метода и гносеологии.
Сама философия пересматривает свой предмет, цели и задачи и напрямую
связывает их с секуляризацией общественной жизни, переосмыслением прав и
обязанностей человека и гражданина, сделавшего их актуальными в связи со
сдвигами, происходящими в обществе.
Видные представители: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Спиноза, Лейбниц.
Бэкон считается родоначальником английской философии, настаивавшей на
изучении природы с помощью индуктивного метода. Значение науки – настраивать на
ум, чтобы он не оставался в покое и не застывал в своих недостатках. Выделил
два типа наук: - которые опираются на веру (астрология, магия) – неблагородные,
и науки, которые происходят из трех способностей души, сосредотачивающих в себе
знания, память (на ней основывается история), воображение (поэзия), рассудок
(философия).
Философия имеет дело не с индивидуальными и чувствительными
впечатлениями, а абстрактными понятиями, выведенными из них, соединяющими
законами природы и фактами действительности.
У философии 3 предмета: Бог, природа, человек и троякий путь
воздействия. Природа воздействует на интеллект непосредственно, Бог через
творение (преломленными лучами), человек – отраженными лучами и отсюда в
философии выделяются:
·
учение о Божестве
·
учение о природе
·
учение о человеке
Кроме того учение о
природе Бэкон разделил на:
·
теоретическую философию
(причины явлений и процессов)
·
практическую философию
(результат)
К теории философии он отнес физику и метафизику. Будучи,
ориентированным на знания, Бэкон обратил внимание на метод и выделяет:
индуктивный (от опыта к аксиомам) и дедуктивный. Наиболее ценным, в этих
методах считал опыт, который делил на плодоносный – приносимый пользу и
светоносный – позволяющий познать природу.
Наиболее ценен индуктивный метод. Он выделяет полную индукцию. По
мнению Бэкона неполная индукция фактически выявляет не только известное, но и в
качестве суждений Бэкон пытается создать истинную индукцию, которая направлена
на то, чтобы не только искать факты, подтверждающие вывод, но и опровергающие
его. Такая индукция, положенная в основу метода позволила считать Бэкона
основоположником индуктивного метода познания.
Новый взгляд на науку и философию обосновал Декарт. Никогда не принимай
за истинное ничто, что я не познал с очевидностью. Декарт не отрицал, что
философия – это путь к мудрости. Не только благоразумие в делах, но и путь к
совершенному знанию. Предпосылкой их являются первоначала, обладающие:
1.
2.
создающие базу для
чего-либо иного.
Декарт: «Я мыслю –
значит я существую».
Философия имеет две
части:
1.
Метафизика (выяснение
понятий Бога, не материальности души и др.)
2.
Физика (сущность природы,
земли и всех остальных тел).
Вся философия – дерево, корни которого – метафизика, ствол – физика,
ветви – все прочие науки, сводятся к трем главным: мед…, этика и …
Поиск…….Декарт
связывал с научностью, которая основывается на «универсальной математике». Цель
этого метода – превратить познание в органическую деятельность, освободив ее от
случайностей.
Важнейшим средством формирования этого метода и познания в целом Декарт
считал дедуктивный метод, аргументируя это тем, что опыт обманчив.
Гоббс
считал, что в основе познания лежит цель познания, причины всех вещей. Метод
исследований Гоббса общего в единичном – метод чисто аналитический, но с одной
стороны Гоббс дополняет его синтетическим и следует выведение принципов и
чувственных восприятий осуществляется посредством аналитического, а все
остальное по средствам синтетического метода. Гоббс – материалист.
Учение Спинозы о субстанции – пантеистическое. Вслед за Декартом,
Спиноза субстанцию характеризует, как то, что существует само по себе и в себе
представляется через себя и нуждается в представлении себя другой вещью, из
которой она должна быть образована.
Ум – субстанция, составляющая сущность всего.
Составляющая субстанции, которая существует в другом и представляется
через другое – модус. Субстанция – это Бог, бесконечность и составляющая из
многих атрибутов. Атрибутом Бога выступает мышление, а как вещи –
противоположные. Причем Бог и производящая причина сама по себе и ….
Характеризуя
природу, Спиноза видел: природу, творящую и сотворенную, природа вечна и
бесконечна.
Основу философии Лейбница составляет учение о множественности
субстанций – монад. Они просты, неделимы, нематериальны, не обладают функцией
протяженности. Сущностью монад является деятельность, осуществляющаяся в
форме…. Сущность монад идеальна. Деятельность монад – непрерывная смена
внутренних состояний, которые мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной
души. Те монады, которые обладают чувствами – суть души, а обладающие разумом –
духи. Таким образом, мир и одухотворен и одушевлен. Монады замкнуты и
самостоятельны, и любая из них содержит в себе космос. Деятельность монад
синхронна и обеспечивается Богом. Обеспечивается гармония жизни и мира в целом.
Теория познания в философии Нового времени.
По Бекону знание питается божеством и вдохновением и чувственным
восприятием. То, что мы помним не относится ни к божественным, ни к чувственным
восприятиям. Эти знания исходят из самих источников и, таким образом, попадают
в мышление человека. Бог разрешает проблему истины и заблуждения, стремясь к
этому привлечь опытные знания и методы. Говоря об истинных и ложных знаниях,
Бекон выделяет четыре вида идолов, которые определяют знания:
Идолы рода (находят основание в самой природе человека, утверждение,
что чувства человека есть мера вещей. Фактически все воспринимаемые чувства и
ум покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира, поэтому отражение
человека миром искривленное и обезображенное)
Идолы пещер – суть заблуждений отдельного человека, которые свойственны
роду человеческому, искажающему свет природы. Это или результат искаженных черт
индивида или следствие плохого воспитания, а также результат чтения книг,
мнения авторитетов.
Идолы площади – идолы, исходящие из общения при помощи слов. Слова
ставятся в соответствие и рождается…
Идолы театра – идолы, вселившиеся в души людей из разных догматов
философии и превратных доказательств, которые использует философия. Также
аксиомы наук, которые воспринимаются на веру.
Бэкон первым обратил внимание на недостатки эмпиризма (сторонники –
муравьи, собирающие все, что под носом) и рационализма (сторонники – пауки,
производят ткань из самих себя). Истинные ученые – пчелы.
Таким образом, Бэкон ориентировал познание на симбиоз опыта и рассудка.
Декарт провозгласил процесс знания как соотношение субъекта и объекта.
Для познания следует учитывать: во- первых людей познающих, во –вторых то, что
необходимо познать. Причем в познании необходимо использовать разум,
воображение, чувства и память. Истинное знание обеспечивает разум. В познании
по Декарту истинные знания, это то, что припоминалось душой. Врожденными идеями
являются идеи Бога, чисел и фигур, а также общественные понятия и аксиомы. Идеи
и истина – воплощение естественного света разума.
Из форм познания приоритет интуиции (ясность ума и легкость и
отчетливость воспроизведения понимаемого, которое является следствием света
разума), дедукция (последовательность мыслей, невостребованность наличной
очевидности) и на основании этого Декарт сформулировал правила:
Никогда не принимать за истинное нечто, что не признается очевидным.
Делить любую из проблем на столько частей, сколько потребуется, чтобы
их разрешить.
Располагать свои мысли в порядке, начиная с простого и восходить к
познанию более сложного, допускать существование порядка даже среди вещей,
которые в естественном ходе вещей не предшествуют другим.
Делать перечни полные и обзоры всеохватывающие.
Локк выступает противником врожденности всякого знания. Знания из опыта
и на основе опыта – принцип теории познания Локка. При этом идеи имеют два
источника:
Объекты ощущений
Деятельность ума
Первичными качествами вещей считал объем, форму, строение и движение их
незаметных частиц.
Серьезно Локк отнесся к решению вопроса об образовании сложных идей.
Сложные идеи – результат соединения простых идей, это сложные отношения и
абстрагирование.
Спиноза различал знание и формы знания. Низшая ступень – воображение
(чувственное восприятие), средняя – интуиция, высшая – умственные способности к
доказательствам и умозаключениям.
В теории познания Лейбниц воздействовал на сознание в плане объединения
эмпиризма и рационализма. Знание Локк делит на: … разума и истины фактической,
т.е. рациональное и эмпирическое знание. В разуме нет ничего, чего бы ни было в
чувствах, кроме самого разума. Особую область знания философов Нового Времени
составляет Философское знание.
Бэкон разделил человека на две части. Человек рассматривается как
таковой, с другой стороны изучается отношение человека к обществу. Философия
человека складывается из наук, изучающих тело и душу. Важное значение занимает
этика, где Бэкон выделил два учения:
Учение об идеале или образе блага.
Учение об управлении и воспитании души.
Гоббс рассматривал проблемы отношения людей в обществе. Так как все
люди разные и эта разность ставит любого отдельного человека в оппозицию по
отношению к другим, Гоббс сформулировал это как состояние войны всех против
всех и войны каждого против всех. Таким образом, противоречия в обществе
покоятся на соперничестве, недоверии, жажды власти. Но в этом состоянии Гоббс
не увидел ничего противоестественного. Чтобы снять противоречия люди должны
заботиться о самосохранении и благополучии жизни. На этой основе произошло
формирование государства. Для этого необходимо часть полномочий делегировать
власти, а власть есть фактор стабильности и защиты. Таким образом, родилась идея
общего договора.
Эта идея развита Локком. Так как люди от природы свободные,
равные и независимые, то никто не в праве лишить их этого. Единственный путь,
при котором кто–то отказывается от естественной свободы – это соглашение с
другими людьми и властью о мирной и спокойной жизни.
Сходные мысли высказывал Спиноза, который в
«Общественный Договор» вводит приемлемые формы государственной власти:
демократия, аристократия, монархия. Заставить уважать свободу личности можно на
основе этики разумного эгоизма: «этично то, что практично».
Свобода не должна противостоять необходимости и
человек может быть свободен, если он существует по необходимости. Спиноза
соединял свободу с разумом и с жизнью в обществе, как таковом. Кто рождается
свободным, тот должен быть свободным. Утверждение свободного учения - забота о
существовании того строя, в котором в котором они находятся.
66. Философия
и наука: единство и отличие познавательных и практических функций.
Рассказать о науке
67. Философия
истории о динамизме общественного развития ( Н. Бердяев, Н Данилевский)
и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж. А. Кондросе, Ж.-Ж. Руссо).
68.
Философия истории. Направленность и смысл истории
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61
|