Весьма широкую известность получило учение Гоббса о
государстве и праве. В нем он попытался такое сложное целое, как государство,
разложить на составные элементы, а последние объяснить простыми законами
природы. Он пришел к мысли о необходимости различать два состояния
человеческого общества: естественное и гражданское.
В условиях XVII в. воззрения Гоббса были прогрессивны.
Он уничтожил теистические предрассудки бэконовского материализма. В его теории
общества и государства содержались зародыши материалистического понимания
социальных явлений.
В Англии последователем Бэкона и Гоббса был ДЖОН ЛОКК
(1632-1704). Главное его произведение - "Опыт о человеческом разуме"
(1690). В нем он критикует учение Декарта о врожденных идеях и обосновывает
принцип материалистического сенсуализма, т.е. происхождения всех знаний из чувственного
восприятия внешнего мира. Единственным источником идей Локк объявил опыт
(Tabula rasa - чистый лист, гладкая дощечка, нечто чистое, нетронутое).
Локк различал опыт внешний (ощущения) и внутренний
(рефлексия - от лат. рефлексио - обращение назад). В основе знания лежат
простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел -
ПЕРВИЧНЫМИ, с которыми эти идеи сходны (протяженность, фигура, плотность,
движение), или ВТОРИЧНЫМИ, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус).
Посредством соединения, сопоставления и
абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы,
субстанции и отношения). Локк различал идеи ясные и смутные, реальные и фантастические,
адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание истинно лишь постольку,
поскольку идеи сообразны с действительностью.
Таковы были в XVII в. некоторые основные попытки
реализовать идею автономной философии, построить цельное мировоззрение на
разумных и опытных основаниях.
В новое время общество изучали Гоббс и Локк. Они
разработали концепцию общественного договора и, соответственно, договорную
концепцию государства. Появление идеи общественного договора и выработка
правового мировоззрения было вызвано развитием проблем в социальной философии
нового времени, где приоритет отдавался знанию. Гоббс определяет общество, как
совокупность человеческих индивидов, объединяющихся в целях контроля над своими
действиями. Он ратовал за законность того правительства, учредить которое и
повиноваться которому согласны все граждане государства по своей воле. Иначе,
реализуя принцип индивидуального бытия "война каждого против всех",
люди не смогут сосуществовать.
Эпоха Просвещения связана в социальной философии с
именем Руссо. Он поддерживал идею общественного договора Гоббса и Локка, но он
предлагал его реализацию на основе нравственных ценностей, получаемых в ходе
образования.
52.
Социальное развитие: понятие, типы. Социальная мобильность и общественный прогресс. Проблемы исторического
сознания. Идеи Н.Н. Моисеева и коэволюции природы
и общества: поиски новой парадигмы развития общества.
РАЗВИТИЕ—процесс движения от низшего (простого) к
высшему (сложному),. гл. характерной чертой к-рого является исчезновение старого
и возникновение нового (Новое и старое). Р. неорганических систем, живого мира,
человеческого об-ва, познания подчиняется общим законам диалектики. Для Р.
характерна спиралевидная форма. Всякий отдельный процесс Р. имеет начало и
конец. Причем уже вначале в тенденции содержится конец Р., а завершение данного
цикла Р. кладет начало новому циклу, в к-ром неизбежно повторяются некоторые
особенности первого. Р.—имманентный процесс: переход от низшего к высшему
возникает потому, что в низшем в скрытом виде содержатся тенденции, ведущие к
высшему, а высшее есть развитое низшее. При этом только на достаточно высокой
ступени Р. полностью выявляются и впервые становятся понятными намеки на
высшее, содержащееся в низшем. Напр., сознание есть результат Р. материи, и
лишь с этой т. зр. можно раскрыть лежащее в фундаменте материи общее свойство
отражения. Воспроизведение Р. в теоретической форме возможно только при помощи
методов и приемов диалектической логики (см. напр., историческое и логическое).
Диалектическое противоречие в мысли - это
взаимодействие противоположных позиций, точек зрения, взглядов, понятий. В
науке - это антиномии, в жизни - конфликт. В социальной философии существует
два основных подхода к социальному развитию:
эволюционистский;
стабилизационный принцип, открытый Парсонсом -
гармоническое развитие через интеграцию;
отсутствие сбалансированности интересов и цели,
которая предполагает развитие через социальную борьбу;
принцип, открытый Гоббсом - "война всех против
всех" как естественное состояние человечества, не имеющего гражданского
общества.
Теорию экономической детерминированности социальных
отношений, классовой предопределенности общественного сознания, открытую К.
Марксом, некоторые рассматривают в качестве третьего подхода к социальному
развитию.
Сегодня большое место в разработке теории диалектического
закона единства и борьбы противоположностей имеет теория конфликта. Серьезный
вклад в ее разработку внес Милле, который исследовал властвующие элиты в
современном западном обществе. Представляя общество в виде
социально-политической и экономической структуры, он доказал, что реальное
влияние на них оказывают небольшие группы политических деятелей, бизнесменов и
военных. Он считает, что лоббирование, насилие, нажим создают почву для войны
всех против всех.
Козер считает потенциальной основой борьбы за власть
конфликт, т.к. идет перераспределение доходов и осуществляется монополия на
духовное лидерство. Это имманентное качество любого общества. Для стабильности
и устойчивости общества необходим баланс конфликтов.
Дариндорф утверждает, что в каждом обществе есть свои
осевые линии социальных конфликтов - это есть механизм давления одних социальных
групп на другие.
Конфликт - это оборотная сторона интеграции, поэтому
он как и интеграция неизбежен. Снять конфликт невозможно, его надо направить в
другое русло с помощью открытости и формализации. Перечисленные концепции
ученых сегодня лежат в основе преодоления социальных противоречий. Преодоление
конфликта - это и есть гармония.
ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ (лат.—
движение вперед, возвращение) — противоположные формы развития об-ва в целом или отдельных его сторон, означающие
соответственно либо поступательное развитие об-ва по восходящей линии, его
расцвет, либо возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградацию.
Критерием общественного П. служит прежде всего степень развития
производительных сил, экономического строя, а также определяемых им
надстроечных институтов, развития и распространения науки и культуры, развития личности, степень возрастания
общественной свободы. В отдельные периоды истории в отдельных странах весьма
существенное значение для характеристики развития об-ва с т. зр. его П. или Р. могут
приобретать в силу своей относительной самостоятельности такие общественные явления, как формы политической жизни,
культура, образование и т. д., хотя они вторичны,
производны и определяются экономическим строем об-ва. Примером общественного Р., обусловленного политическими факторами, может
служить история стран, где господствовали (или господствуют) фашистские
диктаторские режимы (фашизм). Крайне противоречиво развитие антагонистических
общественно-экономических формаций. Хотя эти формации и служат в определенные
периоды истории ступенью П. об-ва, им всегда присущи черты Р., к-рые становятся преобладающими в период упадка
данного об-ва. Однако - тогда Р. не может быть всеобщим, поскольку осн.
тенденцией развития всего человеческого об-ва является не Р., а П., выражающийся в
данном случае как в возникновении элементов и предпосылок нового об-ва, так и в
развитии отдельных сторон общественной жизни. Так, напр., если развитие
буржуазного об-ва в эпоху империализма характеризуется в целом явлениями Р., тем не менее при капитализме наблюдается П. мн. отраслей науки и техники, а также ряда др.
общественных явлений. Однако для оценки жизненности данного об-ва, его
способности к П. или Р. важно определение общей тенденции его развития,
помогающее заинтересованным в П. об-ва классам и социальным группам глубже
познать и использовать закономерности общественного развития. В философии и социологии понятия “П.” и “Р.” находят различные толкования. Мыслители периода
прогрессивного развития капитализма (Вико, Гердер, Гегель и др.) признавали П. и пытались его
рационально обосновать. Для периода упадка капитализма, начавшегося со второй
половины 19 в., характерны в осн. два подхода к
истории: позитивистский, основы к-рого заложены Контом, и историко-культурный
(основоположник—рус. ученый-славянофил Н. Я. Данилевский: сторонники
— Дж. Тойнби, П. А.
Сорокин и др.). Согласно концепции позитивистов, история должна быть эмпирическим
описанием научно установленных фактов, без проникновения в сущность истории в
целом и без попыток понять явления П. и р. Культурно-историческая концепция
считает важнейшим способом изучения П. и р. в истории исследование отдельных
культур или цивилизаций. Человеческую историю она
рассматривает как смену самостоятельных “типов”
культур или цивилизаций, с собственными периодами П. и р. Лишь в совр. эпоху, согласно Тойнби
и Сорокину, благодаря расширению межкультурных связей (интеркультурные
коммуникации) усилилось взаимовлияние различных культур. Поэтому ГГ. мыслим теперь как
дальнейшая интеграция различных цивилизаций в направлении единой общечеловеческой
культуры. Однако эта интеграция, с т. зр. Тойнби, должна осуществиться на
основе капиталистической культуры Запада. Некоторые
буржуазные психологические теории пытаются объяснять явления истории
субъективными факторами, напр. особенностями тех или иных “исторических”
личностей. Научное объяснение П. и р. дано марксизмом-ленинизмом. П. как
поступательное развитие без рецидивов Р. возможен только в неантагоннстическом, коммунистическом об-ве.
МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ (фр. — подвижный) — социологическое
понятие, означающее подвижность социальных групп в общественной структуре. В буржуазной
социологии (Стратификация социальная) М. с. — это перемещение людей из одного
слоя об-ва в др., изменение социального положения. Различают “горизонтальную
социальную мобильность” (т. е. переход людей из одной социальной группы в др.,
расположенную на том же социальном уровне) и “вертикальную социальную
мобильность” (т. е. перемещение лица в др. социальный слой или класс).
Изменчивость, мобильность социальной структуры действительно имеет место. Но
буржуазные социологи извращают ее характер, утверждая, что в капиталистическом
об-ве она осуществляется в направлении смягчения классовых противоречий,
установления социальной однородности. По утверждениям буржуазных социологов,
“вертикальная социальная мобильность” дает возможность человеку из “низов”
продвинуться вверх по социальной лестнице, попасть в ряды “высшего класса”,
стать миллионером. Теория “социальной мобильности” —один из вариантов
реформистской концепции “классового сотрудничества”. На деле в буржуазном об-ве
“путь наверх”, т. е. изменения в социальном положении отдельных лиц и семей,
является исключением и не меняет положения всего класса в системе производства.
Гл. направление М. с. в буржуазном об-ве — не “вверх”, а “вниз”, оно отражает
разорение мелкой буржуазии города и деревни, ведет не к смягчению, а к
обострению классовых противоречий капитализма. Иную природу имеет социальная
подвижность в 'условиях социализма. Она связана с постепенной ликвидацией
существенных различий между умственным и физическим трудом, городом и деревней
и представляет закономерную тенденцию развития социальной структуры в
направлении формирования будущей социальной однородности коммунистического
общества.
53.
Социально-культурные предпосылки античной философии: этапы, направления, основные
проблемы. Постановка и решение проблемы о первооснове мира.
54.
Социально-философские воззрения и экзистенциальная диалектика Н.А. Бердяева.
Школа Соловьева была продолжена
Бердяевым, в его работах “Философия неравенства”, “Философия свободы”,
“Мировоззрение Достоевского, “Смысл творчества - опыт оправдания человека”.
Бердяев развивал теорию персонализма, приближенную к экзистенциализму. Он
возглавил в русском богоискательстве персонализм.
По мнению Зеньковского - это
самая крупная фигура русского ренессанса после Соловьева.
Бердяев никогда не был фанатом
какой-либо идеи и не поклонялся какому-либо одному культу. Это был человек,
который стремился познать как можно больше. Именно свободу знаний и творчества
он искал в религии. В центр своей философии Бердяев ставит человека. Но он
рассматривает личность не как естественную категорию, а как
спиритуалистическую, она ни часть какого-либо целого, напротив, целое - часть
личности. Т.о. он выходил на проблему, что космос – часть человеческой
личности. Выход на такие категории был обусловлен тем, что свобода
человеческого творчества была частью творчества религиозной эпохи. Творчество
как религия у Бердяева - цель, искание смысла за пределами мировой данности.
Поэтому и личность не субстанция, а творческий акт, который не изменен в
процессе изменения. Бессознательное, что есть в личности представляет собой
космическое явление. Творчество создает особый мир, оно продолжает дело
творение, уподобляя человека богу-творцу. В связи с этим задача философии
состоит в том, чтобы осознать первичность духа, как творческой реальности.
Человек - это дитя бога и дитя меона (несотворенная свобода). Человек, по
мнению Бердяева, должен обладать абсолютной свободой, поэтому он отделил
свободу от Бога и человека. И таким путем антологизировал зло.
В истории Бердяев выделил
конечную цель - эсхатологию. Это позволило ему провозгласить примат свободы над
бытием, примат личности над историческим временем. Бердяев в своем философском
осмыслении идеи нации пришел к выводу, что идея нации есть не то, что она сама
думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности.
В основе историософии России по
мнению Бердяева лежит не достоверный факт, а интуитивный тезис о
саморазорванности (противоречивости) русской души. В таком случае русский
народ, утверждает Бердяев, совмещение противоположностей, которые имеют
двойственную основу. Часть из них заимствована и перенесена, другая – порождена
национальной жизнью, как например, изначально язычество, православие,
аскетическая монархия, церковь, своеобразно понимание в связи с этим и свободы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61
|