рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс

Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования “Гродненский государственный университет им. Я. Купалы”

Факультет экономики и управления

На правах рукописи






Научно-исследовательский проект

“Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс”


Учебно-методическое обеспечение


План лекций

по курсу “Философия”



исполнитель: Глина В.Н.

канд.филос.наук







Гродно, 2009


Аннотация на план-конспект лекций по философии, подготовленный доцентом кафедры философии Глина В.Н.


Философское знание в структуре академического вузовского образования является составной и органичной частью общеобразовательной и гуманитарной подготовки специалистов. Лекционный курс при этом открывает путь к пониманию мировоззренческих, методологических, социальных , аксиологических вопросов жизнедеятельности человека.

План-конспект курса лекций состоит из названия темы, перечня изучаемых вопросов, литературы, рекомендуемой для прочтения, а также логико-содержательной схемы по каждому вопросу и краткого изложения содержания.

Особенностью план-конспекта является его способность быть методических руководством при самостоятельной контролируемой работе студентов. В соответствии с учебно-методической картой прохождения обучения по этой дисциплине здесь обозначены вопросы, предлагаемые для самостоятельного изучения. Они представлены в виде логико-содержательной схемы, которая поможет усвоить материал самостоятельно, применяя при этом исследовательский принцип обучения.

Методическая ценность план-конспекта в области использования исследовательских процедур состоит в выявлении учебного поля для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности. В дальнейшем исследовательский принцип найдет свою реализацию при подготовке научных сообщений, рефератов, поиске ответов на философские проблемы на семинарах, в дискуссиях и т.д. Лекционный материал при этом выступает основой, цементирующим звеном в цепочке всех учебных видов работы.

В результате и под воздействием изучения курса философии, и особенно такого раздела как "Гносеология (методология познания, методы исследования, научная деятельность и др.) исследовательский принцип может успешно применяться студентами при изучении других гуманитарных наук, общенаучных и специальных дисциплин.



План-конспект лекций по философии


Раздел I. Онтология

Тема 7: Философское понимание бытия и развития мира


Часть 1.Онтологические вопросы и их философская интерпретация.

1) Онтологические вопросы философии. Разнообразие форм бытия и их философская интерпретация. Метафизика и диалектика.

2) Понятие и сущность материи и реальности. Проблема единства и многообразия мира. Источники и характер его изменения. Движение, пространство и время как характеристики бытия.


1) Онтологические вопросы философии. Разнообразие форм бытия и их философская интерпретация. Метафизика и диалектика

Онтологические вопросы философии

Что есть бытие? Как оно существует? Что такое материя и движение, пространство и время?

Проблемы, связанные с выяснением сути мироздания представляют собой наиболее широкими и абстрактными, одновременно, изначальными и фундаментальными, а поэтому мировоззренческими.

Мир, существующий вне нас и в нам самих может быть осмыслен на самом глубоком философском уровне, с помощью понятий “сущее”, “мироздание”, “миропорядок”, “действительность”, “реальность”. Он раскрывается для нас, в первую очередь, благодаря категории “бытие”.

В широком смысле бытие - это всеобъемлющая реальность; все то, что сущностно; всеобщая целостность, включающая материальную и духовную системы, это - полагание существования и целостности мира (сущее).Это есть бытие потенциальное.

В конкретном смысле бытие есть представленность в действительности факта наличности и присутствия различных форм и видов существующих в мире; развертывающаяся целостность. Это - бытие реальное.

Категория бытия осмысливается на основе сопоставления с понятиями “не-бытие”, “существование”, “сущее”, “материя”, “сознание”, а также посредством обращения к понятиям “становление”, “движение”, “пространство”, “время”.

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания и воли человека.

Раздел философии, занимающийся проблемами бытия, изучающий основополагающие и фундаментальные принципы бытия, мироздания, предельно общие сущности и проблемы реальности называется онтологией. Онтология - (онто- греч.: сущее, логос - греч.: знание)- учение о бытии, сущем, неизменном состоянии мира. Термин введен в философию в 17 веке.

Проблема бытия возникает в случае, когда человек ставит перед собой вопрос о способах существования мира.

Мир существует. Но существует ли он только здесь либо он и потусторонен, есть ли ему предел, либо он беспределен?

Мир существует сейчас. Но существовал ли он в прошлом и будет ли он в будущем? Мир преходящ или вечен?

Мир един либо он множественен? Существуют ли параллельные, виртуальные и иные миры? Как связан внутренний мир человека с абсолютом, универсумом?

Как существует мир: это ли - целостность объективная либо производна духом, сознанием; это ли - изначальная и вечная раздвоенность, дуальность, борьба духа и плоти?

Мир гармоничен, либо противоречив, он подвижен либо недвижим?

Сложность, неоднозначность ответов определяется рядом причин:

1. по мировоззренческим основаниям людей разделяют на материалистов, дуалистов (эклектиков), идеалистов (объективных и субъективных);

2. по гносеологическим основаниям люди формируют оптимистические, скептические, пессимистические представления;

3. по ценностным установкам можно обнаружить волюнтаристическое, эгоцентрическое, альтруистическое, гедонистическое, фаталистическое отношение к миру.

К тому же глубина и ясность размышлений предопределена способностью людей оперировать абстракциями, отвлеченными понятиями, логическими и системными, концептуальными знаниями, чтобы не впасть в примитивизм, не скатиться к обыденности в объяснении бытия.

Еще одна особенность онтологической полифонии: бытие воспринимается не дистанционно и безучастно, а на основании своего миропонимания, личностных отношений к нему, переживаний, верований и знаний, мироощущений.

Помощь в осмыслении бытия и выборе тех или иных представлений дает обширная философская традиция.

Историческое развитие представлений о мире (бытии)

Древнегреческие философы (“досократики”) проблему бытия поставили в центр своих учений. Для всех них бытие олицетворялось с космосом, со всеобщим состоянием сущего.

Элеаты. Парменид: Бытие есть, не-бытия нет. Бытие - всеобъемлющее, всеохватывающее, неподвижное, неизменное, единое, тождественное самому себе сущее. Все подвижное - обманчиво и является не-сущим.

Гераклит: Мир есть вечно развивающийся огонь. Бытие - это материальное, никем не сотворенное, непрерывно становящееся, пульсирующее сущее.

У Платона впервые обнаруживается противопоставление, разрыв между реально воспринимаемым миром и мыслимым. Он выводит мир чистых идей (подлинное бытие) и мир чувственных вещей (бытие мнимое). Только в первом мире возможно совпадение истины о мине с самим миром. Бытие - совокупность идей (умопостигаемых сущностей), которые отражены в материальном мире, автономная реальность идей, противоположенных бытию материальному.

Аристотель, снимая этот конфликт понятием формы (как атрибутивного свойства материи), разрабатывает учение о сущем как совпадении формы и материи.

В средневековой философии онтологическая проблематика связана с решением теологических задач. Истинным бытием является бытие Бога, сотворенное бытие - неистинное как волеизлияние Бога, наличное существование в мире. В схоластике проводится разграничение различных уровней бытия:

n бытие субстанциальное (существенное), основанное на устойчивости;

n акцидентальное (случайное) бытие, существование вещей самих по себе вне тех субстанций, к которым они принадлежат;

n актуальное бытие;

n потенциальное бытие;

n необходимое бытие;

n случайное бытие.

Наиболее сконцентрировано онтологические аспекты средневековой философии изложены в так называемом споре об универсалиях. Номиналисты (Оккам) отрицали онтологический смысл универсалий (общих понятий), утверждая, что они существуют в мышлении, а в мире, реальности существуют единичные индивидуальности. Идеи не имеют статуса реальности, а существуют лишь в уме. Реалисты (Эриугена) утверждали онтологический статус общих понятий, их реальное существование независимо от самих вещей и от сознания. Ф. Аквинский (умеренный реалист) считал, что универсалии существуют как а) божественные идеи; б) в вещах как сущности, субстанциальные формы и в) в человеческом разуме как абстракции, понятия, полученные в результате размышлений.

В Новое время в понимании бытия преобладает субстанциальный подход. Бытие выводится из неизменного субстрата - предельного основания (природа, монада и т.д.). Это позволяет миру быть представленным в производимых из субстанции свойствах (модусах) и акциденциях (знании). Чаще всего под бытием понимается предметность, физическое сущее, природа. Существовало также определение бытия как совпадения мысли и существования (Декарт), бытия как отражения деятельности духовно-психологических монад (Лейбниц). Кант преодолевает субстанциальное понимание бытия. Для него бытие представляется общезначимым (трансцендентальным) способом выведения объектов из априорных синтетических суждений субъекта, познающего вне его представленный мир. Бытие природы без понятий, целеполагания человека не имеет смысла, вне его деятельности, вне нравственности, вне свободы. Гегель под онтологической проблематикой мыслит не состояние мира, а процесс развертывания мировой души.

Разнообразие форм бытия и их философская интерпретация.

Бытие представляется универсумом, всеобщностью бесконечных по многообразию явлений, вещей, процессов, систем. Это некий всеобщий пространственно-временной континуум, сущее как таковое. Оно не представляется таковым без единичных, обособленных и уникальных предметов. Но тогда возникает проблема “размывания” единства мира в его многообразии. Поэтому в философии возникает проблема одновременно с “расчленением” мира, различением много единичного, объединять все существующее в классы, типы, формы по сходству форм и характеристик.

Выделяют три главных сферы бытия:

1)  природа (космос),

2)  общество,

3)  сознание.

По способу существования бытие разделяют на: а) объективное бытие (бытие материального, природного мира) и б) субъективное (бытие духовно-психического состояния субъекта).

Возможно разделение бытия на:

n потенциальное (существующее в возможности),

n актуальное (существующее в действительности),

n диспозициональное (существующее в ценностном отношении).

Но чаще всего бытие разделяют по формам.

Основные формы бытия:

1) бытие вещей (природное бытие, бытие “второй” природы, созданной человеком);

2) бытие человека (бытие материально-предметное (телесное), бытие индивидуально-духовное, бытие объективированное - духовно-материальные продукты человеческого сознания, переданные в пользование другим людям);

3) социальное бытие (деятельность человека в обществе и истории, социальные процессы и явления, коллективная деятельность ).

Метафизика и диалектика


2) Понятие и сущность материи и реальности. Проблема единства и многообразия мира. Источники и характер его изменения. Движение, пространство и время как характеристики бытия

Понятие и сущность материи и реальности.

Размышление над сущностью материи возникают как попытка ответить на вопрос об наличии общего во всех вещах и свойствах мира, о его сущности, о том едином, что находится в основании его возникновения и существования.

Понятие материи в своем осмыслении прошло несколько этапов развития.

1) Материя понимается как всеобщая вещь, вещество, субстрат. Это определенная неизменная первооснова, чувственно воспринимаемый материал, различные сочетания которого давали все многообразие вещей. В античности складываются учения о материальной первооснове бытия: Фалес - вода, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь,, Эмпедокл - земля, вода, огонь и воздух, Демокрит - атомы и т.д. Под материей, таким образом, понимается материал, составляющий все вещи в качестве составных простых элементов, это - порождающее начало.

2) Под материей мыслится свойство, атрибут. Материя имеет физические свойства (протяженность, масса, объем, непроницаемость и т.д.), она является носительницей этих свойств во всех явлениях и предметах Дж. Локк под материей понимает первичные, неизменные, общие (субстанциальные) свойства всех вещей природы. Б. Спиноза к материи сводит весь мир в целом, природу, наделяя ее атрибутивными и модусными свойствами. Французские материалисты XYIII в. (П. Гольбах) рассматривают материю не только как совокупность механических свойств, присущих предметам, но как все то, что воздействует на органы чувств, вызывая ощущения.

3) Материя как отношение между вещами и сознанием, как понятие, отражающее объективно существующую реальность. Материя первична по отношению к сознанию. Она является абстракцией, философской категорией, выражает тем самым глубинную сущность бытия материального мира - существовать независимо от сознания человека.

Наиболее известным представляется определение материи, сформулированное в ХХ в. в марксистско-ленинской философии: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими органами чувств, существуя независимо от них”.

Реальность -

Проблема единства и многообразия мира.

Во взглядах на единство мира прослеживается ряд точек зрения.

1)  Единство мира в его материальности.

2)  Единство мира в его сотворенности и управляемости мировым разумом.

3)  Единство мира в его бытии.

4)  Единство мира в мышлении о нем.

5)  Единство мира в его системной организации.

Общей чертой всех материальных объектов является их системная организация. Системная организация мира есть основание не только для единства мира, но и для понимания его многообразия. Понятие системности бытия характеризует материальные объекты как сложные образования взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, при этом отличающиеся относительной самостоятельностью, обособленностью, отграниченностью друг от друга. Современная наука выделяет три вида существования материального мира:

1.   неорганическая природа,

2. органическая природа,

3. социально-организованная природа.

Каждый из них характеризуется спецификой принципов систематизации материальных объектов, законов существования и закономерностей их взаимодействия, определенными пространственно-временными свойствами существования.

Кроме того, ученые выделяют три уровня организации материальной реальности:

1) мегамир, 2) макромир, 3) микромир.

В мегамире объекты имеют предельные величины от 10 в 28 степени см. кв. и больше. Это мир космоса. Иерархия составляющих его элементов по нисходящей такова: 1) Вселенная, 2) системы галактик, 3) галактики, 4) звездные системы, 5) планетарные системы, 6) планеты, 7) звезды, 8) газопылевые облака, 9) протозвездное вещество, 10) галактические ядра, 11) квазары, 12) плазма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.