рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Концепция внедрения исследовательского принципа обучения в учебный процесс

-         собственно сознание, состоящего из: а) феноменов чувственного восприятия (ощущения, восприятия, представления), эмоций;

б) абстрактного мышления (понятия, суждения, умозаключения),

в) языка как ядра второй сигнальной системы

г) памяти; и воспроизводить информацию.

д) самосознания (самочувствования, самопереживания, самооценки, самоконтроль, саморефлексия);

е) ценностно-целевых установок.

Самосознание и его компоненты.

Развитие форм самосознания личности.


3. Сознание, мышление, язык. Идеальное, материальное и реальное. Проблема моделирования искусственного интеллекта

Нервная система, мозг – материальны, в них осуществляются физические, химические процессы. Психика, будучи продуктом жизнедеятельности мозга, - идеальная, хотя и возникает исходя из материального воздействия материального мозга с материальным внешним миром. Она не содержит в себе физические и химическими параметрами. Психика вторична по отношению к материальному миру: изменения психики зависят от изменений материального мозга, психика не может существовать без своего материального носителя, мозга.

Сознание, мышление, язык.

Понятие “сознание” и “мышление” не тождественны. Мышление обозначает процесс выработки и фиксации знаний, процесс образования понятий и умозаключений. Сознание обозначает, в таком случае, результат этого процесса, деятельность по применению мыслительных действий к действительности с елью ее познания и преобразования. Сознание - процесс отражения окружающего мира. Сознание также идеально, оно – отражение внешнего, объективного мира в субъективных образах и понятиях.

Мысль человека всегда выражается в языке. Язык – это форма мысли. Это – особая знаковая система, состоящая из условных знаков, обозначающих предметы и процессы (слов), а также из правил их образования и построения в предложения (грамматика, семантика, орфография и пр.). Если мышление и сознание идеальны, то язык – материален. Он воспринимается органами чувств, имеет физические характеристики.

Природа языка как и мышления социальна, они не существуют друг без друга и вне общества. Язык возникает в обществе, с его помощью осуществляется обмен мыслями, информацией, становится возможным абстрагировать свойства и связи вещей от самих вещей, создавать идеальные образы и модели действительности.

Идеальное, материальное и реальное.

Идеальное – область реальности, существующая в форме знаний, эмоций, волевых и интеллектуальных актов. Идеальное не имеет самостоятельного от материального мира существования, оно всегда бестелесно. Это – субъективный образ объективного мира. Содержанием идеального всегда выступает материальный мир. Оно – всегда причина самого себя, существует объективно.

Материальное - область реальности, существующая объективно в форме веществ, полей, предметов и явлений.

Проблема моделирования искусственного интеллекта.


4. Социокультурная основа сознания. Общественное сознание, его уровни и виды. Сознание, поведение, деятельность

Социокультурная основа сознания.

Понятие сознания охватывает как индивидуальное (личное), так и общественное сознание. Общественное сознание, будучи отражением общественного бытия, реального образа жизни, развивается по законам, независимым от сознания отдельных людей, но всегда воздействует на способ их жизнедеятельности. Между личным и общественным сознанием существует взаимосвязь и взаимодействие.

Исторически выработанные и апробированные в обществе сознательные образы и нормы становятся порой личностными убеждениями, образцами поведения для индивидов.

С другой стороны, многие идеи, предложенные личностями, становятся социально значимыми, всеобщим достоянием, обретают степень общественной ценности, являются идеалами, программами жизнедеятельности.

Общественное сознание, его уровни и виды.

Общественное сознание имеет сложную и стройную структуру.

По глубине отражения реальности оно разделяется на уровни:

1)  обыденное общественное сознание и

2) теоретическое общественное сознание.

Каждый из них имеет свои элементы. Обыденное состоит из житейского (практического знания) и общественной психологии. Теоретический уровень включает в себя: общественную идеологию и научное знание, достигнутое в данном обществе.

Исходя из того, в какой сфере общественное сознание представлено, оно разделяется на формы. Среди основных форм общественного сознания выделяют: а) политическое общественное сознание, б) правосознание, в) экономическое общественное сознание. Кроме того, широко представлены в обществе любых эпох и периодов такие формы как г) религиозное, д) философское, е) нравственное, ж) эстетическое, з) научное. Свою специфику имеет в обществе и) мифологическое сознание, к) историческое, л) национальное сознание народов. Особую роль и актуальность в последние десятилетия обрело м) экологическое общественное сознание.

Возможно рассматривать в качестве одной из форм общественного сознания профессиональное сознания.

Вульгарный материализм – философское учение, рассматривающее сознание как особый вид материи, присущий человеку. Например, Бюхнер, Фохт, Молешотт: сознание выделяется мозгом, как желчь печенью.

Панпсихизм - идеалистическое учение о всеобщей одушевленности природы. К примеру, у Лейбница монадология – учение о душе и психике как единственной и подлинной сущности мира.

Гилозоизм - учение о наделенности праматерии сознанием, отрицающее границы между живым и неживым миром, учение о всеобщей одушевленности материи, универсума. (Вердениус, Ксенофорд и др.)

Сознание, поведение, деятельность.


Литература


1.                                         Диалектика познания и сознания. - Иваново, 1982.

2.                                         Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М., 1983;

3.                                         Дубровский Д.И Информация, сознание, мозг. - М., 1980;

4.                                         Ильенков Э.В. Диалектика идеального//Философия и культура. - М., 1991.

5.                                         Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977.

6.                                         Михайлов Ф.Т.Общественное сознание и самосознание индивида. - М., 1990;

7.                                         Михайлов Ф.Т.Сознание и самосознание. - М., 1991;

8.                                         Общественное сознание и его формы. - М., 1986;

9.                                         Проблема сознания в современной западной философии. - М., 1989;

10.                                    Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989.


Тема 10: Проблема человека в философии


1) Человек как проблема в философском измерении.

2) Образы и сущность человека в философской традиции.

3) Личность как социальное проявление человека, ее структурные компоненты, назначение.


"Не печалься о том, что люди тебя не знают,

а печалься о том, что ты не знаешь людей".

Конфуций


1. Человек как проблема в философском измерении

1. Что есть человек? Как он сформировался? Какова его природа и сущность?

Платон: "Животное о двух ногах и без перьев".

Аристотель: "Общественное (политическое ) животное"

Протагор: "Человек есть мера всех вещей, существованию существующих и несуществованию несуществующих".


2. Образы и сущность человека в философской традиции

В античности чаще всего человек понимался как гармоничная часть природы (космоса), творение Вселенной. Растворенность человека в космосе. Антропоцентризм и космоцентризм.

В христианском мировоззрении средневековья человек - божественное творение, выраженное в двойственности (раздвоенности) духа и тела, греха и веры, возвышенного и низменного, плотского и святого. Фома Аквинский: человек есть нечто среднее между животным и ангелом. Поэтому познать сущность человека ведет его к приобщению к божественной истине и тем самым найти спасение после смерти. Суть человека, его тайна соотнесена с внешним принципом, с божественной сущностью. Теоцентризм.

В гуманистической традиции человек выступает как высшее существо, достойное духовного и физического самовоплощения, обладающее безграничными возможностями и силой преобразования, творчества, самосовершенствования.

В Новое время человек предстает в автономном (от Бога и природы) смысле своего бытия. Человек - это личность, наделенная духовно-ценностными, и в первую очередь, рациональными качествами.

Антропогенез - это длительный исторический процесс эволюции человеческого рода от первых примитивных, полуживотных форм к высоким образцам социально-интеллектуальной деятельности. Антропогенез имеет комплексный характер, квинтэссенцией понимания которого является проблема единства биологического, психического и социального начал в человеке.

Биологическое представлено в человеке в его:

а) морфофизиологических особенностях (прямохождение, развитие речевого аппарата, головного мозга и т.д.);

б) генетических факторах (наследственность, изменчивость и пр.);

в) химико-физических проявлениях:

г) расовых признаках;

д) половозрастных особенностях.

Психическое:

а) нервно-электрические импульсы в коре головного мозга;

б) бессознательные процессы (рефлекторная деятельность):

в) эмоционально-волевые акты (радость, воля, печаль);

г) особенности характера, феномены памяти, внимания.

Социальное:

а) сознание, абстрактное мышление, вторая сигнальная система;

б) общение, коллективная форма жизнедеятельности;

в) трудовая деятельность;

г) духовность, культура;

д) самосознание, самопознание, самосовершенствование;

е) историческая трансляция опыта и традиций.

Все это в целостности и представляет структуру человеческой личности как интегрального, взаимодействующего единства.

Социальные качества человека выражены в сфере его личностного образа, о чем речь пойдет в следующем параграфе.

Многочисленные факторы антропогенеза говорят, что вид человека остается неизменным много тысяч лет (от краманьенца). Поэтому ученые предполагают, что биологическая эволюция практически завершена, либо она происходит слишком медленно и не влияет на сущностные качества человека. В результате биологической эволюции, которая на последних этапах была скорректирована социогенезом человек выступил в двух ипостасях, человек разумный и человек общественный.

Это, тем не менее не умаляет роли антропогенеза и в настоящее время.

Понятие "природа" и "сущность" человека имеют принципиальное отличие. Под природой чаще всего разумеются основополагающие, общие, неизменные свойства, черты, качества, которые выражают его особенности и отличия как живого вида Homo sapiens. Когда мы выделяем все эти признаки, то тем самым мы определяет природу человека.

1. Физиологические (анатомические):

а) прямохождение и прочие отличительные черты;

б) развитые формы высшей психической деятельности;

в) замена приспособительных функций преобразовательными;

2. Социальные:

а) разум;

б) общественный целерациональный труд;

в) религиозные, моральные, эстетические формы.

г) общественная (политико-правовая) организация жизни.

Обнаружение верховного, стержневого, “остовного” принципа существования человека приводит к пониманию его сущности. Каково это ядро?

В философии нет единого мнения. Представим наиболее распространенные из них:

1) Человек - общественное существо, его жизнь , существование возможно при условии общения, коммуникации, обмена программами жизнедеятельности. Именно общественные процессы способствуют выявлению "истинно человеческого" в человеке. Это - его осознанная, целенаправленная, творческая, преобразовательная, разумная деятельность в системе социальных отношений. Человек - это в собственном смысле слова аккумулятор и передатчик социальной информации, представленной в форме социальной деятельности и общественной жизни.

а) Фихте, Фейербах под сущностью человека мыслят некое универсальное социальное начало.

б) Маркс: “сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду,.. она есть совокупность всех общественных отношений”.

2) Размышление о приоритете биологического ядра над социальным привело к формированию ряда биологизатарских концепций человека:

а) расизм: Стюард Чемберлен утверждал существование превосходства высших рас над низшими по биологическим параметрам..

б) социо-дарвинизм: Э. Геккель предложил объяснять предопределение социальной жизни на основе законов Дарвина (естественный отбор, борьба за существование и пр.).

в) мальтузианство: социальная сфера жизни должна быть отрегулирована биологической целесообразностью вида Homo sapiens.

г) географический детерминизм: человек и общество как часть геосферы попадают под всеобщее действие географических факторов. В. Кузен говорил: "Дайте мне географическую карту страны, и я скажу какой народ в ней живет".

д) фрейдизм: сущность человека и его социальной жизни обусловлена инстинктами.

3) Игнорирование природных начал в сущности человека приводит к возникновению ряда идеалистических взглядов:

а) религиозно-теологический подход к пониманию сущности человека. Человек - есть творение Бога. Буддизм, христианство: тело человека - оковы его души. .

б) мистически-иррациональное начало человека. Ницшеанство: для утверждения сущности человека необходима постоянная борьба с природной тварностью. Его суть - внутренний демиург, предопределяющий борьбу всех против всех.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.