Макромир -
привычный соразмеримый мир жизнедеятельности человека от 10 в 24 степени до 10
в -8 степени см. кв. Он состоит из: 1) социума, 2) биосферы, 3) биогеоциноза,
4) биоциноза, 5) популяционно-видового уровня, 6) семейно-стадного, 7)
многоклеточных организмов, 8) одноклеточных организмов. Как видим, сюда
включены все живые организмы, флора и фауна, начиная от простейших и заканчивая
человеком, обществом, а также неорганические тела
Микромир или
мир элементарных частиц имеет величину от 10 в -8 степени до 10 в -13 степени
см.кв. Сюда относятся: 1) поля (гравитационные, ядерные, электромагнитные), 2)
молекулы и атомы, 3) плазма, 4) элементарные системы (элементарные частицы и
физический вакуум), 5) субэлементарные частицы, кварки, ядра, 6) элементарные
частицы (различающиеся по силе взаимодействия: ароны, лептоны; по заряду:
протоны, нейтроны, позитроны и пр.).К микромиру принадлежат составляющие тела элементы
органической и неорганической природы. Взаимосвязь их является фундаментальным
генетическим основанием для образования тел: в биологии - клетка, в физике -
элементарные частицы.
Источники и
характер его изменения.
Источники:
открытость системы, взаимодействие элементов самоуничтожимость без смены
состояний; объективный и противоречивый, направленный и закономерный характер.
Движение,
пространство и время как характеристики бытия.
Движение
рассматривают в качестве атрибута материи, которое отражает любые
взаимодействия и изменения состояний предметов, явлений и их свойств.
Формируется
понятие движения в античной философии. Несколько точек зрения:
1) Гераклит
воспринимает материю, которая всегда находится в движении. “Все течет, все
изменяется”, “В одну реку нельзя войти дважды”. Движение и материя находятся в
единстве.
2) Демокрит:
движение воспринимается как нечто внешнее по отношению к материи. Движение
внутреннюю сущность атома не раскрывает.
3) Кратил:
абсолютизируя изменчивость (“В одну реку нельзя войти и единожды”), утверждает
невозможность познания сущности движения.
4) Зенон
(Элейский): поставил под сомнение само существование движения, выдвинув ряд
парадоксов (“апорий”) между видимым и мыслимым движением.
В Новое
время складывается механистический взгляд на движение:.
а) оно
рассматривается как частное и внешнее по отношению к объектам;
б) понимается
в узком смысле как перемещение в пространстве;
в) понятие
движения не соотносится с понятием изменения.
В XIX в. в связи с открытиями
в области физики (закон сохранения и превращения энергии) возникает ряд научных
парадоксов. Теория энергетизма (Оствальд) утверждает: поскольку понятие материи
абстрактно, оно в науке несостоятельно. Материя исчезает, а существует чистая
энергия, неуничтожимая и без материального носителя. Проблема неизвестных форм
энергии актуальна и сейчас: НЛО, гуманоиды и т.д. Теория “тепловой смерти
Вселенной” (Р. Клаузис, У. Томпсон) обосновывает, что в процессе превращения
энергии она преобразуется в теплоту, которая, распространяясь по всей
Вселенной, приведет ее к гибели, т.к. все физические процессы прекратятся, а
обратный процесс невозможен. Но во втором законе термодинамики речь идет об энтропии
в закрытых системах, Вселенная же - система открытая и безграничная.
Ф. Энгельс в
“Диалектике природы” и “Анти-Дюринге” показал, что материя без движения также
немыслима, как и движение без материи. Движение есть изменение вообще. Движение
как и материя объективно, всеобщее, универсально. Оно характеризуется противоречивостью,
одновременно и абсолютное, и относительное, устойчивое и изменчивое,
неуничтожимое и несотворимое, многоплановое и многоуровневое.
В XX в. складывается понятие
движения как:
1. атрибутивного
(неотъемлемого и имманентного) свойства бытия;
2. как всякого изменения
вообще (видоизменение, превращение, колебание, взаимопревращение, становление,
трансформация);
3. как способа существования
материальных предметов и процессов.
Различают
виды движения: а) объективное (существующее независимо от восприятия человека),
б) перцептуальное (воспринимаемое органами чувств), в) концептуальное
(теоретически воспроизводимое и интерпретируемое).
Кроме того, можно
выделить два типа движения:
1)
с сохранением качества
системы (устойчивость) - движение электронов и атомов, перемещение в
пространстве и пр.;
2)
с изменением качества
системы (изменчивость) - развитие.
Основные
формы движения.
В основе
классификации форм движения находятся принципы, разделяющие все существующие
материальные предметы и явления по: а) специфике носителя, б) по специфике
законов взаимодействия, в) по генетической связи, г) в иерархической
последовательности.
Ф. Энгельс
выделил пять основных форм движения. Это - 1) механическая, 2) физическая, 3)
химическая, 4) биологическая, 5) социальная. В ХХ в. в науке произошли огромные
изменения, позволившие расширить и углубить представления о многообразии форм
движения, не отрицающих предыдущую классификацию. Так, акад. Б. Кедров описал
кроме общих форм движения материи (механическое, электромагнитное, тепловое, гравитационное,
кибернетическое), выделяет и частные формы. К примеру, в классе
ядерно-физических взаимодействий находятся:
n взаимодействие
элементарных частиц и полей;
n ядерная форма движения:
n субатомная форма
движения;
в классе форм
геологического движения выделяют:
n химическую форму
движения;
n малекулярно-физическую
форму;
нуклеиновые
кислоты и белки образуют:
n биологическую форму
движения;
n социальную форму.
Все формы
движения находятся в своеобразной субординации. Сложная структура вытекает из более
простой., одновременно, включая в себя все низшие формы движения. Поэтому
разрыв высших и низших форм движения недопустим, как и сведение более высокой
формы движения к более низкой (редукционизм).
Пространство
и время как атрибуты материи.
Всеобщие
формы бытия, его свойства. Взаимосвязь движения, пространства и времени.
Пространство
характеризует протяженность и структурную организацию бытия, наличие,
расположение одного возле другого.
Время
выражает длительность существования, последовательность смены состояний,
протекание, существование одного после другого.
Характеристики:
общие (объективность, всеобщность, неуничтожимость и пр.) и особенные (время
однонаправлено, пространство многомерно и т.д.)
Литература
1. Доброхотов А.Л. Категория
бытия в классической западноевнопейской философии. - М., 1986;
2. Капто А.С. Философия
мира. - М, 1990;
3. Лосский Н. Мир как
органическое целое//Избранные произведения. - М., 1991;
Тема
7. Часть 2. Философское учение о развитии
1)
Философское понимание развития. Диалектика как метод и теория. Исторические
формы диалектики и ее альтернативы. .
2). Принципы,
категории и законы диалектики. Объективная и субъективная диалектика.
Современные дискуссии о диалектичности явлений бытия.
1).
Философское понимание развития. Диалектика как метод и теория. Исторические
формы диалектики и ее альтернативы. Философское понимание развития
Мы постоянно
сталкиваемся с явлениями, которые так или иначе изменяют свое состояние. В
растительном мире - рост, расцвет, увядание, в животном мире - рождение,
взросление, старение, в обществе - переход от одних общественных форм,
организаций и состояний к другими т.д. Проблема развития - многоуровневая и
многоаспектная. Ряд наук исследует с точки зрения своего предмета те или иные
формы и способы развития. Философский подход отличается комплексным, обобщенно-абстрактным
и универсальным подходами к феномену развития.
Изменение
состояний предметов, процессов, явлений с сохранением их исходного состояния,
основы, приводящее к их новому качественному состоянию называется развитием.
Объективные
признаки, приводящие к развитию:
1.
невозможность сохранить существующие формы без угрозы их существованию;
2.
потенциальное разрушение, нарушение устойчивости организации и функций
предметов, процессов, явлений.
3.
направленность преобразований всякой системы.
Характеристики
развития:
а)
объективность;
б)
разноплановость;
в)
непрерывность;
г)
многоуровневость;
д)
системность;
е)
многоэтапность;
ж)
комплексность.
Направленность
развития обнаруживает три основных типа развития.
1.
Прогрессивное развитие - движение явлений и процессов по восходящей линии, от
менее совершенного к более совершенному состоянию называется прогрессом.
2.
Противоположный процесс развития от более совершенного и менее совершенному, упрощение
с потерей лучших форм и качеств, движение вспять, по нисходящей линии
называется регрессом.
3. Круговорот
- процесс развития "по кругу", без приобретения четкого направления,
построение либо воссоздание предыдущих состояний после обретения нового
качества.
Диалектику
можно представить: а) как метод, методологию,
б) как теорию
, как учение, систему знаний;
в) как логику
развития.
Диалектика
как метод и теория.
Учение,
предметом которого является изучение закономерностей развития и взаимосвязи
явлений и процессов называется диалектикой. Этимология слова восходит
греческому понятию искусства рассуждения, проведения беседы (Сократ).
Диалектика
также выступает методом исследования существенных противоречий, изменяющихся
явлений, понимания процессов реальности с позиций их развития и взаимосвязи.
Антиподом
диалектики как метода выступает метафизика. Это - учение, представляющее мир и
его фрагменты как застывшие, неизменные, однозначные и неразвивающиеся
сущности. Метафизика отрицает саморазвитие бытия посредством разрешения
внутренних противоречий. Есть и иное понятие метафизики как учения о
сверхчувственных началах и принципах существования бытия (природы, физики).
Вторым
известным антиподом диалектики является эклектика (от греч.: выбирать) -
соединение разнородных взглядов и идей без выделения главных, сущностных
связей, без целостного и цельного представления явления, процесса.
Родоначальник - Потамон Александрийский (2 в. н.э.).
Среди иных
антиподов диалектики следует выделить такие учения как догматизм, софистика,
релятивизм.
Исторические
формы диалектики.
1. Античная
диалектика. Основные представители: Герактит, Демокрит, Зенон, Платон и др.
Основные черты диалектических взглядов: отрывочность, наивность,
созерцательность, гипотетичность, стихийность, спонтанность.
2. Немецкая
классическая диалектика. Представители - Кант, Гегель, Фихте. Характеристики ее
рассмотрения: идеалистичность, системность, методологичность, универсальность,
активная творческая сущность, целостность, теоретичность т.е. совокупность
законов и категорий.
3.
Современная диалектика.
а)
Марксистская диалектика (Маркс, Энгельс, Плеханов и др.) Принципы к ее
изложения: объективность, материалистичность, всеобщность, теоретичность,
научность.
б)
Идеалистическая диалектика. Виднейшие представители: Ж.-П. Сартр, Н. Лосский,
Г. Маркузе и др.
2)
Принципы, категории и законы диалектики. Объективная и субъективная диалектика.
Современные дискуссии о диалектичности явлений бытия
Диалектика в
ее современном обоснованном виде представляет собой стройную теорию, состоящую
из совокупности идей, принципов, категорий и законов. Диалектика как теория
выполняет ряд функций - мировоззренческая, методологическая, эвристическая,
прогностическая, социальная, аксиологическая.
Принципы
диалектики:
а) развития;
б) всеобщей
связи;
в)
взаимообусловленности явлений;
г) историзма;
д) антиномии,
е)
объективности;
ж)
системности, всесторонности анализа.
и) монизма.
Категории
диалектики.
Философские
категории представляют собой всеобщие формы мыслительной деятельности,
идеальные образы, отражающие свойства и связи, присущие всем явлениям
действительности. Познавая мир, размышляя о нем, человек оперирует
соответствующими понятиями, определенные качества, свойства и связи. Они
являются поэтому всеобщими, принадлежащими всем явлениям действительности.
Категории диалектики разделяют на разновидности, отражающие: а) универсальные
процессы самоорганизации бытия и категории и б) выражающие связи детерминации.
К первым относятся такие категории как единичное - особенное - общее
(всеобщее), целое - часть, система - структура - элемент, содержание - форма.
Связи
детерминации объясняют категории: причина - следствие, необходимость -
случайность, сущность - явление, действительность - возможность.
Законы
диалектики.
Под законом
понимается необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся и объективная
связь между свойствами и элементами системы, явлениями и процессами
действительности.
В отличие от
других законов законы диалектики имеют всеобщий характер и отражают
универсальные характеристики развития. Законы разработаны в диалектической
системе Гегеля, но впервые понятие "диалектический закон" применено в
марксизме.
Основными
законами диалектики являются:
1. закон
единства и борьбы противоположностей;
2. закон
взаимного перехода количественных и качественных изменений;
3. закон
отрицания отрицания.
1. Закон
единства и борьбы противоположностей формулируется следующим образом: явления и
процессы объективного мира находятся в единстве тождества и противоположности,
находясь одновременно в отношении взаимоисключения, противоречия, различия,
тождества, гармонии.
Суть закона:
он объясняет источник, причины саморазвития, самодвижения - они находятся во
внутренней противоречивости предмета, процесса, явления; в единстве и борьбе
противоположностей.
Содержание:
диалектическое развитие - это результат взаимодействия противоположных,
противоборствующих сторон, находящихся в единстве и взаимообусловленности
внутренней структуры явлений, процессов, предметов.
Формула:
гармония - дисгармония - конфликт - постконфликт.
Этапы
(условно выделяемые) протекания закона:
а) Тождество
( единство). Он отражает основное состояние гармонии, равновесие, непроявленность
и несущественность различий, имеющихся в предметах, процессах. Это - равенство
самому себе, относительная устойчивость качества. Тождество сущностно.
б) Различие.
Существует одновременно с тождеством, взаимосвязано с ним и отражает наличие
несущественных различий, разрыв единства, несовпадение внутренних качеств
предметов, процессов, их изменчивость. Нарастание различий приводит к
существенности их проявления для предметов, процессов, что приводит к
следующему этапу протекания закона.
в)
Противоположность. Обнаруживается тогда, когда различия становятся полярными, а
тождество несущественно. Элементы, по сути, исключают друг друга, взаимосвязь
ограничена, состояние разобщенности, независимости, противостояния. Назревает
конфликт.
г)
Противоречие. Между противоположностями возникает борьба, они взаимоотрицают и
взаимопроникают друг в друга. Происходит абсолютизация борьбы полярностей,
разрешение конфликта приводит к снятию противоречий, их преодолению. Верх берет
одна противоположность над другой, наступает нивелировка противоположностей, их
гибель, переход (слияние) противоположностей друг в друга.
Наступает
новая фаза развития: снятие противоречия (конфликта) приводит к состоянию
гармонии, с несущественными различиями и тождеством самому себе, которое, в
свою очередь, нагнетает различия, способные перерастать в противоположности.
Взаимодействие последних приводит к противоречию. Его разрешение выводит
предмет, процесс на новый виток развития. Таков общий механизм действия закона
единства и борьбы противоположностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|