"Молекулы мистики" и трансцендентация ЭГО: утрата и обретение целостности бытия
Дипломная работа
"Молекулы мистики" и трансцендентация ЭГО:
утрата и обретение целостности бытия.
Научный
руководитель:
2000
Введение.....................................................................................................................
Стремление к "измерению Иного", к
целостности......................
"Молекулы Мистики" (экзогенные и
эндогенные) как элемент связи материального и духовного.......................................................................
Классификация и описание действия "молекул
мистики"...........................................
Галлюциногенные фенэтилалкиламины (производные
природного нейромедиатора дофамина)
Диссоциативные галлюциногены.....................................................................................................
Индольные галлюциногены.................................................................................................................
Бета-карболины....................................................................................................................................
Ибогаиновое семейство веществ.....................................................................................................
Механизм действия психоделиков...............................................................................................
"Молекулы мистики" как способ
трансцендентации ЭГО (теория "квантового резонанса в синапсических
полях")...........................................................................................................................
Основные виды мистических переживаний.................................
Перинатальные переживания.............................................................................................................
Трансперсональные переживания..................................................................................................
Экстатические переживания..............................................................................................................
"Вулканический", или
"дионисийский" экстаз..............................................................................
"Океанический", или
"аполлонический", экстаз...........................................................................
Трансцендентация ЭГО и идея целостности в различных
религиях
Шаманизм........................................................................................................................................................
Исихазм..............................................................................................................................................................
Суфизм.................................................................................................................................................................
Даосизм..............................................................................................................................................................
Индуистская йога и тантризм..........................................................................................................
Буддизм..............................................................................................................................................................
Архаичная духовность, целостность бытия и
психоактивные вещества.
Утрата целостности как проявление "Власти над
живым"
"Культура Партнерства" и "Культура
Владычества". Переход к запрещению психоделиков......................................................................................................
Психотерапия с применением "молекул
мистики" - один из современных способов обретения целостности бытия........................................
Литература..............................................................................................................
В данной работе будет сделана попытка
взглянуть на проблему обретения целостности бытия ("душевной
гармонии", ощущение себя частью некой надличностной структуры,
неразрывности и нерасчлененности структур сознания) и проблему утраты этой
целостности (исчезает упорядоченность мышления, происходит расщепление
сознание, вплоть до ощущения нескольких личностей в одном теле - возникает
проблема самоидентификации; крайний случай этого - шизофрения).
Я попытаюсь рассмотреть необходимость целостности
бытия, причины ее утраты, а также один из основных путей обретения этой
целостности - посредством выхода за пределы обыденного сознания (трансцендентации
ЭГО) - экстатических переживаний, которые находят свое отражение в различных
религиях, экспериментах с применением гипноза, а также с применением
психоактивных препаратов группы галлюциногенов - "молекул мистики".
Достаточно важной и связанной с проблемой целостности бытия также
представляется мне проблема стремления людей к трансцендентным переживаниям, и,
как следствие, контроля государства над подобными стремлениями (религиозные
табу, политические запрещения и т.д.).
Актуальность проблемы: отсутствие
целостности бытия.
Если спросить у прохожих на улице
"Чувствуете ли Вы себя счастливым человеком?", то очень редко можно
услышать утвердительный ответ.
Современная наука обладает всем необходимым,
чтобы уничтожить большую часть болезней, справиться с бедностью и голодом,
выработать достаточное количество безопасной и обновляющейся энергии. У нас
достаточно ресурсов и рабочей силой, чтобы реализовать все мечты, которые
когда-либо были у человечества. Если у нас есть средства и технологии, чтобы
накормить население планеты, обеспечить всем приемлемый уровень жизни,
справиться с болезнями, переориентировать промышленность на неистощимые источники
энергии, предотвратить загрязнение окружающей среды, то что же мешает нам
сделать эти важные шаги?
По-видимому, ответ состоит в том, что все
вышеперечисленные трудности — симптомы одного фундаментального кризиса [5]. В
конечном счете проблемы, с которыми мы столкнулись, не являются чисто экономическими,
политическими и технологическими по своей природе. Все они отражают
эмоциональное, моральное и духовное состояние современного человечества.
Злобная агрессивность и ненасытное приобретательство, деструктивные аспекты
человеческой психики — силы, ответственные за невообразимые потери, связанные с
гонкой вооружений. Они препятствуют разумному распределению ресурсов между
людьми, классами и нациями, переориентации на экологические приоритеты,
необходимые для сохранения жизни на нашей планете. Эти деструктивные и
саморазрушительные элементы современного человека непосредственно отражают его
отчуждение от самого себя, от духовной жизни и духовных ценностей [2, 5].
Цивилизация накормила и одела почти все
население планеты, изобрела телефон и автомобиль, делает все возможное для
удобства и удовольствий человека, а у него все же возникает "дефицит
положительных эмоций". Этот дефицит вызван неудовлетворенностью базисной
психологической потребности человека - потребности в безопасности [17].
Источник единой для большинства людей тревоги носит фундаментальный характер,
хотя часто не осознается как опасность, а считается очевидной нормой.
Отказываясь от представления об одушевленности окружающей действительности,
отказываясь от веры в сверхъестественное, индивид обрекает свою внутреннюю
глубинную сущность (душу) на отсутствие точек опоры, и, как следствие, на
исчезновение. Чем бы не развлекала такого человека цивилизация, отношение к
жизни будет изначально пессимистичным [40].
Современность ставит перед нами множество
проблем. Среди них такие, как эпидемия наркомании, волны насилия и
преувеличенное потребление, проблема "бегства от реальности" с
помощью ухода в виртуальные миры - мир книг, компьютерных игр, в
метареальность, создаваемую средствами массовой информации. Существует и
проблема "метафизического голода", который очень часто неудачно
удовлетворяется с помощью алкоголя, табака и других наркотиков. Все это
угрожает нашей внутренней жизни и мировой экологии.
Люди утрачивают традиции, религию, разочаровываются в
догматических идеологиях (напр., в идее коммунизма или в Американской Мечте).
Человечество стоит перед выбором - близкая катастрофа (термоядерная ли,
экологическая ли, внутренняя экзистенциальная или какая-то другая) или движение
к ноосфере и гармонии [18].
В связи с этим одним из обнадеживающих
аспектов современности является возрождение интереса к древним духовным
традициям и мистическому опыту. Разрушение железного
занавеса, Гринпис, психоанализ, рэйв-культура, сексуальная терпимость - все это
признаки возвращения к ценностям доисторической племенной жизни. "Культура
владычества", которую мы имеем на сегодняшний день, изжила себя и чуть было
не довела планету до самоубийства. "Закон, позволяющий уничтожать природу,
контролирующий средства информации - от природных до электронных, - не указ
племени "мутантов", пускающихся на утлых катерах против авианосцев,
начинающих жить на деревьях, приговоренных к вырубке, танцующих в Гоа и на
"Tribal Gathering", в то время как грустные, застегнутые на все
пуговицы "бобби" охраняют от них покой добропорядочных бюргеров"
[14].
Люди, пережившие мощный преобразующий опыт и сумевшие
применить его в своей повседневной жизни, отказываются от деструктивных и
саморазрушительных черт личности, проявляют качества, способствующие
индивидуальному и коллективному выживанию. Пиковые переживания способствуют
устранению внутреннего раскола личности, разобщенности между индивидами,
конфликта между индивидом и миром, ведущего к утрате единства мира. Люди,
имевшие подобные переживания, часто выказывали отчетливую тенденцию к
самореализации и самоактуализации [37].
Люди, вовлеченные в процесс духовного
развития, начинают по-новому ценить и уважать все формы жизни, постигают
всеобщее единство, что часто делает их более терпимыми к другим людям,
внимательными к экологии [5]. Общечеловеческие соображения, сострадание всему
живому и способность мыслить в планетарных масштабах становятся важнее
узколичностных интересов семьи, политической партии, потребностей класса, нации
и вероучения. То, что характерно для всех нас, то что связывает нас, становится
ценнее различий, а сами различия обогащают, а не отталкивают. Эти изменившиеся
благодаря духовному развитию установки противостоят нетерпимости, равнодушию к
жизни и моральному банкротству, лежащим в основе глобального кризиса. Можно
надеяться, что растущий интерес к духовному миру и значительное число
спонтанных мистических переживаний предвещают сдвиг в сознании человечества, который
поможет отказаться от нынешнего саморазрушительного направления развития. Это
утверждение подкрепляется универсальной культурной тенденцией к изменению
"естественного" потока сознания при помощи психоактивных веществ,
социально предписанных методов и условий. В соответствии с гипотезой К.Юнга,
это стремление не что иное, как поиск организмом структурного единства через
интеграцию личного "ЭГО" и истинной самости [21].
Одним из аспектов психического здоровья
является интеграция ("нерасщепленность") сознания, поэтому существует
необходимость развития интегрирующих и преобразующих методов, адресованных
различным аспектам человеческой природы: телесному, эмоциональному,
психическому, интеллектуальному, духовному и т.п. Не случайно в русском языке
синонимом слова "лечение" являются слова "исцеление",
"целительство" (то есть обретение целостности). Создание
интегрирующей практики в современном мире подобно собиранию мозаики,
картинки-головоломки, но только разрозненные детали собираются здесь со всего
света. Сообщения о таком целостном подходе к человеку есть у греческих
философов и их последователей времен Ренессанса [2].
Появление понятия "целостности
бытия" в русской философии обычно связывают с именем Вл. Соловьева [23].
Мы находим идею целостности бытия (не-расщепленность, неразрывность,
"холономность" - от греч. holos - "целый") во
многих мистических религиозных традициях (как восточных, так и западных), где
искатель духовности сначала обретает этическую добродетель, а затем
дисциплинирует тело, жизненные энергии и ментальные процессы, прежде чем
приступить к медитативной практике, ведущей к единению с Богом [41]. Сейчас
наше общество переживает муки духовной трансформации — от фактического
отрицания трансперсонального опыта (включая как ритуалы и техники, к нему
приводящие, так и герменевтические системы, выявляющие его значение) до
беспорядочного опробования каждого возможного способа достижения
трансперсонального опыта, от психоделиков до гуру Восточной Индии [36].
По-видимому, одной из причин утраты
целостности бытия является то, что человек осознает себя на уровне
собственного ЭГО. Большая часть людей в обычной жизни существуют на этом
уровне сознания, когда человек не идентифицируется со своим психосоматическим
организмом. По разным причинам он скорее отождествляет себя лишь с более или
менее точным мироощущенческим представлением или картиной своего организма.
Иными словами, он идентифицирован со своим “ЭГО”, или образом себя. Целостный организм
оказывается таким образом расщепленным на лишенную тела душу и тело, а сам
человек непосредственно отождествляется с психикой, сознанием, “ЭГО” и говорит
не “я — это тело”, а “у меня есть тело”, Он полагает, что существует не как
тело, а в теле. Этот уровень почти целиком совпадает с ментальной картиной
целостного психофизического организма, и потому здесь доминируют
интеллектуальные и символические процессы [21]. Поэтому в буддизме этот уровень
называется “интеллектом”, а в индуизме считается, что здесь “ЭГО” отделяется от
грубого тела, а следовательно, оказывается в его ловушке [37]. Выход же за пределы
собственного ЭГО, который часто проявляется в альтернативных состояниях
сознания, приводит к пересмотру всей жизненной позиции человека и ощущению
освобождения от обусловленности существования. К явлению "трасцендентации
ЭГО", характерному для таких состояний сознания, могут приводить как некоторые
медикаментозные препараты природного и синтетического происхождения, так и
немедикаментозные методы, такие как сексуальные практики, пение, барабанный
бой, монотонные танцы, лишение сна, гипноз и самовнушение, изменение ритма и
глубины дыхания, сенсорная перегрузка, сенсорная изоляция, длительное
одиночество, пост, электрическая стимуляция определенных зон мозга и др. [24].
Также к трансцендентации ЭГО часто приводит опыт близости смерти, переживание
клинической смерти [1, 19].
По-видимому, любое измененное состояние сознания
опосредуется на физическом уровне с помощью специфических регуляторов - неких
химических молекул, регулирующих деятельность сознания и восприятия. В
частности, выходы за пределы ЭГО связаны с так называемыми "молекулами
мистики", к которым относятся как вырабатывающиеся в организме (эндогенные
вещества) нейрорегуляторы серотонин и дофамин, так и вводимые в
организм извне (экзогенные вещества)
их природные и синтетические аналоги (ЛСД-25; активный компонент
шаманского зелья индейцев Амазонии айяхуаски - ДМТ; псилоцибин -
основной психоактивный компонент "магических грибов"; алкалоид
кактуса пейотля мескалин; каннабиноиды- психоактивные компоненты
конопли; "экстази" и др.), применявшиеся на протяжении
тысячелетий в религиозной практике [25, 27, 30, 35, 36, 38, 39], а также
применяющиеся и сейчас для психотерапии [4, 5, 21, 29] или в других целях
(например, молодежью конца нашего века на рэйвах - музыкальных
фестивалях, ставящих своей целью переживание единства с Природой и между
людьми). Поначалу предполагали, что "молекулы мистики" приводят к
психозам, и называли их галлюциногенами или психотомиметиками (то
есть веществами, вызывающими имитацию психоза), сейчас этот взгляд признан
неверным. Их можно скорее рассматривать в качестве неспецифических усилителей
психических процессов, последовательно открывающих уровни и структуры
бессознательного [29].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|