Исследователи, сохранившие доверие к
психоделической терапии в условиях противоречивых сообщений начального этапа,
пришли к заключению, что психоделические вещества являются в большей или меньшей
степени неспецифическими усилителями, а терапевтический успех решающим образом
зависит от факторов нефармакологической природы (экстра- фармакологических
переменных). Наиболее важными среди них являются структура личности пациента,
личность гида, или сидящего, терапевтические отношения, природа и мера
специфической терапевтической помощи, физический и межличностный контекст
сеанса [4, 27, 38].
Сами по себе психоделические вещества могут
лишь активизировать психику и способствовать выявлению бессознательных и
сверхсознательных процессов в сознании. Будет ли этот процесс терапевтическим
или деструктивным и дезорганизующим, зависит от целого ряда иных переменных, не
имеющих ничего общего с фармакологическим воздействием химических веществ.
Поскольку факторы организации и устройства сеанса оказываются крайне важными,
нельзя ожидать волшебных результатов просто от принятия психоделиков; их
следует использовать в контексте сложной психотерапевтической программы [5].
Даже если ограничиться терапевтическим
использованием психоделиков в контексте психотерапии, нетрудно видеть, что эти
две составляющие - психотерапевтические процедуры и воздействие психоделиков -
могут быть соединены различным образом, с различной степенью эффективности.
Менее интересная возможность - использование небольших доз психоделиков для
интенсификации психотерапевтического процесса, случайные психоделические сеансы
в рамках нефармакологической терапии для преодоления защит и сопротивлений,
использование малых доз в групповой психотерапии и сочетание гипноза и
психоделиков, или гипноделическая терапия. Среди техник терапии с
использованием психоделиков наиболее интересными и наиболее распространенными
являются две: психолитическая и психоделическая
терапия [5].
Психолитическая терапия. Термин был введен английским исследователем, пионером в области
ЛСД-терапии, Рональдом А. Сэндисоном. Корень "litic" (от греч.:
elisis" - растворение) указывает на процесс освобождения от зажимов,
разрешения конфликтов в психике. Как в теории, так и в практике, метод представляет
собой модификацию и расширение фрейдовского анализа. Он предполагает прием ряда
(15 - 100) средних доз психоделиков с недельными или двухнедельными
интервалами.
Психолитическая терапия представляет собой
постепенное исследование все более глубоких уровней бессознательного. Терапевт,
как правило, присутствует в течение нескольких часов кульминационного периода
сеанса, обеспечивая поддержку и в случае необходимости давая интерпретации. Все
феномены, происходящие во время сеансов или между ними, трактуются с
использованием основных принципов фрейдовской терапии.
Психоделическая терапия. Сам термин был предложен психиатром и исследователем ЛСД Хэмфри
Осмондом и одобрен в его переписке с Олдосом Хаксли [27]. Психоделическая
терапия в нескольких важных аспектах отличается от психолитического подхода. Ее
главная цель состоит в том, чтобы создать человеку оптимальные условия для
глубокого трансформирующего переживания трансперсональной природы. Для
большинства людей это принимает форму смерти и рождения Эго, с последующим
переживанием космического единства и других трансперсональных феноменов [3].
Среди факторов, способствующих таким
переживаниям, специальная подготовка, использование больших доз психоделиков,
применение средств, способствующих углублению человека в себя через использование
повязок для глаз, высококачественной стереофонической музыки в течение всего
сеанса, использование духовных сюжетов, искусства и красоты природы в
организации сеанса и обстановки. Разговоры допускаются только перед сеансом и
после него. Во время реального психоделического переживания разговоры не поощряются,
поскольку это мешает погружению в глубину эмоционального и психосоматического
исследования себя. Психоделический терапевт не верит в блестящие и
своевременные словесные интерпретации или иные вмешательства, соответствующие
представлениям той или иной психотерапевтической школы. Он предлагает пациенту
отпустить себя, отказаться от обычных защит и отдаться спонтанному
терапевтическому потенциалу глубинной динамики души.
Большинство психиатров и психологов,
проводивших клинические исследования с психоделиками, явно склоняются либо к
психолитической, либо к психоделической модальности. С моей точки зрения,
каждый из этих подходов в своей чистой форме имеет существенные недостатки. В
психолитической терапии это теоретическое ограничение биографическими рамками,
соответствующее фрейдовскому психоанализу, непризнание перинатальных и
трансперсональных аспектов психики, а также экстернализация процесса посредством
чрезмерного использования словесных интерпретаций.
В противоположность этому в психоделической
терапии недостаточно внимания уделяется биографическому материалу, когда он
появляется в сеансе, и слишком много ожидается от воздействия единичного
трансформирующего переживания. Использование "единичной большой
дозы", характерное для психоделической терапии, эффективно для
алкоголиков, наркоманов, депрессивных пациентов и людей, умирающих от рака:
большинство терапевтических изменений у пациентов с раз-. личными
психоневрозами, психосоматическими заболеваниями и дефектами личности требует
обычно проработки в течение ряда психоделических сеансов [5].
По-видимому, психоделики наряду с содержащейся
в них опасностью обладают также терапевтическими, творческими и религиозными
возможностями. Хотя данные хорошо контролируемых экспериментов немногочисленны,
существует ряд историй болезни, подтверждающих значительный терапевтический
успех психоделиков, принимаемых под профессиональным контролем и наблюдением.
Многие отчеты описывают драматические и устойчивые сдвиги к лучшему у
пациентов, страдающих тяжелыми и безнадежными с точки зрения других методов
терапии заболеваниями; люди, стоящие перед лицом смерти, находили большое
утешение в переживаниях, вызванных воздействием психоделиков [24, 36, 38].
Необъяснимая тревога, иногда охватывающая
человека под действием психоделического вещества, провоцирует аналитический
поиск ее причины. Рассуждая, мы связываем те или иные переживания с подходящими
смысловыми комплексами, то есть, проецируем эмоции на внешнюю ситуацию или
внутренние психологические проблемы, если не вполне уверены в себе. В такие
моменты, особенно у мнительных людей опасения за собственное душевное здоровье
могут вызвать глубокие дезорганизующие переживания - панику, способную
задержать естественное перерождение тревожных эмоций в ощущение обновленного
существования (как это происходит в профессиональном психоделическом сеансе).
Такой опыт довольно часто случается во время самодеятельных экспериментов [5].
В психотерапевтической практике он называется незавершенным сеансом, а в
просторечии - "плохая поездка" ("bad trip") [36].
В конце 60-х после запрещения открытых
исследований, когда американская контркультура активно пропагандировала
психоделический образ жизни, эксперименты на себе носили массовый характер.
Была широко распространена практика приема высоких доз ЛСД - 500-600 мкг. (в
психотерапии средняя доза - 200 мкг.). Конечно, среди сотен тысяч людей,
безответственно употреблявших этот препарат, случались трагические инциденты (в
основном, несчастные случаи, но иногда имели место и внешние проявления агрессии
[34].
Действие психоделиков связано с анализом
собственных эмоций "Я", и, что принципиально, с нашей способностью им
противостоять. Поэтому тяжелее всего эти переживания даются людям, живущим в
неустойчивом внутреннем мире и плохо контролирующим выражение своих чувств.
Преодоление возникающего кризиса требует от человека иной раз предельной
выдержки и самообладания, но приносит самое настоящее освобождение - начало
новой жизни в ином качестве. А.Маслоу пишет об этом так: "И вот парадокс -
то, что было болезненным, патологическим и "низменным", становится
частью самого здорового и "возвышенного" аспекта человеческой
природы. Погружение в "безумие" пугает только того, кто не до конца
уверен в своей нормальности. Образование должно помочь научиться жить в обоих
мирах" [18].
Психологические кризисы в процессе
употребления галлюциногенов могут выражаться в ощущении неполноценности
собственного бытия, например, когда привычный внутренний мир человека обнаружил
свою иллюзорность, но альтернатива прежним смысловым связям не найдена. Именно
образование - единственный рецепт от понятийной путаницы, возникающей в этом
процессе. Оно дает главное - уверенность в выборе, необходимость которого часто
становится очевидной в измененном состоянии сознания. Если этой уверенности
нет, личностная позиция человека демонстрирует неустойчивость, а для близких
людей его поведение кажется странным. Это связано с процессом восстановления
границ между внешней и внутренней реальностями [18, 37].
Психологические кризисы, возникающие у
некоторых людей после экстатических переживаний (например, связанных с
употреблением галлюциногенов), следует понимать как важные этапы личностного
роста, связанные с последовательным отреагированием добиографических и
биографических моментов травмировавших переживаний, с реорганизацией ранее
неосознаваемых психических структур [5]. По мере освобождения их от
эмоциональной напряженности человек все отчетливее ощущает трансцендентное,
надличностное измерение собственного опыта, осваивает духовное отношение к
окружающей действительности. Кризисы, вызываемые психоделиками, бывают самыми
разнообразными — от острых до хронических. Со временем возможна активизация
психопатологии, в том числе психозов, у предрасположенных к этому индивидов.
Практика показывает, что негативно реагируют на психоделики, как правило, люди,
плохо подготовленные, использующие их в неподходящей обстановке, употребляющие
смесь препаратов или уже страдающие психопатологией. У лиц, прошедших отбор, в
клинических условиях такие осложнения редки, а вызываемые психоделиками кризисы
обычно преодолеваются с помощью специально подготовленного терапевта. К
настоящему времени нет никаких доказательств того, что психоделики наносят
необратимый ущерб мозгу, даже в случаях длительного их употребления [29].
Работы в области психотерапии с психоделиками
дают экспериментальное подтверждение социальной детерминации человеческой
психики, показывают, что идя вглубь своего бессознательного, человек выходит за
границы своего "ЭГО", находит единую связь с окружающим его миром и
людьми [17, 27, 40]. Глубина самосознания - это лучший рецепт от душевной боли,
который когда-либо выписывала Природа людям [37]. По накопленному опыту; можно
предположить, что растительные галлюциногены - тот самый рецепт...
1. Батай Ж. О самозванстве смерти //В сборнике "Танатография
эроса". - СПб.: 1994
2. Гроф К. Жажда целостности: наркомания и духовный кризис. М., Изд.
Трансперсон. Ин-та, 1999.
3. Гроф С. За пределами мозга: рождение, смерть и трансцендентация в
психотерапии. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та, 1993
4. Гроф С. Области бессознательного: данные исследований ЛСД. - М.: Изд.
Трансперсон. Ин-та, 1995
5. Гроф С. Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые
перспективы психотерапии и внутреннего сознания. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та,
1996
6. Делез Ж. Логика смысла. - М., "Раритет", 1998
7. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - СПб., "Андреев и
сыновья", 1992.
8. Капра Ф. Дао физики :Исследование параллелей между современной физикой
и мистицизмом Востока. - СПб.:ОРИС,1994.
9. Леви-Брюлль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: 1994
10.Леви-Стросс К. Первобытное мышление. - М.: 1994
11.Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М.:1980
12.Лилли Дж. В центре циклона. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та, 1997
13.Лири Т., Мецнер Р., Алперт Р. Практика приема психоделиков:
руководство, основанное на Тибетской книге Мертвых. - Минск, 1999
14.Маккенна Т. Истые галлюцинации: быль о необычайных приключениях автора
в дьявольском раю. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та, 1996
15.Маккенна Т. Пища богов: поиск первоначального древа знания. - М.: Изд.
Трансперсон. Ин-та, 1995
16.Мамардашвили М. Проблема человека в философии. - М.: "Наука",
1992
17.Маслоу А.. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.,
"Евразия", 1997.
18.Маслоу А. Происхождение психологии бытия. - СПб., Евразия, 1997.
19.Моуди Р. Жизнь после смерти. (1985) INTERNET:
http://lib.ru/Psychology/Moudi/
20.Пригожин И. От существующего к возникающему М., "Наука", 1985
21.Пути за пределы ЭГО: трансперсональная перспектива. Антология. /Под
ред. Р. Уолша и Ф. Воон/. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та, 1998
22.Ранк О. Травма рождения. (1924) INTERNET:
http://www.psychology.ru/Library/
23.Соловьев Вл. Понятие о Боге. - СПб.:1993
24.Тарт Ч. Измененные состояния сознания. - М.: Изд. Трансперсон. Ин-та,
1997
25.Торчинов Е. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и
трансперсональные состояния. - СПб, "Петербургское востоковедение",
1997
26.Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - СПб.:
"Университетская книга", 1997
27.Хаксли О. Вещества, которые формируют умы людей. (1963) INTERNET:
http://www.high.ru/Library/
28.Хаксли О. Остров. Врата восприятия. Небеса и ад. - Киев:
"София", 1995
29.Шарлаускас И., Бистрицкис Р. Психоактивные препараты в исследовании
человека. (1999) INTERNET:http://www.incart.spb.ru/~ikv/meta/russian/texts/
30.Элиаде М. Азиатская алхимия. - Киев: "София", 1998
31.Элиаде М. Мефистофель и андрогин. - СПб.: "Алетейя", 1998
32.Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. - Киев:
"София", 1998
33.Энциклопедия мистицизма [Сост.:Н.Дядьков]. СПб.: "Литера":
ВИАН, 1997.
34.Hofmann A. LSD - My problem child. The story of discovery and use. //In
"Psychedelic Reflections" Ed. Grinspoon L., Bakalar J.B. -N.Y, 1983
35.Krippner S. Psychedelic drugs and the creative process //Humanist.
Psychol. Inst. Rev., L.A. (1980), vol.2, pp.9-34.
36.Leary Т. The psychology of Ecstasy. - San-Francisco: Harvard University
Press, 1975
37.Maslow A. Religions, Values, and Peak Experiences. - Los-Angeles: The
Viking Press, 1970
38.Shulgin А. TIHKAL: Tryptamines I Have Known And Loved. - Berkeley, CA:
"Transform Press", 1996
39.Wasson R.G. Persephone's Quest: Entheogens and the Origins of Religion.
- New Haven, 1986
40.Watts A. The Joyous Cosmology: Adventures in the Chemistry of
Consciousness. - N.Y.: "Pantheon Books", 1962
41.Wilson J. Shamanism and trance states. //Humanist. Psychol. Inst. Rev.,
L.A. (1978), vol.1, pp.15-28.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|