5. Предназначение философии, ее смысл и функции
Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб.
вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что
лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам?
Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл
жизни, ее цель? Такие вопр. наз. мировоззренч. Ч-к может опир. на жиз. опыт и
здрав. смысл, на веру в сверхъест. или на науч. знания. Проблемы ф.: начальн.
пер-д хар-тся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его
происх. и сущность. След. пер-д.: антропоцентризм - пробл.
чел-ка, этики, общ. устр-ва; средневек.: теоцентризм - прир. и
чел-к как творение Бога; Нов. время: пробл. познания, науч. методов,
общ. устр-ва. Предметом ф. явл. всеобщ. св-ва и связи (отн-я) дейст-сти
- природы, о-ва, чел-ка, отн-я объ. дейст-сти и субъ. мира, матер. и идеальн.,
бытия и мышл. Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.:
что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в
основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к
познать окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель?
Такие вопр. наз. мировоззренч. Центр. мировоззр. пробл. - отнош.
мышления к бытию/чел-ка к миру/сознания к материи/духа к прир./психич. и
физич./идеальн. и матер., что явл. первичным - формир. ОВФ, т.к. через
отн-е ч-ка, его мышл-я, созн-я, дух., псих. деят-сти осозн-ся место ч-ка в
мире, его предназн-е, смысл сущ-я. Хотя многие ф-ы не призн. вопр. об отн.
мышл-я к бытию ОВФ, к нему сводятся другие вопр., дающие в совокупности
целостную картину мира. Дать такую карт., предст. мир как целое - мировоззр-я
F ф. В отл. от других наук ф. искл. подробности, выдел. только наиб. общие
св-ва и связи. Гносеол. F состоит в изуч. отн-я “мир-ч-к”. Теория
познания рассм. как отн-е объ. и субъ-та познания, выявл. связь чувств. и
рац-го, иссл. пробл. истины и др. гносеол. вопр. Каждый ф. концепция явл. взгл.
на мир., предст. собой метод позн-я. Ф. разраб. всеобщ., обоснов. частные и
общенауч. методы позн-я - выполн. методологич. F. Ф. обощ. выводы спец.
науук, объед. их на осн. своих ф-й и методов поз-я - выполн. интегрир. F,
распростр. ее и на др. обл. дух. культуры, вкл. полит., правов., моральн.,
эстет., религ./атеист. формы общ. созн-я. Ф. система не только выдвиг. и обосн.
положения, но и интерпр. их, дает оценку, формир. сист. ценностей - аксиологич.
F. Подверг. критич. оценке то, что не соотв. ф. системе - выступ. в критич.
F.
6. Становл.древнегреч.ф. Милетская школа и Гераклит
Эфесский
Зарод. в Др.Гр. 6 в. до н.э. Отличит. черта -
формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся
рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир
как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы.
Становл.: 6-5 в. до н.э. - центр. вним. пробл. космоса, природы. 1-я науч. и ф.
школа - Милетская. Родонач. натуралистич. фазы р-я антич. ф. Ярк.
предст.: Фалес - считал, что все сущее происх. из воды. Океан - кольц.
река, окруж. землю, Земля плав. на воде. Все рожд. из влажн. семени. “У влажн.
вещей началом их прир. явл. вода”. Все происх. из воды и возвр. в нее. Фалес -
монист, т.к. принимал за основу всего сущ. одно начало. Его треб. - все знание
надо сводить к обной основе - чувств. видимости. Душу считал материальной, д.
явл. движ. нач. всех явл. прир. ”Боги”=души, кот. явл. источн. движ-я вещей.
1-й сформул. вопр. “Что есть всё” - что явл. первоосновой. Анаксимандр -
ориг. ф. концепция. Расширил понятие всего сущего до понятия первоначале -
единая, первич., вневременная субстанция “апейрон” - веществ. начало, лишенное
границ, т.е. без качеств. хар-к и количеств. неогранич. Апейрон превр. в разл.
земные стихии (земля, вода, возд., огонь), они перех. друг в друга. Все соб.
происх. в опр. борьбе тепл. и хол., напр. смена врем. года. Прир., мир сущ.
объ-но.Жив. сущ-ва возн. в проц. выпарив. солнцем влаги, живое род. из ила под
возд. солн. лучей, чел-к произ. от рыб. Чувств. мир явл. лишь проявл-м реальн.
мира, сл. необх. выйти за пределы непоср. набл-я. Анаксимен: начало
всего сущего - воздух. Рязряж. в. - огонб, сгущ. - вода, земля, камень. Душа
тж. сост. из воздуха. Возд. обл. св-вом бескон-сти. Обобщение: ф. Мил.
шк. явл. рационал-ей мифа. Мир объ. на осн. матер. начал, без участия внеприр.
сил. Гилозоизм - любое мат. тело обл. душой, пантеизм - Бог=природа. В ч-ке
мил-цы усматр. прежде всего не биол., а физич. прир., выводя его из воды и пр.
Мил.ф. возн. на осн. зарожд. эмпирич. и теоретич. знания. Пыт.дать целостн.
карт. мира, кгода частности и дет. были неизв. Их матер-м носил стихийн. хар-р,
рассм. мир в непрер. движ. и изменении - наивн. представл. о диалектике. Гераклит:
разв. мат-ма и диал-ки. Труд “О природе”. Первоначало всего мира - огонь.
Космос един, все сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загор. и потух.
Огонь превр. в воду - семя мироздания, вода превр. в землю и возд.. и назад.
Душа явл. огнен. дыханием - основ-е жизни. Г. явл. основопол. гносеологии
(уч. о позн.). 1-й различал чувств. и рациональн. познания. Истина постиг.
умом, кот. познает сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание
нач. с чувств, но они должни обраб-ся разумом. Образ и понятие слиты воедино,
т.к. едины чувств. и рац. познание. В мире сущ. единство как рез-т сочет.
противоп-стей. Борьба противоп-стей законом., т.к. явл источн. созд-я мира.
Противоп-сти соед. и устан-ся гармония. Г. разв. диалект. взгляды. “Все
течет, все изм.”, “Нельзя войти в одну реку дважды”, все рожд-ся благ. смерти
ч-л. Это стихийна я диал-ка, где чувств.-матер. космос рассм. как единое целое,
пребыв. в пост. движ.и изм.
7. Элейская школа. Парменид, его учение о бытии.
Э.ш. прин. к ант. ф. Отличит. черта - формир-е нов.
способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн.
постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его
происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. Осн.
представители э.ш.: Ксенофан - основ. школы. Считал первонач. мира землю
- все рожд. из з. и уходит в нее. Отвергал человекоподобие Богов, Бог -
абсолютн., вечн., бесконечн. космос, сливающ. с прир., не конкр. чувств. образ,
а понятийн. конструкция. Мир явл. вопл-ем св-в Бога. Кс. отрицал значение
чувств. позн-я. Чувств. данность - видимость, познать сущность мира возм.
только мыслью. Парменид - четко выр. ф. позиция э.ш. П. сч., что ничто
не меняется. Хар-я св-ва бытия, отмечает: а) бытие не возникло и никогда не
погибнет, т.к. имеет невременную природу; б) бытие единственно и целостно, т.е.
не имеет частей; в) б. совершенно (закончено) и неподвижно. Бытие - то, что
охватывается мыслью. Думать=быть. Мыслимое сущ-ет, мысль без бытия - ничто.
Небытие не сущ., т.к. о нем нельзя мыслить и говорить. Нельзя одновр. призн. б.
и неб. Гносеол. П. осн. на том, что истина домтупна только размышл-ю. Разум,
управляя чувствами, может достигнуть истины. Чувства не отр. полноты мира.
Отлич. истины и мнения. Мнение - противореч. чувств. видимость, истина -
мыслимый мир единого и вечного бытия. Э.ш. родонач. рацион-ма, т.к.
подошли к понятийн. отраж-ю дейст-сти. Пр-с позн-я - перех. от чувств к разуму,
но рассм. эти ступени обособл. и противопост. их. Разум дает только ист.
знание, чувства - путь мнения. Зенон: предст. субъ. диал-ки. Считал, что
сущ. лишь то, что возм. логич. доказать. 40 апорий (неразреш. затрудн.), напр.
1 зерно не изд. шум, мешок издает.Чувств. воспр. ведет к противор., сл. 1 з.
произв шум во ст. раз меньший, во ск. 1 зерно меньше мешка з. Вывод З.: разум -
орудие достиж-я истины, кот. доступна только мышл-ю. Рассужд. З., постр. на
док-ве, сыгр. больш. роль в разв. теор. мышл-я. Заслуга э.ш. - первые стали
серьезно анализир. мир чел. мысли.
8. Софистика, ее роль. Протагор.
Софисты (с. - мудрость) - откр. рационалист.
(ранее натуралистич.) период греч. ф. Возникн. обусл. потребн. ярко и убедит.
говорить - учили за плату. Гл. цель - не истина, а умение убедить, сл. на 1
месте - риторика (иск-во краснореч.) Отрицали объ. истину и утвержд., что и.
субъ. В центре вним. с. - ч-к и его познават. сп-сти. С. старш. (Прот., Горгий,
Продик)/младш. (Алкидам, Ликофон, Критий). Главн. - Протагор. “Ч-к есть
мера всех вещей; сущ-х, что они сущ-ют и нес-х, что они не сущ-ют.” 1)
Изменичивость - гл. св-во материи, распрост. этот принцип на ч-ка. Чел.
познание всегда относит., условно, субъ. (релятивизм). 2) Все возн. и
сущ. только в отн. к другому, ничто не сущ. само по себе. 3) Все существующее в
космосе прих. в противоположное к себе, не изм. как попало. Сл., всякая вещь
сост. из против-стей, о всяком предм. можно сказать двояко и противоп. образом.
Горгий: бытие не сущ., Если бы оно сущ-ло, то его невозм. было бы
познать, т.к. между быт. и мышл. сущ.непреодол. несовмест. Несовм. обусловл.
способностью мышл-я создавать несущ. образы. Мыслимое бытие принцип. отлич-ся
от средства его выр-я - слова. Соц.-пол. вопросы: ч-к должен руков-ся
законами прир., т.к. правов. законы преходящи, сл. не истинны. Этика: нет объ.
дора и зла, как нет объ. тепла и холода. Зав. от конкр. ч-ка, счит. добром то,
что ему выгодно, злом - что не соотв. его интересам. Закл.: до этого гл.
задача - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на
пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика
стала предм. особого внимания (Сократ).
9. Сократ.Человек как средоточие философск.интересов
Сократа
Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух.
самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира.
Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и
сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. -
раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл.
чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала
предм. особого внимания, прежде всего у Сократа. Ф. Сократа кас. прежде всего
ч-ка, кот. он поним. как нравств. сущ-во, познающее само себя. Сущность ч-ка
сосред. в его душе, т.к. она есть то, чему служ. тело. Ценность души сост. в
познании. Добродет. необх. ч-ку для возраст. души. С. разраб. метод субъ.
диал-ки, цель кот. - устан. истину. И. - объ.. незав. от мнения людей знание,
получ. в проц. диалога, беседы, когда уточн. понятий. С. первый указ., что
знание носит понятийный хар-р. Широко исп. метод индукции (общ. из частн.). По
отн. к мат. миру счит., что его познать невозм. (агностицизм), но душа
доступна для познания - в этом суть, предм. ф. Познать самого себя - озн. найти
общие для всех людей нравств. кач-ва. Сущ. объ. нравств. нормы поведения. Счастье=добродетель,
зло=незнание добра. Ч-к с пом. души управл. страстями и приобр. счастье, т.к.
душа станов. добродет. и гармонич. Ч-к явл. строителем счастья/несч. (С. имел
последователей: киники, киренаики, мегарская школа, академия Платона.)
10. Античный атомизм. Демокрит.
Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух.
самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира.
Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и
сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. 1-й период греч. ф. наз.
натуралистич. Натурфилософы стрем. объ. суть окр. мира, в т.ч. Демокрит.
Д. призн. сущ-е 2х начал: бытия/небытия. Исходил из чувств. опыта: сущ. тела и
пространство (пустота), отдел. тела друг от друга. Сл., бытие множественно, не
едино (противоп. элеатам). Космос явл. единением тел и пустоты. Бытие делимо до
тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота - ср-во различ-я и разгран-я вещей,
она выступ. как внутри сложн. вещей, отделяя эл-ты - атомы друг от друга, так и
вне вещей, явл. их вместилищем. Пустота позв. вещам и их эл-там двигаться.
Исчерпание пустоты свид. о наличии атомов - неделимых частиц, невидимых
из-за размера. Они постиг. только умом, не чувствами. Атом Д. неделим как физ.
тело, но делим как матем. величина. Кол-во атомов бесконечно, пустота тж.
бесконечна. Атомы разл. по величине, форме, порядку и располож-ю. Д. первый
рассм. движ-е как способ бытия матер. тел, т.к. атомы нах. в вечном
движ, для вечного нельзя искать причину. 3 формы движ-я: 1) связ. с хаотич.
перемещ. 2) вихревой поток, где атомарн. вихрь создавал условия однородн.
атомов и разъ-я разнородных. Так возникала законом-сьб в движ. атомов - закон
тяготения подобного к подобному. В пр-се атомарн. вихря обр. мироздание. 3)
испарение предм. космоса - запахи. Св-ва вещей природы обусл. св-вами атомов
(текучесть - круглыми частицами). Гл. цель познания - обнаруж. подлинных
причин происх., т.к. все им. свою причину, любое явление происх. с необх-стью.
Случайн. события - выдумка. Д. одним из первых дал разверн. представл-е о пр-се
позн-я, выдел. в нем чувств. и рассудочн. стор. и опред. их соотн. Позн. идет
от чувств к разуму. Чувств. позн. - рез-т воздействия атомов. Различие чувств.
образов обусл. различием форм, строением атомов. Напр., зрит. обр. появл. в
проц. отлетания от вещей их копий, образов, попад. в глаз. Рациональное
познание продолж. чувственное. Разум - более тонкий зрит. орган, т.е. логич.
зрение. Д. не различ. матер. и идельное. Душа - соед-е легковозбуждающихся
сферич. и гладких атомов, кот. явл. божественными. Атомистич. концепия Д. им.
историч. зн-е, в Новое время она была положена в осн. ест.-науч. карт. мира.
12. Аристотель,его учение о
субстанции.Вопр.диал-ки,теор.позн-я
Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух.
самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира.
Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и
сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. -
раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл.
чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала
предм. особого внимания, в т.ч. Сократа и Платона. А. - уч-к Платона.
Полемизировал с некот. полож. объ. идеализма П, позже серъ. критиковал. Представление
о бытии: под ним А. поним. сущ-е предметного мира, восприн-го с пом.
ощущ-й. Предм. чувств. мир явл. первич. реальностью, природой, кот. никем не
определена, непротиворечива и неизменна. Материя - всеобщ. причина, т.к. без
нее нет бытия. Но она пассивна, бесформенна, выливается в к-л форму. Материя
вообще - возм-сть бытия (потенц. бытие), конкр. проявл. в вещах, с кот. ч-к
имеет дело. Форма - сумма св-в, отлич. один предмет от друг., это сущность как
предмета, так и бытия - сущн. и вещь не сущ. в отрыве друг от друга как у Пл.
Сущ. материя вообще, из кот. с пом. формы возн. конкр. вещи, и форма
вообще=форма форм=Бог. А. критик. учение Пл. о сущ. идей как самост. доприрод.
сущностей. А.: Идеи Пл. - понятия, отраж. матер. мир,т.е. копии вещей, но не
наоборот. Реальн. мир постиг. органами чувств частично, сущ. еще сверхчувств.
мир сущностей, доступ. рац. познанию. Душа дает смысл и направл-сть жизни. Тело
- материя органич. сущ-ва. Форма госп. над материей, душа - над телом, разум
над чувствами. Все живое обл. душой, 3 вида души: 1) растительная - обл.
растения. Спос. к размнож. и осущ обм. в-в. 2) чувств. - жив. - обл. спос-тью
восприн. формы с пом. ощущ. 3) разумная - присщ. ч-ку, познает и думает. Теория
познания: строится на эмпиризме - суть вещей позн-ся с пом. ощущ. Ч-к
познает только форму, а не матер. субстрвт. Хотя ощущ. дают только знание
единичного, в нем потенц. содерж. и знание общего. Сл., над опытом нах. наука,
кот. постигает общее. Над наукой - философия, совп. во многом с логикой. Знание
законов л. А. сопост. с мудростью. А. - основатель форм. логик. Диалектика
- ср-во разрешения противоречия, с кот. знание сталкив. на ур. единичного. А.:
Сущн. не м. быть противореч. Сл., на уровне сущностей диал. исчезает. Д-ка -
низш. уровень логики, она связ. с движением от знания един. к зн. общего. На
ур. сущности действ. не д-ка, а логика. А. отриц. объ. диал-ку, т.к. не призн.
противоречий в действ-сти: бытие диалектично, пока возм-сть не реализовалась,
на уровне формы диал-ки нет. (Пробл. чел-ка: взгляд на ч-ка как на
обществ. жив-е, стремл. к совм. сожит-ву. Госуд.=о-во. Назнач. гос-ва - обесп.
счастья всем согражд. 6 форм гос-ва: 3 прав.: монарх./аристокр./полития, 3
непр.: тир.?олиг.?демокр. Наил. - полития: сочет. св-ва умер. демокр. и дост-во
олигархии.) А. - посл. греч. представ. антич. фил.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|