рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Основы философии (шпаргалка)


11. Учение Платона о бытии и познании, концепц. идеальн.гос-ва

Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания, прежде всего у Сократа. Платон - уч-к Сократа. 1-й создал концепцию объ. идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей. Сущ. сверхчувств. мир, кот. предст. собой идеальн. целостность и постиг. только понимающим умом. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Матер. бытие создается Творцом - разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир. Творец (Демиург) созд. физич. мир по идельн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ. Матер. мир созд. из мира необх-сти, хаоса, бесформ. движ-я, кот. противоп. идеям и Демиургу. Космос - шар, в центре кот. Земля, другие план. и зв. привод. в движ. их душами. Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со смертным телом. Душа явл. основой разумности ч-ка, дает возм-сть познавать окр. мир. Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, следует знать смысл вещи, т.е. умом созерцать идеи. Стимул к знанию - любовь к прекрасному, т.е. а) л. к крас. телу с целью породить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию; б) л. к душе - жажда справедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой; в) л. к знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага. Знание=смысл, не ощущение: чужой язык восприн-ся, но смысл непонятен. Зн. - не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью. Ложь - то, чего нет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина. Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей. 2 этапа: 1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд. 2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания. В пр-се р-я душа вспом. знания, кот. видела раньше. Чувсв.-эмпирич. опыт - толчок к воспом., сл. к душе надо обращ. напрямоую минуя по возм. орг. чувств - при пом. речи. Осн. ср-во воспом-я - метод диалектики, беседа. Чел-к - единство души и тела, в основе душа. Очищ души возм. с пом. рациональн. познания. 3 категории души людей в зав-сти от преобл. начала: разум/страсть (воля)/вожделение. 1) Разумн. душа - мудрецы, философы. Стремятся к благу гос-ва, сл. гл. F - управлять гос-вом. Политика - иск-во спасения души, кот. должны заним. фил-фы, т.к. они обл. разумн. душой. 2) Стражники и воины. Природн. F - охранять гос-во, т.к. обл. волей, силой. 3) Стремл. к матер., чувств. наслажд. - крестьяне, ремесл., торг. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в о-ве. Это конц. идеального гос-ва. 3 слоя людей вып. присущ. им F. Гармонич. о-во - рез-т осознания и исполн-я каждым из слоев своего предназн-я. Т.е. соц. справедл-сть в о-ве есть только тогда, когда она есть внутри каждой чел. души. Предпочтит. форма ид. гос-ва - монархия. Возм. аристокр. и демокр. Чтобы мон. не пер. в тиранию, необх. прав. воспит. Правитель обяз. изуч. ф. и соед. ее принципы с реальн. дейст-стью. Право на упр. - с 50-60 л. Для 2й группы - общее имущ-во, жены, дети для избеж. конфл. зависти и ревности. 3я группа нужд. в воспит. чувства умеренности и самоогранич. Вывод: Ф. Пл., особ. предст. о гос-ве - огр. влияние на ход р-я мировой культуры.


13.Теоцентризм среднев.ф.Сущн.и знач.полемики номин./реализма

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание?. Начальн. пер-д р-я ф. хар-тся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. След. пер-д.: антропоцентризм - пробл. чел-ка, этики, общ. устр-ва; средневек.: теоцентризм - прир. и чел-к как творение Бога. Длит. период: 5 (пад. Римск. имп.)-15 в. (Возрожд.). 2 осн. источника формир-я срв.ф.: древнегреч. ф. и Свящ. писание, повернувш. эту ф. в русло христ-ва. На смену языч. религиям многобожия пришли религ. единобожия, сл. становление институтов религ. власти и рост религ. настроений. Христ-во сформир. средневек. мировоззр. европейцев, кот. теоцентрично и опир. на 2 принцип. полож-я: а) идею творения - основа онтологии хр.ф.; б) идея откровения - фундамент учения о познании. Влияние хр.ц. распростр. на все сферы общ. жизни, в т.ч. на духовную. Ф. вопросы мироздания, рациональности/иррац. бытия затронула как ф., так и религ. В др.греч. ф. религ. не играла сущ. роли в направл-сти ф. взглядов. Ф. мысль, своб. от внешн. огранич-й, была напр. на иссл. природы, куда включ. все сущее, в т.ч. чел-к. Ф. ср. веков оказ. в зав-сти от религии. В первую очер. евр. фил-я реш. вопросы в рамках теоцентризма. Т. - такое понимание мира, в кот. источником и причиной всего сущего выступ. Бог. Он - центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип т. распрост. и на познание, где в соотв. с этим принципом на высшую ступ. в системе знания помещ. теология - наука о Боге, ниже нее нах. ф.. Тж. в ср.в. ф. сущ. принцип, по кот. Бог из ничего сотворил жив. и нежив. природу, преходящую, нах. в пост. изм-ии (креационизм). Всеми мировыми событиями, в т.ч. историей и повед. отд. людей управл. божеств. провидение. 1й этап становл. срв. ф. - патристика: обоснование христ-ва, опир. на античн. ф.(Платона)- Тертуллиан, Августин Блаж., Боэций. 2й этап становл. - схоластика - тип философств-я, при кот. средствами чел. разума пыт. обосн. принятые на веру идеи и формулы. Отлич. черта, символ ср.в. схоластики - острая борьба реализма и номин. Вопрос: обладают ли общие понятия реальн. существ-ем. Предст. реализма счит., что подлинной реальностью обл. не единичн. вещи, а только общ. понятия - универсалии, сущ. вне сознания, незав. от него и матер. мира. Крайний реализм: сторонники Платона, напр. Ансельм Кентерберийский. Универсалии обр. особый идеальн. мир, пребыв. в отрыве от конкр. вещей. Умер. р. - Фома Акв. Идеи Аристотеля. Признавали реальность общ. понятий, но и не отрицали их присутствие в конкр. вещах. Фома: универсалии сущ. до вещей (как идеи в божеств. разуме), в вещах (неотъемл. формы единичного) и после вещей (понятия в человеч. разуме - рез-т абстр. мышл-я). Противоп. напр. - номинализм. Полаг., что объект., реально сущ. единичн. вещи, а универсалии - это наименования, имена, обозн. вещи и сущ-е только в языке. Росцелин: звуки голоса, сотрясения воздуха. Влияние номинализма сказалось в посл. века, что объясн. близостью к материалист. взглядам и оринтацией на опыт. Традиции ср.в. н-ма во многом восприняли Бэкон, Гоббс, Локк,Юм.

14.Р-е ф. св.мыслия и форм-е Возрожд. Идея ч. как творца сам.себя

Начальн. пер-д р-я ф. хар-тся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. След. пер-д.: антропоцентризм - пробл. чел-ка, этики, общ. устр-ва; средневек.: теоцентризм - прир. и чел-к как творение Бога. В 14-16 в. происх возврат к ценностям античн. культуры и принц. антропоцентризма в связи с р-ем светского гос-ва и возникн. светск. культуры, деятели кот. пересматр. традиц. религиозн., нравств., эстетич. взгляды ср.в. Новые разностор. запросы чел. личности нашли свое выр-е в гуманизме, связ. с антиклерик. настроениями (против госп. духовенства). Италия встала раньше всех на путь бурж. р-я и прониклась идеями В. Раннее В.: Данте Алигьери, Петрарка; позднее: Платоновск. Акад., Ник.Кузанский - ключевая фигура. К.: Бог - абсол. максимум, мир - огранич. минимум. Бог противоречив, т.к. абс. макс. явл. бесконечностью, не страдает ни от каких конечн. ситуаций, сл. Бог - абсол. минимум. Бог - единство противоположностей. Совп. мин. и макс.: сл., Бог пребыв. во всем. Диалект. поним. Бога - ослабляет творящие функции Бога, сближ. бескон. Бога и конечн. мир. Роздн.: Патрици, БруноИдея ч-ка ка творца самого себя: гуманист 15 в. Джованни Пико делла Мирандола, в “Речи о достоинстве” рассужд., что Бог, сотворив ч-ка и поставив его в центре мира не дал ему ни опр. места, ни образа, ни собств. лица, ни обязанности, чтобы ч-к мог их определить по собств. желанию. Образ прочих творений определен. В отличие от античн. фил., где границы ч-ка были опр. его природой, от него зависело, последует ли он ей или отклонится от нее. Теперь природа подчинена ч-ку, ч-к творит самого себя и этим отлич. от прочих прир. существ. В отл. от ср.в. ч-к уже не нужд. в божеств. благодати для своего спасения. По мере того, как ч-к осознает себя в кач-ве творца собств. жизни и судьбы, он оказ. и неогранич. господином над прир. Поэтому символом В. стан. фигура худ.-творца. Он не просто удовл. свои земные нужды, но и созидает новый мир, созд. красоту, творит самое высокое, что есть в мире - самого себя. В эпоху В. ч-к стрем. найти точку опоры не в космосе, а в себе самом, в своей душе и теле. Т.о. истор. зн-е этой ф. закл. в преодолении схоласт. догматизма ср.в. и явл. фунд. для ф. мышл-я Нов. времени.


15.Фр.Бэкон-родонач.мат-ма ф.Нов.вр.Разраб.Б.индукт.метода позн-я

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В конце 16 - нач. 17 в. возник. капит. отн-я, что изм. дух. жизнь о-ва. Религия утрач. господств. вл-я на р-е науки и ф., возн. нов. мир-е, отвеч. интересам р-я науки о прир. Усилия ученых концентр. на собир., опис. и классиф. фактов. На целое смотрят как на мех. сумму частей, а отд. части нередко надел. св-вами целого. Такие приемы распр. и на ф., что прив. к созд. механист. мат-ма и метафизич. метода иссл-я окр. мира. В Новое вр. перед ф. на одно из первых мест выдвин. задача создания и обосн-я методов науч. позн-я. Одним из первых, кто сознат. приступил к разраб. науч. метода на осн. наблюд-я и поним. природы - Бэкон. Гл. произв. Б. “Новый Органон”: матер. взгляды на прир. и обстоят. обоснов. индуктив. методу и его роли в позн. (2я важн. раб. - утопия “Новая Атлантд.” - важн. роль науки и техники для р-я пр-ва и о-ва в целом). Высш. задачей ф. Б. считал завоевание прир. и соверш-е чел. жизни. Знание станов. силой, если оно опир. на иссл. явл-й природы и руководств. познанием ее законов. Предметом ф. должна быть материя, а тж. разл. и многообр. ее формы. Б. - родонач. материл-ма Н.вр. В поним. материи он не был типич. механицистом и гов. о качеств. разнородности материи, имеющ. многообр. формы движ-я (19 видов, в т.ч. сопротивл, колеб.). Вечность материи и движ-я не нужд. в обосновании факт. Б. остаивал познаваемость прир., считал, что этот вопр. реш. не спорами, а опытом. На пути позн-я - мн-во препятствий, заблужд-й, кот. засоряют созн-е. 4 вида забл.: идолы (ложн. образы). И. рода: ведут к ложн. предст. о мире и явл. следствием огранич-сти чел. ума, органов чувств. Люди к прир. примешив. свою собств. природу, искажая реальн. карт. мира. Сл., показания чувств люди должны сопост. с предм. прир., проверять их прав-сть. И. пещеры: ложное воприятие дейст-сти отд. людей или индив. заблужд-е. Кажд. ч-к им. внутр. субъ. мир (пещеру), кот. искаж. его сужд-я о явл. мира. Происх. из прирожд. св-в ч-ка, образ-я, воспит-я и т.п. И. рынка: ложн. понятия, кот. порождены неправ. употр. слов. В одинак. слова люди часто вклад. разл. поним-е, что затрудн. познание вещей прир. И. театра: неправ. предст-е о мире, возн. на осн. некритич. усовения ф. взглядов и систем. Эти предст-я изобр. вымышл. карт. мира, а не действит. прир. вещей. Цель критики идолов - осв. созн. людей от схоластики. Б. подч. исключит. знач-е естествозн-я, но стоит на т. зр. теории двойственности истины (тогда прогрес.): теология им. своим объектом Бога, наука - природу. Необх. разгран. сферы компет. Б.: Бог - творец мира и ч-ка, но тольок объект веры. Знание не зав. от веры. Ф. основ-ся на знании и опыте. Гл. препятствие - схоластика. Осн. порок - абстактность, вывед. общ. пол. из частных. С пом. силлогизмов нельзя достичь подлин. знания, т.к. сил. часто сост. из смутных и недостат. четких понятий, сл. все рассужд. рушится. Источник чел. знания - чувств. опыт. Важность опытн. иссл-я, восход. от единичн. явл. и прост. умозакл. к общим полож. Сл., первое условие прогресса знания явл. усоверш. методов обобщ., образ. понятий. Процесс обобщения есть индукция. И. исх. из ощущений, отд. фактов, шаг за шагом без скачков подним. до общ. полож. Гл. задача - созд-е нов. метода позн-я. Суть: 1) наблюдение фактов; 2) их системат. и классиф.; 3) отсечение ненужн. фактов; 4) разлож-е явл-я на сост. части; 5) проверка фактов на опыте; 6) обобщение. Б. эмпирик: позн-е нач. с чувств. данных, кот. нужд. в эксперим. проверке и подтвержд., сл.судить о явл. природы следует лишь на осн. опыта. Б. тж. считал, что позн-е должно стрем. к раскрытию внутр. прич.-сл- связей и законов прир путем обраб. данных орг. чувств и теор. мышл.. Поставил вопр. о необх. единства чувств. и рац-го. Однако недооценивал роль теор. мышл., полагался на индукт. метод. В целом ф. Б. предс. собой попытку создания эффект. способа позн-я природы, ее причин, законов.


16. Р. Декарт. Обоснование Д. рационализма, разраб. дедукт. метода

Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В конце 16 - нач. 17 в. возник. капит. отн-я, что изм. дух. жизнь о-ва. Религия утрач. господств. вл-я на р-е науки и ф., возн. нов. мир-е, отвеч. интересам р-я науки о прир. Усилия ученых концентр. на собир., опис. и классиф. фактов. На целое смотрят как на мех. сумму частей, а отд. части нередко надел. св-вами целого. Такие приемы распр. и на ф., что прив. к созд. механист. мат-ма и метафизич. метода иссл-я окр. мира. В Новое вр. перед ф. на одно из первых мест выдвин. задача создания и обосн-я методов науч. позн-я. Фил. работы Д. посвящ. в осн. методологич. пробл. (“Рассужд. о методе”, “Начала ф.”). Д. придерж. дуалистич. взглядов. Пыт. созд. ф. систему на осн. признания 2х самост. начал: духа и материи. Мир - творение Бога, сост. из самост. субстанций: дух. и мат. Неотъемл. св-во матер. субст. - протяженность, дух. - мышл-е. Ч-к - механич. соед-е дух. и мат. субст., души и тела. Движ-я чел. орган-ма зав. от тела, мысли связ. лишь с душой. Обе субст. не явл. соверш. Субст. - вещь, кот. в своем сущ-ии нужд. толко в самой себе. Сл., соверш. субст. явл. лишь Бог, он тж. прич. самого себя. Исходн. пункт ф. Д. - мышление, а не бытие, сл. склоняется к идеализму, но в физике и физиологии Д. материя - единств. субст., единств. основ. бытия и позн-я. Д. наделяет материю механист. св-вами. М. - все, что им. объем, заним. опр. часть прост-ва. Д. свел все многообр. движ-я мат. к мех. движ. Качества как запах, цвет - только чел. ощущ. Ч-к - механизм с 2мя субст. - тел. и дух., тж. ч-к в отл. от жив. имеет врожд. идеи. Дуализм опр. теорию позн. и учение о методе Д. Д. развив. рацион-м: в акте позн-я разум ч-ка не нужд. в чувств. вещах, т.к. истинность знаний нах. в самом разуме, постигаемых им предст. и понятиях. Разум - главн. и единств. источник знаний, сл. немат. дух. субст. им. врожд. идеи (напр. идея Бога, чисел и фигур). Д. считал, что матем., геометр. методы - единств. всеобщ. метод позн-я. Сл.,иссл-я во всех науках, вкл. ф., след. нач. с отыск. самоочевид., ясн., и в силу этого истинных пол-й, не нужд. в чувств. мат-ле и логич. док-вах. Дедукция - единств. метод позн-я. Начинать надо с методол. сомнения. Сомневаться можно во всем, кроме сущ-я самого сомн-я. Сомн. - акт мышл-я. “Я мыслю - я сущ.” Д. уверен, что сущ. достоверное познание. Д. счит., что не мышление порожд. бытие тела, а бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы. Первопричина - Бог - не м. обманывать ч-ка, сл. познание чувств. восприн. мира возможно. Задача - использ. познават. способ-стей правильно. Истинность позн. вытек. из сущ-я врожд. идей. В.и. - не готовые истины, а предрасполож. разума. Сл., в позн. гл. роль принадл. разуму, а не ощущ-ям. Это утверждение рац-ма. Разум неизб. достигнет ист. знания, если будет исх. из достоверн. метода. На осн. рац-ма Д. созд. учение о рац-ме. 4 правила: 1) ясность и отчетливость позн-я, не вызыв. никаких сомнений; 2) разделять всякий исслед. вопрос на столько частей, ск. треб. для лучшего понимания; 3) мыслить по порядку, нач. с простого и постеп. подним. до сложных вещей; 4) полнота познания - нельзя упускать ничего существенного. Д. полагал, что с пом. дедукт. мет. можно логич. вывести все знания о мире. Он исходил из факта сущ-я мысли и приходил к реальности всего физ. мира. Чувства и опыт - лишь дополнит. способ подтвержд. знаний, получ. путем разума и дедукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.