Теория познания Юма сложилась в результате
переработки им материалистич. теории познания Локка и субъ. идеализма Беркли в
духе агностицизма. Агностицизм Ю. оставлял теоретически открытым вопрос, сущ.
ли матер. объекты, вызывающие наши впечатления. Первичными восприятиями Ю.
считал непосредств. впечатления внеш. опыта (ощущения), вторичными - чувств.
образы памяти (“идеи”) и впечатления внутр. опыта (аффекты, желания, страсти).
Поскольку Ю. считал проблему отношения бытия и духа теор. неразрешимой, он
заменил ее пробл. зависимости простых идей (т. е. чувственных образов памяти)
от внеш. впечатлений. Образование сложных идей толковал как психологич.
ассоциации простых идей друг с другом. С убеждением Ю. в каузальном характере
процессов ассоциирования связан центр. пункт его гносеологии - учение о причинности.
Поставив проблему объективного сущ-я прич.-следств. связей, Ю. решил ее
агностически; полагал, что их сущ-ние недоказуемо, т. к. то, что считают
следствием, не содержится в том, что считается причиной, логич. из нее
невыводимо и не похоже на нее. Психологич. механизм, вызывающий убеждение людей
в объ. сущ-ии причинности, основан, по Ю., на восприятии регулярного появления
и следования во времени события “Б” после пространственно смежного с ним
события “А”; эти факты принимаются за свидетельство необходимого порождения
данного следствия причиной; но это - ошибка, и она перерастает в устойчивую ассоциацию
ожидания, в привычку и в “веру”, что в будущем всякое появление “А” повлечет за
собой появление “Б”. Если, по Ю., в науках о природе убеждение в сущ-ии
причинности основано на внетеоретич. вере, то в области наук о психич. явлениях
каузальность бесспорна, т.к. она действует как порождение идей впечатлениями и
как мех-м ассоциирования. По Ю., каузальность сохраняется в тех науках, к-рые
удается превр. в ветвь психологии, что он и стремился осуществить в отнош.
гражд. истории, этики и религиеведения. Используя критику понятия субстанции,
развитую Беркли, Ю. выступил с критикой понятия духовной субстанции. Личность,
по Ю., есть “связка или пучок разл. восприятий, следующих друг за другом.”
Критика дух. субстанции перерастала у Ю. в критику религ. веры, к-рой он
противопоставил привычки обыденного сознания и расплывчатую “естеств. религию”.
Религ. вера, по Ю., произошла от страха людей за свое “земное” будущее. Ю.
остро критиковал церковь. В основе этики Ю . - концепция неизменной человеч.
природы. Ч-к по Ю.- существо слабое, подверженное ошибкам и капризам
ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Ю. считал, что
моральн. оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистич.
принципа Ю. перешел к утилитаризму, но в поисках мотивов, к-рые заставили бы
людей следовать требованиям “обществ. блага”, обратился к альтруистич. чувству
общечеловеч. “симпатии”, к-рое призвано умерить крайности индивидуализма.
Эстетика Ю. сводилась к психологии художеств. восприятия; прекрасное он преимущ.
толковал как эмоц. реакцию субъекта на факт практич. целесообразности объекта.
*31. Историко-филос. становл. кат. “материя” и ее
методолог. знач.
Мир явл. материальным. Он сост. из разл. предметов и
процессов, которые превр. друг в друга, возник. и исчез., отражаются в
сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам
по себе, не м. быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их
связи, составляет мат. дейст-сть. В домарксовском материализме материя часто поним.
как нечто существующее наряду с вещами, как некот. телесность, праматерия, из
кот. возникают и в кот. исчезают конкр. вещи. Диалект. мат-м развивает иное
представление о субстанциональности материи, рассматривая ее как бесконечно
развивающееся многообразие единого мат. мира. С этой точки зрения материя сущ.
только в многообразии конкретных объектов, через них, а не наряду с ними.
Категория материи является фундаментальным философским понятием.
Диалектико-материалистич. определение этого понятия было дано Лениным в книге
“Мат-м и эмпириокр-м”: “Материя есть ф. категория для обозначения объ.
реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется,
фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.”
В этом определении выделено 2 осн. признака: 1) материя сущ. независ. от
сознания; 2) она копируется, фотографируется, отображается ощущениями. 1я х-ка
озн. признание первичности материи по отн. к сознанию, вторая - признание
принципиальной познаваемости мат. мира. Т.о. опр. материи предстает как сжатая,
свернутая формулировка материалистического решения ОВФ. Сл., оно сразу
позволяет провести разграничительные линии между материализмом, с одной
стороны, и идеализмом и агностицизмом - с другой. Вместе с тем ленинское
определение материи заключает в себе и такое содержание, которое отличает
диалектическое понимание мира от метафизического. В этом определении
отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды материи, нет перечисления
каких-либо ее конкретных характеристик. В традиции материализма были и другие
определения. Напр., многие материалисты 18-19 в определили материю как
совокупность неделимых корпускул (атомов), из которых построен мир. Но Ленин
дает совершенно иное определение материи. На каждом этапе познания и практики
ч-к осваивает только некоторые фрагменты и аспекты неисчерпаемого в своем многообразии
мира. Поэтому бессмысленно определять материю через перечисление ее известных
видов и форм, если учесть, что последующее развитие познания и практики будет
приводить к открытию новых, неизвестных ранее свойств, видов и форм материи.
Несостоятельны также попытки определить материю, рассматривая некоторые ее виды
в качестве своеобразных “первокирпичиков” мироздания. Здесь заранее
предполагается, что такие “п.” вечны, неизменны и не возник. ни из каких других
объектов (если же они возникают из какого-то предшествующего состояния материи,
то тогда они уже не могут рассматриваться в кач. последнего основания мат.
мира). Таким образом, остается только один способ определить материю - выделить
такой предельно общий признак, который характеризует любые виды материи независимо
от того, познаны они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим
признаком является свойство "быть объективной реальностью, существовать
вне нашего сознания". Определяя материю посредством этого признака,
диалектический материализм неявно предполагает бесконечное развитие материи и
ее неисчерпаемость.
42.Практика-специф.чел-ский способ отн-я к миру. Роль
п. в позн-ии.
Истина - адекв. отраж. объекта познающим субъектом,
воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо
от сознания. Истина ограниченна, т.к. отражает объект не целиком, а в известных
пределах, кот. постоянно изменяются и развиваются. Критерий истины заключается
в практике. Некот. положение является истинным, если можно доказать, применимо
ли оно в конкретной ситуации. Нельзя забывать, что практика не может полностью
подтвердить или опровергнуть то или иное высказывание. Практика постоянно
развивается, сл. расширяются и границы той или иной истины. Практика
многогранна - от эмпирич. опыта до строжайшего научного эксперимента. В
процессе развития истинного знания, наука и практика все больше выступают в
неразрывном единстве. В сфере реальн. отн-я людей к миру - к прир., о-ву, к
другим людям - формируются исходные стимулы развития всех форм чел. культуры.
Создаваемые в культуре, в матер. пр-ве, в регуляции отношений между людьми в
о-ве, и в сфере науки, иск-ва, ф. способы деятельности возникают как ответ на опред.
проблемы и задачи, связ. с воспроизводством чел. сущ-я в окр. реальном мире.
Ограничная связь видов чел. социально-культур. деят-сти с практикой в системе
культуры заключается в том, что все эти виды деят-сти имеют выход на практику,
обогащают ее возможности. Важнейшим каналом воздействия на практику косвенно
связанных с ней видов обществ. деят-сти явл. разв-е их с пом. самого ч-ка, его
способностей, направляемых им в ходе практически-преобразовательн. действия во
внешний мир. Структура: эл-ты процесса труда по Марксу: ч-к с его
целями, знаниями и навыками, осуществл. ч-ком операции целесообр. деят-сти;
объекты, включенные в ходе этих операций в опред. взаимодействия. Объекты
расчленяются по своим ф-ям на предмет труда, средства труда и продукты труда.
Труд как преобр. ч-ком в-ва природы предполагает взаимодействие всех этих
эл-тов. Формы: матер. производств. деят-сть,
практически-преобразовательн. деят-сть, социальн. практич. деятельность
(социальн., классовая борьба, революции и т.п.), технич. деят-сть (наука, НТР и
т.п.).
53. Философское понятие культуры. Культура и
цивилизация
Совокупность матер. и дух. ценностей, а также
способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества,
передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура - все
созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей;
качественная характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и
она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще
существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень
культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его
деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура: материальная
и духовная (не противопоставлять!). Цивилизация = окультуренная природа +
средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и
действовать в окультуренной среде своего обитания + обществ. отношения (формы
социальной организации культуры), обеспечивающие сущ-е Ц. и ее продолжение. Ц.
- социокультурное образование. Не Ц., а К. - единственный критерий социального
развития общества. Многообразными способами включается культура в движение
истории. Она выраж. личностную сторону деятельности ч-ка в обществе, выполн. F
трансляции опыта, знаний, рез-тов чел. деят-сти. Нов. идеи включаются затем в
историч. процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может
превратиться в фактор историч. развития и начать оказывать на него воздействие.
Пример - изобретение ядерн. оружия, которое с момента своего изобретения начало
влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной
угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира.Так создание
научно-технич. мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие
в обществе социальн., экономич. и политич. процессы. Но не все, что было
рождено человеческой мыслью вошло в обществ. жизнь, в культуру, стало моментом
историч. процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным
причинам, напр. изобрет. Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия не была к
этому готова); работы в обл. генетики советских ученых. В ходе обществ.
историч. процесса из тех "предложений", кот. идут со стороны
культуры, данным о-вом осуществляется "социальн. отбор" этих
предложений и то, каким он будет от текущ. состояния разв-я о-ва.
54. Строение и динамика научных знаний
Для науч. знания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и
теоретич. Для эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая деятельность. Теор. знание
- это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.
На эмпир. уровне выдел. 2 подуровня: наблюдений и эмпирич. знаний. Теория - это
обобщение практики, опыта или наблюдений. Теор. уровень имеет 2 подуровня: 1)
частн. теор. модели и законы; 2) развитая теория. Пытаться решить поставленную
проблему можно 2 путями: искать нужн. информацию или самост. иследовать ее с
помощью наблюдений, экспериментов и теор. мышления. Наблюдение и эксперимент
- важнейш. методы иссл-я в науч. знании. Науч. обобщения часто используют ряд
особых логических приемов: 1) прием универсализации, который состоит в том, что
общие моменты и свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов,
распростр. на все возможные случаи. 2) прием идеализации - указываюся условия,
при кот. описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как
в самой действительности они происходить не могут. 3) прием концептуализации -
в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получивщие
в них достаточно точный смысл и значение. Эмпир. и теор. уровни связаны,
предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало
теоретическому. В процессе науч. познания применяется мысленный эксперимент,
когда ученый в уме оперирует образами и понятиями, мысленно создает нужные
условия. Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и
подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез. Теория
- это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания,
дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и.т.д. Теория
- развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний.
Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм
современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а
также многообразие их классификаций. Различают описательные,
математизированные, интерпретационные, дедуктивные.
52. Человек, его природа, сущность. Смысл
человеческой жизни
Ч-к - это индивид. Индивид (от лат. individuum -
неделимое), первонач. - лат. перевод греч. понятия “атом” (впервые у Цицерона),
в дальнейш. - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд.
живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, соц. группы,
общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие к-л. явления,
отд. существа, ч-ка. В самом общем плане И. в качестве особенного,
характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется
типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной
части их. Личность - общежитейск. и науч. термин, обознач.: 1) чел.
индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле
слова) или 2) устойч. систему социально-значимых черт, хар-щих индивида как
члена того или иного о-ва или общности. Ч-ка ф. понимает как целостность. Сущность
ч-ка связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деят-стью,
в ходе кот. он оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. Ч-к -
совокупность всех обществ. отношений. 1) Идеалистич. и религиозно-мистич.
понимание ч. 2) Натуралистич. (биологич.) понимание ч. 3) Сущностное понимание
ч. 4) Целостное понимание ч. - развитая индивидуальность -многообразие соц.
качеств. Индивидуальность не только обладает разл. способностями, но еще и
представляет их целостность. Если понятие индивидуальности подводит
деятельность ч-ка под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и
гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерж.
в ней сознательно-волевое начало. Ч-к как индивидуальность выраж. себя в
продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой
они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать
обратное: в ней интересны именно поступки. Жизнеспособность человека покоится
на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей,
исходной формой этого усилия является подчинение обществ. нравственным
запретам, зрелой и развитой - работа по определ. смысла жизни. Сократ сч., что
ч-к более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении
программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и
зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для С. смысл чел. жизни
заключается в философствовании, в пост. самопознании, вечном поиске самого себя
путем испытания. Он считал, что поступки человека определяются степенью его
осведомленности. Фома Акв. считал, что в ч-ке нет никакой другой субстанциальной
формы, кроме одной лишь мыслительн. души, и что она как виртуально содержит в
себе чувствующую и питательную души, и содержит в себе все неизменные формы, и
одна производит все, что производят в других видах более несовершенные формы.
Маккиавели сч., что желания ч-ка ненасытны, и т.к. природа наделила человека
способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет ему достигать
лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная
неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это
заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к
будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|