45. Развитие общества как ест.-историч. процесс.
Базис и надстройка
Уже Аристотель указывал, что ч-ка побуждает к
действию интерес. Эта проблема играла огромную роль в размышленях философов
17-19 в. Любой ч-к живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он
как частица класса, обществ. группы он связан сдругими людьми одинак. условиями
существования, сходным образом жизни и общностью интересов. В этом и поисходит
сведение интересов индивида к интересам общества. Гегель: "Интересы"
двигают жизнью народов". Интерес существует объективно, независиво от
того, осознан он или нет. Без учета всех интересов общества оно не смогло бы
понять путей своего развития.
Субъект ист. процесса - личность, действ. сознательно
и ответственная за свои действия. Группа тж. может быть субъектом, если у нее
имеются общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет собой
целостность. Т.е. в данном случае группу можно рассматривать как социальн.
субъект, в кач-ве кот. могут выступать та или иная соц. группа, народ, чел-во.
Основные соц. субъектами исторического процесса явл. обществ. классы. Борьба
классов была движ. силой общ. развития на определенной его стадии. Роль соц.
субъекта могут играть тж и такие историч. общности, как народности и нации,
когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя определенной цели, но
нации всегда возглавляются классами, кот. и в этом случае остаются осн. движ.
силами и субъектами ист. процесса. В совр. мире проблема субъекта ист. процесса
приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о
превращении всего чел-ва, всего мирового сообщества в субъекта ист. процесса.
Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими матер.
возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития
о-ва. Сл. в развитии производит. сил следует искать объ. критерий общ.
прогресса. Высшим и всеобщим объ. критерием общ. прогресса явл. развитие
производит. сил, включая развитие самого человека. Все обществ. отношения
разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). В
общественной жизни объективное и субъективное, практическое и духовное
неразделимы. Решающий структурообраз. эл-т всей системы общ. отн-й явл. произв.
отн-я. Они предст. собой 1) сторону способа пр-ва обществ. форму функц-я и р-я
произв. сил; 2) объ. основу, кот. складыв. независимо от общ. сознания,
определяет его, над кот. возвыш. не только общ. созн., но и вся совокупность
идеологич. отн-й, сил, явлений. Произв. отн-я, рассмотренные в разных аспектах,
позв. раскрыть разл. типы связей, что фиксируется в категориях, позвол.
выразить эти многообр. связи. Для этого Маркс вводит понятия базиса и
надстройки. Б. - экономич. строй о-ва, система произв. отн-й, над кот.
возвыш. надстройка, включ обществ. сознание, идеологич. отн-я и закрепляющие их
обществ. учреждения и орг-ции. С пом. этих категорий выдел. отнош-я первичн. и
вторичн. завис-сти. Базис воздейств. на надстройку (гос. устр-во), надстр. тж.
влияет на базис, т.к. это сфера практ. деят-сти людей, стремящихся упрочить/изменить/преобразовать
сущ. систему общ. отн-й. Причина - интересы (прежде всего матер.). Полож. соц.
групп в о-ве опр-ся их отн-ем к собств-сти, сл. заинтересованность в
присв./защите ср-в.
48. Движущие силы и субъекты исторического процесса
Уже Аристотель указывал, что ч-ка побуждает к
действию интерес. Эта проблема играла огромную роль в размышленях философов
17-19 в. Любой ч-к живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он
как частица класса, обществ. группы он связан сдругими людьми одинак. условиями
существования, сходным образом жизни и общностью интересов. В этом и поисходит
сведение интересов индивида к интересам общества. Гегель: "Интересы"
двигают жизнью народов". Интерес существует объективно, независиво от
того, осознан он или нет. Без учета всех интересов общества оно не смогло бы
понять путей своего развития. Субъект ист. процесса - личность, действ.
сознательно и ответственная за свои действия. Группа тж. может быть субъектом,
если у нее имеются общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет
собой целостность. Т.е. в данном случае группу можно рассматривать как
социальн. субъект, в кач-ве кот. могут выступать та или иная соц. группа,
народ, чел-во. Основные соц. субъектами исторического процесса явл. обществ.
классы. Борьба классов была движ. силой общ. развития на определенной его
стадии. Роль соц. субъекта могут играть тж и такие историч. общности, как
народности и нации, когда они обретают самосознание и сплачиваются во имя
определенной цели, но нации всегда возглавляются классами, кот. и в этом случае
остаются осн. движ. силами и субъектами ист. процесса. В совр. мире проблема
субъекта ист. процесса приобретает новые смысловые грани. В наше время
правомерно ставить вопрос о превращении всего чел-ва, всего мирового сообщества
в субъекта ист. процесса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс,
чем более широкими матер. возможностями обладает человек в своей деятельности,
тем выше уровень развития о-ва. Сл. в развитии производит. сил следует искать
объ. критерий общ. прогресса. Высшим и всеобщим объ. критерием общ. прогресса
явл. развитие производит. сил, включая развитие самого человека.
29.Осн.напр.совр.зап.ф., сущностн. анализ их
концепций (по выбору)
20 в. своей культурно-исторической рев-цией вызвал к
жизни мн-во течений, отраж. духовные поиски западного мира в условиях глубоких
соц-эк. потрясений. Напряженность ф. исканий обуславливалась тж. нарастанием глобальн.
кризисов как в самих основах чел. сущ-я, так и во взаимоотношениях ч-ка и
природы. Трагические реальности 20 в. заставили со всей остротой поставить
вопрос о самой природе человека. Впервые в истории сам ч-к стал проблемой. Все
это стимулировало появление ф. антропологии, задачи к-рой создать целостный
"образ человека" в свете трагического опыта, пережитого человечеством
в новейшую историю. Сюда примыкают персонализм, экзистенциализм, течение “ф.
жизни”. Неопозитивизм - задача ф. в логическом анализе "языка
науки". Своими методологич. и конкретно-научными исследованиями они внесли
серьезный вклад в развитие матем. логики, семантики, оснований математики и
логики науки. Неотомизм - восходит к идейным принципам Ф.Аквинского,
выдвинувшего принцип "гармонии и разума веры". Получил признание
Ватикана. Пыт. использовать достижения наук для док-ва сущ-я Бога. Прагматизм
- ф-фы этого направл-я отталкивались от принципа практичности. Ф. должна
перестать быть простым размышлением о мире, началах бытия и сознания, она
должна стать общим методом решения тех практич. проблем, кот. возн. ежедневно
перед людьми в различных жизненных ситуациях. Противоположна экзистенциализму и
ф. жизни. Смысл жизни видят в достижении успеха. Представители Джон Дью, Вильям
Пирс, Вильям Джемс. Развилась в 70-е годы XIX века в США. Экзистенциализм
(ф. существования) - иррационалистич. направление (отрицает как матер. так и
идеал.) возникло в конце первой мировой войны, основатели Шестов, Бердяев.
Затем развив. в Германии (Хайдеггер, Ясперс) после 2 мир. войны во Франции
(Камю, Сартр). В конце 50-х получил распространение в США и др. странах.
Примыкают религиозные направления: Франц. персонализм (Лакруа, Недонсель), нем.
диалектическая теология (Тиллех, Гультман). Э. подразделяется на религиозный
(Шестов, Бубер, Бердяев, Ясперс) и атеистический (Хайдеггер, Камю,
Сартр). Э. сформировался на идеях Ницше, Достоевского, Паскаля. Осн.
проблемы: 1) онтологич. проблема (бытия), бытие - не опытная данная
реальность, не умопостигаемая сущность, это то, что можно постичь через
интуицию. Экзистенция - это мое бытие, то как я живу. Оно конечно, открыто,
незамкнуто. Экзистенция крепко повязана со временем. Изменения в жизни чел.
наз-ся модусами бытия. Смысл бытия в трансцеденции. Р.Э.: смысл бытия Бог;
А.Э.: жизнь в целом абсурдна (смысла нет); 2) проблема свободы (особенно
русские и Ясперс). Отвергают, что свобода осознанная необходимость, и что
свобода раскрытие возможностей ч-ка. Свобода вытекает из бытия. Р.Э.: свободным
может быть верующий; А.Э.: только ч-к может определять свою жизнь, сл. ч-к
принципиально одинок - крайний индивидуализм. Если ч-к не свободен - он не
личность. У ч-ка нет ограничителей свободы, люди объединяются, только бунтуя
против жизни. Вывод: Э. - ф. кризиса и на ее базе возн. новые левые -
культ насилия. (Ф. жизни - иррац. напр. Базируется на объяснении понятия
жизни (интуитивно постигаемая реальность, кот. не равна ни духу, ни материи ).
Основные представители Т.Лессинг, Ф Клавис. Жизнь - то, что возникает
естественно, бытие - то, что возникает искусственно. Критиков. матер-м и рац.
идеализм Канта и Гегеля. Школы: Соц.биолог., историч. школа (Шпенглер,
Дильтей). Наиболее полно смысл человека раскрывается в историч. опыте общества.
Ввели новую методологию: Герменевтика и понимающая психология. Жизнь понимается
как что-то посланное вселенной. Делают упор на решение проблемы творчества (Т.
- синоним жизни). Ф. трагическая как и Э, она фаталистическая и пессимистичная.
Была популярна в первой четверти 20 века (декаденты, символисты)).
36. Мышление и язык
В языке отраж. диал-ка общего и единичного, облад.
мощной спос-стью к обощению. Речев. выр-е индив., неповт. ситуаций стирает
черты индив-сти. Вместе с тем язык обл. мех-ми индивидуализации предметов,
событий, указаний на конкр. единичн. явл (напр., имена собств., опис. инд.
черт, пространств. локализации, врем. даты и их сочет. Процедуры индивидуализ.
имеют больш. знач-е для выд-я конкр. единичн. события, факта, обесп. информативн.
хар-р познания. Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении,
развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески
познающего мышления. Единичное характеризует отдельный предмет,
явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим
св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее
- объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их
однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе
явлений или единой системе связей. Познание мира с т.зр. соотн-я “е-о” предпол.
умение сравнивать предметы, выявл. их сходсто и разл-е, осознавать отдельн.,
единичн. хар-р реальн. предм., классифиц. их. Реaльн. предметы единичны, общее
в отл. от ед. представл. не конкр. простр-временными предметами, а чертами
сходства.
37. Основные законы диалектики, их методолог.
значение (по выбору)
Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и
становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод
творчески познающего мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ.
явлений, раскрытия закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти.
Через диал-ку форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. -
всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей
исторически сложившейся системы категорий и законов. В марксизме Д. выступает
как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и
мышления. Материалистич. Д. выражается в системе филос. категорий и законов.
Одной из центр. проблем античн ф. - пробл. единого и многого. Со временем она
превр. в пробл. связи единичн./общего, части/целого и т.д. Такие универс. связи
бытия стали важными предметом д-ки. Главные законы: 1) превращение
количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и
превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба
противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания
- спиральная форма развития. Диал. отриц. вкл. в себя триединый пр-с: 1)
Деструкция (разруш., преодол.) прежнего. Обесп. почву для след. фазы пр-са. Но
сама по себе деструкция отрабывала бы процесс вспять, разрушала бы предпосылки
продвиж-я к след. фазам. Нор. продолжение пр-са, его связь, единство,
целостность обесп. 2) кумуляция - частич. сохранение, преемственность. Без
этого пр-с всегда возращался бы к исх. точке, сл. движ. нарастает, движ. к фазе
3) конструкция - новации, формир. качеств. новых связей,F, черт. Реальн.
аналогом о.о. в прир. и о-ве служат спиралевидн. процессы, сочет. цикличность,
относит. повторяемость и поступат-сть: рождение и смерть, истор. пр-с.
38. Универсальные принципы связи и развития бытия
Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и
становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод
творчески познающего мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ.
явлений, раскрытия закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти.
Через диал-ку форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. -
всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей
исторически сложившейся системы категорий и законов. В марксизме Д. выступает
как учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития бытия и
мышления. Материалистич. Д. выражается в системе филос. категорий и законов.
Одной из центр. проблем античн ф. - пробл. единого и многого. Со временем она
превр. в пробл. связи единичн./общего, части/целого и т.д. Такие универс. связи
бытия стали важными предметом д-ки. Формой познания сложных, гибких,
противореч. унив. связей бытия служат категории диалектики, напр.
единичн./общее, явление/сущность, форма/содерж., прич./следств.,
необх./случайн., возм-сть/дейст-сть. Для Д. хар-но формирование парных
категорий, отраж. полярн. стороны целостных явлений, процессов. Диал. хар-р
отношений выр-ся в противоп., но неразрывно связ. понятиях, их единстве,
переходах друг в друга, взаимодействии. В сочет., взиамодополн. категории
диал-ки образ. сеть унив. понятий, спосбн. отражать подвижность и противор-я
бытия. 2 принципа: Принцип целостности: проблема несводимости
целостности к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в
сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Принцип детерминизма:
реальные природные, обществ. и психич. явления и процессы детерминированны,
т.е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в рез-те действия
опред. причин, обусловлены ими.
39.Катег.диал-ки (единичн./общее, явление/сущность,
форма/содерж., прич./следств., необх./случайн., возм-сть/дейст-сть - по выбору)
Д. - учение о наиболее общих закономерных связях и
становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод
творчески познающего мышления. Материалистич. д. - метод изуч-я различ.
явлений, раскрытия закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти.
Через диал-ку форм, методов, приемов познания раскрыв. мир. Осн. принципы Д. -
всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей
исторически сложившейся системы категорий и законов. Одной из центр. проблем
античн ф. - пробл. единого и многого. Со временем она превр. в пробл. связи
единичн./общего, части/целого и т.д. Такие универс. связи бытия стали важными
предметом д-ки. Формой познания сложных, гибких, противореч. унив. связей бытия
служат категории диалектики. Для Д. хар-но формирование парных категорий,
отраж. полярн. стороны целостных явлений, процессов. Диал. хар-р отношений
выр-ся в противоп., но неразрывно связ. понятиях, их единстве, переходах друг в
друга, взаимодействии. В сочет., взиамодополн. категории диал-ки образ. сеть
унив. понятий, спосбн. отражать подвижность и противор-я бытия.(Сущность -
внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного
предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др.
хар-ки. Явление - внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые
хар-ки того или иного предмета. Содержание - совокупность различных элементов и
их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета,
явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того
или иного содержания. Причина-следствие (simple). Качество - целостная,
интегральная хар-ка предмета (единство его св-в) в системе его связей и
отношений с другими предметами. Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов
по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах
и числах. Мера - диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных
измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета.
Скачок - переход количественных измерений в качественные или переход из одного
качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры). Категории
системного исследования: система - упорядоченное мн-во взаимосвязанных эл-тов,
обладающее структурой и организацией; эл-т - неразложимый далее компонент
сложных предметов, явлений, процессов; структура - относительно устойчивый
способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.) Единичное
характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим
пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему,
предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во
характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях,
принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.
Познание мира с т.зр. соотн-я “е-о” предпол. умение сравнивать предметы, выявл.
их сходсто и разл-е, осознавать отдельн., единичн. хар-р реальн. предм.,
классифиц. их. Рельн. предметы единичны, общее в отл. от ед. представл. не
конкр. простр-временными предметами, а чертами сходства. Этому посв. полемика
ном. и реализма. Диал-ка е. и. о. проявл. в том, что общее не сущ. само по
себе, а связ. с единичным, сущ. в нем и через него. Единичное же входит в тот
или иной класс предм., заключ. в себе его общ. черты. Общее мыслится не как
голая абстракция, но в неразрыв. связи с многообразием единичн предметов.
Диал-ка общего и единичного отраж. в языке, облад. мощной спос-стью к обощению.
Речев. выр-е индив., неповт. ситуаций стирает черты индив-сти. Вместе с тем
язык обл. мех-ми индивидуализации предметов, событий, указаний на конкр.
единичн. явл (напр., имена собств., опис. инд. черт, пространств. локализации,
врем. даты и их сочет. Процедуры индивидуализ. имеют больш. знач-е для выд-я
конкр. единичн. события, факта, обесп. информативн. хар-р познания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|