Русская религиозная философия конца XIX- начала XX вв. (Вл. Соловьев, Н. Бердяев, В. Розанов, С. Бул...
БЕЛОРУССКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ
Р Е Ф Е Р А Т
ПО ФИЛОСОФИИ
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
КОНЦА ХIХ – НАЧАЛА ХХ вв.
Вл. СОЛОВЬЕВ, Н. БЕРДЯЕВ, В. РОЗАНОВ, С. БУЛГАКОВ
Студента МТФ группы 104218
Грицаенко Д.В.
г. Минск – 1999 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . 1
1. Новое
религиозное сознание . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . 2
2.
Религиозно – философские собрания . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . 2
3. Духовный
Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный смысл . . . 3
4.
Теоретическая философия
Вл. Соловьева . . . . . . . . . . . . . . . . .
. 6
5.
Религиозно – философская проблематика Вл. Соловьева . . . . . .
. . . . 8
6.
Биографическая справка . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . 13
Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . 19
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . 23
ВВЕДЕНИЕ
Значительную роль
и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX - XX в.в. оказали работы выдающихся русских философов В.
Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Булгакова и др.
Русской религиозной философии XX века
современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено
несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены
мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная
философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический
разлом Российской империи. В-третьих, философия в России начала века
формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в
этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям.
Будучи продуктом
отражения социально-исторической реальности, русская религиозная философия ХХ
века представляла собой такую картину мира, в которой социальная революция была
трансформирована в эсхатологию, а новая эпоха была воспринята ими как
всемирно-историческая трагедия и неудача истории.
Волею
исторических событий большая часть русских философов была вынуждена
эмигрировать, но не все ее главные представители стали идеологами эмиграции и
ее активными философами. Взгляды Бердяева, Булгакова и Шестова именно в
эмиграции приобрели свое окончательное завершение.
Преодоление
кризиса, в котором оказались философский теизм и славянофильство, стало
главным делом религиозного философа Вл. Соловьева. Его система явилась новым
этапом в эволюции религиозной философии, последователи которой попытались
сделать ее идеологически активной уже в начале столетия. В основе деятельности
Соловьева лежали следующие кардинальные устремления: осуществить под знаком
«всеединства» «гармонический синтез религии, науки и философии»; объединить
рациональный, эмпирический и мистический виды познания; представить историю
как процесс «богочеловеческий»; указать пути социального обновления и
активизации. Обоснование Соловьевым историософских конструкций с позиций
религиозного объективного идеализма сочеталось с либеральным характером его
общественно-политических взглядов. Вл. Соловьев, модернизировавший
традиционную проблематику русской идеалистической философии, при жизни не был популярен
среди русской интеллигенции.
Русская религиозная философия XX в. формировалась не только в тесной
связи с прежними религиозно-идеалистическими течениями в России, в интенсивном
общении с современными ей отечественными школами идеализма, но также пыталась
опереться на достижения многовековой идеалистической традиции европейской
мысли, используя идеи Платона и патристики, немецкого классического идеализма,
Шопенгауэра, Ницше, Джемса, неокантианства и феноменологии. В XX в. русский
религиозный идеализм дорос до лидирующих школ новейшего идеализма Германии,
Англии, Франции, США и других стран Запада, а в чем-то и перерос их, предложив
общественному сознанию различные варианты экзистенциализма (Шестов, Бердяев),
философии всеединства (Булгаков, Флоренский, Франк), пансексуализма (Розанов),
многочисленные версии религиозного модернизма, «социального» христианства .
Глубина и
резкость поворотов истории, невиданное ускорение темпов исторической жизни,
безусловно, содействовали особенно интенсивному стремлению осмыслить на фоне
крушения одной и начала другой эпохи небывалость и «талантливость» времени.
Было бы ошибкой считать, что достижения русской религиозной философии XX в. не
имеют, хотя бы в какой-то степени, прогрессивное и конструктивное значение.
1.
«НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ».
Новейший
религиозный идеализм в России конца XIX — начала XX в., вместе с общественной
деятельностью его главных представителей, получил в советской и зарубежной
историографии несколько определений: «новое религиозное сознание»,
«богоискательство», «веховство», «духовный ренессанс начала XX века». Исторически
первым (до первой русской революции) возникло понятие «новое религиозное
сознание», обозначившее лидирующую группу религиозных идеалистов (Мережковский,
Бердяев, Розанов, Булгаков и др.). После революции 1905—1907 гг. получило
распространение понятие «богоискательство», широко использовавшееся публицистикой
для обозначения писаний религиозных философов в России того времени.
«Новое религиозное сознание» лишь у истоков несло на себе печать замкнутости и
кружковщины. Очень скоро оно стало воспринимать себя не как связанное с какими-либо
университетско - академическими потребностями и кругами, не как философскую
школу или направление, а в качестве выразителя духовного состояния общества,
его самочувствия и самосознания, его здоровья и болезни одновременно.
Разными путями приходили к «духовному ренессансу» его многочисленные и
непохожие друг на друга представители. «Новое религиозное сознание» объединило
в себе людей, пришедших, во-первых, от неославянофильства и консерватизма (В.
Розанов), во-вторых, от декадентства и мелкобуржуазной революционности (Д. Мережковский,
Н. Минский, Д. Философов), в-третьих, от «легального марксизма», неокантианства
и буржуазно-демократического либерализма (С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк).
«Новое
религиозное сознание», или богоискательство,— сложное и противоречивое образование
не только потому, что в него входили люди, стоявшие на различных социально-политических
позициях и выражавшие интересы разнородных социальных групп и сословий
эксплуататорской России, но и потому, что это течение с момента своего
зарождения до упадка проделало определенную внутреннюю эволюцию. Вначале
Мережковский и Розанов возглавили соответственно левый и правый
социально-политические фланги «нового религиозного сознания». Вакуум в центре
вскоре (к 1905 г.) заполнили бывшие «легальные марксисты» Булгаков, Бердяев,
Франк и др.
Рассматриваемое
религиозно-философское течение с самого начала было явлением одновременно
буржуазного и помещичьего сознания. Оно было буржуазным в том смысле, что
отражало определенные религиозно-реформаторские настроения мелкой буржуазии и
заключало в себе отдельные идеи анархизма и либерального народничества. Их
представителем и выразителем в религиозной публицистике явился Д.
Мережковский. Помещичьим, «докапиталистическим» это течение было постольку,
поскольку к нему принадлежал В. Розанов, откровенный защитник самодержавия,
консерватор патриархально-феодального типа.
В дальнейшем
социально-политическое и классовое представительство «нового религиозного
сознания» было осложнено вхождением в него довольно влиятельной группы
либерально-буржуазных мыслителей (Булгаков, Бердяев и др.), которые самим
вхождением в это течение мировоззренчески и идеологически завершили переход с
неокантианско - ревизионистских и буржуазно-демократических позиций периода их
принадлежности к «легальному марксизму» второй половины 90-х годов к
религиозной философии и кадетскому либерализму.
2. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СОБРАНИЯ
Первыми крупными
представителями богоискательства были Мережковский и Розанов. Их деятельность
по пропаганде религиозно-модернистских идей началась с конца 90-х годов,
сначала на квартире Мережковских и в различных литературно-художественных
салонах Петербурга, а затем на «религиозно-философских собраниях», официально
открытых в конце 1901 г. Несмотря на то что работа собраний контролировалась
синодом, они дали возможность светским религиозным философам и богословам
высказать свои претензии к официальному православию и свои предложения по
поводу той, как они полагали, явно неудовлетворительной роли церкви, которую
она играла в резко изменившихся условиях общественной жизни России. Цель
собраний состояла, по замыслу их инициаторов, в том, чтобы сделать церковь
главным инструментом ослабления классовой борьбы, «крайностей» самодержавия,
основной социальной («культурно-исторической») силой, долженствующей объединить
и «примирить» вокруг себя все общественные слои и классы, ибо, по
утверждению их участников, «возрождение России может совершиться на религиозной
почве» .
После закрытия
религиозно-философских собраний активность их участников сконцентрировалась
вокруг журнала «Новый путь», который взял на себя функции пропаганды
религиозной философии, борьбы с позитивизмом, материализмом и идеями
социализма. «…Не следует забывать,—писал в 1904 году Булгаков,—что в наш
рационалистический век и самая пламенная религиозная вера должна получить
философское оправдание и закалиться в горниле философских сомнений. Поэтому
философский идеализм есть необходимый путь к религии, представляет станцию, которой
не может миновать современный человек в своем стремлении к религиозному
мировоззрению» .
Сначала
такая постановка вопроса об отношении философии к религии вызывала со стороны
«Нового пути» возражения. Исходя из безоговорочного принятия религии,
новопутейцы заявили о недопустимости оправдания религии, ибо это занятие
ставило религию в зависимость от успеха ее оправдания. На деле спор шел лишь об
оттенках подхода к религии двух групп богоискателей. И в том и в другом случае
речь шла о модернизации христианства и о более или менее последовательной
выработке различных религиозно-философских доктрин, отвечавших (в основном)
политике либерализма по отношению к религии и церкви.
Социальным
коррелятом идей и проектов деятелей «нового религиозного сознания» была
объективная потребность молодого русского империализма подчинить своим
интересам религию и церковь. Безусловно, это предполагало определенную
модернизацию идеологии и организации церкви, но ее главная функция должна была
остаться прежней.
К 1905 году Булгаков предельно
кратко перечислил основные черты антипозитивистского идеализма «нового религиозного
сознания»: «. . .трансцендентный реализм в гносеологии и онтологии,
спиритуализм в метафизике, большая или меньшая близость к христианскому теизму,
понимаемому как религия богочеловечества, в религиозной философии. Истинным
духовным отцом русского идеализма, дело которого приходится продолжать и
развивать теперешнему философскому поколению, является Владимир Соловьев» .
3.
ДУХОВНЫЙ РЕНЕССАНС НАЧАЛА XX В.
ЕГО
СУЩНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ
К концу первого десятилетия XX в. результатом бурно расцветшего
кризисного и декадентского религиозно-философского мышления стал в России
духовный ренессанс начала XX в.
Круг вопросов,
захвативших умы религиозных философов, был поистине безграничен. Основные темы
и категории «нового религиозного сознания» связывались, во-первых, с
различными «позитивными» дуалистическими или плюралистическими началами,
подлежащими «синтезу», и философствованием по поводу долженствующего
воплощения этого «синтеза»; во-вторых, с проблематикой антагонистических явлений
и обсуждением форм их действительного или возможного примирения.
Если
попытаться в рамках этих двух типов проблем выделить их основные комбинации, то
получится следующая таблица.
I.
«ПОЗИТИВНЫЕ» ПРОБЛЕМЫ «НОВОГО РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ»
Дуалистические и плюралистические начала, подлежащие
синтезу в «новой культуре и жизни (религии)»
1. Бог — человек, общество, человечество; «небо —
земля»
2. Теогония — космогония — антропогония — история
2.Христианство
— язычество (античность); жизнь — религия
4. Бог — государство (власть)
Их
долженствующее и ожидаемое разрешение
богочеловечество
«становящееся всеединство», реализация «божьего замысла о мире и
человеке» и т. п.
в аспекте социальном и в плане духовной
культуры: осуществление «духовного возрождения»
теократия: новая,
истинная, «свободная», «анархическая»;
«христианская
общественность»
5. Трансцендентное
— имманентное —
ноуменальное
экстаз,
трансцендирование, вечность; «антиномический синтез»; духовный, ноуменальный
мир
6 Дух—плоть
(тело, воплощение)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|